Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Вестник о событиях в сфере налогов, права, бизнеса N 01-2020


 Группа компаний «Налоги и финансовое право» 

www.cnfp.ru

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ

ВЕСТНИК

о событиях в сфере налогов, финансов, права и бизнеса

№ 01-2020

(январь)

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ МЕСЯЦА

Ежегодное послание Президента РФ Федеральному Собранию

Глава ФНС М. В. Мишустин назначен Председателем Правительства РФ

Руководителем ФНС назначен зам.рук. ФНС Даниил Вячеславович Егоров

Минфин поддержал ФНС по вопросу налоговой реконструкции (№ 01-03-11/97904)

Премьер-министр М.В. Мишустин назначил В.В. Бациева заместителем руководителя ФНС

Минюст разработал проект нового КоАП и Процессуального кодекса по административным делам

ГОСДУМА И НАЛОГИ

Календарь рассмотрения ГосДумой налог/проектов с 4 по 20 февраля 2020 г.

В ГосДуму поступил проект об освобождении дальневосточного региона от федеральных налогов

ГосДума отклонила законопроект об отмене предельной базы для страховых взносов

ГосДума отклонила законопроект об уточнении сроков вступления в силу налог/законов

ГосДума в первом чтении поддержала проект поправок в Конституцию

ВЕРХОВНЫЙ СУД И НАЛОГИ

Верховный Суд РФ подготовил Обзор судебной практики № 4 за 2019 г.

СКЭС рассмотрен вопрос о сроках таможенного контроля

СКЭС вынесена «мотивировка» по делу о сроках таможенного контроля

СКЭС рассмотрен спор по применимому НПА к кадастр/стоимости при исчислении зем/налога

СКЭС: НПА субъекта РФ о кад/стоимости в пользу нал/плата имеют обратную силу

СКЭС в пользу нал/плата рассмотрела дело о ставке зем/налога по землям жилфонда

ПЛАНЫ, ПРОЕКТЫ, СЛУХИ, МНЕНИЯ

В России стартует декларационная кампания 2020 г.

На сайте Генпрокуратуры опубликован план проверок – 2020

ЦБ попросил банки сообщать клиентам о блокировке счетов налоговиками

Эксперимент по маркировки продлен до 30.06.2020

Эскроу-счета изымут из базы налога на прибыль застройщиков

К вопросу о новых размерах недоимки при квалификации преступлений по ст.ст.198, 199, 199.4 УК РФ

Счетная палата подготовила предложения по урегулированию неналоговых платежей

Новый глава ФНС Д.В. Егоров озвучил ключевую задачу работы ведомства

А.В. Сазанов назначен замминистра минфина по налоговой политике

Установлены ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду на 2020

Утверждены новые формы уведомления физлиц о льготах по имущественным налогам

ТПП: семейный бизнес может получить особый статус до конца года

С 01.06.2020 вводится порядок расчета средств на банк/счете физ/лиц, которые могут быть арестованы

Президент дал поручения Правительству по итогам Послания ФедСобранию

Банки получают штрафы из-за нежелания блокировать личные счета ИП

ФНС подготовила обзор позиций КС и ВС по налогам за IV кв. 2019 г.

ФСБ и ФНС готовят совместный приказ об обмене информацией

Замглавы ФНС рассказал о цифровизации налоговой системы

С 01.02.2020 уточняется порядок отнесения организаций к крупнейшим налогоплательщикам

НАЛОГОВАЯ ДЕОФШОРИЗАЦИЯ

Большинство стран ЕС готовы следить за сделками компаний с налоговой выгодой

Минфин разъяснил вопросы применения РФ конвенции о противодействии размыванию налог/базы

Бизнес получил отсрочку на год в отказе от международных налоговых льгот

С 01.01.20 действует новый перечень территорий по обмену налог/информации РФ

29 февраля завершается третий этап амнистии капитала

С 2020 действует новая форма расчета о суммах выплаченных доходов ино/компаниям

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ТЦО

Минфином предложены поправки, направленные на совершенствование контроля за ТЦО

РЕГИОНАЛЬНЫЙ НАЛОГИ

ГосДумой отклонен законопроект о досрочном возврате 1% налога на прибыль в регионы

В 2019 с территории СвОбл в бюджет/систему поступило более 380 млрд/руб

«Налог на профессиональный доход» затронет до 50 тыс. свердловчан

МАЛЫЙ БИЗНЕС И НАЛОГИ

Совет Федерации работает над законопроектом о статусе самозанятых

ФНС напоминает, что при переходе на НПД необходимо направить уведомление

ЦБР разрешил самозанятым не открывать отдельные счета для получения проф/дохода

Президент подписал поправки в НК в связи с расширением эксперимента по самозанятым

Партия Б.Ю.Титова предложила освободить малый бизнес от налогов на 3 года и амнистию

ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ

ФТС, ФНС и ЦБР разъяснили обязанности резидентов в отношении внешнеторговых контрактов

АУДИТ

Минфин издал рекомендации по аудиту годовой бух/отчетности за 2019 г.

Советом по аудиторской деятельности одобрен сборник примерных форм аудиторских заключений

 


Абонемент на 2020 год

 Возможно приобрести годовой абонемент на участие в Курсах повышения квалификации «Налоги и налоговое право».

Абонемент предполагает участие одного из работников предприятия в каждом из Курсов в течение года.

Абонемент оплачивается единовременно до 11 февраля 2020 года за все 3 курса 2020 года.

Стоимость абонемента: 50 000 руб.

Постоянным клиентам предоставляется дополнительная 10% скидка на оплату участия в мероприятиях.

Расписание мероприятий 2020 года

Тема семинара* Лекторский состав * Дата проведения**
Расширенный курс повышения квалификации
«Налоги и налоговое право»

(профессиональным бухгалтерам – сертификат 20 часов).
Актуальные вопросы налогового и бухгалтерского учёта,
гражданского и хозяйственного права.
Стоимость участия: 25 000 руб. (действует система скидок)
Брызгалин А.В.
Гринемаер Е.А.
Федорова О.С.
Аникеева О.Е.
Катанаева Т.В.
17, 18, 19
февраля
Расширенный курс повышения квалификации
«Налоги и налоговое право»

(профессиональным бухгалтерам – сертификат 20 часов)
Актуальные вопросы налогового и бухгалтерского учёта,
гражданского и хозяйственного права.
Стоимость участия: 25 000 руб. (действует система скидок)
Брызгалин А.В.
Гринемаер Е.А.
Федорова О.С.
Аникеева О.Е.
8, 9, 10
июня
Расширенный курс повышения квалификации
«Налоги и налоговое право»

(профессиональным бухгалтерам – сертификат 20 часов)
Актуальные вопросы налогового и бухгалтерского учёта,
гражданского и хозяйственного права.
Стоимость участия: 25 000 руб. (действует система скидок)
Брызгалин А.В.
Федорова О.С.
Аникеева О.Е.
Катанаева Т.В.
12, 13, 14
октября

 

* Окончательная программа и лекторский состав мероприятия формируются за 2 месяца до его начала с учетом последних
изменений в законодательстве. Подробную программу мероприятия можно смотреть на нашем сайте www.cnfp.ru

** возможны изменения дат проведения мероприятий.

 Справки и регистрация: (343) 350-12-12, cnfp@cnfp.ru

 



 

 

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ МЕСЯЦА

 

Ежегодное послание Президента РФ Федеральному Собранию

15 января Президент РФ В.В. Путин обратился к Федеральному Собранию РФ с ежегодным Посланием, в котором были затронуты проблемы демографии, здравоохранения, упомянуты вопросы национальной безопасности и многое другое.

Налоговая тема прозвучала фактически один раз, когда речь шла о стимулировании инвестиций. В частности, Президент РФ указал:

«Мы договорились в течение шести лет не менять налоговые условия для бизнеса, таким образом обеспечить более широкий горизонт для планирования инвестиций. Я обращаюсь к депутатам, Правительству: нужно ускорить принятие пакета законопроектов о защите и поощрении капиталовложений. Напомню, что налоговые условия для крупных, значимых проектов должны быть неизменны на срок до 20 лет, а требования и нормативы при строительстве производственных объектов должны быть зафиксированы на три года. Эти гарантии инвесторам должны стать нормой закона.

