Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Штрафы за репосты прошлых лет начали становиться реальной угрозой



Штрафы за репосты прошлых лет начали становиться реальной угрозой
2021-09-03 11:46 Редакция ПО

Борьба власти с нежелательными организациями может выйти боком многим россиянам

 

«Некоторых пользователей соцсетей уже вызывают для составления сразу пачки из 10-15 протоколов за посты прошлых лет»,- предупреждают юристы-правозащитники. Одна из причин - включение целого ряда интернет-ресурсов в реестр нежелательных организаций. Полностью застраховаться от неприятностей едва ли удастся, считают эксперты.

«Мы ожидаем новый тренд - массовые «административки» за ссылки на сайты нежелательных медиа и символику экстремистских организаций», - написал в своем телеграмм-канале руководитель Международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков. «Законодательство ужесточилось, вслед за ним и практика. Разобраться, что ещё можно, а что уже нельзя, непросто», - предупреждает он.  

 

И это чистая правда - достаточно вспомнить некоторые события последнего времени, некоторые принятые в последние месяцы законы и некоторые особенности правоприменительной практики.

В России в соответствии с принятыми нашим парламентом и подписанными президентом законами Минюст ведет сразу несколько «политических» реестров. Реестры НКО и СМИ, выполняющих функции иностранных агентов (во втором есть и граждане, «выполняющие функции СМИ-иноагента»). Реестр иностранных организаций, признанных нежелательными на территории РФ и потому запрещенных. Реестр экстремистских организаций… Признание «иностранным агентом» или нежелательной организацией - внесудебная процедура, по закону власти не обязаны и потому даже не пытаются аргументированно объяснить получившим особый статус, почему выбор пал именно на них. Экстремистом у нас признает суд, и его решение означает ликвидацию попавшей в соответствующий реестр организации и запрет на её деятельность в России.

Попадание в эти реестры чревато не только серьезными ограничениями прав для попавших туда организаций и граждан, но и потенциальными проблемами для тех, кто, будучи ни сном, ни духом, как говорится, «всего лишь» о них написал в соцсетях, репостнул какой-то их материал или одобрительно о нем высказался.

За последние месяцы реестры пополнились за счет тех, кто производил и распространял разного рода информацию. "Интересующийся общественной жизнью человек, который весной уехал в отпуск на необитаемый остров, вернувшись летом в Россию, был бы изрядно удивлен», - констатирует цифровой проект «Сетевые свободы». Запрещены как нежелательные на территории России занимавшийся журналистскими расследованиями интернет-ресурс «Проект» (зарегистрирован в США), вслед за признанием нежелательными связанных с Михаилом Ходорковским зарегистрированных в Великобритании фондов заблокированы по требованию властей сайты нескольких ассоциируемых с ними российских интернет-СМИ («Открытые медиа», МБХ-Медиа), интернет-СМИ «Медуза», «Инсайдер» и «VTimes» стали «СМИ-иностранными агентами» и вынуждены маркировать все свои материалы упоминанием особого «статуса»… Да ещё ФБК, который тоже занимался антикоррупционными расследованиями и активно распространял их в Интернете, признан судом экстремистской организацией и запрещен…

И теперь россиянам надо знать, что:

- в Интернете нельзя публиковать символику любых признанных в России экстремистскими организаций, в том числе НБП, Свидетелей Иеговы, ФБК, Штабов Навального, Башкорта и многих других. Кодекс об административных правонарушениях обещает за это гражданам штраф в 1-2 тысячи рублей - вроде бы ерунда, но «с конфискацией предмета правонарушения», то есть в данном случае, надо понимать - компьютера или мобильного телефона. Альтернатива - арест на срок до 15 суток с конфискацией «предмета правонарушения».

- «иностранных агентов» упоминать и цитировать можно вполне себе свободно - если только вы не СМИ. Все СМИ и их сайты в Интернете, упоминая «иностранных агентов» или цитируя их материалы и высказывания, обязаны указывать их особый статус, иначе - штраф в 2-2,5 тысячи рублей для журналиста с возможной конфискацией компьютера или мобильного. Для редакций всё гораздо серьёзнее… Журналисты должны ещё обязательно сообщать при упоминании любой внесенной в реестр экстремистских или нежелательных организаций (и террористических, реестр которых ведет ФСБ, тоже), что они запрещены на территории РФ.

- упоминать нежелательные организации можно, но публиковать и цитировать их материалы, распространять в любом виде ссылки на их ресурсы (сайты, паблики, телеграмм-каналы, YouTube-каналы, чаты, и т.д., и т.п.) никому категорически не рекомендуется, это запрещено законом. Наказание - в лучшем случае административный штраф от 5 до 15 тысяч рублей для граждан. А в худшем, если будете упорствовать и в течение 12 месяцев позволите себе еще раз какое-то расследование «Проекта» найти и репостнуть, например - заведут уголовное дело. Наказание - штраф от 300 до 500 тысяч рублей либо лишение свободы на срок от 1 до 4 лет…

Какая административная ответственность, спросите, если признанные нежелательными организациями СМИ, скажем, уже не действуют, запрещены, а если когда-то вы читали и репостнули какой-то её материал, то давно?  Или сейчас, но старый, тех времен, когда она нежелательной и экстремистской ещё не была? Разве у нас, спросите, не работает прописанное в статье 54 Конституции правило «закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет», и «никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением»? И как быть со сроками давности, который по тем статьям КоАП, которые упоминались выше, составляют от 3 месяцев до 2 лет? (Два года - такой срок давности за распространение материалов нежелательной организации, кстати.)

В КоАП про «обратную силу» тоже написано - в полном соответствии с Конституцией. Но не разъяснено, как этот принцип должен трактоваться применительно к такому специфическому виду нарушений, как репост давнишнего материала, ставшего запретным лишь сейчас - или давнишний репост этого давнишнего материала, следы которого сохранились в Интернете.

В судебной практике «единообразие по этому вопросу отсутствует», рассказал «МК» правовой аналитик «Сетевых свобод» Станислав Селезнев: «около половины дел об административных правонарушениях, касающихся публикаций, датированных прошлыми годами, суды прекращают в связи с истечением сроков привлечения к ответственности, и такой практики действительно немало в самых разных регионах. Вместе с тем при рассмотрении не меньшего количества дел по абсолютно тем же составам суды идут на поводу у прокуратуры, которая полагает такие правонарушения длящимися. И привлекают к ответственности в 2021 году за посты в социальных сетях еще 2011 года»…

Но что такое «длящиеся правонарушения»? В КоАП не уточняется. Написано лишь, что «при длящемся административном правонарушении" сроки давности  «начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения». Значит, если правоохранители обнаружили ваш старый репост или пост сейчас, могут наказать сейчас. «Верховный Суд РФ уже давал разъяснения нижестоящим судам о необходимости отсчета сроков давности по преступлениям экстремистской направленности, в частности, с даты публикации. Но единообразия это разъяснение почему-то не добавило. Есть по десятку постановлений с противоположными позициями»,- говорит г-н Селезнев. 

По словам г-на Чикова, некоторые россияне уже получают «пачки по 10-15 протоколов за посты прошлых лет». Может быть, это сплошь записные активисты, смутьяны, оппозиционеры, чью жизнь в Интернете постоянно отслеживают правоохранители? Нет - «поскольку мониторинг всё более автоматизируется посредством нейросетей на службе МВД и ФСБ», сообщил г-н Чиков.

Можно ли как-то обезопасить себя от угрозы привлечения к ответственности за «старые» слова, лайки и репосты пользователю соцсетей? Особенно если учесть, что полиция и госбезопасность ориентированы на поиск старых ссылок на сайты нежелательных и экстремистских организаций?

Самый радикальный из предложенных экспертами «Сетевых свобод» вариантов защиты - «снести паблики и создать новые». Или сделать свой аккаунт в Twitter, например, закрытым: ранее подписавшиеся все читать и видеть смогут, новые читатели будут добавляться вами вручную. Но и в этом случае «если товарищ майор на вас подписан, это ни на что не повлияет»: больше 1 читателя - всё равно будет публичное распространение» запрещенной информации.

Ещё один вариант - удалить всё за последние лет 10, связанное с нежелательной или экстремистской организацией, на вашей странице. Но и это не гарантирует спасения, потому что репосты, отправленные друзьям, все равно никуда не денутся, даже если ваш аккаунт станет «чист»…

Так что полной безопасности никто и ничто гарантировать не может. Но впредь стоит быть осторожнее. Понять бы, в чём именно осторожнее… Вот проблема.

Источник: https://www.mk.ru/politics/2021/08/07/shtrafy-za-reposty-proshlykh-let-n...



Тьюторы – профессия будущего, еще не понятая в настоящем?
2021-09-03 11:49 Редакция ПО

Недавно администратор группы «Альтернативное образование в России» Алексей Семенычев опубликовал в Facebook пост с хлестким заголовком «Тьюторы, что с вами не так?»

 

«У меня к тьюторам очень двойственное отношение, – пишет автор. – С одной стороны, я понимаю, что индивидуальный образовательный маршрут – это круто и верно и в эту сторону нужно топить. Поэтому я всегда был за тьюторов и считал и считаю, что тема полезная и нужная.

С другой стороны... Я не вижу большого спроса на эти услуги. Ну нет его! Есть для инклюзии. Это ок! Всё верно. Но дальше – нет ничего. Проблему поиска призвания для своих детей вполне успешно решают сами родители – видно очень у ребёнка, что ему интересно и что ему в душу запало вот прямо сейчас. Тут просто: запало – взял и реализовал то, что запало. И денег на тьютора не нужно. Хочешь научить учиться? Да вот тебе, пожалуйста, – целое море допов и офф, и он. Ну и зачем тьютор, скажите?»

