Все выпуски  

Вестник о событиях в сфере налогов, права, бизнеса N 6-1-2022


 Группа компаний «Налоги и финансовое право»

www.cnfp.ru

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ

ВЕСТНИК

о событиях в сфере налогов, финансов, права и бизнеса

№ 6-1 - 2022

(июнь, часть 1)

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ МЕСЯЦА

В ГосДуму внесен законопроект о масштабных поправках в НК РФ

Налоговая политика России в ближайшее время может измениться

1 июля вступили в силу важные положения и налогах и финансах:

МЕРЫ ГОС/РЕГУЛИРОВАНИЯ В СВЯЗИ С ОБОСТРЕНИЕМ МЕЖДУНАРОД/ОБСТАНОВКИ

1) Мораторий на приостановление операций по счетам продлено до 1 июля 2022

2) Введен мораторий на проверки соблюдения валютного законодательства

3) Уточнены особенности исполнения договоров аренды ино/воздушных судов

4) Правительство расширило список техоборудования, не облагаемого НДС при ввозе

5) Скорректирован механизм обязательной продажи валютной выручки

6) Повышены пороги переводов средств за рубеж для физических лиц

7) Правительство расширило перечень организаций, которые получат отсрочку по уплате взносов

8) С 23.05.2022 в некоторых случаях резидентам разрешено зачислять валюту на счета в ин/банках

9) Резиденты–ФЛ могут переводить валюту в банки "дружественных" государств со счетов ин/банков

10) С 10.06.2022 экспортерам разрешено продавать 0 % суммы ин/валюты, подлежащей обязательной продаже

11) Правительство расширило перечень отраслей МСП для предоставления кредитных каникул

12) Компании, трудоустроившие граждан, потерявших работу в 2022 году, смогут рассчитывать на господдержку

13) Установлен временный порядок выплат по еврооблигациям РФ

14) Планируется принятие всеобщего моратория на проверки

15) Резидентам РФ разрешено осуществлять сделки с недвижимостью, отчуждаемой ино/юрлицами

16) С 1 июля резиденты РФ смогут переводить за рубеж до 1 млн. долларов США

17) Легализовано использование РИД без согласия ино/правообладателя

НОВЫЕ НАЛОГОВЫЕ ЗАКОНЫ

Подписан ряд законов, касающихся вопросов налогообложения

ГОСДУМА И НАЛОГИ

Календарь рассмотрения ГосДумой налоговых проектов с 28 июня по 6 июля  2022

В ГосДуму внесен проект о введении ставки НДС 0 % при экспорте товаров ин/физ/лицам

В ГосДуму внесен проект о заявит/порядке применения пониж/тарифов страх/взносов для ТОР

В ГосДуму внесены законопроекты о налогах

… о предоставлении АСВ информации в налог/органы

… о налог/льготах для участников СПИК

… о совершенствовании прогрессивной шкалы НДФЛ

… о  запрете ино/агентов применять УСНО

… о распространении режима САР на «Сириус»

ГосДума  отклонила  законопроект об увеличении ставки земельного налога для с/х земель

ВЕРХОВНЫЙ СУД И НАЛОГИ

Президиум Верховного Суда РФ представил первый Обзор суд/практики в 2022 году

В 2021 г. арбитражные суды рассмотрели в три раза меньше налоговых споров

16.06.2022 СКЭС вынесла «мотивировку» по делу о применении ПСН в отношении услуг юр/лицам

24.06.2022 СКЭС вынесла мотивировку по делу о пониж/ставке зем/налога

Срок владения акциями реорганизованного ОАО по НДФЛ определяется с даты реорганизации

Кап/ремонт не препятствует освобождению зданий от налога на имущество ФЛ

ПЛАНЫ, ПРОЕКТЫ, СЛУХИ, МНЕНИЯ

Возрастание бюджетных расходов в апреле 2022

С 1 июня 2022 года МРОТ и прожиточный минимум в РФ увеличены на 10 %

Минюст разработал законопроект о декриминализации налог/преступлений

Минцифры согласовало законопроект о новых штрафах для бизнеса за утечку персональных данных

Правительство планирует постепенно переводить надзорные проверки бизнеса в он-лайн

 

 


Приглашаем на летнюю серию вебинаров Аркадия Брызгалина


 

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ МЕСЯЦА

 

ГосДуму внесен законопроект о масштабных поправках в НК РФ

3 июня Правительство РФ внесло в ГосДуму законопроект № 136059-8 «О внесении изменений в ч. II НК РФ».

