Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Основы тхэквондо (WTF)


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

Форум | Гостевая книга  

 

НОВОСТИ САЙТА

 
   
 

ВОСПРИЯТИЕ

 

ЧТО ТАКОЕ ВОСПРИЯТИЕ?

Восприятием называется непрерывная деятельность головного мозга по классификации и определению информации, поступающей от органов чувств. От нашего восприятия событий и явлений окружающей действительности зависят наши ответные реакции на внешние раздражители. Эффективные и квалифицированные действия на тренировках и соревнованиях во многом определяются восприятием.

Способность к восприятию часто может снижаться или полностью блокироваться усталостью, эмоциональным возбуждением, психической неустойчивостью, недостаточной тренированностью, невниманием к деталям и поглощенностью побочными раздражителями.

Нет двух людей, которые одинаково воспринимали бы одни и теп же предмет или явление. Некоторые воспринимают события и ситуации в целом, другие предпочитают разбивать их на составляющие. У одних лучше развито визуальное восприятие, а у других осязательное Многим удается комбинировать различные виды восприятия или переключаться с одного на другой. Чтобы развить собственные навыки восприятия, нужно определить, какой из его видов для вас наиболее приемлем, и сосредоточиться на его оттачивании.

 

ИСТОЧНИКИ ВОСПРИЯТИЯ

Восприятие является первым звеном в цепочке действий. Прежде чем отреагировать на любое событие, вы должны воспринять его и осознать необходимость ответных действий. Существует четыре ступени восприятия;

1. Обнаружение - осознание наличия внешнего раздражителя.

2. Различение - определение разницы между видами раздражителей.

3. Узнавание - выявление в раздражителе знакомых признаков.

4. Отождествление - выбор ответного действия на раздражитель.

Пример: во время спарринга соперник наносит вам удар кулаком в живот. Сначала вы должны осознать, что он предпринял действие, требующее от вас ответной реакции (обнаружение). Затем вы должны определить, какое действие соперника требует от вас повышенного внимания и какие действия он предпринимает, чтобы ввести вас в заблуждение (различение). Потом вы сравниваете основное действие соперника с подобными движениями, которым раньше вам уже приходилось противодействовать, и определяете его конечную цель (узнавание). Наконец, вы выбираете наилучший ответ на его действие (отождествление).

 

КАК РАЗВИВАТЬ ВОСПРИЯТИЕ

Поскольку восприятие представляет собой в первую очередь процесс узнавания и ответной реакции, лучшим способом развития его будет моделирование ситуаций, в которых от вас требуется быстрое распознавание действий соперника и такое же быстрое реагирование на них. При многократном повторении подобных ситуаций вы учитесь быстрее узнавать наиболее часто применяемые движения или комбинации движений соперника. Это дает вам возможность определять цель действий соперника и адекватно отвечать на них, не задумываясь, что было бы необходимо в том случае, если бы вы впервые столкнулись с проводимым против вас приемом. Ваша реакция становится быстрее, если вы не оказываетесь перед необходимостью сложного выбора.

Второй путь развития восприятия состоит в постоянном совершенствовании технического мастерства. Выберите ограниченное количество простых приемов и доводите их выполнение до идеального уровня. Если каждый раз перед нанесением удара кулаком вы не будете задумываться о том, как это делается, ваши контратакующие действия станут значительно быстрее и эффективнее, чем атаки неопытного спортсмена.

Пример. Если вы знаете, что традиционной контратакой против удара правой ногой с разворотом является также удар правой ногой с разворотом, и постоянно отрабатываете этот прием, то постепенно доводите его выполнение до автоматизма. Когда вы видите, что соперник проводит против вас удар правой ногой с разворотом, то отвечаете на него, не задумываясь. Если же вы не знаете об этом контратакующем действии и не отрабатываете его, то один раз вы можете ответить ударом правой ногой с разворотом, другой раз - блоком и ударом кулаком, а третий - передним ударом ногой. Чтобы выбрать какое-то одно из этих ответных действий, вам потребуется лишнее время, что существенно снизит скорость реагирования.

Практика и знания - вот основные требования для развития восприятия.

 

ПРИМЕЧАНИЯ ДЛЯ ИНСТРУКТОРА

1. Многие из предложенных упражнений по развитию восприятия учащиеся должны выполнять с закрытыми глазами, лишаясь, таким образом, привычного для них способа восприятия окружающего. Поэтому от вас требуется внимательно следить за их действиями или распределить учащихся по парам с партнерами, которые могли бы в случае необходимости прийти начинающим спортсменам на помощь.