Конечно, поддержку должны получить не только крупные проекты, но и деловые инициативы малого и среднего бизнеса. Сегодня у субъектов Федерации есть право предоставлять так называемый инвестиционный налоговый вычет, трёхлетнюю льготу по налогу на прибыль, но они редко используют эту возможность. Понятно почему. Потому что региональные бюджеты теряют поступления. В этой связи предлагаю за счёт федеральных средств компенсировать регионам две трети их выпадающих доходов от применения инвестиционного налогового вычета».

Указано на необходимость завершения в 2020 г. реформы контрольно-надзорной деятельности, для того, чтобы сделать работу бизнеса удобнее и проще.

В. В. Путин также попросил поддержать внесенные им поправки, которые убирают размытые нормы уголовного законодательства в части так называемых экономических составов. Как указал Президент, «предприниматели неоднократно обращали внимание на 210-ю статью УК, по которой любая компания, чьи руководители нарушили закон, могла квалифицироваться как организованное преступное сообщество, а значит, практически все сотрудники подпадали под статью. Устанавливались при этом более строгие меры пресечения и наказания. Правоохранительные органы впредь будут обязаны доказать, что организация, компания изначально умышленно создавалась под незаконные цели».

 

Глава ФНС М. В. Мишустин назначен Председателем Правительства РФ

Указом Президента России на пост Председателя Правительства РФ назначен бывший глава ФНС Михаил Владимирович Мишустин.

Ранее, 16 января, назначение М.В. Мишустина согласовала Госдума, «за» 383 депутата, «против» нет, «воздержался» – 41. Как отметил Председатель ГосДумы В.В. Володин, это первый раз в истории, когда нет депутатов, которые были бы против кандидатуры Председателя Правительства РФ (более подробно см. здесь).

Выступая перед нижней палатой парламента, М. В. Мишустин рассказал, какой видит свою работу в этой должности и что собирается требовать от министров. Более детальную программу он озвучит в апреле, но уже сейчас ясно: грядут существенные перемены.

Для того чтобы форсировать нацпроекты, отметил новый премьер-министр, уже есть утвержденные планы и ресурсы. По его мнению, бюджетные средства необходимо направить в первую очередь на развитие высокотехнологичных секторов промышленности и машиностроения.

Рассуждая об институциональных реформах, М. В. Мишустин указал: самое главное — снять ограничительные барьеры для бизнеса. На закрытых встречах с фракциями он сообщил, что не считает возможным ослабить НДФЛ, но при этом намерен заняться борьбой с бедностью, и пообещал через два года ввести адресную помощь нуждающимся (более подробно см. здесь).

Также премьер-министр заявил, что против национализации и прогрессивной шкалы НДФЛ (более подробно см. здесь).

 

Руководителем ФНС назначен зам.рук. ФНС Даниил Вячеславович Егоров

Председатель Правительства РФ М.В. Мишустин назначил руководителем ФНС России Даниила Егорова. Соответствующее распоряжение опубликовано на сайте Правительства. Ранее он занимал должность заместителя главы ФНС РФ.

Даниил Вячеславович Егоров родился в 1975 г. в Москве, юрист, окончил Российский университет дружбы народов в 1998 году.

В налоговых органах с 2001 года. Даниил Егоров отвечал за внедрение цифровых систем, которые позволяют контролировать налоги и в b2b- и в b2c-секторе. При его активном участии введена автоматизированная система контроля за НДС, проведена реформа контрольно-кассовой техники и разработан налоговый режим для самозанятых.

Более подробно см. здесь.

 

Минфин поддержал ФНС по вопросу налоговой реконструкции (№ 01-03-11/97904)

Сразу же после нового года стало известно, что Минфин в декабре месяце издал некое письмо, в котором поддержал позицию налогового ведомства в их негативном отношении к налоговой реконструкции. Об этом написал портал «РБК» в статье «Минфин не поддержал налоговую реконструкцию при наказании фирм-уклонистов».

Письмо Минфина за подписью первого вице-премьера — министра финансов Антона Силуанова было направлено руководителю ФНС Михаилу Мишустину 13 декабря 2019 г. под № 01-03-11/97904. Оно касается порядка применения положений ст. 54.1 НК РФ.

В письме указано, что положения ст. 54.1 НК РФ, в отличие от сформированной на основе Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» судебной практики, не предусматривают возможность определения налоговых обязательств налогоплательщиков в случае злоупотребления ими своими правами расчетным путем.

Таким образом, учет расходов при исчислении налога на прибыль организаций при определении обязательств налогоплательщика, чьи действия по злоупотреблению своим правом подпадают под положения ст. 54.1 НК РФ, положениями ст. 54.1 НК РФ не предусмотрен, считают в ведомстве.

 

Комментарий от «НФП»: Можно предположить, что финансовое ведомство таким образом пытается поддержать ФНС в её принципиальном споре с новосибирским ООО «Кузбассконсервмолоко» по поводу возможности проведения налоговой реконструкции в ситуации, если установлена работа налогоплательщика с фирмами-однодневками (дело № А27-17275/2019).

Налоговый спор начался еще в прошлом году и по первой инстанции он закончился в пользу предприятия. Однако 14 января 2020 г. Седьмой ААС пересмотрел это решение и вынес вердикт в пользу налогового органа.

 

Премьер-министр М.В. Мишустин назначил В.В. Бациева заместителем руководителя ФНС

24 января Председатель Правительства РФ М.В. Мишустин распоряжением № 84-р назначил Андрея Бударина, Виктора Бациева, Виталия Колесникова и Юлию Шепелеву заместителями руководителя ФНС.

Ю. Шепелева ранее руководила управлением трансфертного ценообразования в ФНС. А. Бударин занимал пост главы управления оперативного контроля ФНС. В. Колесников возглавлял управление регистрации и учета налогоплательщиков в ФНС. В.В. Бациев был судьей Высшего арбитражного суда России, а после 2014 года, после ликвидации ВАС РФ активно занимался преподавательской и научной работой.

 

Минюст разработал проект нового КоАП и Процессуального кодекса по административным делам

30 января Минюст РФ разместил на официальном сайте проектов нормативно-правовых актов:

В новом КоАП РФ будут три раздела:

- «Общая часть», где пропишут общие вопросы, касающиеся принципов законодательства об административных правонарушениях, административного правонарушения и административной ответственности, административных наказаний, освобождения от административной ответственности.

- «Особенная часть», в которую войдут 36 глав, объединяющих в себе составы административных правонарушений на основе их классификации по видовым объектам противоправного посягательства.

- «Субъекты административной юрисдикции», в котором перечисляются субъекты административной юрисдикции, уполномоченные на возбуждение, рассмотрение и пересмотр дел об административных правонарушениях.

Из основных новелл законодательства об административных правонарушениях, вводимых проектом, можно выделить следующие:

- нормативно закреплены понятия таких видов административных правонарушений, как длящиеся, продолжаемые, однородные и повторные;

- закреплено правило о том, что не допускается одновременное привлечение юрлица и его должностного лица к ответственности за одно и то же админ/правонарушение, за исключением отдельных случаев;

- исключены верхний и нижний пределы административного наказания в виде штрафа. Данные размеры предлагается сохранить только для законов субъектов РФ об административных правонарушениях, за исключением законов городов федерального значения;

- существенно сокращен предельный срок назначения обязательных работ. В новом КоАП РФ он составит шестьдесят часов вместо двухсот часов в действующей редакции;

- увеличен до одного года общий срок давности привлечения к административной ответственности;

- переименован такой вид административного наказания, как административное приостановление деятельности и др. (более подробно см. здесь).

 

Проект Процессуального кодекса РФ об административных правонарушениях включает в себя 5 разделов: «Общие положения»; «Порядок производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемых органами, их должностными лицами»; «Рассмотрение (пересмотр) дел об административных правонарушениях в суде»; «Исполнение административных наказаний»; «Правовая помощь по делам об административных правонарушениях».

Среди важных новелл проекта - закрепление дополнительных гарантий оказания квалифицированной юридической помощи (в том числе в ряде случаев бесплатно), положения, регламентирующие порядок объединения судом нескольких дел об административных правонарушениях в одно производство (более подробно см. здесь).

 

Согласно проекту:

- с 1 января 2021 г. не подлежат исполнению неисполненные постановления судей, органов, должностных лиц о наложении админ/наказаний за действия (бездействие), не являющиеся админ/правонарушениями в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях;

- органам, должностным лицам, не уполномоченным рассматривать дела об админ/правонарушениях в соответствии с Процессуальным кодексом РФ об административных правонарушениях, необходимо передать не рассмотренные до 1 января 2021 г. дела об админ/правонарушениях судам, органам, должностным лицам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с Процессуальным кодексом РФ об административных правонарушениях;

- судьям, органам, должностным лицам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, пересмотреть вынесенные ими до 1 января 2021 г. и неисполненные постановления о наложении административных наказаний в целях приведения указанных постановлений в соответствие с Кодексом РФ об административных правонарушениях (более подробно см. здесь).

