Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Школа своего Тела

  Все выпуски  

Школа своего Тела


Добрый день, друзья!

Про нас-2.

Каждая нация имеет свой характер, свои собственные черты, которые в итоге объясняются климатом и образом жизни.

Горские народы Кавказа много веков существовали за счет отгонного овцеводства. Отара овец - это основное богатство горца, дающее жизнь всей его семье, поэтому отару нужно беречь от любых посягательств даже ценой своей жизни.

И это накладывает неизгладимый отпечаток на горский характер.

Ведь, например, у русского крестьянина, живущего за счет выращивания ржи и пшеницы, просто так не угонишь его поле, дающее пропитание. Разорить поле можно, но нельзя унести его с собой.

А отару овец у горца - а это основное его имущество - может легко угнать каждый, кто сильнее.

В этих условиях и выработался особый "горячий" менталитет горцев - нельзя показывать свою слабость, всегда держаться семьей, ходить при оружии, при первой опасности сразу хвататься за кинжал, обязательно мстить обидчику.

Совсем другие условия жизни, например, у якутов, которые традиционно, как и горцы, живут за счет скотоводства. Но в отличие от климата гор, в Якутии огромные снежные просторы,  и очень редкое  в этих холодных просторах население.

Поэтому каждый встреченный человек - это не опасность, а обмен новостями и неторопливое общение.

Так возник особый феномен якутской культуры, названный "культура молчания". Центральной особенностью менталитета якутов является категория "уважения" - уважения природы и другого человека (недопустимо создавать ситуацию, заставляющую собеседника "потерять лицо").

"Культура молчания" включает в себя самый строгий запрет на то, чтобы перебивать собеседника, подчеркивает необходимость выслушать его и всегда уступать другому право начинать разговор, исключать возможность ранить собеседника словом (не "уронить лица"), причем не только в самой беседе, но и "за глаза" якуты стараются не сказать плохого слова о другом.

Совсем иной образ жизни у калмыков. Калмыки издавна существовали за счет кочевого скотоводства и прекрасно приспособились к суровым степным природно-климатическим условиям с жарким засушливым летом и холодной малоснежной зимой.

Особенностью климата являются суховеи - летом бывают до 120 суховейных дней. В таких условиях и сформировался особый менталитет калмыков, определяющим качеством которого является выносливость и выдержка. Не случайно, калмыки - это единственный народ в Европе, который исповедует буддизм (буддистские практики направлены на преодоление чувства "страдания", т.е на воспитание психологической выносливости).

Итак, климат и образ жизни определяют менталитет народа.

Поэтому, конечно, очень интересно с этой точки зрения посмотреть на русский народ и понять наш менталитет.

Русский народ - это народ-земледелец, но при этом есть одна крайне важная особенность - земледелие ведется в условиях очень короткого лета, т.к. с ноября (а то и с октября) по март (а бывает и по апрель) на полях лежит снег, все занесено сугробами.

Такой образ жизни естественным образом способствует развитию СОЗЕРЦАТЕЛЬНОСТИ. Ведь когда несколько месяцев за окошком метет снежная вьюга, до летних полевых работ еще очень далеко и дел становится не так много, то остается одно - лежать на теплой печи и размышлять.

Такая созерцательность позволяет добиваться невероятных успехов.

Русские сказки пронизаны этим образом.

В сказке "По щучьему веленью" Емеля-дурак лежит на печи, и не вставая с нее добывает принцессу и царство (причем "печка" сама его возит, т.е. в своем созерцательном лежании Емеля оказывается более проворным и успешным, чем самые деловые и энергичные...).

О том, что созерцательность оказывается эффективнее обычной деловой активности, говорят и психологи, Так один из самых авторитетных советских психологов профессор С.Л.Рубинштейн всегда подчеркивал, что именно созерцание является предельно активным состоянием сознания.

Климатом и образом жизни объясняется и черта русского человека, выраженная бессмертными словами А.С.Грибоедова "Служить бы рад, прислуживаться тошно".

Когда за окном воет вьюга, то только что-то очень важное может выгнать человека на улицу, заставить встать, одеться и выйти из натопленной избы навстречу бьющему в лицо снегу.

Былинный богатырь Илья Муромец лежал на печи "тридцать лет и три года". Но сила подняться с печи ему дается только тогда, когда пришла пора защищать Отечество. А уж когда Илья Муромец встал, то так пошел - не остановишь!

Лежал (на лежанке) один из самых неоднозначных героев великой русской литературы Обломов (как и Муромец, тоже Илья). Никакая деятельность не выдерживает критики Обломова: его лежание - это запрос на высшую ценность, на такую деятельность, из-за которой стоило бы лишиться покоя. В итоге Обломов находит такую деятельность - от "лежания" он отрывается ради сердечного порыва.

Эта особенность русского мировоззрения, которое отрицает суету и бессмысленную деятельность, была понята Л.Н.Толстым как "неделание".

