Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Школа своего Тела

  Все выпуски  

Школа своего Тела


Добрый день, друзья!

Гири сознания...

Мы привыкли считать сознание вершиной эволюции природы, относиться к нему максимально трепетно и бережно.

Мы считаем, что сознание раздвигает горизонты, делает нашу жизнь логичнее и лучше, и поэтому стараемся развивать сознание, учиться логически мыслить, учиться решать задачки и т.д.

И это оправдано - трудно представить нашу жизнь без образования, науки и достижений сознательного усилия мысли. Да и в самом деле, разве не сознанием отличается человек от животного?...

Все это кажется так очевидно, что недавно даже появилась своего рода религия (культ Анастасии), главная идея которой заключается в "повышении осознанности людей".

(Впрочем, идея это не новая. Еще 90 лет назад Георгий Гурджиев основал философское мистическое движение, посвященное саморазвитию человека через осознание повседневной жизни. Ничего толкового из этой идеи так и не вышло...)

Итак, мы уверены в величии и силе сознания и... нам в голову даже мысль не приходит о том, что сознание - это прежде всего ограничение!

Сознание накладывает огромные ограничения на работу нашего головного мозга.

Факт No 1. Наш мозг абсолютно ничего не забывает. Все, что было в нашей жизни, каждое её мгновение надежно хранится в нем. Если мозг не поврежден, то он просто не способен что-то забыть.

Проиллюстрирую это простым примером.

Посмотрите, как мы вспоминаем что-то забытое.

У А.П.Чехова есть рассказ "Лошадиная фамилия". В нем приказчик пытается вспомнить фамилию человека, который заговаривает зубную боль. Он помнит, что фамилия как-то связана с лошадьми и начинает перебирать: "Жеребчиков... Лошадинин... Лошаков... Жеребкин... Всё не то!". "Лошадкин... Кобылкин..." и т.д.

В конце концов, после подсказки доктора, он вспоминает - "Овсов".

Из этого примера видно, что человек всегда способен оценить свое воспоминание - правильное оно или ошибочное. Приказчик перебирает различные фамилии и сличает их с тем, что на самом деле хранится в его памяти.

Но это значит, что мозг заведомо помнит то, что с таким трудом вспоминается и всегда имеет полный доступ к этой записи в памяти.

Т.е. человек (головной мозг) никогда ничего не забывает, а воспоминание - это процесс перевода информации из глубин памяти на уровень сознания.

Исключение сознания из этого процесса делает нашу память гениальной.

Например, в литературе описан случай, когда неграмотная немка во время болезни в горячке стала говорить на древнегреческом, древнееврейском и латинском языках.

Оказалось, что до 9 лет она жила в доме пастора, который любил ходить по коридору, читая вслух тексты своих любимых древних авторов. После выздоровления женщина не смогла вспомнить ни одного слова из того, что она бормотала в бреду.

Среди умственно отсталых людей, у которых очевидно снижены функции сознания, часто встречаются лица с феноменальной памятью или способностью к феноменальному счету (Дастин Хоффман прекрасно сыграл такого персонажа в фильме "Человек дождя").

Проявление феноменальной памяти свойственно и нецивилизованным народам, лишенным письменности. А.Бергсон в книге "Материя и память", М.,1992г, приводит такой пример: "Один миссионер после длинной проповеди дикарям Африки наблюдал, как один из слушателей дословно повторил его проповедь с такими же жестами от начала до конца".

Вывод: сознание существенно ограничивает нашу память. Из-за сознания нам кажется, что мы не помним то, что на самом деле помним.

Факт No 2. Сознание ограничивает наш диапазон восприятия окружающего мира.

Многочисленные эксперименты психологов показали, что человек реагирует на информацию, которую не осознает.

В опытах Н.Ю.Алексеенко (1967г) было показано, что человек реагирует на звуковые сигналы, которые на 6дБ ниже порога. Т.е. звук настолько слабый, что человек его не осознает. Он не может сказать, что хоть что-то слышит. Но, тем не менее, и на такой слабый звук он реагирует, это четко зафиксировали приборы.