2. При выполнении упражнений по развитию восприятия каждый учащийся или группа учащихся должны располагать достаточным свободным пространством.

3. Упражнения по развитию восприятия можно преподносить в игровой форме, добавляя элемент разнообразия в групповые тренировки, что особенно необходимо при занятиях с детьми. После отработки каждого упражнения продемонстрируйте, как оно применяется в спарринге или техниках самообороны.

 1.   Прыжок с разворотом

Правильное выполнение: поднимите вверх правую руку и, выпрыгнув, совершите в воздухе оборот вокруг своей оси вправо на 360 градусов. Затем поднимите левую руку и выполните прыжок с оборотом вокруг своей оси влево на 360 градусов. Старайтесь приземлиться в ту же точку, откуда выпрыгивали.

Вариант: 1А. Если вы легко можете выполнить прыжок с разворотом на 360 градусов, постарайтесь совершить в воздухе полтора или два оборота.

Основная польза: развивается пространственное восприятие.

Дополнительная польза: равновесие.

Применение в боевых искусствах: это упражнение развивает способность контролировать тело и следить за окружающей обстановкой в движении. Пространственное восприятие в движении необходимо для выполнения установочных упражнений и для восприятия окружающей обстановки в спарринге и ближнем бою.

 2.   Вращение на месте

Правильное выполнение: совершите десять-пятнадцать оборотов вокруг своей оси, а затем сразу же постарайтесь пройти по прямой линии.

Основная польза: развивается пространственное восприятие.

Дополнительная польза: координация, равновесие.

Применение в боевых искусствах: уменьшается головокружение при выполнении приемов с вращением и сокращается период восстановления после выполнения техник с вращением.

Предостережения: занимайтесь на открытом месте, свободном от препятствий и острых предметов.

 3. Уклонение от мяча

Правильное выполнение: группа занимающихся выстраивается по окружности, а один спортсмен становится в центр круга. Находящиеся по периметру круга спортсмены бросают мягкий мяч в стоящего в центре, стараясь попасть в любую точку его тела, кроме головы. Тот, кому это удастся, меняется местами с не сумевшим увернуться от мяча участником.

Варианты:

ЗА. В центр круга становятся два (или больше) спортсмена, а остальные бросают в них двумя (или больше) мячами.

ЗБ. Бросающие становятся не в круг, а вдоль двух линий лицом друг к другу.

Основная польза: развивается пространственное восприятие.

Дополнительная польза: ловкость, скорость.

Применение в боевых искусствах: развиваются техника перемещения и способность уклоняться от ударов.

Предостережения: для снижения риска возможных травм дети бросают мяч только ниже уровня коленей.

 4.  Прыжки через ремень

Правильное выполнение:

- один спортсмен держит в руках ремень, а второй становится приблизительно в метре от него;

- первый спортсмен разворачивается вокруг своей оси и вращает ремнем над самым полом;

- второй спортсмен перепрыгивает через ремень.

Варианты:

4А. Вращения выполняются с разной скоростью.

4Б. Первый спортсмен держит два ремня, по одному в каждой руке.

4В. Вращения выполняются неожиданно.

4Д. Ремень вращается на уровне головы, и второй спортсмен должен поднырнуть под него.

Основная польза: развивается пространственное восприятие.

Дополнительная польза: ловкость, координация, чувство времени.

Применение в боевых искусствах: сокращается время реакции при выборе ответных действий.

Предостережения: при вращении ремня на уровне головы защитите предохранительными щитками глаза и уши.

 5.  Выполнение установочных упражнении с закрытыми глазами

Правильное выполнение: закройте глаза и выполните любое установочное упражнение, обращая основное внимание на то, чтобы двигаться в нужном направлении. На первых занятиях можно периодически открывать глаза и проверять, в правильном ли направлении вы перемещаетесь.

Вариант: 5А. Закройте глаза и попытайтесь выполнить комбинацию технических приемов в движении по прямой линии.

Основная польза: развивается пространственное восприятие.

Дополнительная польза: координация, равновесие.

Применение в боевых искусствах: развивается способность перемещаться в пространстве, не полагаясь исключительно на зрительное восприятие. Развитие незрительного восприятия дает более полную картину окружающей обстановки.

Предостережения: обязательно занимайтесь с партнером и только в местах, свободных от препятствий и острых предметов.

 6. Ловля предмета с закрытыми глазами

Правильное выполнение: подбросьте вверх какой-либо небольшой предмет, например маленький мяч, закройте глаза и попытайтесь поймать его.