 

 

ГОСДУМА И НАЛОГИ

 

Календарь рассмотрения ГосДумой налог/проектов с 4 по 20 февраля 2020 г.

23 января на пленарном заседании ГосДумы утвержден проект постановления № 886144-7 «О календаре рассмотрения вопросов ГД с 4 по 20 февраля 2020 г.», согласно которому в феврале будут рассмотрены следующие законопроекты по внесению изменений в законодательные акты в сфере налогообложения и финансового права:

  • О проекте федерального закона № 875579-7«О внесении изменений в НК РФ в части организации документооборота с использованием электронных документов (чеков) для компенсации суммы НДС, оформленных физическим лицам - гражданам иностранных государств при реализации им товаров» (рассмотрен Советом ГД 15.01.20);
  • О проекте федерального закона № 641225-7«О внесении изменений в ст.219 части II НК РФ» (в части изменения размера налогового вычета) (рассмотрен Советом ГД 18.02.19);
  • О проекте федерального закона № 797659-7«О внесении изменений в ст. 219 части II НК РФ» (в части изменения размера налогового вычета) (рассмотрен Советом ГД 09.10.19);
  • О проекте федерального закона № 875580-7«О внесении изменений в гл.262 НК РФ в части реализации отдельных положений национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (рассмотрен Советом ГД 15.01.20);
  • О проекте федерального закона № 875583-7«О внесении изменений в гл. 262 НК РФ» (в части освобождения от обязанности представления налоговой декларации для налогоплательщиков, применяющих УСН и использующих ККТ ) (рассмотрен Советом ГД 15.01.20).

 

В ГосДуму поступил проект об освобождении дальневосточного региона от федеральных налогов

21 января депутат фракции «ЛДПР» А. В. Андрейченко внес в ГосДуму законопроект № 886255-7 «О внесении изменений в часть II НК РФ».

Законопроект направлен на освобождение граждан России и российских организаций дальневосточного региона от восьми федеральных налогов: от НДС, от уплаты акцизов, от НДФЛ, от налога на прибыль организаций, от налога на добычу полезных ископаемых, от водного налога, от уплаты государственной пошлины, от сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Автор законопроекта надеется, что данная мера повысит уровень жизни граждан, проживающих на Дальнем Востоке, и станет стимулом для привлечения в данный регион людских и материальных ресурсов.

 

ГосДума отклонила законопроект об отмене предельной базы для страховых взносов

23 января в ходе пленарного заседания ГосДума отклонила законопроект № 627514-7 «О внесении изменений в НК РФ в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в части исчисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию)».

Законопроектом предлагалось исключить с 1 января 2020 г. нормы, устанавливающие ограничение предельной величиной базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предусмотренной в ст. 419 НК РФ.

 

ГосДума отклонила законопроект об уточнении сроков вступления в силу налог/законов

23 января ГосДума отклонила законопроект № 808174-7«О внесении изменения в статью 5 НК РФ», согласно которому Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, не могут быть рассмотрены ГосДумой в первом, втором или третьем чтении в период с 1 сентября до 31 декабря соответствующего года.

 

ГосДума в первом чтении поддержала проект поправок в Конституцию

21 января Государственная Дума поддержала проект поправок к Конституции РФ, внесенный 20 января Президентом РФ В.В. Путиным.

Проектом предлагаются изменения в положения 22-х статей глав 3–8 Конституции РФ. В частности:

- устанавливается, что МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума, и закрепляется обязательная индексация пенсий, пособий и иных социальных выплат. На конституционном уровне определяется, что система пенсионного обеспечения формируется на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений;

- в случае окончательного одобрения законопроекта не будут подлежать исполнению решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров России в их истолковании, противоречащем Конституции РФ. Данное противоречие должно быть установлено Конституционным судом;

- усиливаются требования к кандидату на должность Президента РФ. Предлагается закрепить требование о постоянном проживании кандидата на территории России не менее 25 лет, а также об отсутствии иностранного гражданства или вида на жительство в другом государстве, причем не только на момент участия в выборах, но и в прошлом;

- согласно проекту Президент формирует Государственный совет РФ в целях «обеспечения согласованного взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики». Статус Государственного совета будет определяться специальным федеральным законом;

- законотворческая процедура в отношении федеральных конституционных законов и федеральных законов дополняется возможностью Президента обратиться в Конституционный суд с запросом о проверке конституционности одобренного парламентом закона до его подписания;

- вводятся повышенные требования к лицам, осуществляющим публичную власть, полномочия которых непосредственно связаны с обеспечением безопасности страны и суверенитета государства. А именно: к Председателю Правительства РФ и его заместителям, федеральным министрам, иным руководителям федеральных органов исполнительной власти, высшим должностным лицам субъекта РФ, руководителям федеральных государственных органов, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, судьям. Им будет на конституционном уровне запрещено иметь иностранное гражданство или вид на жительство в другой стране»;

- Государственная Дума получит право утверждать кандидатуру Председателя Правительства РФ, предлагаемую Президентом. Назначать утвержденного Председателя будет Президент. Также Государственной Думой будут утверждаться кандидатуры заместителей Председателя Правительства и федеральных министров (за исключением отдельных министров, руководство деятельностью которых осуществляет Президент, в частности министров «силового блока») по представлению Председателя Правительства РФ;

- руководители федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающие вопросами обороны и безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций, а также прокуроры субъектов РФ будут назначаться Президентом РФ по итогам консультаций с Советом Федерации;

- к ведению Совета Федерации предлагается отнести прекращение по представлению Президента полномочий судей Конституционного суда, Верховного Суда, судей кассационных и апелляционных судов — в случае совершения ими поступков, порочащих честь и достоинство судьи;

- количество судей Конституционного суда сокращается с 19 до 11. По запросу Президента РФ Конституционный суд будет проверять конституционность принятых законов как федеральных, так и региональных до их подписания.

Более подробно см. здесь.

 

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД И НАЛОГИ

 

Верховный Суд РФ подготовил Обзор судебной практики № 4 за 2019 г.

В четвертом обзоре практики за 2019 г. ВС РФ рассмотрел правовые позиции по широкому кругу вопросов: возникающих в сфере финансовых услуг и сделок, возникающих из договорных и обязательственных отношений, процессуальные вопросы и многое другое.

Практике применения законодательства о налогах и сборах и об обязательных страховых взносах во внебюджетные фонды посвящены п. п. 30-36 Обзора. В частности, указано, что:

- налоговый орган, длительное время осуществлявший администрирование субъекта предпринимательства как плательщика налогов по УСН, и обладавший информацией о нарушении порядка начала применения данного специального налогового режима, утрачивает право на принудительный перевод субъекта предпринимательства с УСН на ОСНО по основанию, предусмотренному подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ;

- машины и оборудование, выступавшие движимым имуществом при их приобретении и правомерно принятые на учет в качестве отдельных инвентарных объектов, не облагаются налогом на имущество организаций;

- глава 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ не устанавливает предельный размер затрат налогоплательщика на контроль за финансово-хозяйственной деятельностью дочерних хозяйственных обществ, учитываемый при налогообложении, а также предписаний о каком-либо распределении данных расходов между различными видами доходов налогоплательщика и др.

 

СКЭС рассмотрен вопрос о сроках таможенного контроля

15 января Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ был рассмотрен спор с таможней, который касается сроков направления требований об уплате таможенных платежей и момента исчисления срока на обжалование решений (действий) таможни. Дело направлено на новое рассмотрение в АС I инстанции (Определение ВС РФ от 15.01.2020 № 305-ЭС19-17000 по делу № А40-186916/2018).

Фабула дела: в ноябре 2013 г. общество на основании внешнеторгового контракта ввезло на таможенную территорию РФ товар. По итогам проверки представленной таможенной декларации таможенный орган доначислил обществу таможенные платежи и выставил требования об их уплате от 17.11.2016, от 28.12.2016. Общество, ссылаясь на то, что о задолженности ему стало известно из ответа таможни от 22.02.2018, обратилось в ФТС с жалобой по исключению числящейся за ним задолженности.