Законопроектом предлагается:

1) Дополнить п. 10 ст. 337 НК РФ новым видом добытого полезного ископаемого "щебень".

При этом сумма НДПИ, исчисленная в отношении щебня, не может превышать произведения количества добытого полезного ископаемого за налоговый период и числа 16,5.

2) предоставить налоговый вычет по НДПИ на период с 1 августа 2022 г. по 31 декабря 2040 г. включительно при добыче многокомпонентной комплексной руды, содержащей молибден и медь, на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Республики Хакасия, в объеме расходов на приобретение горнодобывающего оборудования и горной техники;

3) предоставить налоговый вычет по НДПИ при добыче железных руд (за исключением окисленных железистых кварцитов) на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Качканарского и Нижнетуринского городских округов Свердловской области, на период с 1 января 2023 года по 31 декабря 2026 года включительно;

4) увеличить суммы налогового вычета по НДПИ при добыче нефти на участках недр, расположенных полностью в границах Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, лицензия на пользование недрами которых выдана до 1 января 2016 г. и начальные извлекаемые запасы нефти каждого из которых составляют 450 миллионов тонн или более по состоянию на 1 января 2016 г., для поддержания уровня добычи нефти на обводненных месторождениях при условии превышения в налоговом периоде цены нефти над "базовой" ценой в размере 44,2 доллара США за баррель, но не более предельной величины;

5)  в целях повышения привлекательности инвестиций в золото как инструмента сохранения сбережений граждан в сложившихся в настоящее время условиях предусмотреть освобождение от обложения НДФЛ доходов от реализации золота в слитках;

6) при переводе брокером, попавшим под санкции, ценных бумаг и денежных средств клиента - налогоплательщика иному брокеру с одновременной передачей всех прав и обязанностей по соответствующему брокерскому договору, предусмотреть, что на указанную "промежуточную" дату исчисление и удержание НДФЛ не производится;

7) предусмотреть освобождение от налогообложения НДФЛ доходов, полученных по вынужденным сделкам, совершенным в целях вывода из-под незаконных ограничений, наложенных недружественными странами, предприятий, принадлежащих физическим лицам, в отношении которых введены соответствующие ограничения.

8) в части налога на прибыль организаций и страховых взносов предусмотреть установление налоговых льгот по налогу на прибыль организаций и страховым взносам для организаций, осуществляющих разработку или разработку и производство собственной электронной компонентой базы и электронной продукции;

9) снижение налоговой нагрузки при расчете налоговой базы налога на прибыль организаций для владельцев инженерных коммуникаций за счет учета денежной компенсации, предоставляемой за счет бюджетных средств, за перенос, переустройство таких сооружений в связи с новым строительством для государственных и муниципальных нужд, по аналогии с учетом бюджетных субсидий;

10) дополнение объектами инженерной, транспортной и коммунальной инфраструктуры перечня объектов, расходы на создание которых учитываются при налогообложении прибыли при их последующей безвозмездной передаче в государственную или муниципальную собственность;

11) включение в состав доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, имущества (вакцин для профилактики новой коронавирусной инфекции), безвозмездно полученного организацией из государственной казны Российской Федерации.

Комментарий «НФП»: в этом проекте фактически закрепляется позиция налоговых органов о том, что «щебень» - это особый вид «полезного ископаемого» для целей налогообложения, который должен облагаться  исходя из цен его реализации.

Интересно отметить, что предлагаемые нововведения вносятся как бы «под шумок», поскольку в СМИ об обсуждении на уровне министерств предлагаемых изменений ничего не писалось.

 

Налоговая политика России в ближайшее время может измениться

Федеральный бюджет РФ  ждут 4 года дефицита подряд: в 2023–2025 гг. превышение расходов над доходами составит порядка 1% ВВП, сообщил министр финансов Антон Силуанов на заседании комитета по бюджету в ГосДуме. Кроме того, министр не исключил изменения налоговых ставок в ближайшие годы. Как отметил А.Г. Силуанов министерство подстраивает налоговую политику под задачи текущего дня, и говорить о ее незыблемости в ближайшие годы нельзя. Однако министр также отметил, что «решения по налогам будут взвешенными».

