Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

К выпуску 24


     
Консалтинговая компания 'Добрый знак'  
 
 
Услуги для бизнеса Тренинги и семинары Библиотека Архив рассылки
выпуск № 24
 
 
  • Уважаемые подписчики! К сожалению не все почтовые программы позволяют просмотр картинок.
    Для тех, кто по тем или иным причинам не имеют возможности ознакомиться с полным (иллюстрированным) вариантом рассылки через почтового клиента,  могут прочитать его на сайте компании. Страницы расположены в хронологическом порядке, соответствующем порядку выпусков.
     
     
  • Уважаемые подписчики! Тем, кто оформил подписку на текстовой вариант, рекомендуем переоформить ее на HTML-вариант. В этом случае Вы будете получать рассылку со всеми иллюстрациями, а не со ссылками на них.
     
     
    1С:Бухгалтерия от 7.7 до 8.0. Бухгалтеру от бухгалтера

     
        Сегодня в выпуске:

  • Справочник Номенклатурные группы в УПП

  • Справочник Номенклатура (там же)

  •      Приветствую вас, коллеги!

         Сегодня поговорим о двух взаимосвязанных справочниках конфигурации Управление производственным предприятием (УПП), как всегда - с бухгалтерской точки зрения. Отношения между элементами справочников Номенклатурные группы и Номенклатура строятся строго по принципу "один-ко-многим", то есть один элемент справочника Номенклатурные группы может включать неограниченное количество элементов справочника Номенклатура, но элемент справочника Номенклатура может входить только в один элемент справочника Номенклатурные группы. Разумеется, возможны случаи, когда отношения между элементами этих справочников фактически связаны "один-к-одному", но это частный случай, целиком и полностью связанный со спецификой хозяйственной деятельности предприятия. Об этом я сегодня тоже расскажу.

         Справочник Номенклатурные группы в УПП

         Со справочником Номенклатурные группы мы с вами уже сталкивались, когда рассматривали его в конфигурации 1С:Бухгалтерия 8.0. Чтобы не повторяться в "историческом" экскурсе в отношении этого справочника, я хотела бы  предложить тем из вас, кто присоединился к подписке не с самого начала, обратиться к ее выпуску №9 в архиве. Что же касается отличий, то они есть и, как и во многих других случаях при сравнении бухгалтерской конфигурации и УПП, состоят в формах диалога элементов справочника. А именно:

    02-24-01.jpg
     Рис.02-24-01

         По сравнению с бухгалтерией здесь есть несколько новых реквизитов в шапке и новая колонка в таблице. (Я не говорю, что они "добавились", потому что хронологически Бухгалтерия появилась позже УПП, об этом говорилось уже в рассылке). В принципе, кроме Базовой единицы, которая является обязательной для заполнения, остальные можно оставить и незаполненными.

         Итак, какие реквизиты добавлены? Во-первых, это реквизит Ставка НДС. Понятно, что все единицы Номенклатуры, которые войдут в табличную часть вначале и будут ее пополнять впоследствии, должны иметь один и тот же процент НДС. То же можно сказать и об Единицах измерения -  Базовой единице и Единице хранения остатков.

         Здесь придется все же повториться про назначение этого справочника. В описании к нему в самой конфигурации есть такие слова как "укрупненное планирование". В этом (планировании) с одной стороны, для бухгалтерского племени толку чуть (нам фактическое отражение подавай :-)), а с другой совершенно очевидно, что правила формирования этого справочника должны быть выработаны совместно со всеми заинтересованными подразделениями. То есть как минимум бухгалтерия и финансово-экономичесая служба (как она у вас там называется) совместно должны решить и договориться - как его формировать, как выстраивать соотношения между Номенклатурными группами и Номенклатурой. В выработке этого соглашения необходимо найти "точку пересечения" двух принципов. С одной стороны это естественное желание управленцев, имея такой инструмент, как УПП, например, максимально детализировать все финансовые показатели - и затраты и доходы. А с другой стороны, любая избыточная детализация - это лишние ресурсы на учет, следовательно, увеличение этих самых затрат. Таким образом, до какого-то предела детализация помогает управлению, а после него - удорожает и все более лишает смысла.