Обществу было отказано в рассмотрении жалобы в связи с несоблюдением установленного срока обжалования. ФТС указала, что о факте образовавшейся задолженности обществу стало известно при получении писем таможни о направлении требований от 17.11.2016, от 28.12.2016.

Не согласившись с указанными требованиями, полагая, что они выставлены с нарушением трехлетнего срока, установленного п. 1 ч. 5 ст. 150 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» (в ред. до 04.09.2018), общество обратилось в арбитражный суд с заявлением к ФТС о признании неправомерным отказа в рассмотрении жалобы.

Арбитражные суды отказали обществу в удовлетворении требований, указав, что положения норм права Евразийского экономического союза и законодательства РФ о таможенном регулировании не содержат пресекательного срока для направления требований об уплате таможенных платежей.

СКЭС ВС РФ отменила решения нижестоящих судов и направила дело на новое рассмотрение. Пока готова только резолютивная часть Определения ВС РФ, при изготовлении судебного акта в полном объеме нами будет размещена соответствующая информация.

 

СКЭС вынесена «мотивировка» по делу о сроках таможенного контроля

15 января Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ был рассмотрен спор с таможней, который касается момента исчисления срока на обжалование решений (действий) таможни. Дело направлено на новое рассмотрение в АС I инстанции (Определение ВС РФ от 22.01.2020 № 305-ЭС19-17000 по делу № А40-186916/2018).

Фабула дела: в ноябре 2013 г. общество на основании внешнеторгового контракта ввезло на таможенную территорию РФ товар. По итогам проверки таможенной декларации таможенный орган доначислил обществу таможенные платежи и выставил требования об их уплате от 17.11.2016, от 28.12.2016. Общество, ссылаясь на то, что о задолженности ему стало известно из ответа таможни от 22.02.2018, обратилось в ФТС с жалобой по исключению числящейся за ним задолженности.

Обществу было отказано в рассмотрении жалобы в связи с несоблюдением установленного срока обжалования. ФТС указала, что о факте образовавшейся задолженности обществу стало известно при получении писем таможни о направлении требований от 17.11.2016, от 28.12.2016.

Не согласившись с указанными требованиями, полагая, что они выставлены с нарушением трехлетнего срока, установленного п. 1 ч. 5 ст. 150 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» (в ред. до 04.09.2018), общество обратилось в арбитражный суд с заявлением к ФТС о признании неправомерным отказа в рассмотрении жалобы.

Арбитражные суды отказали обществу в удовлетворении требований, указав, что положения норм права Евразийского экономического союза и законодательства РФ о таможенном регулировании не содержат пресекательного срока для направления требований об уплате таможенных платежей.

СКЭС ВС РФ отменила решения нижестоящих судов и направила дело на новое рассмотрение. Экономколлегия указала, что при определении того, соблюден ли участником внешнеэкономической деятельности срок подачи жалобы, во внимание должен приниматься как момент появления предмета обжалования – соответствующего решения, действий (бездействия) таможенного органа, так и момент возникновения оснований обжалования – нарушения или угрозы нарушения прав и законных интересов участника внешнеэкономической деятельности этим решением, действиями (бездействием).

В данном случае предметом обжалования выступали не требования от 17.11.2016 и от 28.12.2016 об уплате таможенных платежей, а действия (бездействие) таможни, которая продолжила учитывать имеющуюся у общества задолженность как подлежащую погашению.

Таким образом, вопреки выводам судов, основания для оспаривания действий (бездействия) таможни, связанные администрированием таможенных платежей, в 2016 г. у общества отсутствовали.

 

СКЭС рассмотрен спор по применимому НПА к кадастр/стоимости при исчислении зем/налога

22 января Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ был рассмотрен вопрос о порядке применения нормативно-правовых актов субъекта РФ о кадастровой стоимости, которые улучшают положение налогоплательщиков земельного налога. Дело направлено на новое рассмотрение в АС I инстанции (Определение ВС РФ от 22.01.2020 № 303-ЭС19-11712 по делу № А51-17532/2018).

Фабула дела: налоговый орган исчислил предпринимателю земельный налог за 2016 г. исходя из кадастровой стоимости земельных участков, установленной Постановлением от 30.12.2010 № 437-па.

Предприниматель не согласился с таким подходом, указав, что Постановлением от 14.12.2015 № 5-п снижена кадастровая стоимость его земельных участков, в связи с чем в силу ст. 5 НК РФ указанное постановление как улучшающее положение налогоплательщика действует с 01.01.2016 – даты вступления в силу, предусмотренной в п. 4 самого постановления.

Арбитражные суды отказали предпринимателю в удовлетворении заявленных требований, указав, что Постановление от 14.12.2015 № 5-п было опубликовано 16.12.2015 и вступило в силу с 16.01.2016, а, соответственно, на основании положений ст. ст. 391, 393, п. 14 ст. 396 НК РФ подлежало применению при исчислении земельного налога с 01.01.2017.

СКЭС ВС РФ отменила решения нижестоящих судов и направила дело на новое рассмотрение в АС I инстанции. Пока готова только резолютивная часть Определения ВС РФ, при изготовлении судебного акта в полном объеме нами будет представлена соответствующая информация.

 

СКЭС: НПА субъекта РФ о кад/стоимости в пользу нал/плата имеют обратную силу

22 января Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ был рассмотрен вопрос о порядке применения нормативно-правовых актов субъекта РФ о кадастровой стоимости, которые улучшают положение налогоплательщиков земельного налога. Дело направлено на новое рассмотрение в АС I инстанции (Определение ВС РФ от 28.01.2020 № 303-ЭС19-11712 по делу № А51-17532/2018).

Фабула дела: налоговый орган исчислил предпринимателю земельный налог за 2016 г. исходя из кадастровой стоимости земельных участков, установленной Постановлением от 30.12.2010 № 437-па.

Предприниматель не согласился с таким подходом, указав, что Постановлением от 14.12.2015 № 5-п снижена кадастровая стоимость его земельных участков, в связи с чем в силу ст. 5 НК РФ указанное постановление как улучшающее положение налогоплательщика действует с 01.01.2016 – даты вступления в силу, предусмотренной в п. 4 самого постановления.

Арбитражные суды отказали предпринимателю в удовлетворении заявленных требований, указав, что Постановление от 14.12.2015 № 5-п было опубликовано 16.12.2015 и вступило в силу с 16.01.2016, а, соответственно, на основании положений ст. ст. 391, 393, п. 14 ст. 396 НК РФ подлежало применению при исчислении земельного налога с 01.01.2017.

СКЭС ВС РФ отменила решения нижестоящих судов и направила дело на новое рассмотрение в АС I инстанции. Экономколлегия, сославшись на правовые позиции Конституционного Суда РФ, изложенные в Постановлении от 02.07.2013 № 17-П и Определении от 29.09.2016 № 1837-О, указала, что положения ст. 5 НК РФ не препятствуют применению уменьшенной кадастровой стоимости, вновь утвержденной по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, если опубликованным (обнародованным) правовым актом субъекта РФ об утверждении кадастровой стоимости предусмотрено его применение с указанной даты.

 

СКЭС в пользу нал/плата рассмотрела дело о ставке зем/налога по землям жилфонда

29 января Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ рассмотрела вопрос о применимой ставке земельного налога в отношении земельного участка категории «земли населенных пунктов – многоквартирные жилые дома» в том случае, когда на них отсутствуют МЖД, строительство домов не ведется. Дело рассмотрено в пользу налогоплательщика (Определение ВС РФ от 29.01.2020 № 308-ЭС19-18258 по делу № А53-21469/2017).

Фабула дела: налогоплательщик применил ставку земельного налога 0,3 % в отношении земельного участка категории «земли населенных пунктов – многоквартирные жилые дома, в том числе со встроенными и (или) встроено–пристроенными объектами общественного назначения и (или) культурного бытового обслуживания», руководствуясь подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ и Решением городской Думы.

По мнению налогового органа, подлежала применению ставка 1,5 %, поскольку на спорных земельных участках жилые дома либо иные объекты капитального строительства отсутствуют, налогоплательщик строительство жилых домов на них не осуществлял.

Арбитражные суды пришли к выводу об отсутствии у налогоплательщика цели использовать земельные участки для осуществления жилищного строительства. Также суды учли взаимозависимость сторон договора купли-продажи земельных участков, нахождение их в собственности налогоплательщика непродолжительное время и прочие обстоятельства.

