Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Подкарпатская Русь.Русины

  Все выпуски  

Подкарпатская Русь.Русины


Часть 1 Русинское движение стало государствообразующим фактором на территории русинов на юг от Карпат.
Часть 2 Виртуальная Подкарпатская Русь? Более точно Русинский Мир.
Часть 3 Персоналии Русинского Движения.
Часть 4 Два взгляда на русинское движение разных времен.
В связи с появлением на одном из закарпатских сайтов материала Гиядора Стрипского  "Москвофілізм, українізм і вітчизняні руснаки", в предисловии указывалось на его актуальность и в наши дни. Мы перевели отрывок на русский и провели сравнительный анализ с сегодняшней ситуацией и современным русинским движением.
В материале подается  русинское движение того времени, как два направления - москвофилизм и украинизм. В нынешнем русинском движении "благодаря помощи" государства Украины украинизм в русинском движении испарился полностью. Сегодня же все запуталось, разделения не видны – где мы? где они? – до конца не ясно. Что можно делать, чего нельзя, всякий раз приходится решать заново, готового ответа нет. Но, с другой стороны, – мир стал открытым, разнообразным, насыщенным. Стало иначе.
Поэтому, изменив идеологическую парадигму и взяв за основу дуальность русинского движения противоположности стали одним целым, и воспринимаются такими, какими они есть. В четвертых, взяв за основу субьектность русинского народа, выведя рассмотрение и решение русинского вопроса за пределы Украины, русинский народ наряду  украинским стал четвертым восточнославянским народом.
То, что писал в свое время Стрипский о московской агитации  сейчас "успешно" применяет Украина против русинов.
1. СБУ. 2. Провозглашение что русины "стара самоназва" всех украинцев. 3. Забрать у русинов русинскую греко-католическую церковь, перевести ее в украинскую поместную. Преследования православных священников и русинов.
То, что там говорится о русинской интеллигенции, которая бросила народ, сейчас относится к украинской. Если конечно ее можно назвать "интеллигенцией". Скорее и ближе правящий класс в регионе. "Покинут интеллигенцией простой народ начал приходить в упадок, сокращаться количественно;он стал жертвой ростовщиков, водки и бедности. В эпоху москальского направления интеллигенция не хотела поднять крестьянство из тьмы, а после того, как она змадяризувалася, уже боялась взяться за это самое из-за того же подозрения в москальщине."
Именно этот правящий класс в Закарпатье игрался с украинским голодомором 30-х годов, абсолютно не обращая внимания на голодомор 20**-х годов, советский геноцид, при этом не обращая внимания на 20-летний украинский геноцид русинского народа в Украине. Более того, принимая в нем самое активное и непосредственное участие.
"Таким образом у интеллигенции, которая презрела руснацкий язык, вымер любой интерес и заинтересованность к жизни крестьян."
Очень важно с самого начала разьяснить русинам, которые будут заниматься скорее материальными ценностями, чем нематериальными, в размышления об устройстве жизни, потому что  решения принимаются не только на основе математических моделей, русин принимает любые решения на основе того, как действуют люди, он скорее занимается анализом людей и их мотиваций, чем анализом абстракций. Вот поэтому очень важно говорить о вещах ценностных.
Хочется сказать, как и почему более чем тысячелетний опыт поколений наших предков в ведении патриархального «натурального хозяйства» оказался  не просто удачен, а высокопроизводителен. Во-первых,  это был  бесценный духовный подвиг, исток и основа русинского национального характера.  Это главное.  Но даже и это, оказывается, далеко ещё не все.
Научились собственным трудом добывать себе и своей семье средства  к более надёжному, безопасному и комфортному существованию.
Средства – вовсе  не обязательно деньги. Средства к существованию -  это питание и одежда,  жилище и очаг,  физическая защита и благая возможность жить сообща, накапливая, сохраняя и передавая молодому поколению житейский опыт, добрые обычаи,  мудрость предков, их духовный опыт. Деньги здесь совсем не главное.
В семьях воспитывалось по шестеро - десятеро детей, а то и больше, воспитывалось в труде и старании.
Оберегалось и глубоко уважалось самое старшее поколение, прививавшее детям не только трудовое, но и религиозное и нравственное чувство.
Происходило воспитание, постоянный духовный рост русинской нации, восходящий от поколения к поколению, где главным условием выживания,  жизни и процветания семьи единственно был труд на земле, честный, часто нелёгкий, но  каждодневно наполненный смыслом единства и гармонии сил природы и разума человека. Поколения наших предков воспитывались в духе своих древнейших языческих традиций и христианских заповедей трудолюбия, правды и смирения;   леность, воровство, жульничество не просто не поощрялись, а тогда не были знакомы  как не имеющие под собой рационального смысла и духовной почвы. Исключения, если и случались, то, как проявления