Ранее, выступая 16 июня на ПМЭФ А.Г. Силуанов сказал, что в 2022 году дефицит бюджета может достигнуть 2% ВВП.

Как пишет по этому поводу THE BELL, все три ведущих российских информационных агентства (Интерфакс, ТАСС и Прайм) со ссылкой на проект Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023–2025 гг. (документ ежегодно готовит Минфин) представили первые оценки дефицита федерального бюджета.

В 2022 году, согласно проекту, он составит 1,2%, в 2023 году — 1,1%, в 2024 — 0,9%, в 2025 — 0,8%. Оценки на 2022 и 2023 гг. не учитывают трансферты на компенсацию отсрочки по уплате страховых взносов для бизнеса за II и III  кварталы текущего года (с их учетом дефицит 2022 года будет больше, а в 2023 году — меньше), уточняет «Интерфакс».

 

Комментарий от «НФП»: В этой связи необходимо отметить,  Президент РФ. В.В. Путин в программной речи на ПМЭФ объявил о победе над «безумными санкциями», которым не удалось «смять» российскую экономику. Среди аргументов он приводил и российский бюджет, который, несмотря на давление, профицитен по истечении пяти месяцев 2022 года.

Вместе с тем, учитывая, что налоги для государства это не самоцель, а средство для реализации бюджетной политики, поэтому, давление на бюджет, вызванное и сокращением рентабельности бизнеса, и также возрастанием соответствующих расходов по СВО, можно предположить, что властям придется пересмотреть некоторые устоявшиеся подходы к проведению налоговой политики в 2022-2024 гг., а может быть и на более длительную перспективу.

 

1 июля вступили в силу важные положения и налогах и финансах:

1 июля вступили в силу положения о новом специальном налоговом режиме «Автоматическая упрощенная система налогообложения» (АУСН), который был введен Федеральным законом от 25.02.2022 № 17-ФЗ «О проведение эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения». Пока данный режим действует в экспериментальном режиме только в четырех регионах России: Москва, Московская обл., Калужская обл. и Республика Татарстан) и налоговая служба уже сейчас этот режим активно рекламирует, см. письмо ФНС России от 27.06.2022 № СД-4-3/7908@ «О месте ведения индивидуальными предпринимателями предпринимательской деятельности в рамках применения «АвтоУСН».

 

1 июля должны заработать положения о едином налоговом платеже, в уплате которого в экспериментальном режиме примут участие, по данным ФНС, 761 налогоплательщиков, 11 из которых относятся к категории «крупнейших». С 1 января 2023 года организации и ИП вообще все налоговые платежи станут платить на единый налоговый счет. Чтобы его пополнить, необходимо заполнить всего одно платежное поручение и указать в нем два реквизита: сумму и ИНН. ИФНС самостоятельно распределит и засчитает платеж в счет налоговых платежей. Правда, закон по этому поводу до сих пор пока еще не принят, т.к. проект № 46702-8 находится в Совете Федерации на одобрении.

Кроме того, вводится «единый день для уплаты налогов», это 28 число, срок для уплаты:

НДС;

акцизов;

налога на прибыль;

налога по ЕСХН;

налога по УСН;

страховых взносов;

НДФЛ.

Налог по УСН надо будет платить так: авансовые платежи — до 28 числа месяца, следующего за кварталом (28.04, 28.07, 28.10); налог за год — до 28.03 организации; до 28.04 — ИП.

Отметим, что по страховым взносам срок сдвигается почти на 2 недели. Сейчас срок уплаты — 15 число каждого месяца, а будет 28 число.

 

1 июля вступили в силу новые положения о банковском контроле «Знай своего клиента». Необходимо отметить, что к сервису ЦБР — платформе «Знай своего клиента» — подключились все банки. C 1 июля 2022 года они получают от Банка России информацию о том, к какой группе риска совершения подозрительных операций можно отнести юридических лиц и ИП. Эти данные банки могут использовать для того, чтобы определять режим работы с каждым клиентом.

