Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Fwd: [soc-resist] мХЫЕРЮ ЮМЮПУХГЛЮ. пЕБНКЧЖХЪ ОПНРХБ ЦПЕГ

This is a forwarded message
To: soc-resi***@y*****.com

===8<==============Original message textНИЩЕТА АНАРХИЗМА
Революция против грёз

Всякий, кто сталкивался с анархизмом и анархистами,
наверняка был поражен фантастической разноголосицей
направлений, социальных концепций и философских k'школ>,
обретающихся под одним и тем же знаменем, одним и тем же
лэйблом безвластия. В таком k'широком плюрализме> не было
бы, конечно, ничего плохого, если бы это был плюрализм
тенденций в рамках сколько-нибудь единой философии, одного
политического течения. На деле, однако, оказывается, что
говоря об k'анархизме> или k'либертарном движении> мы вводим
и себя, и других в заблуждение.
Действительно, что общего у религиозного индивидуалиста и
пессимиста П. Рябова с безбожником и экстремистом
Бакуниным? Вероятно, k'отрицание государства>. Что может
объединять k'анархо-капиталистов> с ультралевыми
анархистами, Либертарианскую партию с
британской k'Классовой войной>, террориста Равашоля и
оппортуниста Хомского? Ну конечно же,
пресловутое k'отрицание>!
k'Многоликий> анархизм вполне может быть консервативным
(например, небезызвестный Хож Ахмед Нухаев), либеральным
(анархо-индивидуалисты), социалистическим. Он может быть
также: революционным, эволюционным и даже
вовсе k'антиобщественным>; материалистическим и
религиозным; моральным и имморальным. Под одной
либертарной кровлей мирно уживаются сциентисты а ля
Кропоткин и анархо-примитивисты, мечтающие о k'золотом