крайней  дикости;  реакция в обществе на проявления греха была нетерпима и даже излишне по нынешним меркам сурова.
Поколения, вышедшие из крестьянского уклада  территории русинов на юг от Карпат, по природе своей, умея ладить с другими народами, успешно ассимилируясь и ассимилируя в себе другие народы, пережив вереницу территориально-административных образований, сменяющихся одно за другим сегодня полученную в наследство  от  своих  предков  нынешним поколением тех,кого во всём мире зовут Русинами.
Сельское население территории русинов на юг от Карпат, несмотря ни на что, при любой власти, всегда составляли естественный и прочный нравственный «хребет»  русинской нации.
Смысл многих и многих веков жизни наших предков состоял в том, что собственный труд на своей земле, воспитание с малолетства на примере родителей и в духе «не потопаешь – не полопаешь», создал  предпосылки и породил системные исторические следствия, несколько более глубокие,  чем мы привыкли, или приучены думать.
Исторические следствия «вековой отсталости» русинского натурального хозяйства оказались таковы.
Это, без исключения,  все активы  и  все ресурсы, всё национальное богатство нашей территории русинов на юг от Карпат.
1) духовные, 2) человеческие, 3) территориальные, 4) природохозяйственные;   5)  - минерально-сырьевые, 6) геополитические,  7)….и т.д.
 Случайность появления русинского народа без вековых  титанических духовных усилий всего народа исключена полностью.
Нет ничего удивительного, что комплекс национальных ресурсов - результат векового накопления «натурального хозяйства»,  позволил, дал сил русинскому народу выстоять в войнах, социальных катастрофах ХХ века,  и даже в нынешние непростые времена позволяет нам иметь кусок хлеба и обсуждать поводы  для  исторического оптимизма.
Более того, многовековой  опыт предков сможет подсказать дальнейшую логику предстоящего возрождения  Подкарпатской Руси. Просто надо обратить несметные духовные и земные богатства русинского народа на возрождение, в первую очередь, всё-таки, своего собственного, а не чужого,  заморского, национального хозяйства, обустройства своего собственного ресурсно богатого  внутреннего рынка. "Технологические разработки"-это ничто по сравнению с тем, что даст организация подкарпаторусинского общества по его природному, интеллектуальному принципу. Вот что двигатель развития.
Мы попросту черпали, черпаем сейчас и продолжаем  даром черпать и выгребать, и   бессмысленно,  беспечно и бездумно разбазаривать налево и направо главные  и невосполняемые  ресурсы  Подкарпатской Руси, предавая этим собственное прошлое и собственное будущее.Характер использования  наследства предков носит чисто деградационный характер, в сравнении с предыдущим многовековым процессом его  бережного «собирания по крупицам».
Социальные сети побеждают потому, что мы по доброй воле оказались окончательно одиноки, мы свое одиночество восстанавливаем через иллюзорные связи.
Был человек одиноким в эпоху столетней войны? Был. И он искал выход из этого одиночества через реальные сообщества, через общую веру или общее неверие, через тайные общества, если он не хотел быть ни там, ни там.
Был человек одинок перед лицом катастрофы 20 века? Был. Он так и остался одинок. И это и есть человеческая судьба – мы одиноки и не можем не быть одиноки. И это хорошо, иначе мы бы успокоились, нам было бы так прекрасно под этим абажуром. Но ведь это тоже неправда – мы «спасаемся» под абажуром, а там 1914 год, газовые атаки, катастрофа гуманизма… Всякий выход иллюзорен, кроме одного – нас объединяет огонь веры, я не хочу уточнять, во что. Мы либо верим, либо делаем вид, что мы сидим под абажуром. Абажура больше нет, и не будет…
Все придет от иллюзорного всемирного охвата к малой группе. Но у каждого будет шанс выйти из своего замкнутого пространства и найти эту малую группу….
Именно для этого нужна группа "Республика Подкарпатская Русь" в социальной сети "Одноклассники", русинские сообщества в других социальных сетях. Для того, чтобы связать то, что вроде бы никак между собой не связано, чтобы люди, находящиеся в одном культурном слое, встречались через программу сами с собой.
Массовость (17,5 тыс.участников), и ее востребованность, и  успех "Республики Подкарпатская Русь",  – это не цель, а следствие того правильного  пути, по которому  пошли русины.
Мы встретились… И важно не то, сколько нас, а ради чего, ради Кого мы встречаемся. В чье имя мы встречаемся? «И если двое или трое собраны во имя Мое», то Христос посреди нас…