         Поскольку не обходится ни одной группы обучения, где бы мне не задали вопрос: "А как вы посоветуете этот справочник заполнять?", отвечу, что дать единый рецепт на все разнообразие организаций невозможно по определению. А вот показать два крайних случая - пожалуйста.

         И я не зря снова привожу в пример банальные гвозди, просто нарубленную проволоку с расплющенным концом. Потому что на их примере как раз и понятно, что можно (безусловно, можно - программа позволяет), если хочется, иметь информацию по доходу/расходу по каждому типоразмеру гвоздей, но если подсчитать. насколько более детальными должны быть "бумаги" (первичка) и насколько больше операций понадобится для их отражения в базе, то станет понятно, что та же бухгалтерия по их учету будет "золотой" по сравнению с железом самих гвоздей.

         Однако, есть хозяйственные ситуации, когда возможен только вариант "один-к-одному". Это, в первую очередь строительство, или создание уникальных, заказных сложных технических объектов. Почему? Потому, что в данном случае и затраты. и доход от реализации этого объекта не могут быть "раздроблены". И тогда это будет выглядеть, например вот так:

    02-24-02.jpg
    Рис.02-24-02

         И если еще учесть, что УПП предназначена для учета в холдинге, а у каждой организации холдинга может быть свой набор видов деятельности (а формально - Номенклатурных групп), то получается, что над этим справочником есть повод задуматься серьезно. Особенно, учитывая, то в типовой конфигурации он не имеет групп.

         Ну и на последок про Вес вхождения (новую колонку табличной части).

    02-24-03.jpg
    Рис.02-24-03

         Как мне кажется, у бухгалтера вообще не должно возникать с ним никаких проблем, потому что этот реквизит уж точно не имеет к бухгалтерии никакого отношения, а является чисто плановым показателем. И над этим пусть ломают голову плановики и/или финансисты.:-))

         Справочник Номенклатура

         Здесь, как и в очень многих объектах типовой конфигурации УПП, сразу возникает вопрос о том, как "поделить" полномочия в первоначальном заполнении и в оперативном ведении этого справочника. Когда вы рассматриваете диалог элемента этого справочника в 1С:Бухгалтерии 8.0, там вроде бы нет ничего лишнего для бухгалтера (недаром же она - "Бухгалтерия" :-))). (Можете так же, как и в предыдущем случае, адресоваться к 9 выпуску рассылки). А вот форма диалога элемента этого же справочника, но в УПП, отличается разительно! Мало того, что реквизиты, имеющие отношение к бухгалтерии щедро разбавлены сугубо менеджерскими (то есть представляющими интерес для кого угодно - отдела, закупок, отдела продаж, логистики и пр. и пр. и пр.), так они еще и "разнесены" по разным закладкам! В этом смысле у меня всегда вызывают улыбку заявления о том, что ведение бухгалтерского учета в этих двух конфигурациях одинаково (изредка, но такое высказывается).

         Итак, каков тот "минимум миниморум", что требуется заполнить вам, пользователю-бухгалтеру, без участия менеджера? То есть в том случае, если по каким-то причинам именно вам придется заполнять этот справочник хоть в какой-то степени. Кстати, эти "какие-то" причины вполне просматриваются, если вспомнить, какие ценности вообще в нем учитываются - далеко не только товары для торговой деятельности, материалы для производства и его плоды (продукция и услуги), что как раз более всего интересует перечисленные выше отделы и службы, но и услуги, принятые на затраты, материалы для хозяйственных нужд, например, той же администрации, составляющие командировочных расходов и т.п. Это уже точно кому-то вне бухгалтерской службы делегировать проблематично.