И, тем не менее, все это, безусловно, анархисты,
т.е. k'отрицатели государства>.
Но представляет ли эта пестрая компания какое-то k'учение>
или k'движение>? Конечно, нет. Так что же такое анархизм?
Понятие того же порядка, что k'антикапитализм>
и k'антиглобализм>. Капитализм на протяжении всей своей
истории встречал и встречает отторжение со стороны самых
разных социальных слоев. Мы можем говорить о феодальном,
крестьянском, мелкобуржуазном, рабочем и даже
бюрократическом антикапитализме. k'Народная партия> г-на
Райкова, леволиберальное k'АТТАК> и анархо-
антифашистское k'Автономное Действие> - все выступают
против различных аспектов k'глобализации> (правда, с
различных позиций . от k'антимасонской> до
коммунистической). Таким образом, фашистов и
толстовцев, k'красных кхмеров> и революционных марксистов .
при желании . можно занести в одну общую рубрику. Другое
дело, что даст нам такой . чисто формальный - подход.
Итак, анархизм-как-таковой . не что иное, как надклассовое
умонастроение. При этом оно представляется куда более
аморфным, нежели антикапитализм. Действительно, почему бы
крупному буржуа ни быть анархистом или полуанархистом там,
где интересы собственности сталкиваются с интересами
государства? Не является ли неолиберализм разновидностью
анархизма?
Революционный марксизм, цель которого . бесклассовое, а
значит и безгосударственное, общество, несомненно,
принадлежит к анархистским философиям. Более того, он
представляется единственным подлинно анархистским
мировоззрением, поскольку не только k'отрицает>
государство, но и дает ему исчерпывающее историко-
материалистическое объяснение. Пределы классового общества
(а значит и государства), общие закономерности его
развития можно понять лишь посредством марксистского,
диалектического, мышления. Напротив, моральные императивы,
столь часто подменяющие научный анализ у анархистов (и
ведущие свою родословную от утопистов и народников) не
могут породить ничего кроме голословного,
метафизического k'отрицания>.
Однако, несмотря на фундаментально-анархистские черты
марксистского мировоззрения, его более или менее
радикальное неприятие (особенно в большевистском варианте)
объединяет, цементирует самые различные k'анархизмы> - по
сути, анархизм-как-таковой есть k'отрицание государства>,
дополненное k'отрицанием марксизма>.
При этом доводы contra Маркс варьируются столь же широко,
как и все прочее у анархистов: индивидуалисты анафемствуют
классовый подход во имя k'самоценной человеческой
личности>; с ними смыкаются k'новые левые> экологисты вроде
М. Букчина, заявляющие о провале революционной миссии
пролетариата и k'крахе пролетарского социализма>. С левого
края k'либертарного сообщества> мы слышим несколько иную,
более утонченную, аргументацию: признавая k'в целом>
марксистский анализ капитализма (k'мелочи> вроде критики
трудовой теории стоимости . не в счет), анархо-коммунисты
и синдикалисты хором
проклинают k'авангардизм>, k'партийность> и k'диктатуру
пролетариата>. Что в реальности скрывается за
этими k'демократическими> догмами? С одной стороны .
глубоко въевшийся либеральный индивидуализм, а с другой
(его оборотная сторона!) . иррациональная вера
в k'социалистические инстинкты масс>, ставшая особенно
призрачной с гибелью k'общинной Атлантиды>. Ведь только
объективное наличие такого k'инстинкта> могло бы сделать
возможной k'беспартийную>, антиавангардистскую
и k'либертарную> революцию, в которую верят анархисты.
Сегодня эта трогательная анархистская вера проявляется в
идеализации локальных экономических (экологических)
выступлений . от стихийных жилищно-коммунальных протестов
до борьбы против введения водительских прав на скутера.
Однако участие анархистов в подобных выступлениях имеет
целью не их политизацию, а k'возрождение> коммунитарного
духа, общинности, рассматриваемой как самоценное благо.
Отсюда резкий контраст между революционной фразеологией
групп типа k'Автономного Действия> и глубоко
реформистской, k'внеполитической> практикой их k'социальных>
кампаний.
Так какова же, в конечном счете, функция анархизма, его
классовое содержание? Насколько обоснован тезис о
тотальной k'мелкобуржуазности> анархистов? Думаю, что столь
узкое, k'лобовое> объяснение не совсем правильно. Анархизм,
как антигосударственное умонастроение, отражает взгляды
многочисленных социальных слоев, колеблющихся
между k'чистым> либерализмом и пролетарским коммунизмом:
маргинализованной интеллигенции, разоряющихся мелких
собственников, контркультурной (т.е. сопротивляющейся
буржуазной социализации) молодежи, а также части рабочего
класса, еще не готовой принять крайние выводы марксизма.
Если на правом фланге, по меткому выражению Троцкого,
анархизм выступает как k'либерализм, очищенный от
полицейщины>, то левые анархисты, в особенности
синдикалисты и платформисты, способны вплотную
приблизиться к большевизму и даже заменить его на
определенном этапе. Именно такова была оценка Троцким
французского анархо-синдикализма, ставшего, по его
словам, k'замечательным черновым наброском революционного
коммунизма> (конечно, имелись в виду синдикалисты из
породы П. Монатта, а не М. Магида).
Какое место занимает анархизм в российском левом движении,
прогрессивна или реакционна его . анархизма - роль?
Однозначно ответить на данный вопрос нельзя. Безусловно,
антифашистская, экологическая и культурная работа
российского анархо-community огромна, самоотверженна и
подчас заслуживает восхищения. Для некоторой части
молодежи именно анархизм является самым доступным
введением в классовую борьбу. В этом смысле анархизм по-
прежнему остается k'детскими башмаками пролетариата>.
Однако доктринерский, ортодоксально-сектантский, анархизм
напоминает скорее китайский обычай бинтования ног.
Неформальные вожаки (а в отсутствие внятных
демцентралистских оргпринципов анархистские структуры
неизбежно становятся меритократическими) стремятся
изолировать k'свои> группы и сети от широкого левого
движения, замять k'неудобные> политические дискуссии,
активно препятствуют вызреванию единой тактики и стратегии
социальной борьбы. Парадоксально, но факт: в k'либертарном>
сообществе действует столько табу, сколько не снилось и
самым заправским k'авторитариям>. Каковы же причины столь
странного самоограничения, больше похожего на k'умерщвление