СКЭС ВС РФ отменила решения нижестоящих судов, удовлетворив кассационную жалобу налогоплательщика.

 
 

ПЛАНЫ, ПРОЕКТЫ, СЛУХИ, МНЕНИЯ

 

В России стартует декларационная кампания 2020 г.

До 30 апреля граждане должны отчитаться о доходах, полученных в 2019 г. Оплатить НДФЛ, исчисленный в декларации, необходимо до 15 июля 2020 г.

Граждане самостоятельно исчисляют НДФЛ и представляют декларацию по форме 3-НДФЛ в налоговый орган по месту своего учета. Представить ее необходимо, если в 2019 году налогоплательщик, к примеру, продал недвижимость, которая была в собственности меньше минимального срока владения, получил дорогие подарки не от близких родственников, выиграл небольшую сумму в лотерею, сдавал имущество в аренду или получал доход от зарубежных источников.

С 2020 г. у граждан появилась возможность направлять декларации на бумаге не только через налоговые инспекции, но и через МФЦ, если в регионе принято решение об оказании в них этой услуги.

Более подробно см. здесь.    

 

На сайте Генпрокуратуры опубликован план проверок – 2020

На сайте Генеральной прокуратуры РФ размещен сводный План проведения плановых проверок организаций и предпринимателей на 2020 г.

В него включены только те проверки, которые проводятся надзорными органами в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Те же проверки, которые исключены из сферы деятельности Федерального закона № 294-ФЗ, например, налоговая, прокурорская или «антитеррористическая», в этот План не попадают.

Более подробно см. здесь.

 

ЦБ попросил банки сообщать клиентам о блокировке счетов налоговиками

Банк России рекомендовал банкам информировать клиентов о приостановлении операций по их счетам по решению налогового органа незамедлительно после получения постановления о блокировке, говорится в методических рекомендациях за подписью зампреда ЦБ Дмитрия Скобелкина.

ФНС направляет решение о приостановке операций банку и копию - владельцу счета, но в ряде случаев клиенты не располагают информацией о причинах, по которым банк перестал проводить платежи, обращает внимание Банк России.

Рекомендации позволят снять недопонимание во взаимоотношениях финансовых организаций и предпринимателей, считает Д. Скобелкин.

Более подробно см. здесь.

 

Эксперимент по маркировки продлен до 30.06.2020

До 30 июня 2020 г. продлевается срок проведения на территории РФ эксперимента по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории РФ в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (Постановление Правительства РФ от 06.01.2020 № 2 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 25.06.2019 № 807»).

Под прослеживаемостью понимается организация учета товаров, подлежащих прослеживаемости, и операций, связанных с оборотом таких товаров, с применением информационной системы, используемой в целях проведения эксперимента.

Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, включает в себя бытовые холодильники и морозильники, погрузчики, бульдозеры, грейдеры, экскаваторы, стиральные машины и машины для сушки одежды, мониторы и проекторы, интегральные электронные схемы, детские коляски и иные товары.

Более подробно см. здесь.

 

Эскроу-счета изымут из базы налога на прибыль застройщиков

Сейчас средства дольщиков, зачисленные на счета эскроу, не могут учитываться в качестве средств целевого финансирования, в связи с чем они учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке. Тогда как средства дольщиков или инвесторов, аккумулированные на счетах застройщиков, относятся к средствам целевого финансирования и при начислении налога на прибыль не учитываются.

Минфин России подготовил поправки в НК РФ, предусматривающие отнесение зачисленных на эскроу-счета средств дольщиков к средствам целевого финансирования и таким образом изъятие их из базы налога на прибыль организаций.

Планируется, что закон вступит в силу в январе 2021 г.

Более подробно см. здесь.

 

К вопросу о новых размерах недоимки при квалификации преступлений по ст.ст.198, 199, 199.4 УК РФ

Как мы уже писали ранее,  26 декабря 2019 г. Президент РФ внес в ГосДуму законопроект № 871811-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 28-1 Уголовно-процессуального кодекса РФ (в части совершенствования уголовно-правового регулирования в сфере экономических отношений)».

В СМИ в основном обсуждаются вопросы либерализации ст. 193 УК РФ, которая посвящена ответственности за совершение валютных преступлений. В то же время, необходимо отметить, что законопроектом вносятся изменения в примечания к ст. ст. 198 – 199.1, 199.3 и 199.4 УК РФ в части, касающейся определения крупного и особо крупного размера неуплаченных (неисчисленных, неудержанных, неперечисленных) налогов, иных обязательных платежей.

Например, предлагается отказаться от исчисления недоимки в пределах трех финансовых лет подряд и установить минимальные пороговые значения указанных платежей в виде твердых денежных сумм, исключив возможность их исчисления в относительных величинах (долях в процентах).

Напомним, что размер недоимки для целей уголовно-правового преследования уже повышался в середине 2016 года Федеральным законом от 03.07.2016 № 325-ФЗ, который был, кстати, принят тоже по инициативе Президента РФ. В 2016 году это выглядело так.

 

Таблица изменений после Федерального закона от 03.07.2016 № 325-ФЗ (было-стало)

Преступление

Было (до 15.07.2016)

Стало (после 15.07.2016)

Уклонение в крупном размере (ч. 1 ст.199 УК РФ)

более 2 млн.руб за 3 года, если доля более 10 %

или

более 6 млн. руб

более 5 млн.руб за 3 года, если доля более 25 %

или

более 15 млн. руб

Уклонение в ОСОБО крупном размере (ч.2 ст.199 УК РФ)

 

более 10 млн.руб за 3 года, если доля более 20%;

или

30 млн. руб

более 15 млн.руб за 3 года, если доля более 50%;

или

45 млн.руб

 

В настоящее же время предлагается следующее.

 

Статья 198 УК РФ

«Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица - плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов»

Преступление

Было

Предлагается

Уклонение в крупном размере (ч. 1 ст.198 УК РФ)

более 900 тыс. руб за 3 года, если доля более 10 %

или

более 2.7 млн. руб

более 2.7 млн. руб

Уклонение в ОСОБО крупном размере (ч.2 ст.198 УК РФ)

 

более 4.5 млн.руб за 3 года, если доля более 20 %;

или

более 13.5 млн.руб

более 13.500 тыс. руб

 

 

Статья 199 УК РФ

«Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией - плательщиком страховых взносов»

Преступление

Было

Предлагается

Уклонение в крупном размере (ч. 1 ст.199 УК РФ)

более 5 млн. руб за 3 года, если доля более 25 %

или

более 15 млн. руб.

более 15 млн. руб

Уклонение в ОСОБО крупном размере (ч.2 ст.199 УК РФ)

 

более 15 млн.руб за 3 года, если доля более 50%;

или

более 45 млн.руб

более 45 млн. руб

 

 

Статья 199.4 УК РФ

«Уклонение страхователя-организации от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд»

Преступление

Было

Предлагается

Уклонение в крупном размере (ч. 1 ст.199.4 УК РФ)

более 2 млн. руб за 3 года, если доля более 10 %

или

более 6 млн. руб

более 6 млн.руб

Уклонение в ОСОБО крупном размере (ч.2 ст.199.4 УК РФ)

 

более 10 млн. руб за 3 года, если доля более 20 %

или

более 30 млн. руб

более 30 млн.руб.

Также в этой связи можно отметить, что Комитет по безопасности и противодействию коррупции ГосДумы рассмотрел поправки в УК РФ и УПК о частичной декриминализации ст. 210 УК РФ в отношении предпринимателей. Депутаты поддержали положительное заключение по законопроекту и рекомендовали принять его в первом чтении.

«В связи с тем, что сегодня существуют серьезные санкции против России, такие нарушения могут возникать именно по независящей от компании причине», — подчеркнул Председатель Комитета В. Пискарев. «Согласно поправкам учредители, руководители и работники компаний не должны подпадать под уголовную ответственность только в силу организационно-штатной структуры организации в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности. Уголовная ответственность наступит только в том случае, если такая организация создана специально для совершения тяжких или особо тяжких преступлений». 

Более подробно см. здесь.

 

Счетная палата подготовила предложения по урегулированию неналоговых платежей

Счетная палата РФ совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей подготовила законодательные предложения по регулированию неналоговых платежей, сообщил глава ведомства Алексей Кудрин.

Он отметил, что в России сейчас действует более сотни так называемых неналоговых платежей, которые обязательны для бизнеса. Они регулируются различными подзаконными актами, а их ставки зачастую растут темпами выше инфляции.