Д.Сомек и Дж.Уайлдинг (1973г) провели следующий эксперимент: они подавали испытуемым на один глаз изображение лица с нейтральным выражением, а на второй глаз подавали слова, обозначающие эмоции. Но слова подавались заведомо с такой скоростью, что их невозможно было прочитать, т.е. на уровне ниже порога осознавания. И, тем не менее, оказалось, что предъявленные слова оказывали сильное влияние на эмоциональную оценку лица - испытуемые приписывали этому лицу ту эмоциональное состояние, которое соответствовало словам.

Человек способен реагировать на информацию, предъявленную со скоростью, намного превосходящую его сознательные возможности.

Р.Мак-Клири и Р.Лазарус предъявляли испытуемым несколько произвольных и бессмысленных сочетаний 5 букв, причем каждый показ этих сочетаний сопровождали слабым ударом тока. Постепенно у испытуемых выработался условный рефлекс - предъявление этих сочетаний букв приводило к изменению кожно-гальванической реакции.

Далее исследователи стали предъявлять на экране эти сочетания букв с такой скоростью, которая намного превышала скорость узнавания.

Испытуемые ничего не могли сказать о том, какие изображения, слова или буквы им показывались, но их кожа по-прежнему реагировала изменением своего электрического потенциала именно в те моменты, когда предъявлялись те сочетания букв, на которые был выработан условный рефлекс.

Ученые сделали вывод: хоть человек и считает, что он ничего не видит и не узнаёт, на самом деле он видит и узнаёт, просто эта информация попадает в мозг, минуя сознание, и хранится в мозгу так и не осознанной.

Похожие эксперименты провел Б.Либе с соавторами в 1970-ых годах, только вместо слов на экране он предъявлял звуковые стимулы. Оказалось, что человек реагирует на звук, который был на 15-25% ниже порогового значения. Испытуемый был уверен, что ничего не слышит, а на самом деле он слышал, и его кожная реакция четко отражала этот факт.

Вывод: из-за сознания нам кажется, что мы не воспринимаем (не слышим, не видим, не чувствуем) то, что на самом деле воспринимаем.

Факт No 3. Сознание мешает решать задачи.

Как сообщает журнале Nature Neuroscience (апрель, 2008г) нейробиологи под руководством Джона-Дилана Гайнеса (John-Dylan Haynes) из Института мозга имени Макса Планка в Лейпциге обнаружили, что решение человека становится осознанным  только через 10 секунд после того, как оно принято на уровне подсознания.

Такой вывод был сделан из эксперимента, в котором приняли участие 14 добровольцев. Ученые измеряли активность в коре головного мозга (frontopolar cortex) испытуемых и одновременно просили их нажимать на правую кнопку правой рукой или левую кнопку левой рукой тогда, когда они этого захотят. Известно, что намерения двигать правой или левой рукой соответствуют различным сигналам в мозге, что давало ученым возможность узнавать, каким будет решение, и определять точный момент его принятия.

При этом испытуемым показывали буквы на экране с интервалом в полсекунды, и они должны были запомнить ту из них, которая была на экране в момент принятия решения.

Оказалось, что испытуемые выбирали букву, появляющуюся через несколько секунд после того, как решение было зарегистрировано в мозге. То есть сознательным решение становилось уже после того, как было принято на уровне подсознания и интервал этого "осознания" составлял до 10 секунд.

Т.е. мозг уже решился на действие, но еще целых 10 секунд человек не знал о том, что решение уже есть (не осознавал этого решения)!

Похожие результаты были получены и в России, где были проведены эксперименты с начинающими шахматистами.

Шахматистам предлагалось решать шахматные задачи вслух, т.е. проговаривая все приходящие в голову мысли.

Изменение электрокожного потенциала, которое возникает при радостном эмоциональном переживании, связанном с уже найденным (хотя еще неосознанным) решением, возникало за 4-12 секунд до того момента, как испытуемые называл верное решение. Т.е. человек на уровне подсознания намного быстрее находит решение задач, но осознается это решение (т.е. попадает на уровень сознания) только спустя некоторое время.

Вывод: головной мозг работает и решает задачи намного быстрее, чем сознание.

Факт No 4. Сознание мешает мозгу управлять телом.

Интересные результаты наблюдаются в тех случаях, когда испытуемые вводятся в состояние гипноза - состояния, когда деятельность сознания отключена. В этом случае люди демонстрируют резкое увеличение различных возможностей организма.

В состоянии гипноза люди могут вспомнить нечто давно забытое. При внушении им детского возраста они начинают вести себя, как в детстве: говорить с такими же интонациями, писать детским подчерком и делать детские ошибки.

При внушении возраста новорожденности у испытуемых появляются плавающие несинхронные движения глазных яблок (который ни один взрослый не способен имитировать), сосательный и хватательный рефлексы, рефлекс Бабинского (который рассматривается, как психофизиологический показатель, характерный исключительно для младенческого возраста) и даже электрическая активность мозга, соответствующая детской.

Если человеку внушить тот возраст, когда он болел тем или иным заболеванием, то испытуемый начинает действительно показывать все симптомы болезни.

Описан случай, когда взрослому здоровому человеку внушили возраст, в котором, по его словам у него наблюдались эпилептические припадки. Исследование мозга (ЭЭГ) в момент гипноза действительно показало признаки эпилепсии, хотя в нормальном состоянии таких признаков не было.

В состоянии лунатизма человек может проявить чудеса ловкости, на которые не способен в нормальном состоянии сознания.

Вывод: головной мозг позволяет человеку полностью управлять своим организмом - вызывать и убирать симптомы заболеваний, полностью управлять всеми мышцами тела и даже управлять электрофизиологическими характеристиками собственного мозга. Но как только в работу вмешивается сознание, человек теряет такую возможность. 

Факт No 5. Сознание тормозит работу мозга.

В состоянии гипноза существенно возрастает скорость выполнения арифметических операций.

Например, испытуемому внушалось, чтобы он игнорировал в ряду карточек с различными арифметическими выражениями те карточки, которые дают после выполнения всех действий цифру 6.

После такого указания испытуемый мгновенно перестает воспринимать карточку со следующей формулой: (кв.корень из 16) х 3 / 2.

Но, чтобы перестать видеть эту карточку, испытуемый должен прочитать формулу, приведенную на карточке, провести все необходимые вычисления и получить ответ, сравнить этот ответ с тем заданием, которое дал гипнотизер и только потом принять решение о том, что он эту карточку не видит. И все это делается практически мгновенно.

В состоянии гипноза улучшаются и другие способности человека: рисование, игра на музыкальных инструментах, спортивные и интеллектуальные показатели и т.п.

Слабому шахматисту внушали, что он - шахматный гений, после этого она начинал играть существенно лучше, класс его игры повышался на два шахматных разряда.

Во сне тоже происходит частичное отключение сознания, поэтому многие могут заметить, что скорость протекания процессов во сне намного превосходит привычную скорость. Например, услышав звук будильника, человек успевает за 2-3 секунды увидеть целое сновидение, в котором этот звук будильника трансформируется в напряженную историю со множеством деталей.

В иностранной литературе описан случай, когда смещение валика дивана под головой спящего, проходившее в течение всего нескольких секунд, вызвало длинное сновидение из времен Французской революции, в финале которого  спящий предстает перед трибуналом в составе Робеспьера, Марата и др., отвечает на их вопросы, затем в сопровождении толпы отправляется на казнь, его ведут на эшафот, палач связывает ему руки, нож гильотины падает на него и он просыпается от ощущения отделения своей головы от тела - валик дивана выпал из-под его головы.

Своеобразное отключение сознания у некоторых людей иногда происходит в моменты острой опасности. Люди, которые пережили состояние внезапного удушения, но которых удалось спасти, рассказывали, что за очень короткое время в их мозгу проносились почти все события их жизни с подробностями, которые были давно уже забыты. Яркие быстро сменяющиеся эпизоды жизни проносятся с невероятной скоростью. Происходит то, что можно назвать субъективное сгущение времени.