Пост вызвал оживленную дискуссию, люди делились своими мнениями и опытом привлечения тьюторов к образованию и воспитанию своих детей. В частности, выяснилось, что многие смутно представляют себе задачи, которые призваны решать эти специалисты, и путают тьютора с няней, гувернером, репетитором и т.д. Некоторые разделяют мнение Алексея Семенычева о том, что тьюторы слишком завышают цену за свои услуги.

По интересному совпадению, незадолго до этой виртуальной дискуссии, 1 августа, завершил свою работу десятый Летний университет тьюторов, организованный Международной тьюторской ассоциацией. На этом мероприятии состоялся проблемный семинар «Стоимость и ценность тьюторства», на котором обсуждались вопросы оплаты труда этих специалистов.

Мы решили спросить опытных тьюторов о специфике их профессии, о сферах ее применения, а заодно обсудили и «тонкие» материальные вопросы.

В нашей дискуссии принимают участие: Виктор Имакаев, директор по науке АНО ДПО «ПрЭСТО» (Проектирование Экспертиза СОвременные технологии Образования), заведующий кафедрой образовательных технологий Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНУ); Юлия Изотова, тьютор-практик с 11-летним стажем, наставник начинающих тьюторов в общественной организации «Полюс практики»; Андрей Теров, старший научный сотрудник лаборатории индивидуализации и непрерывного образования МГПУ.

 


Часть первая

«Мы лучше знаем, что нашим детям нужно»

 

– Почему не каждый родитель может освоить тьюторскую позицию?

Андрей Теров:

– Потому что, во-первых, он не обладает необходимыми знаниями, а во-вторых, далеко не всегда способен занять тьюторскую позицию. Между тьютором и тьюторантом выстраиваются отношения особого рода, основанные исключительно на партнёрстве и взаимоуважении. Здесь нет примата богатого опыта, знаний, красных дипломов и всего прочего, потому что нет у тьютора задачи передавать некий культурно-исторический опыт, который был проработан предыдущим поколением. Его миссия – обеспечить становление и развитие ребенка путем проб, может быть, ошибок, рефлексии навыков самоорганизации, принятия самостоятельных решений, культуре выбора и продуктивной коммуникации для решения определенных задач. Мы видим, что это затрагивает большой пласт задач. Тьютор рассматривает ребёнка как самоценность и строит его учебную траекторию не под государственные стандарты, не под некие другие внешние установки, а вместе с ним организует такое образовательное движение вперёд, которое соответствует его интересам. А значит, тьюторская диагностика как важный компонент тьюторской деятельности – не такое простое дело, потому что для этого требуются определённые педагогические инструменты.

Кстати, у нас в МГПУ действует Институт непрерывного образования, где мы работаем не только со школьными командами по оформлению проектных замыслов и их реализации, но и с родителями. Причем последних становится все больше с каждым годом.

Сначала они приходят к нам на тьюторскую конференцию. После этого у них возникает желание освоить конкретные методики, и они поступают на программы повышения квалификации.

На Летнем университете тьюторов, который проходит ежегодно в конце июля, можно пройти экспертизу своих технологий или практик.

Юлия Изотова:

– С одной стороны, освоить тьюторство многие родители могут. А вот быть тьютором своему ребенку – скорее нет.

Чтобы успешно работать тьютором, важно, получив базовое обучение, регулярно повышать уровень своего мастерства в базовых для тьюторства областях: консультирование, психология и тьюторская профессиональная подготовка. В основе профессии лежит способность думать как тьютор, видеть процесс клиента как тьютор, действовать как тьютор.

Много ли сейчас достойных мест обучения тьюторству? Однозначно – нет. Крайне мало. Очень не хватает мест, соответствующих минимальным требованиям:

  • Качественная теория.
  • Связь теории и практики.
  • Освоение тьюторского мышления.
  • Преподавать тьюторство должны успешные практики. Даже если человек успешно читает лекции и досконально знает теорию, но за его плечами нет хотя бы 2 тысяч успешных тьюториалов, и он не проводит регулярно 5–7 сессий в неделю, обучение будет неэффективным.

Виктор Имакаев:

– «Тьюторская позиция родителя» – это метафора. Скорее, речь идет о родителях либеральных, которые относятся к своим детям с вниманием и уважением. В нашей стране таких родителей меньшинство. Большая часть российских взрослых – патерналисты, на знамени которых написано «Мы лучше знаем, что им (детям) нужно». Скачок из патерналистской парадигмы в либеральную – сложнейший процесс, связанный с кардинальной трансформацией взглядов. Такие изменения требуют значительных усилий, работы над собой, и в целом они занимают не одно десятилетие, если мы говорим о взрослом поколении.

Профессионалы востребованы, начинающим тьюторам сложно

 

– Насколько вообще сегодня востребованы тьюторы и от чего зависит стоимость их услуг?

 

Юлия Изотова:

– Востребованность тьюторских услуг пока невелика, но растет она значительно быстрее, чем появляются профессиональные тьюторы. На мой взгляд, этот рынок перспективный и динамичный. Тут сомнений нет. Однако, если где и есть сложность, так это в большом количестве профанаций и имитаций. Это естественная реакция рынка на моду и растущий спрос.

Профессионалы востребованы, мастерство привлекает клиентов. В сфере образования это общий тренд. Начинающим тьюторам сложно, им очень нужна поддержка.

Стоимость на тьюторские услуги зависит от запроса рынка и от предлагаемого конкретным профессионалом уровня мастерства. На сегодняшний день с «презентацией тьюторства» у нас не очень. Мы непонятны, а значит мы не можем быть сильно востребованы. Но те профессиональные группы, которые вкладываются в «развивающий диалог» с клиентом, становятся лидерами рынка. Потому что могут выделить на простом языке свою практичность и уникальность.

Рынок услуг тьюторского сопровождения сейчас похож на рынок психологов, только 20 лет назад. И с ценами происходит что-то подобное. И там, и там есть те, кто работает по 500 рублей за сессию, демпингуя по ценам, и есть сильные профессионалы с высокой ценой на услуги, от 3 до 12 тысяч рублей за сессию.

Виктор Имакаев:

– Что касается «востребованности тьютора» – это вопрос его легитимности, то есть понимания в общественном сознании, кто такой тьютор и зачем нужно к нему обращаться. Могу сказать, что уровень легитимности тьюторства как профессии растет год от года. Как всякое «инновационное предложение», тьюторские услуги распространяются постепенно, захватывая крайнюю левую часть распределения Гаусса. Уже несколько лет в Москве спрос на тьюторские услуги является устойчивой тенденцией. Если говорить о менее крупных мегаполисах, например о Перми, то эти процессы только начинаются. Важно понимать, что ведущий метод легитимации – сарафан. Родитель, который видит смысл в работе тьютора, способен объяснить другим родителям, что делает тьютор, гораздо лучше, чем сам тьютор. Что касается «стоимости» услуг тьютора, то она сравнима с другими антропопрактическими профессиями. Мне представляется, что вопрос «цены» – вторичный вопрос. Если вы имеете несколько десятков заказчиков, которые видят смысл в вашей деятельности, ваша цена повышается. Это касается и адвокатов, и психоаналитиков, и тьюторов.

И последнее замечание, как мне представляется, важное. Тьюторство в России в настоящий момент базируется на ценностях индивидуализации образования. Именно поэтому главный заказчик тьюторской работы – «частник». Это либо родитель, который обращается к тьютору напрямую, либо директор частной школы, который понимает смысл индивидуализации, либо родитель, который отдал ребенка в частную школу. Кстати, именно в частных школах России (10–20-е годы нынешнего века) сосредоточен, как я считаю, инновационный потенциал российского образования.

Андрей Теров:

– Здесь срабатывают законы рынка: если у нас предложение не очень велико, а спрос высокий, то цена предложения, конечно же, будет расти. С увеличением числа тьюторов стоимость тьюторских услуг будет падать, хотя сдерживать падение или даже повышать стоимость может растущее понимание родителями актуальности, важности и эффективности результатов тьюторской деятельности.

В то же время я бы оценивал даже не профессиональную деятельность тьютора в общем, а отдельные виды задач. Например, построение индивидуального учебного маршрута по какому-то предмету – это один масштаб задачи, а разработка жизненной стратегии на ближайшую перспективу – это уже совсем другое. То есть все зависит от масштаба, объема работы, квалификации. Выполнить на достойном уровне эти задачи способен только специалист с высокой квалификацией, опытный тьютор.

Величина заработка также зависит от того, какие профессиональные границы устанавливает тьютор.

Если вы тьютор-универсал и способны работать в рамках индивидуализации учебной линии еще и как предметник, то вы будете востребованы на очень высоком уровне. Есть тьюторы, которые жестко очерчивают профессиональные границы своей деятельности, отделяя себя от дефектологов, социальных педагогов, психологов и учителей-предметников, и это их право. Но не всегда у школ или у семей есть финансовая возможность оплачивать столь разных специалистов, поэтому тьютор-универсал всегда будет иметь преимущества.

Многие ситуации требуют комплексной позиции и совокупности компетенций, а строгая самоидентификация тьютора – это скорее вопрос сугубо теоретический. Даже в профстандарте тьютора мы найдем много пересечений с вожатыми, социальными педагогами и другими работниками воспитательной сферы.

Как профессионал тьютор имеет, образно говоря, свой «чемоданчик с инструментами». В этот чемоданчик входят некие базовые методы и технологии, но тьютор часто использует не готовые методики, а конструирует их в зависимости от определенной ситуации. Конечно, такой тьютор будет востребован, поскольку он способен разрешать самые разные проблемы.

Тут еще надо учитывать рыночный фактор – чем больше регион, чем выше уровень его социально-экономического развития, тем более платежеспособное население там проживает и тем выше спрос на тьюторскую услугу. Очень многое зависит от интеллектуального и образовательного уровня населения.