Президент РФ три года назад поручил правительству разобраться с ситуацией и подготовить предложения для решения этой проблемы. Минфин РФ весной 2019 г. опубликовал законопроект о включении в НК РФ шести неналоговых платежей, предпринимательские сообщества выступили против, опасаясь уголовного преследования за неуплату сборов, если приравнять их к налогам. Президент РФ также призвал Минфин не торопиться с данной мерой.

Более подробно см. здесь.

 

Новый глава ФНС Д.В. Егоров озвучил ключевую задачу работы ведомства

Неизбежность и комфорт – именно эти аспекты должны стать основными составляющими процесса уплаты налогов в России, заявил новый глава ФНС Даниил Вячеславович Егоров. Он отметил, что ключевая задача ФНС не в том, чтобы собрать больше налогов, а в том, чтобы «обелить рынок», сделать налогоплательщика законопослушным и создать удобную модель.

Д. Егоров рассказал о подходе, который использует в своей работе. «Сначала оцениваешь, кто попадает под регулирование, сколько налогоплательщиков, потом смотришь, соответствует ли предлагаемое регулирование логике их поведения, если соответствует - начинаешь его тестировать на ограниченной группе, чтобы проверить, рабочая модель или нет», - указал Д. Егоров.

По сути, это моделирование поведения налогоплательщика, уточнил руководитель ФНС. Он назвал такой подход «абсолютно эгоистичным поведением», которое позволяет налоговикам затрачивать меньше сил.

Более подробно см. здесь.

 

А.В. Сазанов назначен замминистра минфина по налоговой политике

Глава правительства М.В. Мишустин, распоряжением от 22.01.2020 № 61-р, назначил Алексея Валерьевича Сазанова на должность статс-секретаря — заместителя министра финансов.

Отметим, что А.В. Сазанов с мая 2016 г. возглавлял Департамент налоговой и таможенной политики Минфина РФ, в компетенцию которого входит, в частности, подготовка разъяснений по применению законодательства о налогах и сборах.

А.В. Сазанов в 2005 г. окончил Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова по специальности «прикладная математика и информатика». Впоследствии он изучал финансовую аналитику в некоммерческой организации CFA Institute, а в 2019 г. получил степень в Оксфордской бизнес-школе по программе Executive MBA.

 

Установлены ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду на 2020

Постановлением Правительства РФ от 24.01.2020 №39 установлены ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду на 2020 год.

 

Утверждены новые формы уведомления физлиц о льготах по имущественным налогам

Приказом ФНС РФ от 12.11.2019 № ММВ-7-21/566@ утверждены формы уведомления о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, а также сообщения об отказе от предоставления указанных налоговых льгот.

Эти документы формируются налоговыми органами в автоматизированной информационной системе по результатам рассмотрения заявления налогоплательщика о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц.

Более подробно см. здесь.

 

ТПП: семейный бизнес может получить особый статус до конца года

23 января закончилось обсуждение законопроекта, который должен ввести понятие «семейный бизнес» в ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

«В мировой экономике семейные компании создают 50-60 и больше процентов рабочих мест, и, естественно, помогать их развитию в РФ необходимо и нужно. Но поскольку семейное предпринимательство у нас пока не выделено в особую правовую категорию, то оно и целевой поддержки государства не имеет. Теперь будет. А это означает также социальные гарантии и урегулированные трудовые отношения», - заявил Президент ТПП РФ Сергей Катырин.

В июле прошлого года глава ТПП РФ встречался с президентом страны. Владимир Путин поддержал предложения Палаты относительно законодательного закрепления понятия «семейный бизнес» и введения специального семейного патента, чтобы упростить предпринимателям ведение дел.

Более подробно см. здесь.

 

С 01.06.2020 вводится порядок расчета средств на банк/счете физ/лиц, которые могут быть арестованы

Приказом Минюста РФ от 27.12.2019 № 330 утвержден Порядок расчета суммы денежных средств на счете, на которую может быть обращено взыскание или наложен арест, с учетом требований, предусмотренных ст. ст. 99 и 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

С 01.06.2020 вступают в силу изменения в Федеральный закон «Об исполнительном производстве», согласно которым в случае если должник является получателем денежных средств, в отношении которых установлены ограничения и (или) на которые не может быть обращено взыскание (наложен арест), банк или иная кредитная организация осуществляет расчет соответствующей суммы денежных средств с учетом установленных требований.

Во исполнение данных положений утвержден настоящий порядок, предусматривающий, в частности, что:

- расчет суммы денежных средств осуществляется в соответствии с кодами вида доходов (согласно закону лица, выплачивающие доходы, в отношении которых установлены ограничения или запрет на взыскание, обязаны указывать в расчетных документах соответствующий код вида дохода);

- при наличии нескольких счетов расчет суммы осуществляется отдельно по каждому счету;

- в случае наличия у должника совместного счета расчет суммы осуществляется отдельно по каждому лицу.

Определен общий порядок расчета суммы денежных средств на счете, на которую может быть обращено взыскание (наложен арест), а также установлены особенности расчета в случае наличия в исполнительном документе требований по алиментным обязательствам в отношении несовершеннолетних детей, а также по обязательствам о возмещении вреда в связи со смертью кормильца.

 Более подробно см. здесь.

 

Президент дал поручения Правительству по итогам Послания ФедСобранию

Президент РФ В. В. Путин утвердил Перечень поручений по реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 15 января 2020 г. В частности, необходимо обеспечить внесение в законодательство РФ изменений, предусматривающих:

- предоставление права на получение материнского (семейного) капитала семьям, в которых начиная с 1 января 2020 г. родился (был усыновлен) первый ребенок, при этом размер этих средств должен составить 466 617 руб., а в случае рождения в таких семьях (усыновления) второго ребенка их размер должен увеличиться на 150 000 рублей;

- утвердить порядок ввоза конкретных партий незарегистрированных лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента или группы пациентов, а также обеспечить утверждение перечня заболеваний и состояний и лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, в целях осуществления ввоза таких препаратов в РФ;

- определить механизм, предусматривающий ежегодную компенсацию из федерального бюджета субъектам РФ, предоставившим налогоплательщикам инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций, в размере до 67 % суммы недополученных доходов в связи с предоставлением такого вычета.

Более подробно см. здесь.

 

Банки получают штрафы из-за нежелания блокировать личные счета ИП

Как пишет портал «РБК», ФНС начала штрафовать банки, которые отказываются блокировать личные счета индивидуальных предпринимателей из-за неуплаты налогов, страховых взносов, штрафов и т.д. С такими штрафами столкнулись ВТБ и «Уралсиб», рассказали РБК два источника на банковском рынке и подтвердили представители самих банков. Кредитные организации отказывались останавливать операции и взыскивать средства со счетов, которые предприниматели открывали в личных целях, и предлагали ФНС действовать через приставов.

Более подробно см. здесь.

 

ФНС подготовила обзор позиций КС и ВС по налогам за IV кв. 2019 г.

ФНС подготовила «Обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, принятых в четвертом квартале 2019 г. по вопросам налогообложения». В обзоре приведены наиболее важные судебные решения, содержащие, в частности, следующие выводы:

- до наступления страхового случая отсутствуют препятствия для возврата излишне уплаченных сумм страховых взносов на ОПС безотносительно к тому, были ли они начислены по индивидуальной или солидарной части тарифа. Поскольку на индивидуальном лицевом счете уплаченная по солидарной части тарифа сумма взносов не отражается, корректировка ее размера не может приводить к нарушению прав и законных интересов застрахованных лиц и после наступления страхового случая;

- покупатели продукции организации-банкрота имеют право на вычет по НДС, если не будет установлено, что конкурсный управляющий и покупатель продукции знали, что сумма налога при имеющемся объеме и структуре долгов организации не могла быть уплачена в бюджет;

- датой образования недоимки по налогу является дата, следующая за установленным законодательством о налогах и сборах сроком уплаты налога, независимо от даты направления налогоплательщику налогового уведомления.

Более подробно см. здесь.

 

ФСБ и ФНС готовят совместный приказ об обмене информацией

Как пишет портал «Legal.Report», ФСБ и ФНС подготовили совместный приказ, в рамках которого спецслужба будет предоставлять налоговикам результаты оперативно-розыскной деятельности. Документ опубликован на портале проектов НПА.

