Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "КонсультантПлюс: новости для бухгалтера" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Новости бухгалтерского учета журнал "Бизнес Практика"

Дополнительный выпуск
Добрый день, дорогие читатели!
Предлагаем Вашему вниманию еще один материал, посвященный учетной политике организации
Если вы еще не стали подписчиком ежедневной рассылки “Налоговый и бухгалтерский учет”, то обязательно станьте им.
В каждом выпуске рассылки материалы, посвященные организации налогового учета.
Отдельный раздел посвящен программе налогового учета “Практика 1.2”. Вы сможете не только узнавать новости, связанные с новыми возможностями программы, но и получить описание новых блоков программы, написанных как самим автором, так и пользователями программы, которые взяли ее на вооружение.
Подпишитесь прямо сейчас.
Аналитические материалы по вопросам налогового законодательства
Эмилия Плучевская
Учетная политика предприятия-2002 год
Согласно ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.
В предлагаемой Вашему вниманию статье рассмотрены общие принципы формирования учетной политики, а так же содержание всех ее разделов с учетом изменений в законодательстве за 2001 год.
Формирование учетной политики
Нужно отметить, что единой методики составления учетной политики нет, и каждое предприятие имеет право самостоятельно разрабатывать ее положения. Но основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организаций являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных организаций) устанавливаются ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», утвержденного приказом Минфина России от 09.12.1998 года №60н. Если у предприятия есть филиалы, то они должны применять ту же учетную политику, что и головное предприятие.
При формировании учетной политики необходимо соблюдать следующие принципы:
1. принцип допущения имущественной обособленности. Т.е. активы и обязательства организации должны существовать обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций;
2. принцип допущения непрерывности деятельности. Т.е. подразумевается, что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у нее нет намерений существенного сокращения деятельности или необходимости ликвидации;
3. принцип допущения последовательности применения учетной политики. Т.е. учетная политика организации должна применяться из года в год и менять ее ежегодно не обязательно;
4. принцип допущения временной определенности факторов хозяйственной деятельности. Т.е. факты хозяйственной деятельности организации должны относиться к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денег.
При составлении учетной политики организации должны быть обеспечены следующие требования:
1. требование полноты. Означает, что все факторы хозяйственной деятельности должны быть отражены в бухгалтерском учете;
2. требование своевременности. Т.е. факты хозяйственной деятельности должны быть своевременно отражены в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности;
3. требование осмотрительности. Подразумевает большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов;
4. требование приоритета содержания перед формой. Означает, что факторы хозяйственной деятельности отражаются в бухгалтерском учете исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;
5. требование непротиворечивости. Подразумевает тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;
6. требование рациональности. Предполагает рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.
При формировании учетной политики предусматривается:
1. рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета. Рекомендуется оформлять перечень счетов, субсчетов, аналитических счетов в виде отдельного приложения к учетной политике;
2. формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов. Такие формы должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату его составления; наименование организации от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и стоимостном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи этих лиц и их расшифровки (перечень обязательных реквизитов первичных учетных документов приведен в статье 9 Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов, должен быть утвержден руководителем организации;
3. порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации.
