Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Владимир Овчинский: Архитекторы хаоса. Кто будет сражаться в надвигающейся битве за будущее?



Владимир Овчинский: Архитекторы хаоса. Кто будет сражаться в надвигающейся битве за будущее?
2021-09-01 10:35 Редакция ПО
lenta_video: 


Цитата
2021-09-01 10:37 Редакция ПО
«Не тот велик, кто никогда не падал, а тот велик – кто падал и вставал»


США и эра «пост-9/11»
2021-09-01 10:41 Редакция ПО

Бен Родс (Ben Rhodes), ближайший соратник Обамы в ранге зам. Советника по национальной безопасности (отвечал за стратегическую коммуникацию) рефлексирует на тему противостояния США со своими врагами в новой эре, наступление которой мы наблюдаем. Недавно он написал об этом целую книжку, статья – выжимка основных тезисов, которые разобрал наш коллега Егор Спирин.

Родс начинает с критики темы «войны с террором». Он резонно замечает, что правительственный механизм был перестроен для ведения бесконечных войн и эти войны с террором изменили американскую национальную идентичность (США после окончания холодной войны были лишены «объединяющего чувства цели»).

«После терактов 11 сентября президент Буш развил стремление к объединению американской идентичности и направил его на борьбу нового поколения». Доктрина Буша представляла собой эффективную форму лидерства после беспрецедентной национальной трагедии, но она неумолимо вела к чрезмерным и непреднамеренным последствиям».

Но потом Родс переходит в жанр апологетики политического курса текущей администрации (во многом – хоть и не во всем - наследующей администрации Обамы).

«Теперь у Соединенных Штатов есть президент, более искренне приверженный прекращению «вечных войн». Решимость президента Джо Байдена сделать это подтверждается его решением вывести войска США из Афганистана и, самой глобальной повесткой его администрации».

Родс обращает внимание, что в недавних выступлениях Байдена терроризм был вытеснен проблемами пандемии, борьбы с изменением климата, возрождения демократии и подготовкой США и их союзников к длительной конкуренции с напористым Китаем. Так, по мнению Родса, Байден предпринимает шаги, чтобы перевести страну в новый исторический период.

При этом, отмечает Родс, сохраняется «обширная инфраструктуры войны с террором», которая ограничивает возможности перехода в эпоху пост-9/11. В характерном для леваков ключе Родс предлагает отказаться от самых двусмысленных инициатив в области контр-терроризма:

- отменить AUMF 2001 г. – который дал Америке мандат на использование силы в Афганистане – и заменить его чем-то более узкоспециализированным;
- удары БПЛА должны перестать быть рутинными и «должны использоваться только в обстоятельствах, в которых правительство США готово публично раскрыть и оправдать свои действия»;
- роль Ближнего Востока для ВС США должен быть снижена;
- Пентагон должен сократить чрезмерное присутствие американских войск в регионе Персидского залива.

При этом фокус внимания нужно сместить на «хайповые» темы климата и здравоохранения.

«Администрация должна увеличить федеральные инвестиции в чистую энергетику, готовность к пандемии и глобальную безопасность здравоохранения и должна сопровождать эти расходы крупными реформами. Например, Госдеп и USAID должны наращивать свои экспертные знания в области климата, а разведывательное сообщество и военные должны выделять больше ресурсов для понимания и реагирования на действительно экзистенциальные опасности, которые угрожают американскому народу».

Это предложение скорее постулируется как новая модель противостояния авторитарным моделям в глобальном масштабе.

Особое место в риторике Роудса занимает ценностный аспект:

«В течение 30 лет правительство США ставило экономические интересы выше прав человека в отношениях с Китаем… Это должно измениться – не из-за геополитической оппозиции Вашингтона Пекину, а из-за поддержки Соединенными Штатами демократических ценностей у себя дома и во всем мире».

Китай, климат, права человека, противостояние автократиям… Эти постулаты можно рассматривать как манифест актуального подхода демократов к вопросам внешней политики. Думается, однако, что данный подход являет собой просто новую обертку (с отказом от самых одиозных решений) старого глобального присутствия и стратегии «первенства».



1 сентября в истории России
2021-09-01 10:42 Редакция ПО

...Этот день в истории1 сентября

День знаний.

 

1482. Войска Крымского хана Менгли-Гирея захватили и разрушили Киев, входивший тогда в состав Великого княжества Литовского.

 

1492. Постановлением Московского Собора начало года в Русском царстве перенесено с 1 марта на 1 сентября.

 

1612. Первый день Московской битвы между войсками Второго народного ополчения под руководством К. Минина и Д. Пожарского и польско-литовской армией великого гетмана литовского Ходкевича. Русские нанесли поражение противнику, который не смог помочь осаждённым в Кремле и Китай-городе польско-литовским войскам.

 

1712. Миссионер Франсуа Ксавье д’Антреколь, находясь в Китае, отправил во Францию письмо, раскрывающее секрет изготовления китайского фарфора. Так Европа получила технологию его производства.

 

1714. В Петербурге заработала созданная по распоряжению Петра I первая в России государственная публичная библиотека, ныне – Библиотека Российской академии наук.

 

1808. В ходе русско-шведской войны 1808–1809 гг. при Куортане произошло сражение между шведскими войсками под началом генерала Адлеркрейца и частями русской императорской армии под командованием генерала графа Н.М. Каменского. Шведские войска потерпели поражение и отступили.