Приказ, как говорится в проекте документа, подготовлен в соответствии с ч. 3 и 4 ст. 11 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в целях определения порядка представления органами ФСБ  результатов ОРД налоговому органу. Информация будет использоваться  для контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве, а также при реализации полномочий в сфере госрегистрации юридических лиц.

Более подробно см. здесь.

 

Замглавы ФНС рассказал о цифровизации налоговой системы

16 января в рамках «Гайдаровского форума – 2020», занимающий в тот момент заместитель руководителя ФНС Алексей Логвинович Оверчук выступил с докладом в рамках панельной дискуссии «Налоги в цифровом мире».

Как сказал А.Л. Оверчук: «Цифровизация изменила не только структуру экономики, но и способы ведения бизнеса, а также жизнь простых людей. Данные обретают стоимость, меняется восприятие собственности, происходит дематериализация активов, товаров и услуг. Налоговым администрациям нужно быть на шаг впереди, чтобы иметь возможность предоставлять современные услуги».

Видеозапись пленарного заседания можно посмотреть здесь.

 

С 01.02.2020 уточняется порядок отнесения организаций к крупнейшим налогоплательщикам

Приказом ФНС от 21.01.2020 № ЕД-7-22/39@ внесены изменения в Приказ МНС от 16.04.2004 № САЭ-3-30/290@ и Приказ ФНС России от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@.

Утрачивает силу пункт 4 критериев, предусмотренных приказом ФНС РФ от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@, на основании которого к крупнейшим налогоплательщикам могут быть отнесены кредитная, страховая, перестраховочная организация, общество взаимного страхования, страховой брокер, профессиональный участник рынка ценных бумаг, НПФ, которые имеют соответствующие лицензии.

Кроме того, исключается императивность отнесения организаций к категории крупнейших налогоплательщиков по показателям финансово-экономической деятельности, предусмотренная пунктом 8 Критериев. Теперь организации, соответствующие данному критерию, «могут быть» отнесены к категории крупнейших налогоплательщиков.

Также установлено, что налоговое администрирование в отношении организаций, основным видом экономической деятельности которых является финансовая и страховая деятельность, а также деятельность агентств по сбору платежей и бюро кредитной информации, возлагается на МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 9 и на МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 13 (при постановке на учет организаций в данные инспекции не учитываются показатели размера суммарного объема полученных доходов).

Более подробно см. здесь.

 

 

НАЛОГОВАЯ ДЕОФШОРИЗАЦИЯ

 

Большинство стран ЕС готовы следить за сделками компаний с налоговой выгодой

Летом 2020 г. в Европейском союзе вступят в силу новые правила раскрытия информации о сделках с признаками «агрессивного налогового планирования». Правила описаны в директиве ЕС: компании будут отчитываться за все подобные сделки, совершенные с июня 2018 г. Чтобы это произошло, странам нужно внедрить нормы директивы в национальные законы до конца 2019 г.

Большинство стран ЕС или приняли, или сообщили, что разработали национальное законодательство во исполнение указанной директивы. По состоянию на декабрь 2019 г. только четыре страны не представили поправки в законодательство – это Греция, Мальта, Румыния и Латвия. В шести странах уже приняты законы – в Австрии, Франции, Бельгии, Словакии, Словении и Болгарии. В Польше положения не только приняты, но и вступили в силу с начала 2019 г.

Более подробно см. здесь.

 

Минфин разъяснил вопросы применения РФ конвенции о противодействии размыванию налог/базы

Минфин РФ выпустил Информацию «О применении многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения от 24 ноября 2016 года».

Начало применения многосторонней конвенции в отношении российских соглашений - не ранее 1 января 2021 г., после направления по дипломатическим каналам ОЭСР и государствам-партнерам по соглашениям уведомлений о завершении внутригосударственных процедур.

Отмечено, что основная работа по завершению внутригосударственных процедур, соответствующих готовности Российской Федерации начать применение норм многосторонней конвенции, будет завершена в 2020 г.

Более подробно см. здесь.

 

Бизнес получил отсрочку на год в отказе от международных налоговых льгот

Конвенция против злоупотреблений соглашениями об избежании двойного налогообложения (MLI) сведет к нулю налоговую экономию для многих холдинговых компаний. Однако из-за затягивания формальных процедур она начнет применяться в России не с 2020 г., как планировалось ранее, а с 2021-го, сообщил Минфин РФ.

Конвенция MLI даст налоговым органам больше оснований для оспаривания налоговой выгоды, автоматически изменив сразу 71 международное соглашение об избежании двойного налогообложения.

MLI кардинально ограничит применение льготных налоговых ставок. Например, иностранные холдинговые, управляющие и финансирующие компании прямо исключены из перечня компаний, при выплате дохода которым можно будет применить льготы.

Отсрочка MLI позволит компаниям серьезнее подготовиться — оценить ее влияние на свой бизнес, и если налоговая экономия сведется к нулю, провести реструктуризацию.

Более подробно см. здесь.

 

С 01.01.20 действует новый перечень территорий по обмену налог/информации РФ

По Информации ФНС РФ утвержден новый Перечень государств, которые не обеспечивают обмен налоговой информацией с РФ.

ФНС ежегодно пересматривает перечень государств, которые не обеспечивают с РФ обмен информацией для целей налогообложения (контролируемые иностранные компании (КИК) из государств (территорий), включенных в такой перечень, не смогут получить освобождение от налога на прибыль).

Сообщается, что утвержденный на 2020 г. перечень содержит 98 государств и 18 территорий. В него не попали Панама и Сан-Марино.

Более подробно см. здесь.

 

29 февраля завершается третий этап амнистии капитала

Рассказать государству о своих зарубежных счетах и активах, подав спецдекларацию в ФНС, можно не позднее 29 февраля.

Нынешняя амнистия капитала - уже третья по счету. По ее условиям, можно, как и раньше, добровольно задекларировать свои зарубежные активы - банковские счета, недвижимость, ценные бумаги, контролируемые иностранные компании (КИК). Участникам гарантировали освобождение от уголовной, административной и налоговой ответственности, если нарушения связаны с задекларированным имуществом и счетами.

Новым условием стал перевод капитала в Россию и регистрация бизнеса в специальных административных районах - на острове Русский на Дальнем Востоке или острове Октябрьский в Калининградской области. Для резидентов таких районов действует льготное налогообложение, а информация о бенефициарах доступна лишь управляющей САРами компании, надзорным органам и судам.

Участникам третьего этапа амнистии капитала также разрешили один год не платить налог (13%) с доходов от КИК при условии, что они станут налоговыми резидентами РФ в 2019 г. Во время предыдущей кампании от налогообложения освобождалась прибыль ликвидируемых КИК.

Более подробно см. здесь.

 

С 2020 действует новая форма расчета о суммах выплаченных доходов ино/компаниям

В п. 1 ст. 310 НК РФ были внесены изменения (дополнения), предусматривающие распространение обязанностей налогового агента по налогу на прибыль организаций на индивидуальных предпринимателей.

В этой связи в форму (формат) расчета внесены изменения, касающиеся отражения данных о налоговом агенте (в части сведений об ИП), а также уточнен порядок заполнения расчета (Приказ ФНС РФ от 19.12.2019 № ММВ-7-3/639@ «О внесении изменений в приложения к Приказу ФНС от 02.03.2016 № ММВ-7-3/115@ «Об утверждении формы налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, порядка ее заполнения, а также формата представления налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов в электронной форме».

Более подробно см. здесь.

 

 

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ТЦО

 

Минфином предложены поправки, направленные на совершенствование контроля за ТЦО

Минфином РФ подготовлен Проект Федерального закона «О внесении изменений в часть первую НК РФ (в части совершенствования налогового контроля за ценами и порядка заключения соглашения о ценообразовании для целей налогообложения)». Законопроект предусматривает, в частности:

- возможность при заключении соглашений о ценообразовании с участием компетентного органа иностранного государства наряду с методами ценообразования, предусмотренными НК РФ, применения методов, используемых в соответствующем иностранном государстве;

- уточнение условий признания сделок контролируемыми (это коснулось, в частности, сделок в области внешней торговли, а также сделок между взаимозависимыми лицами с участием комиссионера (агента);

- совершенствование процедуры заключения соглашения о ценообразовании (в том числе увеличиваются сроки рассмотрения заявления и документов налогоплательщика при заключении соглашения по внешнеторговым сделкам, предусматриваются особенности заключения такого соглашения в случае подачи контрагентом налогоплательщика аналогичного заявления в компетентный орган иностранного государства, дополняются основания для принятия решения об отказе от заключения соглашения о ценообразовании).