    02-24-04.jpg

    Рис.02-24-04

          В шапке формы есть Группа. (В варианте справочника конфигурации Бухгалтерия она называлась Группа номенклатуры). В принципе просто принадлежность к той или иной группе справочника. Но тут очень хочется адресовать вас к еще одному раннему выпуску рассылки - к номеру 10, второй его части. С поправкой на название регистра (в УПП он называется не Счета учета номенклатуры, а Номенклатура организаций), все остальное соответствует, только форма диалога немного иная по виду, хотя ровно та же по смыслу. Таким образом, корректная принадлежность к группе справочника, а ранее - сама группировка справочника - очень, очень и очень важные составляющие нормальной работы.

        Наименование. Как обычно - оно должно быть удобным для поиска и не должно заставлять задумываться оператора (операциониста, пользователя), которому предстоит в условиях большого потока документов выбирать нужный элемент из справочника. Если остается повод задуматься - сразу возрастает риск ошибочного выбора. То есть наименование должно быть коротким и однозначно понятным. Все дополнительные расшифровки и "бантики" - пожалуйста в поле Полное наименование (оно же пойдет как расшифровка и в документы). Извиняюсь за повторение перед теми, кто это знает наизусть, но пока еще встречаются серьезные прецеденты проблемного заполнения.

        Вид номенклатуры. Очень существенный реквизит. По крайней мере самая "видимая часть айсберга" - это как признак, необходимо ли учитывать этот объект на тех счетах, где ведется еще и складской учет, и, как следствие, необходимость выбора самого склада в документе по движению (поступлению или реализации) этого объекта номенклатуры. Выбирается из одноименного справочника. Сам справочник "по минимуму" может быть заполнен тремя элементами - по одному на каждый из возможных типов номенклатуры. Или элементов - по необходимости для предприятия - может быть больше. Но в любом случае существенно не столько то, что значится в колонке Наименование справочника Виды номенклатуры, а именно значение Типа номенклатуры.

         На закладке Единицы бухгалтер может минимально приложить руку к двум реквизитам:

        Базовую единицу измерения придется выбрать в любом случае, вне зависимости от того, какой тип номенклатуры определен для элемента справочника, без нее система откажется записывать элемент. Обычно это вводит в ступор, когда речь идет об услугах. Но,  в конце концов, услугу можно тоже как-то исчислять - например консультации могут быть почасовыми, переводы - в расчете за лист и т.п. Ну а уж если совсем неделимая услуга - пусть будут "шт.". :-))

        Единица хранения остатков вводится только после записи элемента справочника. По умолчанию дублирует базовую.

         На мой взгляд это и все реквизиты, которые могут интересовать бухгалтера в этой части формы. Теперь предлагаю "перескочить" одну закладку и посмотреть на закладку Дополнительные:

    02-24-05.jpg

    Рис.02-24-05

         Что нам наиболее важно здесь - отмечено прямо на рисунке. Это связь между элементом Номенклатуры и Номенклатурной группой. Как вы понимаете, учитывая то, что было сказано выше в этом же выпуске, привязка может осуществляться в любом направлении - либо вы выбираете элемент Номенклатуры во время редактирования элемента Номенклатурной группы, либо, как здесь - выбираете к какой Номенклатурной группе относится ваш элемент Номенклатуры. Итог одинаковый, но это накладывает свои ограничения на авторизацию доступа. Если важно, чтобы чья-то "вражья рука" не перепривязала номенклатуру к другой номенклатурной группе - защищать надо от редактирования оба справочника.

         Ну и, разумеется, заполнение этого реквизита закладки Дополнительные обязательно только для тех элементов Номенклатуры, которые являются объектами реализации. Для тех, что идут в затраты (тем или иным путем), требуются (скорее - предлагаются) другие настройки по умолчанию. Поэтому закладку именно с этим наименованием мы сейчас и откроем:

    02-24-06.jpg

    Рис.02-24-06

         На ней бухгалтеру может оказаться нужным практически все. Или ничего - если не лень впоследствии ручками каждый раз в документах заполнять такое, например, поле, как ставка НДС. Если вы в меру ленивы - то польстите своей лени, заполнив это поле в справочнике (разумеется, каждому элементу - своя ставка :-)).

         В разделе Аналитика затрат все три поля - наши. Но по ситуации.