Среди городов, где услуги тьютора особенно востребованы, я могу назвать Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск, Томск, Красноярск, Ижевск, Чебоксары. Кстати, во многих из них есть отделения Межрегиональной тьюторской ассоциации (МТА), что тоже играет важную роль.

Часть вторая

 

Продолжаем нашу дискуссию о тьюторах, о специфике их труда и сферах деятельности. В ней принимают участие: Виктор Имакаев, директор по науке АНО ДПО «ПрЭСТО» (Проектирование Экспертиза СОвременные технологии Образования), заведующий кафедрой образовательных технологий Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНУ); Юлия Изотова, тьютор-практик с 11-летним стажем, супервизор, наставник начинающих тьюторов в общественной организации «Полюс практики»; Андрей Теров, старший научный сотрудник лаборатории индивидуализации и непрерывного образования МГПУ.

 

«Сарафанное радио» как главный маркетинговый ход

 

– Как родителю или старшекласснику осуществлять выбор тьютора? На что ему обращать внимание?

 

Виктор Имакаев:

– Основа выбора тьютора – «сарафан». Нужно изучать отзывы других, лучше поговорить с теми, кто заказывал тьютора лично. Второй важный аспект выбора – есть ли у тьютора «предварительная часть» работы, в ходе которой уточняется заказ, заказ соотносится с запросом тьюторанта. Если такого этапа не предлагается – перед вами непрофессиональный тьютор.

Юлия Изотова:

– Думаю, важно не жалеть времени на уточнение деталей перед началом работы. Я бы была внимательна к темам:

  • Есть ли у тьютора наставники? Это позволяет тьютору с помощью более опытных коллег выполнять свою работу качественно, развивать профессиональное мастерство и преодолевать трудности в конкретных рабочих ситуациях.
  • Есть ли рекомендации клиентов?
  • Как тьютор отвечает на вопрос о том, сколько примерно продлится работа, какой минимальный результат от нее можно ожидать, на что точно можно рассчитывать.

Продвигаем мы себя в соцсетях, много и активно «работаем с аудиторией»: прямые эфиры, вебинары, марафоны и т.п. Наш принцип: станешь понятным – станешь востребованным. И, конечно, подавляющее число наших клиентов – это наш «сарафан». Наши клиенты почти всегда возвращаются сами и рекомендуют нас друзьям.

Андрей Теров:

– Членство в Межрегиональной Тьюторской ассоциации и наличие тьюторского сертификата я бы поставил на третье, четвертое место, хотя этот пункт надо обязательно иметь в виду.

Во-первых, я посоветовал бы обратить внимание на «сарафанное радио»: все проверяется в деятельности, на практике.

Если родитель расскажет об успехах своего ребенка после работы с тьютором, это станет серьезным аргументом в пользу выбора специалиста. И это должны быть реальные, не мифические кейсы индивидуального образовательного прогресса, проектирования и реализации индивидуальных профессионально-образовательных маршрутов, подтвержденные фактами роста самостоятельности, организованности, роста культуры ответственного выбора, даже на уровне семьи. Как изменилось поведение ребенка в семье в сторону самостоятельности? А поведение и мировоззрение родителей? А партнерские взаимоотношения между членами семьи? И так далее.

Во-вторых, я бы посмотрел на образование тьютора, как формальное, так и неформальное, и на видеозаписи его непосредственной работы. Это могут быть мастер-классы. А ещё лучше посетить пробный тьюториал и убедиться во многом воочию.

В то же время нельзя отрицать тот факт, что тьюторские навыки формируются в процессе профессионально-личностного развития.

Но если не побывать в магистратуре, на сертифицированной программе дополнительного профобразования, то вероятность самостоятельного освоения тьюторства невелика, хотя и существует. Мы верим и в возможность появления Ломоносовых, Кулибиных, Черепановых от тьюторства! Но это скорее исключение, подтверждающее закономерность.

От преодоления образовательной депрессии до онлайн-обучения

 

 Какие наиболее распространенные запросы вы получаете от родителей? С какими трудностями приходится сталкиваться?

 

Юлия Изотова:

– Чаще всего мы работаем с трудными образовательными или профессиональными решениями: кем быть, куда поступать, чему учиться в первую очередь. Бывает, ситуация усложняется потерей веры в возможный успех, растерянностью относительно своих интересов и способностей, переживаниями о большой неопределенности и динамике на рынке труда.

Вторая большая группа запросов связана с потерей интереса и смысла в учебе у школьников. И мы работаем с поиском тьюторантом своих ответов в этой области, усилением опоры на себя, пересборкой образовательной ситуации через призму своих интересов, целей и идей о будущем. Помогаем преодолеть образовательную депрессию, развивать любопытство к себе и к развитию, чаще практиковать проактивное, авторское отношение к жизни.

А еще достаточно много запросов приходит от родителей. Это работа по перестройке своей родительской стратегии, уточнения дальних целей и ближних приоритетов, анализу образовательной ситуации ребенка. Родители приходят растерянные. «Мы явно делаем что-то не то…», «Образование, которое получает ребенок, точно неэффективно, а вот что менять, непонятно…», «В какую школу отдать ребенка, стоит ли добавлять/убирать кружки…» и т.п.

Последнее время увеличивается поток родителей, пришедших в связи с переходом ребенка на семейную форму образования или с возвращением после семейного образования в школу. А также растет поток профессионалов, желающих сменить сферу работы, карьеру. Нередко встречаются запросы женщин в связи с выходом из длительного декретного отпуска. В этих ситуациях непросто принять решение, куда именно выходить на работу и как восстановить состояние «востребованного профессионала», с чего начать, чему учиться, на что сделать ставку.

Чуть реже встречаются ситуации, когда цель известна и требуется сопровождение в осознанном пути к этой цели. Обычно это звучит так: «Мне нужно построить свою эффективную стратегию», или: «Хочу найти свой путь к цели, а заодно и цель уточнить».

Бывают и компактные запросы: «Хочу в августе пересобрать цели, стратегию, приоритеты, задачи развития на ближайший учебный год, решить, от чего стоит отказаться, а что бросать нельзя». Такая работа может длиться всего несколько сессий, в отличие от предыдущих, на работу с которыми часто нужно 10–15 сессий.

Виктор Имакаев:

– Я могу судить о заказах родителей на основе анализа большого количества кейсов, проработанных в ходе супервизии практики частных тьюторов, а также тьюторов, которые работают в негосударственных школах. Я бы разделил эти заказы на две части (разумеется, деление может быть более обширным).

  • Заказы на манипуляцию (скрытую или явную) своим ребенком.
  • Заказ на «актуализацию субъектности».

«Сделайте так, чтобы он перестал интересоваться ерундой (к примеру, танцы), а занялся бы делом (поступлением в политех)». «Я хочу, чтобы он выбрал трек А (профиль В), пожалуйста, помогите ему сделать правильный выбор». «Вы должны контролировать его успеваемость». С точки зрения этического кодекса тьютора такие заказы являются неприемлемыми. В этих случаях необходима работа по коррекции заказа. Замечу, что анализ кейсов на Летнем университете тьюторов - 2021 показывает, что пока специалисты пренебрегают этой важной частью работы – доопределение и коррекция заказа родителя. В случае, если родители настаивают на манипуляции, тьютор должен отказаться от заказа.

«Хочу, чтобы Вася Пупкин хоть чем-нибудь стал интересоваться, оторвал пятую точку от дивана и перешел от замысла к действию». «Помогите Маше определиться со стратегией в 11-м классе». Эти заказы формулируются, как правило, не вполне точно, но – и это важно – в них отсутствует манипулятивная составляющая. В этом контексте, повторю, работа с заказчиком – важнейшая часть профессиональных компетенций тьютора.

Андрей Теров:

– Сегодня, кроме традиционных направлений тьюторской деятельности, таких как сопровождение образовательных маршрутов ребенка на разных этапах обучения (в начальной школе, где дети реализуют свои первые проекты; в основной и старшей – при выборе профиля), социализация детей с ОВЗ, становится все более популярной помощь в организации онлайн-обучения с упором на развитие навыков самостоятельной деятельности. И, конечно, все более востребована помощь семьям, которые переводят детей на семейные формы образования.

Вместо заключения

 

Точку в этой дискуссии ставить преждевременно, споры вокруг тьюторства будут продолжаться и впредь. Но все же хотелось бы получить ответ на вопрос о перспективах развития этой профессиональной сферы. Прислушаемся к мнению специалистов.

 

Юлия Изотова:

– Образование уже точно не будет прежним: пандемия, тренд на индивидуализацию, потеря смысловых ориентиров у школьников и их родителей – все это вызов и для сферы образования, и для тьюторской профессии. Думаю, мы все заинтересованы в том, чтобы тьюторство быстрее оформляло свои нормы, становилось более понятным, вписывалось в жизнь школы и семьи.

Виктор Имакаев:

– Развитие тьюторского движения свидетельствует о том, что образование начинает кардинальным образом меняться. Это изменение будет длительным и непростым, оно уже сейчас сопровождается возникновением различных конкурирующих сообществ в нашей сфере.

Но эта конкуренция приведет не к победе одной группировки над другой, а к тому, что появится иная, целостная и обновленная парадигма образования, как это произошло в других странах.

Андрей Теров:

– Сегодня во главу угла ставится человек и его умение самостоятельно находить и реализовывать те знания, которые помогут решить образовательные и жизненные проблемы. И вот на этом пути основным педагогическим мастером, который поможет достичь новых образовательных результатов, становятся тьюторы. Образование, основанное на индивидуальных траекториях и внешних запросах, может быть построено только с помощью такого специалиста.

Источник: https://vogazeta.ru/articles/2021/8/20/parents/17821-tyutory__professiya...