Основная польза: развивается восприятие расстояния по памяти.

Применение в боевых искусствах: развивается способность оценивать расстояние только по памяти.

Предостережения: обязательно занимайтесь с партнером и только в местах, свободных от препятствий и острых предметов.

 7. Ловля предмета вслепую

Правильное выполнение: сначала закройте глаза, а затем подбросьте вверх какой-либо небольшой предмет. Не открывая глаз, попытайтесь поймать его.

Основная польза: развивается восприятие расстояния по звуку.

Применение в боевых искусствах: развивается способность оценивать расстояние только по звуку, что необходимо для ведения боя в темных или плохо освещенных местах.

Предостережения: обязательно занимайтесь с партнером и только в местах, свободных от препятствий и острых предметов.

 8.  Отработка приемов контратаки

Правильное выполнение: встаньте напротив партнера на расстоянии вытянутой руки. Партнер проводит разнообразные атаки рукой, а вы встречаете их соответствующими блоками. Начинайте с ограниченного количества техник и постепенно расширяйте упражнение до свободного обмена ударами.

Варианты:

8А. В упражнении можно использовать техники ударов ногами, захватов и бросков в соответствии со спецификой изучаемого вами боевого искусства.

8Б. Упражнение можно выполнять в группе, когда один спортсмен становится в центре круга, а остальные в произвольном порядке поочередно атакуют его.

Основная польза: развиваются навыки различения и отождествления.

Дополнительная польза: координация, точность, чувство времени.

Применение в боевых искусствах: развивается способность распознавать разнообразные виды атак и быстро отвечать на них соответствующими действиями.

Предостережения: упражнение проводите в режиме легкого контакта и используйте необходимое защитное снаряжение.

 9. Упражнение с мишенью

Правильное выполнение: один спортсмен периодически выставляет в сторону ручную мишень, а второй наносит по ней определенный удар рукой или ногой.

Варианты:

9А. Мишень выставляется через разные промежутки времени.

9Б. Мишень убирается через 2-5 секунд в зависимости от уровня мастерства атакующего.

9В. Мишень выставляется в разных положениях, в зависимости от которых атакующий самостоятельно выбирает тип удара (например, прямо - для прямого удара ногой, в сторону - для бокового удара ногой, на уровне головы - для удара кулаком).

9Г. Это же упражнение можно выполнять в группе. Несколько спортсменов выстраиваются по окружности, а один становится в центр. Стоящий в центре в произвольной очередности выставляет мишень в сторону, и ближайший спортсмен наносит по ней соответствующий удар.

Основная польза: развиваются навыки обнаружения и отождествления.

Дополнительная польза: чувство времени, точность, скорость.

Применение в боевых искусствах: изменяя периодичность появления мишени и место ее расположения, вы отрабатываете способность быстро определять возможную точку нанесения удара и атаковать ее.

 10. Пятнашки вслепую

Правильное выполнение: два спортсмена становятся лицом друг к другу на расстоянии вытянутой руки. Один спортсмен закрывает глаза, а другой легко шлепает его ладонью по любому участку тела. Первый спортсмен, не открывая глаз, пытается дотронуться до второго, а тот, в свою очередь, стремится увернуться. Второй спортсмен продолжает прикасаться к первому через разные промежутки времени и уклоняться от ответных касаний. Первый спортсмен на протяжении всего упражнения остается на месте, а второй может перемещаться в любом направлении.

Основная польза: развивается осязательное восприятие.

Дополнительная польза: скорость, чувство времени.

Применение в боевых искусствах: умение быстро реагировать на действия соперника, основываясь на касании, необходимо для контактного спарринга и различных видов борьбы.

Предостережения: применяйте только легкий контакт и при необходимости используйте защитное снаряжение.

 11. Спарринг с мелом

Правильное выполнение: два партнера становятся лицом друг к другу в боевые стойки. Каждый в правой руке держит цветной мелок, которым в спарринге стремится пометить форму соперника. Побеждает тот спортсмен, у которого к концу поединка оказывается меньше цветных меток на форме.

Вариант: 11 А. Победителем считается тот, кто первым нанесет метку.

Основная польза: развивается скорость восприятия.

Дополнительная польза: скорость, ловкость, координация.

Применение в боевых искусствах: развивается быстрота реакции на атаку рукой в спарринге.

Предостережения: упражнение выполняется только по желанию. Не каждый согласится с перспективой намеренно запачкать форму.

   


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное