Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Школа своего Тела

  Все выпуски  

Школа своего Тела


Добрый день, друзья!

Чему учит наука?

Заканчивается первая учебная неделя в этом году. Школьники снова привыкают заполнять дневники и выполнять домашние задания, шаг за шагом погружаясь в изучение достижений различных наук.

Чему же, по большому счету, всех нас учит наука?

Давайте подумаем над этим и, посмотрим, например, на нашу планету тогда, когда она еще была совсем юной.

Давным-давно, 3.5 миллиарда лет назад, в агрессивной атмосфере нашей молодой планеты появились первые фотосинтезирующие бактерии. Эти бактерии использовали солнечный свет для превращения воды и углекислого газа, которого тогда было много в атмосфере, в энергию химических связей. В результате этой реакции, в качестве отходов выделялся кислород.

Эти бактерии - синезеленые водоросли (цианобактерии) - и стали первыми хозяевами Земли - они распространились повсюду. На планете не осталось места, на которое бы ни ступила мембрана цианобактерии.

Целых ДВА МИЛЛИАРДА ЛЕТ (т.е. половину срока существования Земли) они безраздельно властвовали на планете, захватывая все новые и новые ареалы обитания. Но вскоре ресурсов ВСЕЙ планеты не стало хватать для того, чтобы обеспечить пропитание всей массе этих бактерий.

А что самое главное, все эти 2 миллиарда лет бактерии портили экологию планеты отходами, продуктами своей жизнедеятельности - ядовитым для них газом КИСЛОРОДОМ.

В результате благословенная атмосфера ранней Земли, состоящая из углекислого газа, метана и водяного пара, стала настолько загрязнена кислородом, что бактерии просто не смогли больше существовать в такой атмосфере.

Это был первый глобальный кризис на планете Земля. Цианобактерии настолько изменили мировую экологию, что начали просто захлебываться в своих же отходах.

Кроме того, раньше большие запасы метана в атмосфере создавали парниковый эффект, на планете было очень тепло. Но с ростом концентрации кислорода запасы метана стали резко уменьшаться, что привело к началу масштабного оледенения.

Жизнь на Земле повисла на волоске... Но, вдруг случилось неожиданное – несколько видов одноклеточных бактерий сумели объединиться в единый живой организм, в результате 1.8 млрд.лет назад появились другие бактерии - бактерии, усваивающие кислород.

Эти бактерии оказались эффективнее предыдущих форм – 1.3 млрд лет назад они смогли создать первые многоклеточные образования. Процесс эволюции резко ускорился: 670млн лет назад появились медузы и черви, 425млн лет назад - первые позвоночные (рыбы), 313млн лет назад - первые рептилии.

Мы все живем только благодаря первому глобальному экологическому кризису, благодаря накопленным за миллиарды лет отходам цианобактерий (т.е. благодаря кислороду).

Первый экологический кризис успешно разрешился, и жизнь на Земле стала намного разнообразнее.

 

Прошли миллионы лет, и теперь человек, как и цианобактерии, распространился по всей планете. И он тоже начал активно изменять окружающую среду.

Началось все с малого - с охоты.

Примерно 10-12 тыс.лет назад охотников стало настолько много (на Земле тогда жило примерно 5 млн.человек), что они уничтожили всех крупных млекопитающих (были практически уничтожены мамонты, носороги, тапиры, крупные копытные, крупные кошки и т.д.).

Были уничтожены и съедены сотни ВИДОВ животных. Масштабы уничтожения фауны показывают исследования современных ученых.

Установлено, что после заселения Новой Зеландии полинезийцами исчезло по меньшей мере 43 вида птиц, на протяжении нескольких десятилетий люди перебили всех крупнейших птиц моа, а вместе с ними и легкодоступных тюленей и пингвинов. Позже пришлось охотиться уже на более мелкие виды моа, воробьиных птиц, поедать собак, рыбу, моллюсков.

Уничтожая крупных животных (фауну) древний охотник подошел к критическому пределу - животных просто не осталось для пропитания такого количества людей.

В результате начался первый мировой голод - тогда вымерло 80%-90% всего населения планеты. Оказалось, что наша планета не может прокормить более 5 млн.человек, если они будут добывать пропитание только охотой и собирательством.

Будущее людей на планете Земля оказалось под большим вопросом.

Однако, человек нашел выход из тупика - он научился выращивать пшеницу и ячмень, пасти коз и газелей, а позже и овец. Зародилось скотоводство и сельское хозяйство, которое позволило снизить нагрузку на природу.

Теперь с того же самого куска земли можно было прокормить не одного человека, а двести.

Сельское хозяйство действительно резко уменьшило нагрузку на природу. Человек перестал ее безжалостно уничтожать только для того, чтобы выжить.

Сельскохозяйственная цивилизация просуществовала почти десять тысяч лет. За это время население планеты увеличилось в несколько сот раз.

Но примерно в 1700-1800 году снова наступил такой этап развития цивилизации, когда нагрузка на природу стала чрезмерно большой, что не позволяло увеличить количество населения (тогда на Земле жило примерно 800 млн.человек) – слишком много нечистот производили эти люди.

Романтический Париж времен трех мушкетеров представлял собой зловонную выгребную яму. Горожане справляли нужду в горшки, после чего их содержимое просто выплескивали из окна на улицу.