 

1827. В России введён запрет принимать крестьян в высшие и средние учебные заведения.

 

1867 год. В ходе военно-судебной реформы Указом Александра II введена должность главного военного прокурора. На этот пост был назначен бывший генерал-аудитор русской армии действительный тайный советник В.Д. Философов. Под его руководством были составлены Воинский устав о наказаниях и Дисциплинарный устав (1869), создана Военно-юридическая академия, введён военно-прокурорский надзор в войсках.

 

1870. В ходе франко-прусской войны 1870–1871 гг. французская армия окружена и капитулировала в крепости Седан. Французский император Наполеон III сдался в плен.

 

1900. В Москве открыт Павелецкий вокзал.

 

1910. Открылась первая в России фабрика по производству граммофонных пластинок – Апрелевский завод грампластинок.

 

1917. Первая мировая война. Начало оборонительной операции русской 12-й армии Северного фронта ("Рижская"). Операция завершилась 6 сентября поражением русских войск и взятием немцами Риги.

 

1919. Открылась первая в мире Государственная киношкола, ныне известная как Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова.

 

1920. Совет труда и обороны РСФСР принял постановление о создании войск внутренней службы республик, в состав которых вошли войска ВОХР, караульные, железнодорожные, железнодорожной милиции и ряд других частей.

 

1920. Франция провозгласила создание государства Ливан со столицей в Бейруте.

 

1924. Образован Русский общевоинский союз (РОВС), представляющий собой авторитетную организацию белоэмиграции. РОВС осуществляли свою деятельность на территории многих европейских стран, проводил многочисленные антисоветские акции.

 

1939. Фашистская Германия напала на Польшу, началась Вторая мировая война, крупнейшая в истории. В ней приняли участие 61 государство с населением 1,7 млрд человек, боевые действия развернулись на территории 40 государств, на обширных морских и океанских театрах.

 

1939. Верховный Совет СССР принял Закон «О всеобщей воинской обязанности». Закон закреплял переход к кадровой системе комплектования Вооружённых сил, устанавливал два призывных возраста: для работников народного хозяйства – 19 лет; для выпускников средних учебных заведений – 18 лет; срок службы в сухопутных войсках, авиации, береговой обороне и пограничных войсках – 4 года, на кораблях и частях ВМФ – 5 лет.

 

1942. Моздок-Малгобекская оборонительная операция Северной группы войск Закавказского фронта, цель которой – отражение наступления немецко-фашистских войск на Моздокском направлении и срыв их попытки прорваться к нефтяным районам Кавказа. Немецко-фашистские войска имели задачу прорвать оборону советских войск на Тереке, развить наступление по долине Алхан-Чурт на Грозный, Махачкалу и Баку. Стойкое и неуклонно возрастающее сопротивление советских войск, а также большие потери, понесённые вражескими войсками, заставили немецкое командование 28 сентября отказаться от дальнейшего наступления и перейти к обороне. План противника был сорван.

 

1943. Во время Великой Отечественной войны началась Брянская наступательная операция войск Брянского фронта (генерал армии М.М. Попов), перед которыми стояла задача разгромить противостоящее соединение 9-й армии противника, форсировать р. Десна и наступать на Гомель. В ходе операции, завершившейся 3 октября, были освобождены Брянский промышленный район и часть территории Белоруссии.

 

1945. Войска 2-го Дальневосточного фронта во взаимодействии с Тихоокеанским флотом завершили Курильскую десантную наступательную операцию (начало – 18 августа1945 г.), в ходе которой очистили от японцев все острова Курильской гряды, пленили 63 840 японских солдат и офицеров.

 

1951. Совет Министров СССР принял решение о серийном производстве реактивного истребителя МиГ-17, который стал первым отечественным серийным самолётом, превысившим скорость звука в горизонтальном полёте. Всего было изготовлено 11 тыс. самолётов МиГ-17 различных модификаций.

 

1953. В Москве на Ленинских горах открыто высотное здание МГУ.

 

1969. Военный переворот в Ливии (Революция аль-Фатех), который привёл к власти Муаммара Каддафи

 

1971.  Катар провозгласил себя независимым от Великобритании государством.

 

1973. Произошёл теракт в  Мавзолее Ленина. В действие было приведено взрывное устройство. Саркофаг не пострадал, террорист Саврасов Н.Н. и двое посетителей погибли, ранения получили 16 человек, в том числе четверо школьников.

 

1977. Утверждён новый текст гимна СССР.

 

1983. Близ Сахалина сбит южнокорейский Боинг 747, нарушивший воздушное пространство СССР. Инцидент с Боингом был использован Западом для нагнетания антисоветской истерии и привёл к новому витку Холодной войны.

 

1985. Американско-французская экспедиция на глубине 3750 м обнаружила обломки затонувшего после столкновения с айсбергом в 1912 г. лайнера «Титаник».

 

1991. Провозглашение независимости Узбекистана.

 

2000. Вице-президент США Э. Гор и премьер-министр России М. Касьянов подписали межправительственное Соглашение об утилизации плутония, обращению с ним и сотрудничеству в этой области (подписано 29 августа в Москве и 1 сентября в Вашингтоне).

