Токио для тебя

  Все выпуски  

Токио для тебя


НеоЯтай: обед на колесах

Общий объем ресторанного рынка Японии оценивается приблизительно в 28.87 трлн. Американских долларов (USD/JPY 110 иен). Огромный рынок и кулинарные притязания населения предопределяют условия высокой конкуренции и стремительного развития в данной области. На фоне общего сокращения (0.8%) в 2005 г. Выгодно выделяется сектор фаст-фуда и тэйк-аута, который пользуется особенным спросом в обеденное время.

Ровно в полдень практически вся рабочая Япония выливается из небоскребов для того, чтобы получить калорийный и здоровый заряд энергии на послеобеденный забег. Большинство служащих предпочитают близлежащие рестораны или же приносят с собой заранее приготовленные «бэнто». Однако в последнее время наблюдается «подозрительное» оживление вокруг ярко раскрашенных передвижных киосков- "ятай".

Предлагаю развеять наши подозрения и поинтересоваться деталями бизнеса на колесах.

Для того, чтобы выжить в бетонных джунглях жестокой конкуренции ресторанного бизнеса, послевоенным передвижным кухням пришлось эволюционировать в «Нео-ятаи», киоски нового поколения.

Средняя стоимость недорогого стандартного обеда
(под «стандартным» подразумевается японский обед, в который входят основное блюдо (мясо или рыба), суп-мисо, варенный рис, соленья и дополнительное блюдо (салат) и др. ) в Токио колеблется в размере от 6 до 10 долларов. Нео-ятаи же предлагают на площади в 8 кв.м кулинарию всего мира за 4 - 7 долларов.

Отличительное преимущество Нео-ятая заключается не только в относительно низкой цене, но и в международной экзотике предлагаемого меню, быстроте и качестве обслуживания.

Для того, чтобы привлечь побольше белых воротничков, современные киоски на колесах предпочитают действовать организованными группами от нескольких единиц до нескольких десятков и концентрируют свое внимание на деловых центрах Токио – Отэмати, Кёбаси, Гиндза и др.

Рабочее время нэо-киосков ограничено всего лишь тремя часами (!), за которые некоторым удается обслужить до 200 посетителей, что при средней цене 500 иен составляет примерно 100 тыс. Иен товарооборота.

Приведем несколько фактов о том, как начать бизнес на колесах на примере японских реалий.

Необходимые затраты – оплата права использования места, депозит, оборудование, реконструкция колес и самое главное - сама машина, которая обойдется в зависимости от модели и величины от 20 до 60 тыс., в первом случае – малолитражный минивэн, во втором – двухтонный крытый грузовичок. Таким образом, требуемый начальный капитал оценивается в 90 тыс. Долларов. Признаем, немало, но не больше нежели потребовалось бы на приобретение недвижимости и другие расходы для реального магазина. Естественно, в России эти затраты можно сократить в несколько раз (точные расчеты не произведены).

Далее приведем пример краткого SWOT ( Strength , Weakness , Opportunities , Threats ) анализа проекта передвижной палатки.

Strength (Сильные стороны/Преимущества):

•  Мобильность: •  Неограниченный охват торговой деятельности: при среднем пробеге 30 км в день зона охвата передвижного киоска превышает таковую стационарного в 30 раз. •  Легкость в привлечении новых клиентов •  Небольшой стартовый капитал •  Недорогое обслуживание •  Возможность незамедлительно начать продажи •  Вышесредняя скорость обслуживания клиента •  Отсутствие затрат на рекламу •  Др.

Weakness (Слабые стороны):

•  Ограниченная рабочая площадь: •  Ограниченность ассортимента •  Ограниченность запаса продуктов (есть возможность пополнения) •  Ограниченный товарооборот •  Зависимость от природных условий •  Др.

Opportunity ( Возможности )

•  Услуга «доставка на дом» •  Увеличение гаража •  Опробование новых товаров •  Франшиза: в Японии есть успешные прецеденты, в частности сладости. •  Наладка производства передвижных пунктов розничной торговли •  Др.

Threat (Угрозы)

•  Конкуренты•  Повышение требований санэпидемстанции •  Серьезное дорожно-транспортное происшествие •  Др.

Основываясь на вышеизложенном, можно заключить, что проект «Обед на колесах» располагает многими преимуществами, в первую очередь, мобильностью; главной слабостью можно считать ограниченность ассортимента, что сужает категорию потребителей и, соответственно, отражается на товарообороте и прибыли.
Однако, как мы прекрасно понимаем, решение многих задач в конечном итоге сводится к объему начального капитала.

Располагая, предположим, 150 тыс. У.е., можно организовать 4-5 разных по содержанию машин с целью оценить/проанализировать потребности/желания потенциальных клиентов. Наиболее удачные будут детально рассматриваться с перспективой дальнейшего расширения. В будущем при условии разработки уникального ноу-хау открывается возможность развития сети франшиз, что может свидетельствовать о переходе в иную бизнес-модель и товарообороте других масштабов.


TOKYO4U(C) 2005-2006


В избранное