Ниже поданы урывки перевода материала Гиядора Стрипского  "Москвофілізм, українізм і вітчизняні руснаки"
О двух первых из этих понятий (москвофилизм и украинизм. - Й.К.) наши газеты хотя и писали достаточно, но сути дела ни одна из прежних публикаций так и не коснулась. Именно поэтому мы верим, не будет лишним, если эти вопросы будем пытаться осветить и из таких их сторон, из которых о так называемом рутенском вопросе до сих пор разговора еще не было.
Отечественное руснацтво является объектом двух очень противоположных зарубежных устремлений : его добиваются москали и украинцы. Оба направления имеют одну цель: объединить всех руснаков культурно и политически.
Москальская агитация работает тремя разными средствами: 1. военными агентами; 2. провозглашением этнического и языкового единства; 3. предложением, якобы своим греко-католическим братьям, греко-восточной веры (схизма).
Украинизм по сравнению действует намного более скромным: он полагается только на братское родство, а делами религии не проникается.
Однако в 50-х годах прошлого века и в Венгрии, и в Австрии среди руснаков поднял голову панславизм, а лучше говоря, панрусизм. Этому течению положили началу религиозные и политические причины, и оно раскололо заграничное руснацкое общество на две части: украинцев, которые стояли на руснацкой национальной основе, и москвофилов,которые  ринулись в объятия москалей.
В Галичине, в результате польского сопротивления, лишь часть руснаков перешла на сторону этого нового учения, однако среди венгерских руснаков, к сожалению, эти взгляды стали исключительно господствующими. Здесь, в качестве противовеса, не было поляков, а правительство Баха дало свободу всем национальностям. Из-за этого, таким образом, случилось то,что почти каждый представитель отечественной руснацкой интеллигенции, которая состояла из священников, превратился на москвофила. Это уже является историческим фактом.
Насколько ошибочной является теория русского единства, лучше всего подтвердило саму жизнь: еще и сегодня, после 60 лет борьбы, она не сумела пустить глубокий корень между руснаками. Галицкие и венгерские руснаки, которые плавали в мечтах языкового единства, начиная с 1850-х годов чрезвычайно силились, что они теперь единые с москалями, и что им можно писать, учить только на москальском языке, согласно москальських грамматических правил. Там под руководством Ставропигии и общества Качковського, а у нас под руководством ужгородского Общества Св.Василия Большого и согласно политическим указаниям Добрянского, началось змосковщення: в газетах, школьных учебниках, театральных представлениях, общественной жизни - везде устремлялись к москальщине.
С 1880-х годов политическая мечта русского этнического единства постепенно была испаряющейся из голов отечественных руснаков,но совсем иначе стоят дела с фантомом единства литературного языка. Он все еще, словно призрак, тяготеет над душой венгерских руснаков.
И все же она оставила по себе один след, но он после оказался фатальным. Его последствия доныне сносит все отечественное руснацтво.
Тот, сначала политический москвофилизм, который позже свертывался лишь до литературного уровня, расколол отечественное руснацкое общество на два полностью противоположные друг другу, чужие лагеря: провеликорусскую интеллигенцию и руснацкое крестьянство. Первый из них сначала игрался в московитство, чем в будущем всеми своими более поздними (даже не москальскими) стремлениями будил в венгерском общественном уме вечное подозрение "москальщины", а через двадцать лет именно из-за этого коренным образом змадяризувався. Однако крестьянский класс и тогда, и теперь остался только руснацким, а именно необразованным, варварским руснацким.