 

2004. Захват террористами школы в Беслане. В заложниках оказалось 1128 чел. (дети, их родители и сотрудники школы). Заложники были освобождены в результате спецоперации российских спецслужб 3 сентября. В результате теракта погибло 333 чел. (186 детей в возрасте от 1 года до 17 лет, 111 родителей учащихся, 17 учителей и сотрудников школы, 11 сотрудников ФСБ и МВД, 2 сотрудника МЧС, 6 гражданских спасателей), 783 человека получили ранения.

 

2012. В России вступил в силу закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».



Россиян ознакомили с вступившими в силу с 1 сентября изменениями в законах
2021-09-01 10:45 Редакция ПО

С 1 сентября в России вступили в силу ряд изменений в законодательстве. Среди новшеств — «гаражная амнистия», увеличение размера больничных по уходу за детьми, упрощенные правила онлайн-продажи препаратов для аптек, а также разовые пенсионные выплаты. Подробно ознакомиться с ними можно в материале «Ленты.ру».

Новый учебный год

С началом нового учебного года изменения ждут российских школьников. Так, Минпросвещения и Рособрнадзор упорядочили график проведения контрольных работ. Теперь в одной параллели классов следует проводить контрольные по каждому предмету не чаще одного раза в две с половиной недели и не больше одной в день. Школам рекомендовано составить единый график проведения контрольных, в том числе региональных и федеральных. Расписание школам следует опубликовать на своих сайтах.

Кроме того, в российских школах начнут изучать финансовую грамотность. При этом она будет преподаваться не в качестве отдельного предмета, а в виде новых тем в рамках курса математики, окружающего мира, обществознания и географии. В подобном формате в другие школьные дисциплины внедрят темы по экологии, умению противостоять экстремистскому, террористическому и криминальному воздействию, патриотизм.

Для студентов вузов тоже подготовили нововведения. Теперь они смогут обучаться сразу нескольким квалификациям. Кроме того, после второго курса теперь можно менять факультет и профиль обучения. А аспирантам предстоит проходить обязательную предзащиту диссертаций.

Новшества для автолюбителей

С 1 сентября изменился один из дорожных знаков, предупреждающий водителей о камере. Табличку 8.23 «Фотовидеофиксация» заменил знак 6.22 с точно таким же обозначением. Разница в том, что новый не указывает конкретное место работы камер, а лишь предупреждает о приближении к участку дороги, где проводится фотовидеофиксация — например, при приближении к населенному пункту.

Кроме того, автолюбители теперь смогут обжаловать штрафы ГИБДД удаленно через портал Госуслуг. Раньше для этого необходимо было отправлять письмо или посещать отделение Госавтоинспекции.

1 сентября в России началась «гаражная амнистия». Российские автолюбители в течение пяти лет смогут бесплатно и в упрощенном порядке оформить в собственность свои гаражи и землю под ними. Речь идет исключительно о строениях, возведенных до 30 декабря 2004 года. При этом такие гаражи должны располагаться на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Амнистия продлится с 1 сентября 2021 года по 1 сентября 2026 года.

Онлайн-торговля лекарствами

С 1 сентября несетевые аптеки смогут дистанционно продавать медикаменты. Соответствующее постановление ранее подписал премьер-министр Михаил Мишустин. Раньше предприниматели должны были иметь не менее десяти аптек на территории России, а также сайт компании. Теперь же они смогут заключать договоры с владельцами агрегаторов и продавать лекарства на их площадках.

Оплата больничных

Нововведения затронули и оплату больничных по уходу за детьми в возрасте до семи лет включительно. Теперь их размер составит 100 процентов от среднего заработка независимо от стажа родителей, а также от того, где лечат ребенка — в стационаре или амбулаторно. В 2021 году максимальная стоимость одного дня на больничном составляет 2 434 рубля.

Животные в поездах

Помимо этого, в России изменятся правила перевозки животных в поездах, сообщает РИА Новости. Ручных домашних животных, собак и птиц можно перевозить с собой в пассажирском вагоне (в клетке или ящике), как и раньше — с заготовленными ветеринарными документами и специальной накладной. А правила перевозки животных в грузовых вагонах изменились. К грузам могут быть причислены крупные и мелкие животные, рыбы, змеи и даже пчелы. Отправитель должен обеспечить животных безопасными для них самих и для окружающей среды кормами, емкостями для воды и подстилкой на весь путь следования (с запасом на случай непредвиденной задержки).

Выплаты пенсионерам и военнослужащим

Российским пенсионерам (как работающим, так и неработающим) в сентябре предоставят единоразовую выплату в размере 10 тысяч рублей. Как заявляла вице-премьер Татьяна Голикова, граждане, которым пенсии начисляются на банковскую карту, получат новые единовременные выплаты 2 сентября. Что касается тех пенсионеров, которым деньги на карту не приходят, то новые выплаты поступят им вместе с пенсией. Помощь получат около 43 миллионов человек. Также выплаты в размере 15 тысяч рублей полагаются российским военным.

Источник: https://lenta.ru/news/2021/09/01/zakon/



Даниэль Канеман «Думай медленно... решай быстро»
2021-09-01 10:55 Редакция ПО

7. Механизм поспешных выводов

 

Замечательный комик Дэнни Кей когда-то произнес фразу, которую я помню с юности. Он сказал о неприятной ему женщине: «Быть она предпочитает вне себя, а делать – поспешные выводы». Я вспомнил эту формулировку в первом разговоре с Амосом Тверски о рациональности догадок, основанных на статистике, а теперь я считаю, что она хорошо описывает функционирование Системы 1. Поспешные выводы эффективны, если они, скорее всего, будут правильны, цена случайной ошибки приемлема, а сама поспешность экономит много времени и сил. Когда ситуация незнакома, ставки высоки, а времени на сбор дополнительной информации нет, делать поспешные выводы рискованно. В этих условиях ошибки интуиции вероятны, и их можно предотвратить намеренным вмешательством Системы 2.