Образно эту особенность ярко показывает гениальная фраза "Зачем нужна дорога, если она не ведет к Храму?" Смысл этой фразы в том, что нужно понять, куда ведет выбираемый путь, и если путь не ведет в высокой цели, то нет смысла по нему идти.

Эту черту русского человека можно назвать как словом "служение", так и словом "жертвенность".

Впервые это подметил великий исследователь русского характера - Ф.М.Достоевский. Мы не читаем книг Достоевского, зато их читают за рубежом и... делают выводы.

Достоевский отразил тип человека, который он назвал "русские мальчики". Этот тип человека редко встречается на Западе и поэтому очень ему интересен.

"Русские мальчики" Достоевского - это те молодые люди, которые отказывают себе в праве на жизнь до той поры, пока они не нашли повода для жизни. Для них смысл жизни и смысл смерти - это одно и то же: жить можно только ради того, за что не страшно умереть.

Это "русские мальчики" шли в монастыри и в революции, в большевики и в космос, в секты и снова в монастыри. Они - служители до мозга костей. Служители, а не бизнесмены.

Этот тип людей сейчас очень интересует Западное католичество. У католиков в Европе катастрофически не хватает священников - западные юноши сторонятся принципа обязательного безбрачия (в православии такого принципа у священников нет). В 1970-80-ые годы католики пробовали восполнить этот дефицит за счет эмигрантов из стран "третьего мира". Это было очень политкорректно - вьетнамец или негр, исповедующий немцев. Но расово-культурная граница все равно оставалась. В 1980-90-ые годы эту нишу пытались заполнить поляками.

Падение "железного занавеса" открыло новые перспективы для Католической церкви. На территории Украины, Беларуси и России стало спешно открываться большое количество католических семинарий, куда собирали ребят, обучали их европейским языкам и отправляли в европейские университеты, а затем в европейские приходы.

"Простите, но мы должны принести в жертву наши добрые отношения с Русской церковью и войти на Украину и в Россию, а иначе сама наша церковь к концу XXI века станет чернокожей" - говорят сами католики. Они понимают, что имеют возможность получить доступ к нашему самому удивительному - человеческому - ресурсу. (Факты, касающиеся церковной темы, я привожу по книгам протодиакона А.Кураева.)

Итак, черта нашего менталитета - служение. Но служение невозможно без жертвы своими интересами на благо других.

В 1995-2003 в разных городах России проводились длительные исследования, в которых, помимо прочего давалось задание вспомнить и описать черты знакомого порядочного человека.

Люди разных возрастов и социального положения разными словами ("готовый оказать бескорыстно, безвозмездно помощь", "поддержит в трудной ситуации", "умеет прощать", "отзывчивый", "не предаст друга", "не выдаст чужую тайну", "не нарушает данное слово", "щедрый", "не сплетничает" и т.п.) по сути давали один и тот же ответ: порядочный человек - это тот, кто может пожертвовать своими интересами на благо других. (Это, конечно, очень далеко от понимания порядочности в других странах. Например, в западных странах порядочным назовут того, кто соблюдает юридические нормы и законы.)

Похожий ответ дали дети и подростки Москвы и донской станицы Вешенская в исследовании 2000-2001 годов. На просьбу описать главные черты характера любимого героя и юные москвичи, и юные донские казаки привели много ответов, которые в итоге можно свести к тому, что герой защищает слабых и умеет прощать.

Умение прощать, отрицательное отношение к мести - это тоже черта нашего российского менталитета. Причем, это умение прощать - не от слабости, а от силы. В Армении (в 2003году) и Бурятии (в 1999 году) проводились опросы, в ходе которых местных жителей просили описать главную черту русского человека. Армяне и буряты отвечали не задумываясь: "доброта". При этом буряты уточняли "и сила", а в качестве эпического героя, собравшего в себе лучшие черты русского народа, называли Илью Муромца.

Вслед за армянами и бурятами можно сказать много хороших слов о русском народе, однако, если мы такие добрые и хорошие, то почему такие разные? Почему мы всего 100 лет назад разделились на два больших лагеря ("красные" и "белые") и отчаянно воевали друг с другом? Почему сегодня часть русских совершенно искренне протестует против действующей власти, а другая часть столько же искренне поддерживает действующую власть?

Как мне представляется, причина в том же российском менталитете - в служении и жертвенности.

Проблема в том, что выбор "кому служить" мы делаем не одинаковый.

Например, у большинства участников "белого движения" во время Гражданской войны объектом служения являлся или Бог, или Царь, или "старый порядок".

У большевиков все было яснее - объектом служения была Идея о счастливой для всех людей жизни. Причем, до наступления счастливой для всех эпохи, как тогда представлялось, осталось совсем не много ("Коммунизм - это Советская власть плюс электрификация всей страны",- говорил В.И.Ленин) - достаточно отстранить от власти капиталистов и провести электричество в каждый дом. (Позже все это и было сделано, но коммунизм от этого не наступил.)

И лишь во время Великой Отечественной Войны объект служения - защита Родины - стал единым для всех русских людей, и это позволило добиться невиданных, поразительных, небывалых результатов.