В 1270 году был издан закон, который запрещал выливать нечистоты из окон, "дабы не облить оными проходящих внизу людей". Но это не помогло, никто этот закон не исполнял.

Через сто лет парижские власти приняли еще один закон, помягче, он обязывал хозяев домов перед выплескиванием ночных горшков из окон хотя бы предупреждающе кричать, чтобы прохожие имели возможность отпрыгнуть.

Современники парижан англичане решали свои проблемы проще - они мочились в камин либо просто выплескивали и вываливали в него содержимое ночных горшков. В залах английской знати стояла невообразимая вонь.

Примерно такая же ситуация была и в России.

Жители Москвы XVII века точно так же, как парижане, выбрасывали экскременты прямо на улицу. По Тверской струились ручьи мочи, которые вытекали из‑под деревянных заборов.

"Зловоние разных оттенков всецело господствовало над Москвой", — писали современники в середине XIX века. Смертность в Москве составляла 33 человека на 1000.

А к концу того же века газета "Русская летопись" так описывала Красную площадь:

"…настоящая зараза от текущих по сторонам вонючих потоков. Около памятника Минину и Пожарскому будки… к ним и подойти противно. Ручьи текут вниз по горе около самых лавок с фруктами… Москва завалена и залита нечистотами и обложена ими снаружи…"

Многие речки в Европе тогда назывались одинаково (на разных языках) - они назывались Вонючками, потому что вонь от тех речек стояла невыносимая, находиться рядом с ними было просто невозможно.

Вплоть до середины XIX века окна английского парламента практически никогда не открывались, потому что они выходили на Темзу, куда стекали все городские нечистоты. Стоять возле Темзы не было никакой возможности.

За неумение жить в чистоте людям пришлось заплатить миллионами жизней. Только в 1830 году в европейских городах холера выкосила несколько миллионов европейцев.

И лишь после того, как в конце XIX века в крупных городах построили канализацию, резко снизилась смертность от чумы и холеры.

Нещадно вырубался лес.

По своим климатическим характеристикам Европа - это зона тайги и смешанных лесов. Варвары, нападавшие на Древний Рим, жили в глухих лесах.

Но прошла тысяча лет - и никаких лесов в Европе не осталось, ландшафт полностью изменился. Все срубили, расчищая место под жилье и сельхозугодья. Доходило до того, что английские феодалы казнили крестьян за срубленное в своей дубраве дерево.

Итак, если древний охотник перебил животных (фауну), то жители сельскохозяйственной цивилизации эксплуатировали другой ресурс - флору (растения). В конце концов и этот ресурс начал подходить к концу.

Дров не хватало не только на обогрев жилых помещений, но даже и на еженедельную баню. В результате европейцев стали заедать вши. Чумные эпидемии неоднократно выкашивали от трети до половины населения Европы.

Итак, оказалось, что сельскохозяйственная цивилизация способна прокормить не более 800 млн.человек. После этого нагрузка на природу становится недопустимо большой - лес вырубается, речки превращаются в сточные канавы, земля из-за нещадной эксплуатации теряет плодородность.

Человек нашел способ преодолеть этот тупик, он начал развивать новые технологии, использовать уголь, паровые машины, затем электричество, нефть, газ и т.д.

В результате технологического прорыва нагрузка на природу резко снизилась, и ситуация с лесами и чистотой рек теперь в Европе лучше, чем триста лет назад - новые промышленные технологии резко СОКРАТИЛИ нагрузку на природу.

Например, если в Средние века в Москва‑реке (равно как и в европейских реках - Рейн, Сена и др.) купаться было нельзя (в реку сбрасывалось гигантское количество помоев, навоза домашних животных и едких отходов кожевенного производства), то сегодняшнее состояние Москва-реки показалось бы нашим предкам просто идеальным.

Площадь лесов на территории Московской области при Иване Грозном была ровно вдвое меньшей, чем сегодня.

Промышленные технологии оказались для природы более щадящими, чем сельскохозяйственные, а сельскохозяйственные - более щадящими, чем охота и собирательство.

Кроме того, новые технологии каждый раз поднимали численность населения, позволяя на той же площади прокормить большее число народу.

Ну а постиндустриальное общество, в которое мы сейчас вступаем, и которое называют "информационной цивилизацией", еще менее нагружает среду, поскольку работает в основном с такой совершенно экологически чистой вещью, как информация.

А теперь можно ответить на вопрос из самого начала рассылки.

Чему же, по большому счету, учит наука?

Наука учит оптимизму.  :о)

Мы кратко рассмотрели несколько мировых кризисов, каждый из которых ставил жизнь на Земле и жизнь человечества на грань выживания.

Но каждый раз всё как-то разруливалось и выходило так, что кризисы лишь улучшали жизнь, делали ее разнообразнее и объемнее.

Это веский повод смотреть в будущее с оптимизмом – чтобы ни случилось, в итоге будет только лучше.

 

Успехов Вам!

Фалеев Алексей, www.faleev.com

 

Описание курса "Похудение" - http://faleev.com/slimming/course.html

Описание курса "Эмоциональный интеллект (EQ)" - http://faleev.com/about_health/eq.html

Описание курса "Активный самогипноз" - http://faleev.com/about_health/method.html

Описание курса "Как бросить курить и не набрать вес" - http://faleev.com/about_health/antitabak.html

 


В избранное