Игнорирование неоднозначности и подавление сомнений

Что общего у трех блоков на рисунке 6? Они все неоднозначны. Вы почти наверняка прочитали левый как «A B C», а правый – как «12 13 14», но символы посередине идентичны в обоих блоках. Вы с таким же успехом могли бы прочитать их как «A 13 C» или «12 B 14», но не прочитали. Почему? Одна и та же форма читается как буква в контексте букв или как число в контексте цифр. Контекст помогает определить интерпретацию каждого из элементов. Форма неопределенна, но вы делаете поспешный вывод о том, что она представляет, и не осознаете разрешенной неоднозначности.

Прочитав надпись в среднем блоке, вы, вероятно, представили женщину, входящую в здание с кассирами и хранилищами. Но предложение неоднозначно, возможна и другая интерпретация. Если бы перед этим вы увидели слова: «В кладовке на полке», вы бы вообразили совсем другую сцену. Когда вы только что думали о кладовке, слова «в банке» не ассоциировались с финансовым учреждением. В отсутствие явного контекста Система 1 сама сгенерировала вероятные обстоятельства. Мы знаем, что это сделала именно она, поскольку мы не осознавали возможность другой интерпретации. Если вы редко пользуетесь кладовками, то и неопределенность разрешаете соответственно. В случае неуверенности Система 1 делает ставку на тот или иной ответ, исходя из опыта. Правила ставок рациональны: недавним событиям и текущему контексту придается самое большое значение при интерпретации. Если недавние события не вспоминаются, то в силу вступают более давние. Вы наверняка давно и хорошо выучили алфавит: буквы «13» в нем нет.

В обоих примерах важно то, что был сделан определенный выбор, но вы об этом не знали. В голову пришла единственная интерпретация, а о неоднозначности вы не подозревали. Система 1 не отслеживает ни альтернативы, которые ей пришлось отбросить, ни даже сам факт их наличия. Осознанные сомнения в репертуар Системы 1 не входят, для них в голове нужно одновременно держать несовместимые интерпретации, что требует умственных усилий. Неуверенностью и сомнениями ведает Система 2.

Склонность верить и подтверждать

Психолог Дэниел Гилберт, автор книги «Спотыкаясь о счастье», когда-то написал очерк под названием «Как верят мыслительные системы», где изложил теорию веры и неверия, восходящую к философу XVII века Баруху Спинозе. Гилберт предположил, что понимание утверждения начинается с попытки в него поверить: сначала нужно узнать, что будет означать мысль, если окажется правдой. Только после этого можно решить, разувериваться в ней или нет. Первоначальная попытка поверить – автоматическое действие Системы 1, состоящее из построения наилучшей из возможных трактовок ситуации. Гилберт показывает, что даже бессмысленное утверждение первоначально вызывает реакцию поверить. Попробуйте такой пример: «Треска ест конфеты». Вероятно, у вас в уме пронеслись смутные образы рыбы и конфет, пока ассоциативная память автоматически перебирала возможные связи между этими понятиями в поисках тех, которые придадут смысл бессмыслице.

Гилберт рассматривает неверие как действие Системы 2 и в подтверждение приводит изящный эксперимент. Испытуемые видели бессмысленные утверждения, вроде «динка – это пламя», за которыми через несколько секунд следовало слово «правда» или «ложь». Позже испытуемых опрашивали, помнят ли они предложения, отмеченные словом «правда». В одном из вариантов эксперимента участников просили во время выполнения задания удерживать в памяти цифры. Помеха Системе 2 оказала избирательное действие: испытуемым стало трудно «разувериваться» в ложных предложениях. В последующем тесте усталые участники вспоминали многие ложные утверждения как истинные. Из вышеизложенного следует важный вывод: когда Система 2 занята чем-то еще, мы готовы поверить почти чему угодно. Система 1 наивна и склонна верить, недоверие и сомнения – прерогатива Системы 2, но она иногда занята и часто ленива. Существуют свидетельства того, что пустые, но убедительные сообщения – к примеру, реклама – сильнее влияют на усталых, исчерпавших энергию людей.

Работа ассоциативной памяти усиливает общую предвзятость подтверждения. При вопросе «Дружелюбен ли Сэм?» вам в голову придет много примеров поведения Сэма – совсем иных, чем при вопросе «Враждебен ли Сэм?». Система 2 проверяет гипотезы, используя целенаправленный поиск доказательств, называемый стратегией позитивного тестирования. Вопреки наставлениям теоретиков, рекомендующих проверять гипотезы путем их опровержения, многие (а зачастую и сами исследователи) ищут данные, которые, вероятнее всего, будут соответствовать их текущим убеждениям. Склонность Системы 1 к подтверждению благоприятствует некритическому принятию предложений и преувеличению вероятности экстремальных и маловероятных событий. Если вас спросят, какова вероятность того, что в следующие тридцать лет на Калифорнию обрушится цунами, вам в голову наверняка придут образы цунами, примерно так же, как это случалось в экспериментах Гилберта про треску и конфеты. Вы будете склонны переоценить вероятность бедствия.