Более подробно см. здесь.

 

 

РЕГИОНАЛЬНЫЙ НАЛОГИ

 

ГосДумой отклонен законопроект о досрочном возврате 1% налога на прибыль в регионы

23 января ГосДумой был отклонен законопроект № 798485-7 «О внесении изменений в НК РФ (в части изменения периода применения повышенной ставки налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет)».

Законопроект был направлен на досрочный возврат ранее централизованной части собственных налоговых доходов регионов в виде 1% налога на прибыль обратно в регионы (начиная не с 2025 г., а с 2021 г.).

 

В 2019 с территории СвОбл в бюджет/систему поступило более 380 млрд/руб

По итогам работы за 2019 г. с территории Свердловской области в консолидированный бюджет РФ поступило 381,1 млрд руб., что на 6,2% или на 22,2 млрд руб. больше поступлений предыдущего года.

Поступления в федеральный бюджет составили 130,5 млрд руб. с ростом к  2018 г. на 19,1% или на 21,0 млрд руб. Основная доля доходов федерального бюджета обеспечена поступлением НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ (72,8%), налога на прибыль организаций (17,2%) и НДС на товары, ввозимые на территорию РФ из Республики Беларусь и Республики Казахстан (9,7%).

Более подробно см. здесь.

 

«Налог на профессиональный доход» затронет до 50 тыс. свердловчан

В Свердловской области с начала действия специального налогового режима в качестве самозанятых зарегистрировались 3 тыс.человек. Об этом заявил заместитель министра инвестиций и развития региона Евгений Копелян. Данный спецрежим может быть потенциально интересен от 30 тысяч до 50 тысяч человек.

По планам федеральных властей, к 2024 г. в качестве самозанятых в нашем регионе должны зарегистрироваться 67,6 тыс. человек.  Однако и чиновники, и представители бизнесы считают, что число будет намного меньшим (более подробно см. здесь).

В этой связи интересно отметить, что в Новосибирской области с начала года было зарегистрировано более 2.1 тыс. человек, в целом уже более 3.6 тыс. человек в регионе применяют налоговый режим НПД (более подробно см. здесь).

 

 

МАЛЫЙ БИЗНЕС И НАЛОГИ

 

Совет Федерации работает над законопроектом о статусе самозанятых

В случае успешного хода эксперимента по введению налога для самозанятых, этот опыт будет распространен на всю страну с 1 июля 2020 г. Об этом заявила спикер Совета федерации Валентина Матвиенко. В верхней палате уже работают над законопроектом, в котором будет прописан статус самозанятых и специальный налоговый режим для такой категории россиян.

«Пока нет четкого определения самозанятых, зная предприимчивость нашего народа и бизнеса, которые стали переводить работников больших компаний в режим самозанятых, чтобы платить меньше налогов, мы должны перекрыть эти лазейки законодательно, чтобы идея не была дискредитирована»,— отметила Валентина Матвиенко.

Более подробно см. здесь.

 

ФНС напоминает, что при переходе на НПД необходимо направить уведомление

Совмещение режима «налог на профессиональный доход» с иными специальными налоговыми режимами не предусмотрено законом. Поэтому в течение месяца со дня постановки на учет в качестве самозанятого налогоплательщик обязан направить в налоговый орган по месту жительства или по месту ведения предпринимательской деятельности уведомление о прекращении применения УСН, ЕСХН или ЕНВД.

Так, для уведомления о прекращении применения УСН рекомендуется применять форму № 26.2-8, для перехода с ЕСХН - форму № 26.1-7, с ЕНВД - форму № ЕНВД-4. Указанные формы и заявление можно направить в инспекцию в электронной форме по ТКС, на бумаге по почте, а также представить лично или через представителя.

Порядок уведомления о прекращении иных специальных налоговых режимов доведен письмом ФНС РФ от 26.12.2018 № СД-4-3/25577@.

Более подробно см. здесь.

 

ЦБР разрешил самозанятым не открывать отдельные счета для получения проф/дохода

Об этом напомнил Банк России в Письме от 19.12.2019 № ИН-014-12/94.

Позиция Банка основана на том, что в законодательстве, регулирующем проведение эксперимента по уплате НПД, не установлена необходимость использования физическими лицами, применяющими этот спецрежим, конкретных видов банковских счетов.

В этой связи использование такими физическими лицами своих текущих банковских счетов для получения профессионального дохода не противоречит требованиям законодательства РФ.

Банки не должны отказывать в операциях по текущим счетам только по причине поступления на них денежных средств в виде профессиональных доходов самозанятых граждан.

 

Президент подписал поправки в НК в связи с расширением эксперимента по самозанятым

28 января Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон № 5-ФЗ «О внесении изменений в часть первую НК РФ».

Федеральный закон предусматривает изменения по тексту НК РФ в связи с расширением территории проводимого эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

Кроме того, закон сокращает отчетность, представляемую организациями. Теперь сведения о среднесписочной численности работников представляются в налоговые органы в составе расчета по страховым взносам.

 

Партия Б.Ю.Титова предложила освободить малый бизнес от налогов на 3 года и амнистию

Политическая партия «Партия роста», председателем которой является уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов, предложила освободить на три года от всех налогов предприятия малого и среднего бизнеса, которые работают на специальных режимах налогообложения. Об этом говорится в письме политической партии, направленном председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину.

«Мы предлагаем применить апробированные на практике решения, уже давшие положительные результаты в других странах. Перейти к решительным мерам для выхода из тени и развития малого и среднего предпринимательства, прежде всего, производственных направлений: по примеру Казахстана освободить сроком на 3 года от всех налогов предприятия, работающие на специальных режимах налогообложения, провести налоговую амнистию для малого бизнеса», - говорится в письме.

Более подробно см. здесь.

 

 

ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ

 

ФТС, ФНС и ЦБР разъяснили обязанности резидентов в отношении внешнеторговых контрактов

 ФТС, ФНС и ЦБР выпустили совместное Письмо Банка России № ИН-014-12/102, ФТС России № 01-28/80440, ФНС России № ОА-4-17/26935@ от 26.12.2019 «О требованиях валютного контроля в отношении внешнеторговых договоров (контрактов) в связи с принятием Федерального закона от 02.08.2019 № 265-ФЗ».

Сообщается, в частности, что Федеральный закон от 02.08.2019 № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» не предусматривает отмену требования о необходимости указания во внешнеторговых договорах (контрактах), заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами нерезидентам займов, сроков исполнения сторонами обязательств, а также о необходимости представления в уполномоченный банк соответствующей информации.

По внешнеторговым договорам (контрактам), в отношении которых не применяется требование п. 1 ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ, сохраняются требования Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» по учету таких договоров (контрактов) в уполномоченном банке, а также о представлении в уполномоченный банк, принявший на учет такой внешнеторговый договор (контракт), информации о сроках и способах исполнения обязательств в рамках таких договоров (контрактов).

Более подробно см. здесь.

 


АУДИТ

 

Минфин издал рекомендации по аудиту годовой бух/отчетности за 2019 г.

Минфин РФ подготовилРекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2019 год (приложение к письму Минфина РФ от 27.12.2019 № 07-04-09/102563).

Приведены подлежащие применению стандарты аудиторской деятельности. Определены вопросы, на которые необходимо обратить особое внимание при проведении аудита, в числе которых, в частности: независимость и деловая (профессиональная) репутация аудиторской организации; правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ; применение принципа существенности при планировании и проведении аудита бухгалтерской отчетности.

Рекомендации содержат также особенности осуществления аудиторских процедур в отношении отдельных категорий аудируемых лиц.

Более подробно см. здесь.

 

Советом по аудиторской деятельности одобрен сборник примерных форм аудиторских заключений

Советом по аудиторской деятельности одобренСборник примерных форм заключений, составленных в соответствии с Международными стандартами аудита (версия 4/2019) (приложение № 2 к протоколу Совета по аудиторской деятельности при Минфине РФ от 19.12.2019 № 51).

Сборник содержит примерные формы аудиторских заключений и иных отчетов независимого аудитора, разработанные в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и Международными стандартами аудита.

Примерные формы предназначены для использования при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, отчетности специального назначения и оказании других аудиторских услуг. Примерные формы должны использоваться с учетом конкретных условий аудиторских заданий, особенностей аудируемого лица и состояния законодательства РФ.

 Более подробно см. здесь.

 


В избранное