Как России выбраться из удушливых объятий запада?
2021-09-03 11:51 Редакция ПО

В России перестали считать международные санкции, однако их общий итог известен – режим частичной экономической блокады

 

Создание Евросоюза, расширение НАТО на восток, распад СССР, санкции Запада держат в тисках экономику России, не давая развиваться промышленности и принуждая к роли «бензоколонки». Вокруг страны сложилась избирательная, гибридная блокада, призванная задушить способность конкурировать.

В России перестали считать международные санкции, однако их общий итог известен — режим частичной экономической блокады. Она не объявлена, умеренна, не касается всех предприятий и всех групп товаров, иногда и вовсе не обозначается правовыми рамками, но тем не менее работает. Сейчас принято хвалить Германию за принципиальную позицию в торговле с Россией, отмечая, что эта страна наш второй экономический партнёр. Но мы также знаем, что не находимся у ФРГ в первой десятке партнёров ни по экспорту, ни по импорту. А основой наших поставок являются природные ресурсы — фундамент для крепкой германской промышленности.

И если даже экспорту газа пытаются поставить препятствия, что говорить о торговле несырьевой неэнергетической продукцией (ННЭ)? Наглядно блокада таких товаров странами Евросоюза проявилась на вакцине «Спутник V», признавать которую в ЕС отказались, а те одиночные политики, которые хотели закупить препарат, подверглись обструкции и травле. И это — прорывной продукт с выигрышными качественными характеристиками. Что тогда говорить об остальных, о ширпотребе? Как нам развивать экономику, поднимать промышленность, не имея доступа к рынкам сбыта?

Сведена к минимуму (не по воле России) торговля с США, постепенно снижается товарооборот с Японией. Нет, какие-то объёмы даже в высокотехнологичных секторах есть и с Великобританией, и с Бельгией. Небольшие или ситуационные объёмы, для видимости, в крайних случаях или в качестве пробника. Опереться на них наша экономика не сможет ни сейчас, ни в будущем. Принцип «здесь купят, здесь не купят» создаёт иллюзию рыночных возможностей, которых в реальности у России нет.

Зелёный свет с Китаем, но эта страна — сама мировой лидер по ННЭ. Помимо Поднебесной, в первую тройку наших несырьевых контрагентов входят главные союзники на постсоветском пространстве — Казахстан и Белоруссия. Ещё одна важная страна — Турция. Но у Казахстана и Белоруссии потребительские рынки несоразмерны российскому, а отношения с Турцией изменчивы и ненадёжны. Поэтому из всей четвёрки перспективы существенного роста ННЭ могут быть, опять же, только с Китаем, который в силу структуры своей экономики видит в нас именно поставщика ресурсов.

Для того чтобы в этих условиях найти зарубежных покупателей для наших промышленных товаров или техники, России необходимо обойти экономическую блокаду и выйти на новые рынки. И в первую очередь в зону внимания должен попасть юг Евразии — Индия, её соседи, а также Юго-Восточная Азия. В этих странах есть то, что нам нужно: отсутствие санкций и бойкота российских товаров, большое число потребителей, относительно благоприятная для нашей продукции конкурентная среда.

На этих рынках у России уже есть локальные победы, которые прямо указывают на перспективность направления. Так, главным импортёром спецтехники, произведённой московскими предприятиями, стала Мьянма, обошедшая в структуре столичных поставок по этому направлению даже такого важного партнёра, как Казахстан. По итогам первых пяти месяцев 2021 года объём экспорта спецтехники из Москвы в Мьянму составил 7,14 млн долларов.

«Поставки столичного спецавтотранспорта в Мьянму в этом году показали значительный прирост — по сравнению с аналогичным периодом 2020 года экспорт увеличился на 187,5%, а в сравнении с январем — маем 2019 — на 383,7%. На рынок этой страны пришлось 54,1% от всего московского экспорта таких товаров», — заявил глава департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Александр Прохоров.

И если спецавтотранспорт из России в Мьянму можно доставить авиацией, для большинства товаров нужен сухопутный и морской путь. Казалось бы, для этого создаётся международный транспортный коридор «Север — Юг», который позволит наладить сообщение с югом материка и выйти из блокады. Однако темпы реализации проекта оставляют желать лучшего. До сих пор не ясно, кто отвечает за формирование грузовой базы МТК, необходимого условия работоспособности пути, и есть ли отдельный орган, ответственный за решение этой задачи.

Необходимы объёмы, достаточные для загрузки контейнеровозов, курсирующих по водам Индийского океана. И не важно, будет ли Россия грузоотправителем, грузополучателем или транзитной страной — главное, выстроить саму цепочку перевозок, сделать их экономически обоснованными.

Бывший премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, комментируя в 2018 году санкции Запада против России, заявил, что СССР десятилетиями жил в таких условиях.

«Для нас все эти санкции — не вопрос жизни и смерти», — сказал он.

Однако рынки сбыта — это вопрос жизни и смерти для зарождающейся российской промышленности, которая без потребителя так и останется в колыбели, не сможет снизить издержки, наладить массовый выпуск продукции и масштабировать производство.

Источник: https://iarex.ru/articles/82321.html?utm_source=smm-tg



Бюджетники: анализ общества переходного типа
2021-09-03 11:53 Редакция ПО

В современном российском обществе есть один класс (сразу оговорюсь, что пока употребляю этот термин не в строгом смысле), который играет очень важную политическую роль. С одной стороны, этот класс часто выступает как опора режима, с другой стороны, иногда он взрывается острыми протестами и преподносит властям неприятные сюрпризы. Это класс, представители которого в 90-е годы в массе своей были против Ельцина и олигархов, и вместе с тем в 2000-м они же в массовом порядке проголосовали за преемника Ельцина – Путина.  Этот класс до сих пор отчасти поддерживает «Единую Россию», а отчасти – их оппонентов, лево-патриотическую оппозицию. В определенном смысле это важнейший субъект нашей политической жизни, несколько раз в руках этого класса были ключи к судьбе политического режима нашей страны. Но у этого класса нет даже научной дефиниции, политологи путаются, пытаясь определить его состав и функции, а в народе его зовут просто – бюджетники.

Название это связано с тем, что представители этой социальной группы получают свои зарплаты из бюджета. Однако за счет бюджета формируются и оклады министров, губернаторов, работников спецслужб, полицейских, но никто бюджетниками их не называет. Когда говорят о бюджетниках, имеют в виду врачей, медсестер, учителей, преподавателей вузов и ссузов, работников ЖЭКов (от начальника до слесаря и дворника).

Я не преувеличивал, утверждая, что в руках у этого класса были и частично остаются ключи от судьбы России. Почему уже много лет подряд у нас побеждают Путин и партия «Единая Россия»? Потому что это бюджетники приходят на участки и голосуют так, как начальство велело, потому что это бюджетники, сидя в избирательных комиссиях, делают все так, как им велели по «звонку сверху». Если нам удастся понять суть этого класса, его место в социальной структуре, мы поймем, как устроен режим, и поймем, как его можно изменить. Но проникнуть в эту суть трудно. Вроде бы бюджетники работают по договору, следовательно, они – наемные работники. Но у вас повернется язык назвать наемным работником ректора вуза, зарплата которого – более 1 миллиона в месяц? Или начальника ЖЭКа, у которого коттедж, больше напоминающий дворец?

Однако и простой учитель не согласится, что он просто работник по найму. Работник по найму трудится за деньги, а учитель считает себя служителем Культуры и Науки с больших букв, он  (по крайней мере, в собственных глазах) просвещает народ, приобщает детишек к высоким ценностям….

Так кто же они — бюджетники?

Я и сам много лет был в тупике и не мог найти ответ на этот вопрос. Но однажды мне попалась  на глаза статья Ленина «Аграрная программа русской социал-демократии» (1902). Прочитав ее, я осознал, что имеется метод для понимания подобных сложных социальных феноменов. Поясню свою мысль. Ленин рассуждает в этой статье о том, как социал-демократы должны относиться к крестьянству – вопрос чрезвычайно важный для России начала ХХ века, которая была вообще-то преимущественно крестьянской страной. Ленин признает, что в крестьянском вопросе много путаницы, за которую ответственны народники и эсэры, но существует и объективная трудность его разрешения. Она связана с тем, что русское крестьянство в ту эпоху несло в себе «живое диалектическое противоречие». Россия переживала переход от общества крепостнического к обществу капиталистическому и потому содержала в себе и остатки старого общества и ростки нового. И это особенно ярко было видно на примере крестьянства. С одной стороны, в силу того, что в Российской империи даже после реформы 1861 года сохранились остатки крепостничества, крестьянство, взятое в целом, оставалось классом-сословием, то есть классом уходящего, крепостного, феодального общества. Крестьянство как класс-сословие было объединено общим интересом по отношению к противостоящему ему другому классу-сословию – дворян-землевладельцев.

С другой стороны, внутри этого крестьянского класса-сословия уже формировались классы нового, капиталистического общества – сельская буржуазия и сельский пролетариат, имевшие противоположные интересы. Приведу слова самого Ленина: «Поскольку в нашей деревне крепостное общество вытесняется «современным» (буржуазным) обществом, постольку крестьянство перестает быть классом, распадаясь на сельский пролетариат и сельскую буржуазию (крупную, среднюю, мелкую и мельчайшую). Поскольку сохраняются еще крепостные отношения, — постольку «крестьянство» продолжает еще быть классом, т.е., повторяем, классом не буржуазного, а крепостного общества. Это «поскольку— постольку» существует в действительности в виде крайне сложного сплетения крепостнических и буржуазных отношений в современной русской деревне».

Соответственно, социал-демократы, по мысли Ленина, должны были поддерживать крестьянство как сословие в его борьбе против остатков крепостничества, а внутри крестьянства поддерживать, естественно, сельский пролетариат.