Преувеличенная эмоциональная когерентность (эффект ореола)

Если вам нравится политика президента, вам, вероятно, также нравятся его внешность и голос. Склонность хорошо (или плохо) воспринимать в человеке все, включая то, чего вы не видели, называется эффектом ореола. Этот термин используется в психологии уже целое сто- летие, но в широкое использование в повседневной жизни не вошел. И очень жаль, поскольку эффект ореола – хорошее название для распространенного искажения, играющего серьезную роль в нашем видении людей и ситуаций. Это – один из способов, с помощью которого Система 1 генерирует представление об окружающем мире, упрощая его и делая более логичным, чем на самом деле.

Вы встречаетесь на вечеринке с привлекательной и общительной женщиной по имени Джоан. Потом ее имя всплывает в разговоре о взносах на благотворительность. Что вы знаете о щедрости Джоан? Правильный ответ – почти ничего, поскольку нет оснований считать, что приятные в общении люди являются щедрыми жертвователями. Но Джоан вам нравится, и, думая о ней, вы чувствуете, что она вам симпатична. Вдобавок вам нравится щедрость и щедрые люди. По ассоциации вы теперь предрасположены считать, что Джоан – щедрая. В результате этого нового убеждения Джоан нравится вам даже больше прежнего, потому что вы прибавили ей новое приятное качество.

В истории про Джоан нет истинных свидетельств ее щедрости, и пробел заполняется догадкой, возникающей в соответствии с вашей эмоциональной реакцией. В других ситуациях сведения накапливаются постепенно, и их интерпретация определяется эмоцией, связанной с первым впечатлением. В классическом нестареющем эксперименте Соломон Аш показывал испытуемым описания двух человек и просил высказать мнение об их характерах.

 

Что вы думаете про Алана и Бена?

Алан: умный – старательный – импульсивный – требовательный – упрямый – завистливый.

Бен: завистливый – упрямый – требовательный – импульсивный – старательный – умный.

 

Если вы похожи на большинство, вы отнеслись к Алану гораздо благосклоннее, чем к Бену. Черты, упомянутые в списке первыми, меняют суть всех остальных. Кажется, что упрям- ство умного человека может быть оправдано, а в некоторых случаях даже может вызвать уважение, но интеллект в завистливом и упрямом человеке делает его более опасным. Эффект ореола также может служить примером подавления неоднозначности: прилагательное «упрямый», как, см. выше, «в банке», будет истолковано таким образом, чтобы оно согласовывалось с контекстом.

Этот эксперимент проводили в самых разнообразных вариантах. В одном испытуемым говорили, что первые три прилагательных описывают одного человека, а остальные – другого. Представив этих двоих, нужно было ответить, могут ли все шесть прилагательных описывать одного человека, и почти все участники эксперимента заявили, что это невозможно!

Мы часто наблюдаем черты человека в совершенно случайной последовательности. Однако порядок важен, поскольку эффект ореола увеличивает силу первых впечатлений, иногда до такой степени, что остальная информация почти полностью пропадает.

Когда я только начинал преподавать, я оценивал письменные экзамены студентов обычным способом: брал работы по одной и читал все ответы данного студента сразу, выставляя оценки по ходу. Затем я вычислял средний балл и переходил к следующей работе. Однажды я заметил, что мои оценки в пределах одной работы были удивительно однородны. Я начал подозревать, что дело в эффекте ореола и что оценка ответа на первый вопрос непропорционально сильно влияла на общую. Механизм был прост: если я ставил за первый ответ высокий балл, то в дальнейшем, при появлении неопределенности в ответах на следующие вопросы, я толковал ее в пользу студента. Это выглядело разумно: студент, хорошо ответивший на первый вопрос, вряд ли мог допустить во втором глупую ошибку. Однако в моем способе обнаружилась серьезная проблема. Если студент на один вопрос отвечал хорошо, а на другой плохо, то – в зависимости от порядка проверки – он получал разные оценки. Я говорил студентам, что при оценке работы все вопросы равнозначны, но в действительности ответ на первый вопрос влиял на итоговую оценку намного больше, чем второй. Это было недопустимо.

Я изменил процедуру: вместо того чтобы читать каждую работу по отдельности, я проверял ответ на первый вопрос у всех студентов и выставлял оценки, а затем переходил к следую- щему. Результаты я записывал на предпоследней странице работы, чтобы во время чтения второго ответа меня подсознательно не сбивали уже выставленные оценки. Вскоре после перехода на новый метод я с тревогой отметил, что стал выставлять оценки с меньшей уверенностью, чем раньше, – из-за того, что часто испытывал непривычный дискомфорт. Разочаровавшись во втором ответе, я заглядывал на предпоследнюю страницу, чтобы записать плохую оценку, и временами обнаруживал там высокую оценку за первый вопрос. Также выяснилось, что мне хотелось уменьшить разницу между оценками, изменив еще не записанный результат, и с большим трудом удавалось придерживаться простого правила не поддаваться этому искушению. В моих оценках ответов одного и того же студента часто наблюдался значительный разброс. Отсутствие когерентности раздражало и вызывало во мне неуверенность.