4. методы оценки активов и обязательств;
5. правила документооборота и технология обработки учетной информации. Документооборот регулируется на предприятии графиком, который представляет собой схему или перечень работ с указанием всех исполнителей и сроков выполнения этих работ (в соответствии с Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденном приказом Минфина СССР от 29.07.1983 №105);
6. порядок контроля за хозяйственными операциями, а также иные решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
В учетной политике должны быть раскрыты способы ведения бухгалтерского учета на предприятии, без знания о применении которых пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов в организации. К таким способам относятся:
1. организация бухгалтерии В этом подразделе приказа об учетной политике предприятие должно утвердить структуру своей бухгалтерской службы. В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» руководители организации могут:
– ввести в штат должность бухгалтера;
– передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии; специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
– вести бухгалтерский учет лично, если объемы финансово-хозяйственной деятельности незначительны;
2. системы регистров бухгалтерского учета. В приказе об учетной политике должно быть указано, какую форму учета будет применять ваша организация: журнально-ордерную, мемориально-ордерную или, если ваше предприятие является малым, то согласно Федеральному закону от 29.12.1995 №222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», упрощенную форму;
3. метод начисления амортизации основных средств. Согласно пункту 18 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 №26н, амортизация может начисляться одним из следующих способов:
– линейным;
– способом уменьшаемого остатка;
– способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
– способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). Предприятие имеет право выбрать несколько методов начисления амортизации. Например, по одной группе основных средств будет применяться линейный способ начисления амортизации, а по другой – способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования. Но для основных средств одной и той же группы можно установить только один из способов начисления амортизации, который должен применяться в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу. Объекты основных средств стоимостью не более 2000 рублей за единицу, а также книги, брошюры, издания можно списывать на затраты на производство по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. Некоторые предприятия могут применять механизм ускоренной амортизации;
4. порядок проведения переоценки основных средств. В начале отчетного года организация может переоценивать группы однородных объектов основных средств путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. Такой порядок предусмотрен пунктом 15 ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Поскольку переоценка проводится добровольно, предприятие должно указать, будет ли оно проводить переоценку своих основных средств, в 2002 году;
5. способ амортизации нематериальных активов. Согласно пункту 15 ПБУ 14/2000, утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2000 №91н амортизацию нематериальных активов можно начислять одним из следующих способов:
– линейным;
– способом уменьшаемого остатка;
– способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Организация может выбрать несколько способов начисления амортизации НМА. Однако для однородных нематериальных активов должен применяться один из способов в течение всего их срока полезного использования. В течение срока использования НМА (кроме случаев консервации предприятия) начисление амортизации не приостанавливается.
Суммы начисленной амортизации НМА могут отражаться либо путем накопления на отдельном счете (Д20,26 К05), либо путем уменьшения первоначальной стоимости объекта (Д20,26… К04), в этом случае после погашения этой стоимости НМА продолжают отражаться в бухгалтерском учете в условной оценке, принятой организацией, с отнесением суммы оценки на финансовые результаты организации. Отметим, что способ уменьшения первоначальной стоимости применяется для организационных расходов и деловой репутации предприятия. Выбранный метод отражения в бухгалтерском учете амортизации по группе однородных НМА должен производиться в течение всего срока их использования;
6. способ оценки производственных запасов. Материально-производственные запасы (МПЗ) отражаются в бухгалтерском учете по их фактической себестоимости. Согласно пункту 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденному приказом Минфина России от 09.06.2001 №44н в фактическую себестоимость МПЗ включаются:
– суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику;
– суммы, которые уплачивают организации за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением МПЗ;
– таможенные пошлины;
– не возмещаемые налоги, уплачиваемые при приобретении МПЗ;
– затраты по заготовке и доставке МПЗ до места их использования, включая расходы по страхованию;
– иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ.
В учетной политике предприятие должно указать учитывает оно или нет проценты по заемным средствам, а также применяет или нет счета 15 и 16;
7. способ оценки товаров. Согласно пункту 13 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» стоимость товаров, которые организация приобретает для продажи может отражаться в бухгалтерском учете по покупной стоимости, а если организация осуществляет розничную торговлю, то и по продажной стоимости, т.е. с отдельным учетом наценок (скидок). В случае, если предприятие отражает стоимость приобретенных товаров (сырья, продуктов) по покупным ценам, то для этого используется счет 41 «Товары». В случае, если учет ведется по продажным ценам, то применяется счет 42 «Торговая наценка».
8. способ оценки незавершенного производства. Организация может отражать незавершенное производство в массовом и серийном производстве в бухгалтерском балансе по:
– фактической производственной себестоимости;
– нормативной производственной себестоимости;
– прямым статьям затрат;
– стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.
При единичном производстве незавершенное производство отражается в бухгалтерском балансе по фактически произведенным затратам.