Вряд ли Ленин думал, размышляя поводу этого сугубо практического вопроса программы зарождающейся русской социал-демократии, что он наметил методологию анализа обществ переходного типа. Тем не менее это так.  Когда общество переходит от одной экономической формации к другой, то в нем сохраняются еще старые классы, но внутри них, как инопланетянин внутри человеческого тела в фантастическом фильме «Чужой», зарождаются уже новые классы. И анализ такого переходного общества должен учитывать эту двойственность классовой структуры.

Российское общество эпохи Путина (а эта эпоха длится уже 20 с лишним лет!) без сомнений носит переходный характер.  В нем сохранилось кое-что от старого советского общества (начиная от советских спецслужб, из среды которых и вышли Путин и его соратники, и вплоть до системы пропаганды, включающей прежде всего контролируемое государством телевидение), но в нем имеются уже и новые социальные группы и институты, которые были порождены новоявленным российским капитализмом (банки, биржи, политические партии и т.д.). Я бы сказал даже больше: двойственный, переходный характер общества, сочетание черт ушедшего советского порядка и развившегося  капитализма и составляет специфику так называемого «путинизма» (по определению его идеолога – В.Ю. Суркова).  Младореформаторы времен президента Ельцина слишком резко рванули в сторону капитализма, слишком рьяно стали рушить все элементы советской цивилизации. Общество не было готово к такому полнейшему развороту на 180 градусов. И тогда олигархическая верхушка привела к власти преемника Ельцина с его командой, которые сбавили темпы и даже сделали вид, что кое-что сохраняют от старого. Они вернули некоторые декоративные элементы советского общества (вроде мелодии советского гимна или пышного официального празднования победы в Великой Отечественной войне).  Но в целом реформы, чьей целью было переход к периферийному, сырьевому капитализму, не только не были остановлены, но и под разговоры о державности и возвращении былого величия постепенно двигались и двигаются вперед. Скажу больше. Видимо, скоро общество, особенно, его молодая часть будет уже готово к дикому, периферийному капитализму, и тогда все эти идеологические надстройки квазисоветского патриотизма просто будут отброшены за ненадобностью.

Но вернемся к теме бюджетников. В свете ленинского анализа ясно, что бюджетники – это не кто иные как своеобразный «класс» нашего былого советского общества. Идеологи сталинской конституции 1936 года разделили советское общество на три неантагонистических «класса» — рабочий класс, колхозное крестьянство и «прослойку» народной интеллигенции, куда, помимо работников умственного труда, включали  инженерно-технических работников, служащих  т.д. (об этом говорил И.В. Сталин в докладе о Конституции в 1936 г.). Неантогонистическими эти «классы» называли, потому что они не конкурировали друг с другом, а каждый выполнял свою функцию, чтоб общество могло развиваться и идти дальше к своей цели – все более совершенному социализму (антогонизм возникает при наличии рынка и частной собственности на главные средства производства, а в СССР экономика была плановой и огосударствленной). Какие же это были функции? Рабочий класс и крестьянство создавали материальный продукт, а советские служащие и интеллигенция распределяли его, управляли обществом и отвечали за идеологию. Согласно советской идеологии границы между этими классами постепенно стирались.

На самом деле это была, конечно,  упрощенная, хоть и в целом правдоподобная схема. Советские служащие (как и интеллигенция) внутри себя имели множество подразделений. Так, в среде служащих можно было выделить партноменклатуру и госчиновничество (совслужащих), которые выполняли функции управления обществом и искомую группу «бюджетников», чьей функцией была забота о народе – повышение его образовательного уровня (педагоги), поддержание его здоровья (медработники), обеспечение необходимых бытовых условий (работники коммунальных служб). Это были подлинные «слуги народа» в самом высоком и благородном смысле этих слов.  Советская идеология – марксизм-ленинизм — учила, что смыслом жизни человека является созидательный труд. Но чтобы человек мог полноценно, творчески трудиться, а не изматывать себя, он должен быть образованным, здоровым, отдохнувшим. Именно за это и отвечали «бюджетники» (впрочем, их тогда так еще не называли). Выражаясь сухим, научным языком марксистской политэкономии, бюджетники в СССР – это специалисты, отвечавшие за восстановление (работники ЖКХ, культуры, сферы отдыха, медики) и повышение квалификации (педагоги) принадлежавшей государству рабочей силы.

Конечно, это только одна сторона вопроса. Другая сторона связана с тем, что советское общество было идеократическим, советские люди должны были жить ради высокой идеи, а не ради частных мелких радостей. Эта идеологически-пропагандистская работа тоже ложилась на бюджетников. Кстати, представители старшего поколения помнят, что и в советские времена бюджетников включали в избирательные комиссии,  избирательные участки  располагали в школах, ЖЭУ.

Когда в 1991 году к власти в России пришли Ельцин и младореформаторы, они сразу взяли курс на создание периферийного капиталистического государства, сырьевого придатка Европы. Поэтому советская средняя и высшая школа, здравоохранение, культура им, собственно, оказались не нужны. Чтоб обеспечивать «трубу в Европу», достаточно небольшого количества рабочих и инженеров в нефтедобывающих регионах России. Все остальное население и оставшиеся от СССР социальные инфраструктуры для гайдаровцев были обузой. Правительства девяностых фактически бросили на произвол судьбы и наше образование, и наше здравоохранение, и  систему ЖКХ.

Советский «класс» бюджетников был обречён на вымирание. Если милиция и чиновники  олигархическому государству еще как-то были нужны (хотя и эти институции были подвергнуты безжалостным сокращениям и реформам), то такое количество учителей, профессоров, врачей кучке богатев, жирующих за счет эксплуатации советского нефтегазового комплекса, были просто без надобности. Идеалом младореформаторов были полностью коммерческие системы образования и здравоохранения, которые не оставляли места «бюджетникам».  Врачи, учителя, работники коммунальных служб в этом случае превратились бы либо в предпринимателей (буржуа), либо в наемных работников (пролетариат).

Именно поэтому в 90-е бюджетники (и еще пенсионеры, но это – отдельная история) стали опорой левопатриотической оппозиции. Учителя, к которым теперь принято относиться как к безропотным «рабам режима», устраивали голодовки, общенациональные забастовки, преподаватели и студенты вузов выходили на многотысячные демонстрации протеста… Не случайно же на эмблеме КПРФ – партии, которая стала флагманом протестного движения 90-х, наряду с привычными для левых серпом и молотом, появилось изображение раскрытой книги. Это — символ  трудовой советской интеллигенции, тех самых «бюджетников», которые не желали «дикого капитализма» и боролись за сохранение хоть некоторых завоеваний социализма.

К концу 1990-х власть предержащие поняли, что нужно как-то договариваться с народными массами, и прежде всего – с «сердитыми бюджетниками», иначе – импичмент Ельцина или даже народная революция.  И это им удалось. За счет введения   налога на нефтедобычу, государство сумело преодолеть кризис неплатежей и даже немного повысить зарплаты бюджетников. Телеканалы, раньше гнобящие «совков» и издевавшиеся  над российской историей и культурой, вдруг заговорили о патриотизме, о важности труда учителя, о благородстве ремесла врачей и т.д. и т.п. Но самое главное состояло в том, что власть решила использовать бывших советских бюджетников для пропагандистской работы. Только теперь им предстояло пропагандировать не социалистический патриотизм, а верность олигархическому государству, и организовывать выборы не в Советы, а в  заполонённые единороссами парламенты, где без дискуссий принимались антинародные законы. Но пропагандистско-идеологическая работа была бюджетникам привычна и знакома, а абстрактные фразы о патриотизме и державности звучали так соблазнительно, что не хотелось вдумываться, что за ними кроется.

Между тем государство вовсе не отказалось от своих планов  коммерциализации медицины, образования,  институтов культуры, сферы ЖКХ, даже «социалки».  Уже в начале 2000-х  народ (то есть в значительной мере те же бюджетники) были переведены на «страховое пенсионное обеспечение» (государственные пенсии сохранили только военным, правоохранителям и чиновникам). Был взят курс на страховую, а в перспективе — коммерческую медицину.  Даже в государственные  вузы и больницы проникли рыночные отношения (причем, если в 90-е это касалось в основном частных вузов, то при Фурсенко и Ливанове их  практически уничтожили и роль «коммерческих» перешла к государственным вузам). Внешне вуз оставался государственным и обеспечивал получение бесплатного образования, гарантированного Конституцией (в объеме выделенных бюджетных мест, которых становилось все меньше). Но фактически руководство вуза превращалось в своего рода бизнесменов под маской государственных работников, осуществляющих «образовательные услуги» за большие деньги  (простые преподаватели же превращались в наемных работников у этих скрытых бизнесменов). Короче, с бюджетниками стало происходить то, что происходило с российскими крестьянами в начале ХХ века. Внутри бывшего советского класса стали рождаться новые классы. Если в 90-е ректор университета мог относиться к своим преподавателям как к коллегам, даже товарищам (тем более он был, как правило, выходцем из их среды), то теперь все изменилось. Ректора вузов, директора больниц, школ и их окружение стали «снимать сливки» с коммерческих услуг, да еще и пользоваться бюджетными деньгами. В 2008 году Путин ввел новую систему оплаты труда, по которой большую часть фонда заработной платы руководители бюджетных учреждений могли распределять по своему усмотрению. Это превратило ректоров, директоров, главврачей в миллионеров, что выглядело еще более вопиюще на фоне нищеты их подчиненных, трудящихся за 15, 20, 30 тысяч в месяц.