Разгадка кроется в специфически анархистском синдроме,
который можно определить как k'боязнь эффективности>.
Действительно: k'Если мы не хотим . о ужас! . захватить
власть, нам необходимо зорко следить за тем, как бы не
вырваться в авангард>. Чтобы раз и навсегда застраховаться
от такой перспективы, анархисты выдумали множество
профилактических мер, перечислением которых, собственно, и
заполнены анархистские уставы. Единая программа,
организация, тактика; обязательность в исполнении
коллективных решений и т.п. проявления k'большевистского
авторитаризма> отрицаются лишь по одной причине - из-за их
действенности, практичности, революционной
целесообразности!
Секрет принципиального k'лузеризма> анархов состоит в том,
что они, будучи представителями маргинальных, колеблющихся
слоев, одновременно мечтают о революции и страшатся ее.
Революция влечет их в качестве свободы-разрушения, но
дисциплинирующий, позитивный аспект революции маргиналам
глубоко чужд. По сути дела, анархизм (в чистом виде) это
безответственное желание и желание безответственности.
Могут возразить, что такая оценка справедлива лишь для
анархо-индивидуалистов, но не для левых, социалистических,
анархов. На самом деле, никакой пропасти между ними нет.
Индивидуализм . это чистая, беспримесная, субстанция
анархизма; анархо-коммунизм . лишь коммунизм, разбавленный
моралином; анархо-синдикализм . непоследовательный
синдикализм или радикальный экономизм. Уже сама
приставка k'анархо> сигнализирует о наличии
индивидуалистской примеси.
Неспособностью преодолеть колебания, принять революцию во
всей ее диалектической многосложности, объясняется
односторонность, поверхностность либертарного взгляда на
революционный процесс. В чем суть пресловутого k'отрицания
переходного периода> анархо-коммунистами, только ли в
боязни термидора? Отнюдь. Анархо-коммунисты закрывают
глаза на важнейшую, противоречивейшую, творческую фазу
революции. Становление нового общества видится им чем-то
вроде волшебной трансмутации капитализма в коммунизм
посредством философского камня . всеобщей экспроприации
или захватной стачки. Упрощенное, мифологическое видение
революции . просто грубая подгонка необходимого к
желаемому (по методу Прокруста).

Легендарный анархист Эррико Малатеста говорил, что если
ради победы социальной революции придется возвести
гильотины на площадях, он станет врагом революции. Другой
гуманист-морализатор, Ф. Достоевский, стал автором
известного пассажа о k'слезинке ребенка>, который так любят
цитировать сентиментально-либеральные филантропы. В
отличие от анархистов и либералов, революционные марксисты
прямо заявляют: k'Революция необходима, и поэтому мы
принимаем революционную необходимость во всем ее
диалектическом трагизме>.

Мы действительно хотим совершить революцию. Вот почему нам
нужны не революционные грёзы, а революционная партия
рабочего класса.

Иван Овсянников

Yahoo! Groups Sponsor --------------------~-->
Make a clean sweep of pop-up ads. Yahoo! Companion Toolbar.
Now with Pop-Up Blocker. Get it for free!
http://us.click.yahoo.com/L5YrjA/eSIIAA/yQLSAA/MALplB/TM
--------------------------------------------------------------------~->


Yahoo! Groups Links

http://groups.yahoo.com/group/soc-resist/

soc-resist-unsubscri***@y*****.com

http://docs.yahoo.com/info/terms/

===8<===========End of original message text--
Best regards,
nezhivoy000 mailto:nezhivoy0***@m*****.ru

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: state.politics.wwwleviyru
Написать в лист: mailto:state.politics.wwwleviyru-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:state.politics.wwwleviyru--unsub@subscribe.ru?subject=state.politics.wwwleviyru

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

Ответить   Tue, 12 Oct 2004 02:47:31 +0400 (#243327)