Интеллигенция очень естественно, что вовсе не проникалась крестьянами и их просветительством. Ведь для такой гуманитарной работы им нужно было бы положить на бумагу пропитанную запахом сермяги язык последних, а от этого они ужасались: не позволяла фанатичная москальщина. Таким образом у интеллигенции, которая презрела руснацкий язык, вымер любой интерес и заинтересованность к жизни крестьян.
Какими были последствия этого? Покинут интеллигенцией простой народ начал приходить в упадок, сокращаться количественно;он стал жертвой ростовщиков, водки и бедности. В эпоху москальского направления интеллигенция не хотела поднять крестьянство из тьмы, а после того, как она змадяризувалася, уже боялась взяться за это самое из-за того же подозрения в москальщине.
Главная ошибка, все-таки, была в том, что одно время они хотели протянуть сюда чужую культуру. Потому что это потом и отомстило им: страшным упадком угорсько-руснацкого народа. Зная все дело, решительно утверждаем, что в национальном упадке сил руснацкого народа значительную роль играли москальские литературные игры ведущей интеллигенции. Сам экономический упадок, много других обстоятельств лишь убыстряли, но то, что они остались одинокими, полностью беззащитными, и то, что сегодня в Венгрии больше всего неграмотных есть как раз среди
руснаков, может быть списано лишь на счет мышления типа Гомичкова.
За руснацьку интеллигенцию не надо бояться. Она на сегодняшний день настолько венгерская, что из нее не будет уже никогда, если бы она того и хотела, ни руснацкая, ни москальская. Следовательно, речь может идти лишь за простой народ, то есть о том, что к нему нужно донести знания, которые требует жизнь, и разъяснить ему о москалях, их схизму, их Сибирь. Но к его сердцу можно обращаться лишь на его крестьянском языке. Поскольку, однако, этот крестьянский язык развился в своеобразную, самостоятельную гунгаро-рутенську форму, которая стоит вдалеке от украинской, но от москальской еще дальше находится, нам ничего не нужно делать, как на основе законов, выбранных из этого народного языка, создать особенный венгерский руснацкий крестьянский язык.
Очень естественно, однако, поскольку она отличается от них по содержанию, чтобы и ее правописание стояло чем дальнейшее как от украинского, так и москальского. Иначе народ не поймет ни одного предупредительного слова, а так мы удовлетворим и национальные интересы.
Против русофильских и украинофильских попыток эту тяжелую проблему можно решить лишь так, если мы поймем необходимость того, чтобы в определенных пределах и при необходимом контроле культивировать руснацкий язык.
Хороший пример для этого может дать практика романо-лаплетенских народов, которые живут на юге Швейцарии. Эта этническая группа, подобно руснакам, далеко выпала из культурного сообщества романов и итальянцев, и хотя из итальянцами они такие же непосредственные соседи, как наши руснаки с галицкими, все же они тянутся больше к немцам: их интеллигенция пользуется в разговоре и письме немецким литературным языком, но, с другой стороны,в народной жизни культивирует свой родной язык.
Но как нужно этот прецедент создать?
Небольшой угро-руснацкий народ разговаривает на четырех диалектах, которые являются следствием их переселения сюда из разных мест в разное время. Писатели, боясь как раз от этого разнообразия, не хотели ни один из диалектов,во вред другим, превратить в литературный язык, а по соображениям удобств и политических причин в 1850-х годах из четырех выбрали пятый, москальский. По моему мнению, серьезная необходимость при помощи серьезной работы и здесь найдет выход.
С самой языковой реформой, однако, мы много не сделаем. Для предотвращения схизмы и наплыва других заграничных течений есть обязательная необходимость создания руснацкого культурно-просветительного общества, которое бы эту просветительскую работу осуществляло и направляло
".

Вопрос отхода Галичины, это вопрос ближайшего времени.

Кризис украинской власти в Закарпатье

В.Балога готовит государственный переворот на Украине?

САЙТ ПОДКАРПАТСКАЯ РУСЬ


В избранное