Следующий этап легко предугадать. Если после Путина к власти снова придут неолибералы, они просто прекратят финансирование, к примеру, российских вузов (за исключением 5-10 «потемкинских»). Что же произойдет с остальными? Они продолжат оказывать «коммерческие услуги», получив лицензию у государства, то есть превратятся в частные вузы. Тайное станет явным, ректоры, проректоры, администрация станут бизнесменами от  образования, преподаватели – пролетариями умственного труда. То же  произойдет с медициной…

 

Каково же, исходя из этого, должно быть отношение левых к бюджетникам?  Таким же, каким было отношение русских социал-демократов к крестьянам. Левые должны поддержать бюджетников как «класс», бороться за  возвращение государственного бюджетного образования, медицины, за оздоровление сферы ЖКХ. Но левые при этом должны понимать, кто внутри «класса бюджетников» является их настоящими, преданными сторонниками, а на кого опираться нельзя, потому что они подчиняются звоночкам из чиновничьих кабинетов, а зачастую и сами являются активными сторонниками «партии власти». Отстаивание прав простых учителей, простых преподавателей, простых врачей, простых работников коммунальных служб — вот долг левых. Пусть это станет одним из главных лозунгов ведущейся предвыборной копании.

 

Источник: http://rabkor.ru/columns/editorial-columns/2021/08/31/public_sector_empl...



Валерий Коровин. Кавказ без русских: удар с Юга
2021-09-03 11:54 Редакция ПО

В книге постоянного члена Изборского клуба, директора Центра геополитических экспертиз Валерия Коровина подробно рассматриваются такие болезненные вопросы, как проблемы миграции, идентичность, восстановление этнического баланса, модернизация и вопросы развития Северного Кавказа, права народов и пути решения проблемы оттока русского населения из северокавказских республик. Всё это стало предметом исследования, изложенного в доступной публицистической форме.

Отток русских с Северного Кавказа ведёт к потере культурно-цивилизационного присутствия России и утрате стратегического контроля над регионом, что создаёт предпосылки для удара по России с Юга. Однако его всё ещё можно избежать, — утверждает автор.

Данная книга фиксирует процесс оттока русских с Кавказа, анализирует его последствия, а также содержит в себе идеологическое переосмысление нынешней ситуации в созидательном ключе, предлагая стратегический выход на основе этносоциологии и геополитики.

Источник: https://izborsk-club.ru/21393



Была ли Золотая Орда государством отсталых кочевников?
2021-09-03 11:57 Редакция ПО

Российскими историками проевропейской ориентации Золотая Орда (Улус Джучи) была демонизирована, впрочем, как и все, что связано с Востоком и так непохоже на любезный их сердцу Запад. В их исторических трактатах «татаро-монголы» изображаются исключительно как изверги, несущие смерть и разрушения, встречаются даже уничижительные сравнения их с насекомыми.

Так, С. М. Соловьев писал:

«3-го февраля толпы татарские, бесчисленные как саранча, подступили к Владимиру».

Н. М. Карамзин восклицал:

«Сень варваров, омрачив горизонт России, сокрыла от нас Европу».

В. О. Ключевский вторил ему:

«Борьба со степным кочевником, половчином, злым татарином, длившаяся с VIII почти до конца XVII века, – самое тяжелое историческое воспоминание русского народа».

Именно эти историки создали стереотип, рисующий Золотую Орду сборищем дикарей, не знавших ни искусств, ни наук, ни даже городов и вообще оседлых поселений и занимающихся разбоями и работорговлей.

Иллюстрация: centr-intellect.ru

Современная историческая наука давно уже опровергла этот стереотип. Много для этого сделали ученые-евразийцы – П. Н. СавицкийГ. В. ВернадскийЭ. Хара-Даван, Л. Н. Гумилев. Но, увы, он до сих пор кое где бытует. Это тем более обидно, что Улус Джучи во многом был предшественником будущих российских государств (Московская Русь, Российская империя, РСФСР и СССР) – и в геополитическом, и в политическом смысле, а уж для тюркских народов бывшего СССР Орда вообще играет ту же роль, какую играла Древняя Русь для русских, украинцев и белорусов.

Так была ли Орда государством диких кочевников? Теперь уже однозначно можно ответить на этот вопрос отрицательно. Золотая Орда в период своего расцвета была государством, по уровню культурного развития ни в чем не уступавшим современным ей государствам Западной Европы.

Орда имела городскую культуру: на Волге, недалеко от современной Астрахани, стояла ее столица – великолепный город Сарай, или Сарай-Бату (в переводе с тюркского – дворец) с прекрасными архитектурными сооружениями, для возведения которых привозились зодчие с разных концов монгольской ойкумены – от Пекина и Багдада до Владимира и Киева (позднее был построен еще Новый Сарай). В городе был водопровод с керамическими трубами, а также канализация, в которой использовались деревянные трубы (в городах Европы канализация появится лишь на рубеже XIX-XX вв.). Население в период расцвета города составляло 75 тысяч человек. Были отдельные кварталы гончаров, ювелиров, мастеров по обработке металла. В городе было множество зданий из обожженного кирпича: дворцы, общественные бани, школы, храмы разных религий.

Сарай-Бату. Фото: Mikhail Evstratov

Кстати, Орда покровительствовала всем религиям, которые исповедовались на ее территории. При дворе ханов Орды (в русских летописях они именуются на византийский манер – царями) находили приют христианские, мусульманские и буддистские богословы и философы. Вопреки распространенному заблуждению, изображающему «монголо-татар» мусульманами, а их государство исламским, Орда была многоконфессиональным государством, сами же монголы до XIV века оставались язычниками-тенгрианцами, но встречались среди них и христиане, так, один из ханов Орды, Сартак, был христианин-несторианин. Христианство народов Степи – отдельная интересная тема, которая еще ждет своего исследователя. Кстати, была в Сарае и епархия русской Православной церкви (Сарская епархия), равно как и представительства западных конфессий (например, Римско-католической церкви). Хотя трудно отрицать, что расцвет Орды – XIII-XIV вв. – это время, когда началась исламизация.

Орда имела свою литературную традицию, которая только-только начинает изучаться, и хочется надеяться, что вскоре ордынских поэтов образованные люди будут знать не хуже, чем арабских или европейских. В 2005 году в Москве вышел сборник «Поэзия Золотой Орды». В нем представлены стихи классиков ордынской литературы – Кутба, Хорезми, Хисама Кятиба, Сайфи Сараи в переводах Равиля Бухараева – знаменитого у нас и в Европе русского и татарского поэта.

Портрет поэта Сайфи Сараи/Надия Наилевна Фахрутдинова

Когда я говорю, что даже в «Википедии» есть статья «Наука в Золотой Орде», многие выражают искреннее изумление. То, что для специалистов является общим местом, увы, почти неизвестно широкой общественности. В городах и даже селах Орды было множество медресе и библиотек, при дворе ордынских ханов жили и творили астрономы, математики, географы, труды которых известны в мусульманском мире и дошли до нашего времени. Российский историк Галкин утверждает, что астрономы Орды задолго до Коперника пришли к гелиоцентрической теории.

Наконец, Орда не знала себе равных в области военного дела, в этом уж точно превосходя своих западных соседей. Монголы были обладателями оружия, которое, по средневековым меркам, было чудо-оружием: много десятилетий совершенствуя луки, монголы добились того, что их стрелы с легкостью пробивали железные доспехи, которыми так гордились тевтонцы. Недаром же когда Александр Невский признал себя данником Орды, у немецких рыцарей сразу поостыло желание взять реванш за поражение на Чудском озере. Да и монгольские лошади были выносливы, могли долго обходиться без воды и пищи и нести на себе всадника (а для средневековья выведение новых более выносливых пород лошадей равнозначно созданию новой модификации танка для современной армии). Кроме того, монголы разработали тактику, делавшую их непобедимыми: они шли в военный поход вслед за весной, распространяющейся по Великой Степи, так что у их лошадей всегда была свежая трава. Столица Орды была центром производства оружия, в ней были кварталы оружейников.

Александр Невский и Сартак в Орде /Москвитин Филипп.

Заметим также, что Ордынское государство было признано тогдашним международным сообществом, то есть было, как бы сейчас выразились, законным субъектом международного, хоть тогда еще неписаного, права. Это само по себе опровергает байки о «банде степных разбойников». Золотая Орда имела дипломатические отношения со многими странами, в том числе и западными, которые открывали в Сарае свои посольства, привозили туда миссионеров, наблюдали великолепие ханского двора, охотно пользовались щедростью монгольско-кипчакской аристократии и посылали домой письма, где последними словами кляли «этих варваров тартар». Точно так же поступали западные дипломаты, жившие в Российской империи в XVIII-XIX веках, достаточно почитать француза де Кюстина. Так, может, дело не в «варварах-татарах» и не в «варварах-русских», а в неблагодарности и ксенофобии самих «цивилизованных» европейцев?

Золотая Орда – это часть нашей общей евразийской истории, как и Древняя Русь, Волжская Булгария и т. д. Несмотря на сложность отношений Орды и Северо-Восточной (Владимирско-Московской) Руси, эту историю нужна знать и ею можно гордиться. В период вхождения Руси в состав Орды русские воины брали вместе с монголами Багдад, а изделия русских ремесленников продавались русскими купцами на рынках Китая. Петр Николаевич Савицкий писал об ордынских ханах: «Даже элементарное изложение русской истории должно отныне знакомить с образами тех царей и тех темников, в деятельности которых выразились в свое время геополитические и хозяйственные тяготения, приведшие в Новое время к созданию великого Русского государства и в настоящее время являющиеся основой существования СССР». Трудно не согласиться с этими словами основоположника евразийства.