9. способ оценки готовой продукции. Готовая продукция может отражаться в бухгалтерском балансе по фактической, или нормативной (плановой), с применением счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», себестоимости;
10. порядок учета общехозяйственных расходов. Списание общехозяйственных расходов может производиться двумя способами. Эти расходы могут списываться на счета учета производственных затрат (Д20(23,29) К26) или на счета учета реализации продукции (товаров, работ, услуг) (Д90/2 К26);
11. метод списания материалов в производство. Согласно пункту 16 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», оценка МПЗ отпускаемых в производство (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) может производиться одним из следующих способов:
– по себестоимости каждой единицы;
– по средней себестоимости;
– по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (способов ФИФО);
– по себестоимости последних по времени приобретения МПЗ (способ ЛИФО);
12. метод учета выручки от реализации продукции (работ, услуг) в целях налогообложения. Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) может определяться:
– по мере поступления денежных средств на счета в банках или кассу предприятия (метод по «оплате»);
– по мере отгрузки товаров и предъявления покупателю расчетных документов (метод по «отгрузке»);
Метод определения выручки, выбранный предприятием, распространяется и на реализацию основных средств и прочего имущества.
13. порядок распределения и использования прибыли. В случае, если учредительными документами организации предусматривается создание специальных фондов за счет чистой прибыли, то в учетной политике организации нужно отразить перечень и порядок образования таких фондов. Если создание этих фондов не предусматривается, то вся чистая прибыль зачисляется на счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
Способы ведения бухгалтерского учета, отраженные в учетной политике предприятия, применяются с 1 января года, следующего за тем годом, в котором был утвержден приказ об учетной политике. В случае, если организация только образовалась, приказ об учетной политике должен быть утвержден до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации.
Изменение учетной политики может производиться в случаях:
– изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
– разработки новых способов ведения бухгалтерского учета;
– существенного изменения условий деятельности.
Если же в деятельности организации возникают операции, которыми оно никогда прежде не занималось, то возможно дополнение учетной политики. Дополнения применяются с момента их утверждения. Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке в бухгалтерской отчетности организации.
Начиная с этого года подписаться на наши издания можно из любого города России.
№4 журнала «Бизнес Практика» полностью посвящен методике налогового учета.
Опубликованы следующие материалы:
Статья О.А. Морозова «Тоталитарный учет» (полная версия)
Автор подробно раскрывает недостатки системы налоговых регистров, рекомендованных МНС России и предлагает альтернативный вариант решения вопроса постановки налогового учета в организации.
Окончание статьи А.С. Кудиновой и С.В. Меркушевой «Содержание и методика налогового планирования»
Материал написан в качестве руководства по налоговому планированию и может быть использован для целей организации налогового учета на предприятии.
Статья С.П. Фролова «Влияние учетной политики предприятия на налоговые платежи»
Автор рассматривает вопросы минимизации налоговых платежей в рамках учетной политики организации. Даются практические рекомендации выбора тех или иных способов снижения налогового бремени, которые возможно запрограммировать в приказе об учетной политике.
Статья О.А. Морозова «Методика налогового учета» (полная вкладка - 16 страниц)
В статье изложена методика организации налогового учета на предприятии. Материал написан в форме, удобной для составления на его основе приказа о налоговой политике организации.
Первая публикация такого рода в Российской специализированной литературе по бухгалтерскому учету и налогообложению.
Продолжение цикла лекций в статье О.А. Морозова «Численные методы налогового планирования», посвященных основным инструментам налогового планирования, которыми должен владеть каждый бухгалтер для грамотной организации налогового учета.
В региональных приложениях опубликован ряд очень интересных материалов, посвященных налогу с продаж и другим проблемам местного налогового законодательства.
В следующем номере журнала открывается новая постоянная рубрика «Программа налогового учета», в которой будут освещаться вопросы технологии налогового учета. Если Вы стали обладателем программы налогового учета «Практика 1.2», то журнал «Бизнес Практика» станет Вашим лучшим помощником в организации учета.
Начиная с этого года подписаться на наши издания можно из любого города России.
Журнал «Бизнес Практика» проводит семинары по теме «Налоговый учет»
Семинары проводят:
по налогу на добавленную стоимость - Пекельник Николай Павлович, Советник налоговой службы I ранга;
по налогу на прибыль - Морозов Олег Анатольевич, главный редактор журнала «Бизнес Практика».
Двухдневная группа для Сибирского региона: 7 - 8 февраля по предварительной записи.
Место проведения: Новосибирск, ул. Советская, 6, Областная научная библиотека, конференц-зал
Иногородним подписчикам заявки на участие отправлять по адресу: business@online.nsk.su
Желаю Вам успехов в Вашей работе
Олег Морозов,
главный редактор журнала «Бизнес Практика»
morozoff@online.nsk.su
http://practica.saldo.ru
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||