Я стал менее доволен и менее уверен в своих оценках, однако понимал, что это служило хорошим знаком, свидетельствовало о том, что новый метод лучше. Радовавшее меня прежде сходство оценок оказалось ложным и давало ощущение когнитивной легкости; моя Система 2 с безмятежной радостью принимала окончательную оценку. Позволив оценке первого ответа влиять на оценку всех остальных, я не замечал несоответствия, проявлявшегося в отличных ответах студента на одни вопросы и плохих – на другие. Раздражающая несообразность, обнаружившаяся при переходе на новую процедуру выставления оценок, как выяснилось, существует в действительности: она отражала и то, что единичный ответ не может служить адекват- ной мерой знаний студента, и то, что мои оценки ненадежны.

Мой метод уменьшения эффекта ореола сводится к общему принципу: избавляйтесь от корреляции ошибок! Чтобы понять, как работает этот принцип, представьте, что множеству испытуемых показывают стеклянные банки, заполненные монетками, и просят оценить количество мелочи в каждой банке. Как объяснил Джеймс Шуровьески (James Surowiecki) в своей замечательной книге «Мудрость толпы», с такими заданиями участники, как правило, справляются плохо, но если объединить все единичные суждения, то результат будет неожиданно хорошим. Кто-то переоценивает настоящее количество, кто-то – недооценивает, но если все оценки усреднить, то результат выходит довольно точным. Механизм прост: все смотрят на одну и ту же банку, у всех оценок – одна основа, и все же ошибки каждого испытуемого не зависят от ошибок других и (в отсутствие систематических искажений) усредняются до нуля. Вдобавок магия уменьшения ошибки срабатывает только в том случае, когда наблюдения взаимно независимы, а ошибки не коррелируют. Если испытуемые находятся под влиянием общего для них предубеждения, то агрегация оценок его не уменьшит. По сути, если позволить наблюдателям влиять друг на друга, то размер выборки уменьшится, а с ним уменьшится и точность групповой оценки.

Для получения полезной информации из множественных источников следует обеспечить их независимость друг от друга. Это правило широко используют в полицейских расследованиях: многочисленным свидетелям происшествия не разрешают обсуждать его до дачи показаний. Цель не только в том, чтобы предотвратить сговор между злоумышленниками, но и в том, чтобы непредубежденные свидетели не повлияли друг на друга. Те, кто обмениваются впечатлениями, впоследствии будут склонны делать одинаковые ошибки в показаниях, уменьшая общую ценность предоставляемых ими сведений. Избавляйтесь от избыточности в ваших источниках.

Этот принцип независимости суждений и декоррелированных ошибок могут с успехом применять руководители компаний во время проведения совещаний и всевозможных встреч. Следует соблюдать простое правило: все участники записывают краткое изложение своей точки зрения до обсуждения, и, таким образом, эффективно используется все разнообразие знаний и мнений внутри группы. При стандартном открытом обсуждении слишком большой вес получают мнения тех, кто говорит раньше и убедительнее других, вынуждая остальных присоединяться.

Что ты видишь, то и есть (WYSIATI)

Размышляя о первых годах совместной работы с Амосом, я неизбежно вспоминаю его любимую шутку. Ловко пародируя одного из университетских преподавателей философии, мой приятель с сильным немецким акцентом хрипло произносил: «Не забывайте о примате Бытия!» Что именно имел в виду профессор, я так и не понял (подозреваю, что и Амос тоже), но шутки моего друга всегда имели определенный смысл. Мы с ним вспоминали эту фразу вся- кий раз, когда сталкивались с удивительно асимметричным отношением наших умов к информации, которая у нас имеется, и к информации, которой мы не располагаем.

Важнейшая особенность устройства ассоциативного механизма состоит в том, что он представляет лишь активированные идеи. Информация, которую не извлекают из памяти хотя бы подсознательно, с тем же успехом может просто не существовать. Система 1 отлично справляется с выстраиванием наилучшей возможной истории, включающей активированные в данный момент идеи, но не учитывает (и не может учитывать) информацию, которой у нее нет.

Мерой успеха для Системы 1 является когерентность созданной истории. Количество и качество данных, на которых она основана, особого значения не имеют. Когда информации мало, как это часто бывает, Система 1 работает как механизм для поспешных выводов. Подумайте над следующим: «Будет ли Миндик хорошим лидером? Она умная, сильная...» Вам в голову быстро пришел ответ: «Да». Вы выбрали наилучший вариант на основании ограничен- ной доступной информации, но вы поторопились. А вдруг следующие два прилагательных оказались бы «коррумпированная» и «жестокая»?

Обратите внимание, чего вы не сделали, кратко оценивая Миндик в роли лидера. Вы не начали с вопроса: «Что мне нужно знать, чтобы сформировать мнение о качестве лидерства?» С первого же прилагательного Система 1 принялась за самостоятельную работу: «умная» – это хорошо, «умная и сильная» – отлично. Это лучшая история, которую можно построить по двум прилагательным, и Система 1 создала ее с большой когнитивной легкостью. Историю пере- смотрят, если появится новая информация (например, что Миндик коррумпирована), но ожидания или субъективного дискомфорта нет. Вдобавок первое впечатление все равно кажется более предпочтительным.

Стремящаяся к когерентности Система 1 в сочетании с ленивой Системой 2 подразумевает, что Система 2 примет много интуитивных убеждений, точно отражающих впечатления, сгенерированные Системой 1. Разумеется, Система 2 способна на более систематичный и осторожный подход к данным, а также может выполнить ряд проверок, необходимых для принятия решения, – например, когда вы покупаете дом, вы сознательно ищете информацию, которой у вас нет. Однако предполагается, что Система 1 влияет и на более взвешенные решения. Ей всегда есть что сказать.