Ресурс располагает сведениями о 7 млн юридических лиц и ИП. Банк России на основе собственных аналитических данных распределил их на три группы — низкого, среднего и высокого уровней риска («зеленую», «желтую» и «красную»). На данный момент к «зеленой» группе, по оценке регулятора, принадлежит около 99% компаний, к «желтой» — 0,7%, к «красной» — 0,3%.

 

МЕРЫ ГОС/РЕГУЛИРОВАНИЯ В СВЯЗИ С ОБОСТРЕНИЕМ МЕЖДУНАРОД/ОБСТАНОВКИ

На фоне продолжающейся ситуации обострения международных отношений РФ принимает меры по поддержке тех или иных отношений в новых условиях:

1) Мораторий на приостановление операций по счетам продлено до 1 июля 2022

Письмом от 31.05.2022 № ЕД-26-8/10@ ФНС России для снижения рисков неплатежеспособности налогоплательщиков в целях сохранения стабильности поступлений в бюджеты бюджетной системы РФ поручает продлить до 01.07.2022 действие мер по ограничению принятия решений о приостановлении операций  по счетам в банке при взыскании денежных средств со счетов должников. 

Одновременно поручается с 01.07.2022 до отдельного распоряжения  не принимать решения о приостановлении операций по счетам до истечения двухнедельного срока с момента направления в банк поручений налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему РФ задолженности по налогам и сборам.

 

2) Введен мораторий на проверки соблюдения валютного законодательства

Постановлением от 28.05.2022 № 977 «О мерах валютного контроля в условиях внешнего санкционного давления» с 1 июня до 31 декабря 2022 года Правительство РФ приостановило проведение большинства проверок валютного законодательства, которые проводит ФНС России.

В частности, исключение составляют проверки соблюдения положений нормативно-правовых актов, принятых после 27 февраля 2022 года и устанавливающих специальные экономические меры в связи с внешним санкционным давлением. Данная мера также не распространяется на проверки, в которых выявлены нарушения со сроком давности привлечения к административной ответственности, истекающим до 31 декабря 2022 года.

Кроме того, до 1 декабря 2022 года продлевается срок представления физическими лицами - резидентами  отчетности о движении средств по зарубежным счетам и использовании электронных средств платежа.

Более подробно см. здесь

 

3) Уточнены особенности исполнения договоров аренды ино/воздушных судов

Правительство РФ подписало Постановление от 28.05.2022 № 970 «О внесении изменения в особенности исполнения договоров финансовой аренды (лизинга), договоров аренды иностранных воздушных судов, используемых для полетов лицами, указанными в п. 3 ст. 61 Воздушного кодекса РФ, авиационных двигателей в 2022 году».

Так, отменено требование для лизингополучателя (арендатора) обеспечивать страхование иностранных воздушных судов и перестрахование рисков, связанных со страхованием иностранных воздушных судов, в российских страховых и перестраховочных организациях на условиях, эквивалентных условиям, предусмотренным договором финансовой аренды (лизинга) (договором аренды иностранных воздушных судов).

Более подробно см. здесь

 

4) Правительство расширило список техоборудования, не облагаемого НДС при ввозе

Постановлением от 27.05.2022 № 956 Правительство РФ расширило список техоборудования, ввоз которого не облагается НДС.

Речь идёт о технологическом оборудовании, аналоги которого не производятся в России. В частности, это комплекс оборудования для производства крупногабаритных железобетонных модулей для жилищного строительства. Также в перечень добавлена линейка оборудования, необходимого для изготовления плит МДФ.

Освобождение такого оборудования от НДС позволит сократить отвлечение оборотных средств предприятий, которые его используют.

Более подробно см. здесь.

 

5) Скорректирован механизм обязательной продажи валютной выручки

Указом Президента РФ от 09.06.2022 № 360 был скорректирован механизм обязательной продажи валютной выручки участниками внешнеэкономической деятельности.

Напомним, при введении данного механизма доля обязательной продажи валютной выручки по внешнеторговым контрактам составляла 80 процентов, затем была снижена до 50 процентов.