Кто такие казаки? История происхождения. Что говорит исследование ДНК
2021-09-03 11:58 Редакция ПО
lenta_video: 


Цитата
2021-09-03 11:59 Редакция ПО
«Чем выше умственные способности и уровень образования отдельных индивидуумов, тем резче разнятся их вкусы и взгляды и тем меньше шансов, что они единодушно примут какую-то конкретную иерархию ценностей»


Даниэль Канеман «Думай медленно... решай быстро»
2021-09-03 12:10 Редакция ПО

8. Как выносятся суждения

 

Числу вопросов, на которые вы можете ответить, нет предела, независимо от того, спрашивает ли вас собеседник, или вы задаете их сами себе. Нет предела и числу признаков, которые вы можете оценить. Вы способны посчитать количество заглавных букв на этой странице, сравнить высоту окон в вашем доме и доме через улицу и оценить начинания какого-нибудь политического деятеля по шкале от «отлично» до «провально». Вопросы адресуются Системе 2, которая направит внимание на поиск ответа в памяти. Система 2 может вопросы получать, а может генерировать, но перенаправление внимания и поиск ответа в памяти происходят в любом случае. Система 1 работает по-другому. Она постоянно отслеживает, что происходит внутри и снаружи разума, и генерирует оценки различных аспектов ситуации без конкретного намерения и почти или совсем без усилий. Эти базовые оценки играют важную роль в интуитивных суждениях, поскольку их с легкостью подставляют вместо более сложных ответов – это и есть основная идея метода эвристики и искажений. Две другие черты Системы 1 также под- держивают замену одного суждения на другое. Одна из них – способность переносить значения между измерениями. Вы делаете это, отвечая на легкий для большинства вопрос: «Если бы Сэм был такой же высокий, как он умный, какого роста он бы был?» И, наконец, есть «мысленный выстрел дробью» (mental shotgun): намерение Системы 2 ответить на конкретный вопрос или оценить определенное свойство ситуации автоматически запускает другие вычисления, в том числе и базовые оценки.

Базовые оценки

В ходе эволюции Система 1 выработала способность обеспечивать постоянную оценку основных задач, которые организм должен решать для выживания: как идут дела? не возникла ли угроза? не появилась ли хорошая возможность? все ли нормально? приблизиться или держаться подальше? Наверное, эти вопросы не столь важны для городского жителя, как для газели в саванне, но мы унаследовали нейронные механизмы, непрерывно оценивающие уровень угрозы, которые нельзя отключить. Ситуации постоянно определяются как плохие или хорошие, требующие бегства или позволяющие приближение. Для человека хорошее настроение и когнитивная легкость – эквиваленты оценки среды как безопасной и знакомой.

Конкретным примером базовой оценки служит способность с одного взгляда отличать друга от врага. Подобная специализированная возможность влияет на шансы выживания орга- низма в опасном мире и развилась в ходе эволюции. Алекс Тодоров, мой коллега по Принстону, изучал биологические корни быстрой оценки безопасности при взаимодействии с посторонними. Он показал, что у нас есть способность с одного взгляда на лицо незнакомца оценивать два основных и потенциально важных признака: уровень его доминантности (и, соответ- ственно, степень грозящей опасности) и насколько он достоин доверия, то есть окажутся ли его намерения дружественными или враждебными. Форма лица, например «сильная» квадратная челюсть, позволяет в определенной степени оценить доминантность. Выражение лица (улыбка или хмурый взгляд) дает подсказки относительно намерений. Сочетание квадратной челюсти с опущенными уголками рта может предвещать беду. Точность такой оценки далеко не иде- альна: круглые подбородки не очень надежно отражают кротость, а улыбки можно (до некоторой степени) сымитировать. И все-таки даже несовершенная способность оценивать посторонних дает преимущество при выживании.

Этот древний механизм в современном мире получил новое использование: он до некоторой степени влияет на то, как люди голосуют. Тодоров показывал своим студентам фотографии мужчин, некоторые всего лишь на одну десятую секунды, и просил их оценить лица по разным признакам, включая привлекательность и компетентность. В оценках испытуемых не обнаружилось значительного разброса. Тодоров показывал не набор случайных фотогра- фий, а подборку изображений кандидатов в предвыборных кампаниях. Затем исследователь сравнил результаты выборов с рейтингом компетентности, составленным принстонскими студентами после короткого просмотра фотографий и вне политического контекста. Примерно в 70 % случаев на выборах на пост сенатора, конгрессмена и губернатора победил тот кандидат, чье изображение в эксперименте получило более высокий рейтинг компетентности. Этот поразительный результат быстро подтвердился во время всеобщей избирательной кампании в Финляндии, на выборах в муниципальные советы в Англии и в различных избирательных кампаниях в Австралии, Германии и Мексике. Для меня полной неожиданностью стало то, что рейтинг компетентности в исследовании Тодорова прогнозировал результаты голосования лучше, чем рейтинг привлекательности.

 

Тодоров обнаружил, что люди судят о компетентности, сочетая два измерения: силу и надежность. На лицах, излучающих компетентность, сильный подбородок сочетается с легкой уверенной улыбкой. Нет никаких свидетельств, что эти черты лица действительно предсказывают, насколько хорошо политики справятся со своими обязанностями. Но изучение реакции мозга на выигрывающих и проигрывающих кандидатов демонстрирует, что мы биологически предрасположены отвергать тех, у кого нет ценимых нами признаков. В этом исследовании проигравшие вызывали более сильную негативную эмоциональную реакцию. Это – пример эвристики суждения, о которой я буду говорить далее. Избиратели пытаются составить впечатление о том, насколько будет хорош кандидат на своем посту, и склоняются к более про- стой оценке, которая выносится быстро, автоматически и доступна в момент, когда Система 2 принимает решение.

Развивая основополагающие исследования Тодорова, политологи определили категорию избирателей, для которых автоматические предпочтения Системы 1, вероятнее всего, сыграют существенную роль. Они обнаружили их среди политически неграмотных избирателей, кото- рые много смотрят телевизор. Как и ожидалось, внешность, создающая впечатление компетентности, влияет на недостаточно информированных любителей телепередач втрое сильнее, чем на других. Разумеется, относительная важность Системы 1 в определении выбора предпочтений при голосовании для всех разная. Мы встретим и другие примеры таких индивидуальных отличий.

Система 1, конечно же, понимает язык, и это понимание зависит от базовых оце- нок, которые постоянно генерируются в ходе восприятия событий и понимания сообщений. Эти оценки включают высчитывание сходства и репрезентативности, установление причин и оценку доступности ассоциаций и примеров. Это делается даже при отсутствии конкретных задач, хотя результаты используются для выполнения требований, возникающих по мере появ- ления заданий.

Базовых оценок очень много, но оцениваются не все возможные признаки. Для примера взгляните на рисунок 7.

Рис. 7

С первого взгляда создается впечатление о многих особенностях рисунка. Вы знаете, что высота крайних столбиков одинакова и что сходство столбиков друг с другом больше, чем сходство между столбиком слева и массивом кубиков посередине. Вы не осознаете, что количество кубиков в столбике слева такое же, как в средней фигуре, и не знаете, какой высоты будет столбик, построенный из кубиков. Чтобы подтвердить количество, придется пересчитать два набора кубиков и сравнить результаты, а это может сделать лишь Система 2.

Наборы и прототипы

В качестве другого примера подумайте над таким вопросом: какова средняя длина линий на рисунке 8?

Вопрос легкий, и Система 1 отвечает на него без подсказок. Эксперименты показали, что испытуемым достаточно доли секунды для довольно точной оценки средней длины набора линий. Более того, точность этих оценок не страдает, если мозг испытуемого в это же время занят тестом на память. Испытуемые не всегда знают, как выразить среднее значение в дюймах или сантиметрах, но очень точно подгоняют под него длину другой линии. Чтобы сформировать впечатление о средней длине, Система 2 не нужна. Это автоматически и без усилий делает Система 1, точно так же, как она отмечает цвета линий и факт, что они не параллельны. Мы можем немедленно сформировать впечатление о количестве предметов в наборе: точно, если их число равно или меньше четырех, или примерно, если оно больше четырех.

Перейдем к другому вопросу: какова суммарная длина линий на рисунке 8? С ним все по-другому, потому что Системе 1 нечего предложить. На него можно ответить, лишь активировав Систему 2, которая старательно оценит среднюю длину, посчитает количество линий и перемножит их.

На первый взгляд то, что Система 1 не может вычислить общую длину нескольких линий, вполне очевидно; вы и не думали, что можете это сделать. Это пример важного ограничения Системы 1. Она представляет категории через прототип или несколько типичных образцов, а потому хорошо справляется со средними значениями, но не очень хорошо – с суммированием. Объем категории и количество объектов в ней обычно игнорируются в суждениях относительно того, что я буду называть суммоподобными переменными.

В одном из многочисленных экспериментов, проведенных в связи с судебным процессом после аварии танкера «Эксон Вальдес», испытуемых спросили о степени их готовности оплатить приобретение сетей для покрытия пролитой нефти, в который вязнут и тонут перелетные птицы. Трем группам участников предложили оплатить спасение соответственно двух тысяч, двадцати тысяч или двухсот тысяч птиц. Если спасение птиц – экономический товар, оно должно представлять суммоподобную переменную: спасение двухсот тысяч птиц, казалось бы, стоит дороже, чем спасение двух тысяч. В действительности количество птиц мало повлияло на средний размер взноса для каждой из трех групп: 80, 78 и 88 долларов соответственно. Во всех трех группах участники реагировали на прототип – изображение беспомощной птицы, покрытой нефтью. Как неоднократно подтверждалось опытным путем, количеством почти все- гда пренебрегают в подобных эмоциональных обстоятельствах.

Сопоставление интенсивности

Вопросы о вашем благополучии, о популярности президента, о достойном наказании финансовых махинаторов и о перспективах некоего политика объединяет важная черта: они все обращаются к лежащему в их основе понятию интенсивности или количества, позволяющему использовать слово «больше»: более счастливый, более популярный, более строго или более влиятельный (о политике). К примеру, политическое будущее кандидата может варьиро- ваться от малого «Ее обгонят еще на внутрипартийных выборах» до серьезного «Когда-нибудь она станет президентом США».