        Статья затрат. Идеально заполнить ее для тех элементов справочника Номенклатура, которые непосредственно относятся на затраты, причем на одни и те же. Например, если услуги связи относятся все время на один и тот же счет и на одну и ту же статью (а в УПП статья, если вы помните по предыдущим выпускам, определяет счет затрат), милое дело ввести эту статью по умолчанию. Повторюсь - можно и не вводить. но при этом ее придется выбирать каждый раз, оформляя акт оказания вам чьих-то услуг. Если же, например, услуга связи "плавает" с точки зрения отнесения ее на те или иные затраты - можно выйти из положения иным путем: ввести 2-3 элемента справочника Номенклатура вроде "Услуги связи администрации" и "Услуги связи коммерческого отдела" и в каждом из них зафиксировать статью затрат. А вообще способ оптимизации всегда очень контекстный. Как всегда - инструмент перед вами, а вот как его применить - это в ваших руках.

         Практически то же действительно для реквизита Номенклатурная группа затрат. Если речь идет о производственных затратах, то они могут быть или направлены на конкретную Номенклатурную группу, или подлежать распределению. Во втором случае, разумеется, нет смысла заполнять этот реквизит. А вот в первом - вполне. Если процесс производства какого-либо изделия или, что скорее, типовой услуги, которую оказывает организация (например, пуско-наладка оборудования), сопровождается командировками, то почему бы и не подключить по умолчанию значение конкретной номенклатурной группы к такому элементу номенклатуры, как, скажем, "Расходы на командировку по пуско-наладке". Пустяк, а задачу ввода данных облегчит значительно. Опять же при этом риск ошибочного ввода может быть ниже.

         Последнее, что может быть интересно в форме этой закладки - это реквизит Назначение использования. Если судить по тому справочнику, который открывается для выбора, то становится совершенно очевидно для каких видов ТМЦ предназначено это поле. А предназначено оно для тех материалов, которые принято учитывать на счетах 10.10 и 10.11 типового плана счетов. Тот есть - это бывшая "малоценка", а по современной версии "спецоснастка и спецодежда". Поскольку для нее в конечном итоге придется указывать способ списания. Именно эти способы и хранятся в справочнике Назначение использования и выбираются в одноименном поле. Ответ на почти Гамлетовский вопрос "Заполнять или не заполнять?" все так же в ваших руках! Все зависит от того, какие матценности и как предполагается использовать.

        На сегодня это все. Мои извинения по поводу редкого выхода рассылки, похоже, рискуют на ближайшее время стать систематическими. Все труднее выкроить время на альтернативное изложение материала - в работе третья книга по тематике этой рассылки. Но минимальный график раз в месяц я постараюсь удержать! Я с вами! :-))

     Продолжение в следующем выпуске

    НЕСКОЛЬКО ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНЫХ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА ССЫЛОК

    http://www.buhtrening.ru/

    http://www.dznak.ru/tren/1c8_buh_risk.htm

    http://www.dznak.ru/tren/optim_buh_1C.htm

         С уважением и наилучшими пожеланиями, автор и ведущая рассылки, Вера Хомичевская.

         Если Вам есть что сказать по этой теме или вы хотите поделиться своим опытом, данная рассылка предоставит Вам место для Вашей статьи, информации, реплики.

         Пишите автору на buh@dznak.ru.

          Не забудьте отметить в письме, если вы возражаете против использования фрагментов вашего письма в выпусках рассылки. По умолчанию автор оставляет за собой право цитирования.    


     
      Архив рассылки на DZNAK>RU  

     
     
    Архив рассылки
    на Subscribe.Ru
    Здесь Вы можете подписаться на рассылку:
    "Бухгалтер - тоже человек. Психология профессии "из первых рук"
     
         
         
     
     
    Copyright © 2005 by ООО "ДОБРЫЙ ЗНАК"·
    автор: Вера Хомичевская
    Все права защищены. При перепечатке
    ссылка на www.dznak.ru и автора обязательна
    Design by DZNAK WEB STUDIO

    В избранное