Склонность делать поспешные выводы из ограниченных данных так важна для понимания интуитивного мышления и так часто упоминается в этой книге, что я буду использовать для нее довольно громоздкое сокращение: WYSIATI, которое означает: «что ты видишь, то и есть» (What You See Is All There Is). Система 1 категорически невосприимчива к количеству и качеству информации, на которой основываются впечатления и предчувствия.

Амос и два его аспиранта в Стэнфорде опубликовали результаты наблюдений за реакцией испытуемых, получивших одностороннюю информацию и знающих об этом. Это исследование имеет прямое отношение к WYSIATI. Участникам эксперимента описывали судебные разбирательства, например:

Третьего сентября истец Дэвид Торнтон, сорокатрехлетний инспектор профсоюза, находился в аптеке No 168 с обычным контрольным визитом. Через десять минут после его появления к нему подошел директор аптеки и заявил, что с сотрудниками – членами профсоюза следует общаться не в торговом зале, а в служебном помещении во время перерыва. Такое требование разрешено договором аптеки с профсоюзом, но раньше его не выдвигали. Когда мистер Торнтон возразил, ему предложили выбор: или выполнить требование, или покинуть аптеку, или попасть под арест. Здесь мистер Торнтон указал директору, что ему всегда позволяли проводить в торговом зале десятиминутные опросы сотрудников при условии, что он не мешал работать, и что он скорее готов быть арестованным, чем поменяет программу обычного контрольного визита. Директор вызвал полицию, и на мистера Торнтона надели наручники за несанкционированное проникновение в помещение аптеки. Мистер Торнтон был доставлен в отделение полиции и ненадолго заключен в камеру. Затем все обвинения с него были сняты. Мистер Торнтон выдвинул иск к аптечной сети за незаконное задержание.

Все участники ознакомились с этой информацией. Испытуемых разделили на три группы: одна группа прослушала юристов истца, вторая – юристов ответчика, а третья, как присяжные, выслушала аргументы обеих сторон. Естественно, адвокат профсоюза описывал арест как попытку запугивания, а адвокат аптечной сети утверждал, что разговоры в торговом зале мешали работе и что директор действовал верно. Юристы не сообщили никакой дополнительной информации, кроме той, которую можно было почерпнуть из исходной истории.

Участники полностью осознавали условия происходящего, и те, кто слышал аргументы одной стороны, с легкостью могли вывести доводы и в пользу противоположной. Тем не менее то, как преподносила данные одна из сторон, оказало весьма отчетливое влияние на суждения. Более того, участники, изучившие односторонние доказательства, с большей уверенностью выносили суждения, чем испытуемые, ознакомившиеся с доказательствами обеих сторон. Этого и следует ожидать, если уверенность суждений формируется когерентностью истории, которую испытуемым удается построить из доступной информации. Для связного рассказа важно, чтобы информация была непротиворечивой, но необязательно полной. На самом деле зачастую, когда знаешь меньше, проще сложить все известное в когерентную схему.

Благодаря WYSIATI легче достичь когерентности и когнитивной легкости, которые заставляют нас принимать утверждение как истинное. Именно поэтому мы думаем быстро и осмысляем неполную информацию в сложном мире. В основном наши логически последовательные истории достаточно близки к реальности и служат основанием для рациональных действий. Тем не менее, учитывая WYSIATI, я предложу объяснения длинному перечню разно- образных искажений выбора и суждений, включая следующие:

∙ Сверхуверенность: как подразумевает правило WYSIATI, ни количество, ни качество доказательств не влияет на субъективную уверенность отдельных индивидов. Вера в собственные убеждения в целом зависит от качества истории, составляемой на основании увиденного, даже если увидено немного. Мы часто не учитываем возможность того, что у нас нет данных, необходимых для формирования суждения, – что мы видим, то и есть. Более того, наша ассоциативная система любит склоняться к когерентной схеме активации и подавляет сомнения и неоднозначность.

∙ Эффект фрейминга: разные способы подачи одной и той же информации часто вызывают разные эмоции. Утверждение «Выживаемость в течение месяца после операции составляет 90 %» успокаивает больше, чем эквивалентное утверждение «Смертность в течение месяца после операции составляет 10 %». Аналогично продукты с описанием «на 90 % без жира» более привлекательны, чем те, на которых написано: «содержание жира 10 %». Эквивалентность формулировок очевидна, но человек обычно видит лишь одну из них, а для него существует только то, что он видит.

∙ Пренебрежение априорной вероятностью: вспомните робкого и аккуратного Стива, которого часто принимают за библиотекаря. Описание личности яркое и живое, и, хотя вы наверняка знаете, что мужчин-фермеров больше, чем библиотекарей, этот статистический факт, скорее всего, не пришел вам в голову, когда вы обдумывали этот вопрос в первый раз. Что вы видите, то и есть.

 

Разговоры о поспешных выводах

«Она ничего не знает про его менеджерские навыки. Она основывается лишь на эффекте ореола от хорошей презентации».

«Прежде чем начать дискуссию, давайте узнаем отдельно мнение каждого, чтобы декоррелировать ошибки. Независимые оценки дадут больше информации».