Здесь мы сталкиваемся с еще одной способностью Системы 1. Лежащая в основе шкала интенсивности позволяет находить соответствия в самых различных областях. Если бы преступления выражались через цвет, убийство приобрело бы более темный оттенок красного, чем кража. Если бы их выражали через музыку, массовое убийство звучало бы очень громко, а неуплата штрафов за неправильную парковку – едва слышно. Разумеется, вы чувствуете нечто сходное и в отношении интенсивности наказаний. В классических экспериментах одни испытуемые настраивали громкость звука в соответствии с серьезностью преступления, а другие – в соответствии с серьезностью наказания. Услышав один звук для преступления и другой – для наказания, вы сочли бы несправедливым, если бы один из них был заметно громче другого.

Давайте рассмотрим пример, с которым мы еще встретимся: В четыре года Джули свободно читала.

Теперь сопоставьте ее умение читать с такой шкалой интенсивности:

Какого роста должен быть мужчина, если он настолько же высок, насколько развита Джули?

Как насчет метра восьмидесяти? Явно маловато. А два пятнадцать? Наверное, чересчур. Вам нужен рост, который так же необычен, как и умение читать в четыре года: довольно примечательно, но не поразительно. Вот если бы Джули читала в год и три месяца, это уже было бы выдающееся достижение, вроде роста в два с половиной метра.

Какой уровень дохода в вашей профессии соответствует достижениям Джули в чтении?

Какое преступление настолько же серьезно, насколько велики достижения Джули?

Какой средний выпускной балл в университете «Лиги плюща» соответствует умению Джули читать?

Несложно, правда? Более того, ваши ответы будут близки к тому, что скажут другие люди вашего круга. Если испытуемых просят предсказать средний выпускной балл Джули по тому, когда она научилась читать, то они с легкостью переводят результат из одного измерения в другое и выбирают соответствующий балл. В дальнейшем мы увидим, почему подобный метод предсказаний на основе сопоставления статистически неверен, хоть и абсолютно естественен для Системы 1, и почему у большинства людей – за исключением статистиков – его результаты приемлемы для Системы 2.

«Мысленный выстрел дробью»

В каждый момент времени Система 1 выполняет множество вычислений. Некоторые из них – обычное непрерывное оценивание. Когда у вас открыты глаза, ваш мозг выстраивает трехмерную модель того, что находится в вашем поле зрения, включая форму объектов, их расположение в пространстве и названия. Для запуска этого задания или для постоянного отслеживания нарушенных ожиданий намерения не требуются. В противоположность обычным базовым оценкам другие вычисления производятся лишь по необходимости: вы не занимаетесь постоянной оценкой своего благополучия или богатства и не проводите непрерывного расчета перспектив президента, даже если любите политику. Суждения относительно какого- либо события произвольны и появляются лишь в том случае, когда у вас возникает соответствующее намерение.

Вы не занимаетесь автоматическим подсчетом количества слогов в каждом прочитанном слове, но можете, если захотите. Впрочем, контроль за намеренными вычислениями не слиш- ком точен: мы часто насчитываем намного больше нужного или желаемого. Я называю эти лишние вычисления мысленной дробью. Из дробовика в одну точку не попасть, потому что дробь рассыпается в разные стороны, и, похоже, Системе 1 так же трудно делать ровно столько, сколько от нее требует Система 2. Этот образ порожден двумя экспериментами, о которых я когда-то читал.

В одном из них участники слушали пары слов и должны были как можно быстрее нажи- мать клавишу, когда замечали, что слова рифмуются. В обеих парах слова рифмуются:

VOTE – NOTE

VOTE – GOAT

Вам разница очевидна, поскольку вы видите обе пары. VOTE и GOAT рифмуются, но пишутся по-разному. Участники слова только слышали, но написание на них тоже повлияло. Задержка в опознании рифмующихся, но пишущихся по-разному слов была вполне очевидна. Хотя инструкции требовали лишь сравнения звуков, испытуемые сравнивали и написание, и несоответствие по несущественному параметру замедляло их реакцию. Намерение ответить на поставленный вопрос повлекло за собой и другие выкладки – не просто избыточные, а вредя- щие исполнению главного задания.

Еще в одном исследовании испытуемым предлагалось прослушать фразы и как можно быстрее нажать одну клавишу, если фраза верна в прямом смысле, и другую – если она неверна в прямом смысле. Каковы правильные ответы для следующих фраз?

Некоторые дороги – змеи.

Некоторые работы – змеи.

Некоторые работы – тюрьмы.

Все три фразы неверны в прямом смысле. Тем не менее вы наверняка почувствовали, что ложность второй фразы более заметна по сравнению с двумя другими – время реакций в эксперименте показало существенную разницу. Причина различия в том, что оставшиеся две трудных фразы верны в переносном смысле. Намерение выполнить одну выкладку повлекло за собой исполнение другой. В этом конфликте победил правильный ответ, но сам конфликт повлиял на эффективность. В следующей главе мы увидим, что сочетание «мысленной дроби» с сопоставлением интенсивности объясняет, почему у нас существуют интуитивные мнения о множестве мало известных нам вещей.

Разговоры о суждениях

«Оценка привлекательности – одна из базовых. Она выполняется автоматически, независимо от желания, и влияет на нас».

«В мозгу есть области, оценивающие доминантность по форме лица. С виду он вполне подходит на роль лидера».

«Наказание покажется несправедливым, если степень его интенсивности не будет соответствовать преступлению. Примерно так же можно сопоставить громкость звука с яркостью света».

«Явный пример „мысленной дроби“. Его спросили, считает ли он компанию финансово стабильной, но он не мог забыть, что ему нравится их продукция».

 



3 сентября в истории России
2021-09-03 12:12 Редакция ПО

Этот день в истории3 сентября

День победы над Японией, день солидарности в борьбе с терроризмом.

 

1690. Патриархом Московским и всея Руси избран Адриан, митрополит Казанский и Свияжский. Умер 16 октября 1700 г. Он оказался последним  патриархом русской Церкви при династии Романовых. Патриаршество было восстановлено в ноябре 1917 г.

 

1741. В ходе Русско-шведской войны 1741-1743 гг. русская армия взяла город Вильманстранд (Финляндия).

 

1783. Подписан Версальский мирный договор, по которому Великобритания признала независимость США.

 

1791 год. Во Франции принята первая в ее истории Конституция.

 

1831. Император Николай I назначил четырёхлетнего великого князя Константина Николаевича генерал-адмиралом российского флота и шефом Гвардейского флотского экипажа.

 

1866. В Женеве начался I конгресс Первого интернационала.

 

1875. В Москве в торжественной обстановке, в присутствии императора Александра II прошла закладка здания Исторического музея.

 

1880. В Петербурге инженер Фёдор Пироцкий продемонстрировал первый в России электрический трамвай.

 

1914. Во время Первой мировой войны русские войска Юго-Западного фронта (генерал от инфантерии Н.И. Иванов) в ходе Галицийской битвы взяли г. Львов.

 

1914. Во время Первой мировой войны в австрийской армии создан первый полк украинских сечевых стрельцов. Полк комплектовался жителями Восточной Галиции, придерживающихся националистических (украинофильских) воззрений.

 

1932. Начало строительства канала Москва, соединяющего реки Москва и Волга.

 

1933. Евгений Абалаков достигает высочайшей вершины СССР – пика Коммунизма (7495 м).

 

1939 год. Франция, Великобритания, Индия, Австралия и Новая Зеландия объявили войну Германии.

 

1943. Начало высадки войск антигитлеровской коалиции в Италии (на материковую часть в районе Салерно, Калабрия и Таранто). В ночь со 2 на 3 сент. правительство Италии тайно подписало перемирие с Союзниками (фактически это означало капитуляцию итальянских войск перед англо-американцами). Переговоры велись тайно, представители СССР были отстранены от участия в капитуляции Италии. Перемирие вступало в силу 8 сент., но итальянская армия не была о нем проинформирована, частично продолжала сопротивление, частично дезертировала, либо сдавалась в плен по инициативе своих командиров. 8 сент. немецкие войска начинают разоружение своих бывших итальянских союзников и оккупацию территории страны. Король Италии Виктор-Эммануил III вместе с семьей и глава правительства маршал Бадольо бежали из Рима в ночь с 8 на 9 сент. в Бриндизи под охрану союзников. 12 сент. немецкие войска завершили оккупацию страны и разоружение итальянской армии. В результате этих событий немцы в течение короткого времени установили полный контроль над территорией материковой части Италии, за исключением её южной части, захваченной союзниками. Боевые действия на территории Италии продолжились до 30 апр. 1945 г.

 

1947. Возобновилось строительство Ленинградского метрополитена.

 

1953. Н. Хрущёв избран первым секретарём ЦК КПСС.

 

1971. СССР, Великобритания, США и Франция подписали четырёхстороннее соглашение о статусе Западного Берлина. В нём было зафиксировано, что город не является частью ФРГ.

 

1993. В Массандре Б. Ельцин и Л. Кравчук подписали протокол об урегулировании спора вокруг Черноморского флота. Несмотря на это, процесс раздела флота проходил довольно болезненно – многие военнослужащие и их семьи были вынуждены покинуть Севастополь и сменить гражданство. Большую часть кораблей списали и продали на металлолом, закрылось множество предприятий, обслуживавших флот, тысячи севастопольцев остались без работы, город погрузился в жестокий экономический кризис. В то же время неопределённый статус флота продолжал оставаться источником трений между двумя государствами. Отношения военнослужащих украинского и российского флотов оставались весьма напряжёнными. 

 

1996. США нанесли ракетный удар по Ираку (операция «Удар в пустыне»). Было выпущено 27 крылатых ракет по позициям иракских ПВО. 4 сент. было нанесено еще 17 ударов.

 

2004. Кровавая развязка теракта в Беслане.



В избранное