Теперь согласно указу участники внешнеэкономической деятельности обязаны осуществлять продажу иностранной валюты по внешнеторговым контрактам в размере, определенном Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ, в срок, установленный Советом директоров Центрального банка РФ.

Более подробно см. здесь

 

6) Повышены пороги переводов средств за рубеж для физических лиц

С 8 июня российские резиденты - физические лица имеют право в течение календарного месяца перевести со своего счета в российском банке на свой счет за рубежом или другому человеку не более 150 тыс. долларов США или эквивалент в другой иностранной валюте. Такую же сумму могут перечислять на зарубежные счета нерезиденты - физические лица из дружественных стран. Ранее лимит составлял 50 тыс. долларов США.

Через компании, оказывающие услуги по переводу денежных средств без открытия счета, резиденты и нерезиденты из дружественных стран в течение месяца смогут перевести не более 10 тыс. долларов США или эквивалент в другой иностранной валюте (прежний порог - 5 тыс. долларов США).

Для всех нерезидентов сохраняется возможность переводов за рубеж средств, которые они получают в виде зарплаты. Также остается в силе запрет на переводы за границу со стороны юридических лиц из стран, поддерживающих санкции.

Ограничения действуют до 30 сентября 2022 года включительно.

Более подробно см. здесь

 

7) Правительство расширило перечень организаций, которые получат отсрочку по уплате взносов

Правительство РФ подписало Постановление от 15.06.2022 № 1068, в соответствии с которым предприятия химической промышленности получат годичную отсрочку по уплате страховых взносов за II–III кварталы 2022 года.

Речь идёт о производителях мыла, моющих, чистящих и полирующих средств, косметики и парфюмерии. Высвобожденные средства они смогут направить на текущие расходы, связанные с выплатой зарплаты сотрудникам, перенастройкой производства, логистики.

Кроме того, индивидуальные предприниматели, работающие в этой сфере, получат годичную отсрочку по уплате страховых взносов, начисленных за 2021 год с суммы дохода, превышающей 300 тыс. рублей.

Отсрочки будут предоставлены автоматически – без подачи заявлений. Уже уплаченные страховые взносы за апрель производители смогут вернуть или зачесть в счёт будущих платежей, направив соответствующее заявление в ФНС.

 

8) С 23.05.2022 в некоторых случаях резидентам разрешено зачислять валюту на счета в ин/банках

Речь идет о договорах займа, заключенных с юридическими лицами-нерезидентами, которые соответствуют следующим требованиям:

- находятся под контролем российских юридических лиц или физических лиц (конечными бенефициарами являются РФ, российские юридические лица или физические лица);

- информация о контроле над ними раскрыта налоговым органам РФ.

Резиденты могут зачислять на свои счета в иностранных банках иностранную валюту от указанных юридических лиц-нерезидентов при условии, что ранее такие займы были предоставлены резидентами с их счетов (вкладов), открытых в расположенных за пределами территории РФ банках и иных организациях финансового рынка.

Установленное разрешение действует до 1 сентября 2022 года включительно.

Более подробно см. здесь

 

9) Резиденты–ФЛ могут переводить валюту в банки "дружественных" государств со счетов ин/банков

Указанное разрешение действует без ограничения срока и при условии раскрытия информации о таких счетах налоговым органам РФ в соответствии с законодательством РФ.

Более подробно см. здесь

 

10) С 10.06.2022 экспортерам разрешено продавать 0 % суммы ин/валюты, подлежащей обязательной продаже

Речь идет об иностранной валюте, зачисленной на их счета в уполномоченных банках на основании внешнеторговых контрактов, заключенных с нерезидентами и предусматривающих передачу нерезидентам товаров, оказание нерезидентам услуг, выполнение для нерезидентов работ, передачу нерезидентам результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

Более подробно см. здесь

 

11) Правительство расширило перечень отраслей МСП для предоставления кредитных каникул

Представители малого и среднего бизнеса, работающие в сфере пассажирских перевозок, смогут в 2022 году воспользоваться кредитными каникулами. Постановление об этом 17 июня подписал Председатель Правительства М. В. Мишустин.

Речь идёт о городских, пригородных и междугородних автотранспортных перевозках, а также о пригородных железнодорожных перевозках. Теперь предприниматели, работающие в этой сфере, наравне с представителями ряда других отраслей сектора МСП смогут взять отсрочку по возврату кредита или уменьшить размер платежей в течение льготного периода.