Пример той Войны ясно показывает, что когда у большинства русских ЕДИНЫЙ объект служения - вот тогда уже ничто не способно противостоять русскому народу. Сложение векторов индивидуальных усилий, направленных в одну сторону, делает это общее усилие непобедимым.

Но прошли десятилетия, и объект служения у русских людей опять стал слишком разным. В этом причина и перестройки, и современных протестов против власти, и алкоголизации населения, и других наших бед.

Кто-то готов служить Родине, а кто-то - только своей фирме или семье. Кто-то прикроет собой гранату, упавшую возле молодого солдата, а кто-то отбирает у стариков последнее. Кто-то отдаст все за то, чтобы дети получили образование, а кто-то отдаст все за то, чтобы дети жили в США.

Общего для всех русских объекта служения пока найти не удается.

Получается, что у каждого он свой. Можно предположить, что многие даже не смогут назвать свой объект служения.

Вы сможете? Если сможете - напишите об этом в комментариях к этой статье на http://faleev.livejournal.com/

Может быть так мы сообща сможем понять то общее, что нас сближает, а значит и определить общий объект служения.

Лично я бы определил свой объект служения словами "РОССИЙСКАЯ НАУКА". В служении российской науке (гуманистической и человеколюбивой по своей сути науке, в которой отражаются достижения всей мировой науки) я вижу глубокий смысл, т.к. именно российская наука, на мой взгляд, способна стать тем стержнем, вокруг которого можно будет выстроить благополучную жизнь для всех граждан России (да и не только России).

И, хотя, объект служения у всех разный, уже сейчас можно сказать, что попытка навязать нам в качестве объекта служения Идею личного обогащения и западные ценности (ценности престижа, богатства и власти) провалилась.

Служить Мешку-С-Деньгами русский человек не готов. Не может он считать деньги высшей ценностью, смыслом жизни и смерти. На наш - русский - взгляд, нет ничего глупее, чем жить ради денег и умереть за деньги.

Но тема сложная, поэтому буду жду Ваши комментарии. Думаю, будет над чем подумать.

*******

Некоторые промежуточные результаты прохождения курса "Похудение"

Отрывок из письма: Здравствуйте, Алексей,

Очень давно не писала ввиду, как говорится, большой занятости. Тем не менее дело наше не бросила.

Высылаю отчет, фотографии, результаты прекрасные. Особый восторг и уважение к Вашему методу  вызывает тот факт, что результат достигнут без малейшего насилия над собой.

Из принципиальных соображений я съела все, что захотела, причем тщательно следила, чтобы не ограничиться как-то незаметно. Я вела абсолютно обычный образ жизни, ходила в кафе 3 раза в неделю, причем не воду с лимоном пила, а ела суп (грибной или  лапшу или мясную солянку), багет, десерт (какое-то молочнокислое изделие под названием тирамису, это, конечно, ни разу не тирамису, но сладко и вкусно) и чай.

Потом праздники всякие тоже без ограничений, ну и там окончания больших работ до кучи. Т.е. я хочу подчеркнуть, что применяла только горячую воду при острых приступах голода и какао при, скажем, томленьи духа.

Конечно, основа моего рациона - творог, зеленые овощи и нежирные мясо-рыба, и на пилатес я хожу регулярно (3 раза в неделю), и здоровый образ жизни, но это совершенно не мешало мне весить 90 кг, так что приз за потерянные кг, как ни крути, уходит к Вам, Алексей...

 

 

Данные на начало курса

(20.11.11)

Данные прошлой недели

(17.02.12)

Текущие данные

(02.07.12)

 Вес

90.1

82.6

78.8

 Обхват талии

85

79.0

76.0

 Обхват груди

89

82.5

82.5

 Обхват бедер

120

113.5

109

 Обхват правой/левой  руки

39/38

38/37

34/33

 Обхват правой/левой ноги

67/66

63.5/62.5

61/60

Спасибо.

С уважением, Лариса

 

 

 

1. Если Вы, дорогой читатель, по каким-то причинам желаете финансово поблагодарить меня за книги, или выпуск(и) рассылки, или какие-то советы, которые Вам пригодились, то можете это сделать, положив любую сумму на мой сотовый телефон 8 961-226-7702 (оператор "Билайн"), или на кошелек WebMoney R714165910145, или на кошелек Yandex-деньги 41001208074804.

 

2. Если Вы хотите обсудить этот выпуск рассылки, высказать свое мнение или пожелание - это можно сделать на http://faleev.livejournal.com/

 

 

К содержанию

 

Фалеев Алексей, telo_for_you@mail.ru

 

Внимание! Если нет явного запрета, Ваши письма могут быть процитированы в рассылке!

 

Почитать мои

статьи и книги

Курс

"Похудение"

Фотографии

похудевших

ФОРУМ

Заказать

курсы

Об авторе

 

Далее идет реклама от Subscribe.Ru, к которой автор рассылки не имеет никакого отношения...


В избранное