Именно этого состояния отключения сознания пытаются путем многолетних тренировок добиться мастера боевых искусств, чтобы стать более быстрым и более ловким, чем противник.

Вывод: Сознание тормозит работу мозга.

Общий вывод, который позволяют сделать все подобные факты, таков: возможности мозга намного превосходят возможности сознания.

Складывается впечатление, что сознание - это тяжелая гиря, которая словно в насмешку навешана на головной мозг для того, чтобы ограничивать его работу и возможности...

Вот и возникает законный вопрос: что же это за сознание такое и зачем оно такое вообще нужно и как возникло?...

Как такой неповоротливый инертный механизм (т.е. сознание) мог появиться в нашей голове и дать такой невероятный эффект - сделать человека царем природы и главным хищником планеты, покорившим всех других гораздо более страшных хищников?

Вопрос очень интересный, подумайте над этим. Я свою точку зрения выскажу чуть позже...

*******

Промежуточные результаты прохождения курса "Похудение".

Письмо: Алексей,  высылаю отчет за 2 неделю 3 месяца.

Александр

55 лет. Рост  179 см

Начало курса
25.11.08

Текущие данные 14 03 09

Вес

123  кг

104.1

Обхват талии

125 см

108

Грудь

117 см

110

Обхват бедер

126,5

108

Обхват лев./правой руки

37 / 36,5

34/33

Обхват лев./правой ноги

67,5 / 71

61/62

С уважением. Александр.

Комментарий: Процесс похудения у Александра идет очень хорошо. С начала процесса похудения прошло менее 4-ех календарных месяцев, а Александр уже вплотную приближается к рубежу "минус 20 кг".

Пожелаем Александру дальнейших успехов!

 

Письмо: Добрый день, Алексей!

Закончила четвертую неделю.

 

Данные на начало курса

13.02.09

Текущие данные

14.03.09

 Вес

95

89

 Обхват талии

99

93

 Обхват груди

118

112

 Обхват бедер

111

108

 Обхват правой/левой  руки

35/35

35/35

 Обхват правой/левой ноги

63/65

62/63

    Продолжаю ходить на работу и с работы пешком, стараюсь в выходные тоже прогуливаться.

    Пью масло по утрам и витамины (Енерион)...

    И еще чуть-чуть из приятного для меня: заметно утончился слой сразу под грудью, теперь ребра легко прощупываются и нарисовались коленки:..

    Пока все...

    Всего хорошего! Алла

 

    Комментарий: Алла за первый месяц прохождения курса похудела на 6 кг и на 6 см в талии. Хороший гармоничный результат. Так и будем продолжать.

 

    Письмо: Здравствуйте Алексей!

    На данный момент закончил изучать занятия первого учебного месяца. Жду от вас задания второго учебного месяца.

 

Данные на начало курса

Текущие данные

 Вес

144

130,5

 Обхват талии

133

124

 Обхват груди

132

127

 Обхват бедер

129

120

 Обхват правой/левой  руки

44

41

 Обхват правой/левой ноги

74

70

     С уважением , Александр.

Комментарий: Александр начал проходить курс с веса 144 кг. Сейчас, когда Александр закончил первый учебный месяц, его вес уменьшился почти на 14 кг. Хороший итоговый результат для первого учебного месяца. Пожелаем Александру удачи!

К содержанию

 

Фалеев Алексей, telo_for_you@mail.ru

Подробнее о моем курсе "Похудение" - www.faleev.com

 

Англоязычная версия сайта "Школа своего Тела" - http://SchoolOfYourBody.com/

Внимание! Если нет явного запрета, письма могут быть процитированы в рассылке!

*******

Бумажные версии моих книг можно приобрести в Интернет-магазине www.bolero.ru .

К содержанию

  Школа

 

Почитать мои

статьи и книги

Курс

"Похудение"

Фотографии

похудевших

ФОРУМ

Заказать

курсы

Об авторе

 

Далее идет реклама от Subscribe.Ru, к которой автор рассылки не имеет никакого отношения...


В избранное