«Они приняли это серьезное решение на основании благоприятного отчета от единственного консультанта. Что они видят, то у них и есть. Похоже, они не поняли, как мало у них было информации».

«Они не хотели дополнительной информации, которая могла бы испортить историю. Что видишь, то и есть».



Поздравляем с Днем знаний!!!
2021-09-01 10:57 Редакция ПО

Немного истории. В Российской империи единой даты начала учебного года не существовало. В гимназиях и университетах он начинался 29 августа, в других учебных заведениях — в середине сентября или октября, а в сельских школах – в декабре. В 1936 году было принято Постановление ЦИК ВКП(б) и СНК СССР «О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школы», в соответствии с которым 1 сентября стало единым днем начала учебного года во всех образовательных заведениях в. В 1984 году День знаний стал официальным праздником.

Пандемия коронавируса повлияла и на каждого человека, и на все сферы нашей жизни. Студенты и школьники опробовали дистанционное обучение и поняли, что он-лайн обучение не может заменить живое общение с учителями и друзьями. За долгие летние каникулы все успели соскучиться по друг другу и с нетерпением ждут 1 сентября. Как же в этом году будет проходить праздничная линейка?

ТАСС со ссылкой на представителей региональных властей сообщает о том, что школы регионов России начнут учебный год в очном формате, линейки во многих образовательных учреждениях пройдут на открытом воздухе и в присутствии родителей. Однако решение о том, как конкретные школы отпразднуют День знаний, остается за региональными властями.

Министр просвещения Сергей Кравцов 28 августа сообщил, что противоэпидемиологические меры в школах и 1 сентября, и во время дальнейшей учебы будут усилены. Во время учебного процесса школьников разделят на потоки и группы риска внутри самих классов, в школах будут тщательно обрабатываться и дезинфицироваться все коридоры, а на переменах — дезинфекции будут подвергать классы, где проходят занятия. По словам министра, это будет сделано для обеспечения здоровья учеников и учителей. Он также подчеркнул, что только соблюдение жестких мер позволит продолжить учебный год в очном режиме.

Что касается вузов, то известно, что все университеты и институты будут с 1 сентября работать в очном режиме, так как пока ситуация не вынуждает переходить на дистанционный формат. Однако некоторые вузы могут в ручном режиме перевести занятия в он-лайн.

Открытым остается вопрос о вакцинации студентов от коронавируса. Если верить СМИ, то студенты без прививки не смогут посещать вузы и будут учиться он-лайн. Недавно в эфире телеканала «Россия-1» Глава Роспотребнадзора Анна Попова сообщила, что вакцинация от коронавируса студентов будет завершена в текущем году. При этом она отметила, что пока она необязательна, но намекнула, что так будет не всегда.

Вскоре после заявления Поповой, Минобрнауки рекомендовало всем учебным заведениям перевести непривитых (в т.ч. имеющих противопоказания к прививке) студентов на «удалёнку» и экзаменовать их отдельно от учащихся с иммунитетом. Об этом пишет ТАСС со ссылкой на рекомендации, утвержденные замглавы ведомства Дмитрием Афанасьевым.

В каком режиме начнется учебный год для российских школьников и студентов рассказал президент РФ Владимир Путин во время прямой линии 30 июня. По его словам, полноценного ответа на этот вопрос нет. «Мы не знаем, как будет развиваться ситуация с коронавирусной инфекцией в стране или там, где ты живешь, - ответил президент на вопрос мальчика. - Скорее всего, дети младших классов, конечно, будут ходить в школу, ведь мы и раньше их практически не закрывали в самые сложные времена прошлого года». Что касается старшеклассников, это тоже будет зависеть от ситуации в конкретный момент в конкретном регионе. «Я надеюсь, что всё-таки мы достигнем коллективного иммунитета, в том числе благодаря активному прививочному процессу, и школы, и высшие учебные заведения, и предприятия малого, среднего бизнеса, и крупные компании будут работать в обычном режиме», - сказал президент.

Будем надеяться на то, что пандемия все-таки отступит и слова президента окажутся пророческими.

По данным вице-премьера России Татьяны Голиковой, 1 сентября по всей стране в школы пойдут 17 млн детей, из них 2 млн – первоклассники (что на 90 тыс. больше, чем в 2020 году). В вузах начнут учебу около 4 млн 220 тыс. студентов.

Так пусть же для всех них день 1 сентября станет началом нового этапа получения знаний, ведь нет ничего более удивительного, чем познавать новое, открывать для себя истины, делать научные открытия, познавать тайны природы и приобщаться к миру прекрасного! Упорства, пытливости и интереса к жизни вам!

Пусть этот день станет праздником и для наших уважаемых школьных учителей, преподавателей колледжей и вузов, в который они будут принимать слова самых искренних поздравлений с началом нового учебного (вопреки всем пандемиям!) и восхищения своей самоотверженностью, самоотдачей и верой в учеников! Здоровья, вдохновенья, новых побед и свершений!

День знаний – это праздник не только преподавателей, учащихся и студентов, он по праву всенародный, ведь каждый думающий человек понимает, насколько важно постоянно повышать свой образовательный уровень и расширять кругозор!

Дорогие наши читатели, искренне поздравляем всех вас с 1 сентября! Желаем стойкого упорства в постижении мира, постоянного стремления к познанию и, конечно, крепкого здоровья!

Редколлегия



В избранное