На кредитные каникулы могут претендовать заёмщики, которые заключили кредитный договор до 1 марта 2022 года. Обратиться за получением отсрочки или уменьшением размера платежей можно до 30 сентября 2022 года. Максимальный срок кредитных каникул – шесть месяцев.

Напомним, что ранее Правительство утвердило перечень отраслей в сегменте малого и среднего предпринимательства, представители которых смогут рассчитывать на кредитные каникулы. В число таких отраслей вошли сельское хозяйство, наука, образование, здравоохранение, культура, гостиничный бизнес, спорт, общественное питание, информационные технологии, оптовая и розничная торговля, сфера услуг. Также в перечне – обрабатывающие производства, включая производство лекарств, продуктов питания, одежды, мебели, бытовой химии, электрического оборудования, резиновых и пластмассовых изделий, – всего более 70 кодов ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности).

Более подробно см. здесь

 

12) Компании, трудоустроившие граждан, потерявших работу в 2022 году, смогут рассчитывать на господдержку

 Такая мера предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 04.06.2022 № 1021 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий ФСС РФ в 2022 году из бюджета ФСС РФ юридическим лицам, включая некоммерческие организации, и индивидуальным предпринимателям в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан».

Теперь из бюджета ФСС могут предоставляться субсидии также юрлицам и  ИП в целях частичной компенсации затрат на выплату заработной платы трудоустроенным гражданам, которые, в частности, находились под риском увольнения, например, в случае введения режима неполного рабочего времени, простоя  и т.д.

Более подробно см. здесь

 

13) Установлен временный порядок выплат по еврооблигациям РФ

Указом Президента РФ от 22.06.2022 № 394 установлен временный порядок исполнения перед резидентами и иностранными кредиторами государственных долговых обязательств РФ, выраженных в государственных ценных бумагах, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.

В соответствии с Указом обязательства по еврооблигациям РФ признаются исполненными надлежащим образом, если они исполнены в рублях в сумме, эквивалентной стоимости обязательств в иностранной валюте и рассчитанной по курсу иностранной валюты, формирующемуся на внутреннем валютном рынке РФ в день, когда РФ был произведен платеж центральному депозитарию.

 

14) Планируется принятие всеобщего моратория на проверки

В России полностью откажутся от плановых проверок бизнеса, который не связан с повышенными рисками. Об этом заявил 17 июня Владимир Путин в своем выступлении на ПМЭФ.

«Нет необходимости ходить и проверять всех подряд. Должен работать риск-ориентированный подход», — заявил Путин.

Он поручил Правительству разработать конкретные параметры такой реформы в ближайшие месяцы.

Владимир Путин напомнил, что мораторий на плановые проверки ввели еще в 2020 году на фоне пандемии COVID-19, а затем его несколько раз продлевали. Сейчас он введен до конца 2022 года.

Практика показала, что без проверок предприятия допускают не больше, а меньше нарушений. По мнению президента России, это говорит о том, что отечественный бизнес готов к снижению контроля и административного давления.

Более подробно см. здесь

 

15) Резидентам РФ разрешено осуществлять сделки с недвижимостью, отчуждаемой ино/юрлицами

Такое послабление было принято на заседании подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ (выписка от 21 июня 2022 года № 64/1).

Условием совершения таких сделок (операций) является проведение расчетов с использованием счета типа "С", режим которого установлен в соответствии с п. 5 Указа Президента РФ № 95.

Разрешение действует без ограничения срока.

Более подробно см. здесь

 

16) С 1 июля резиденты РФ смогут переводить за рубеж до 1 млн. долларов США

Установлено, что с указанной даты физические лица - резиденты имеют право в течение календарного месяца перевести со своего счета в российском банке на свой счет за рубежом или другому человеку не более 1 млн. долларов США или такую же сумму в эквиваленте в другой иностранной валюте.

Ранее ограничения по этим операциям составляли 150 тыс. долларов США.

Сообщается, что лимиты по переводам повышены в связи с устойчивым положением на внутреннем валютном рынке.

Более подробно см. здесь

 

17) Легализовано использование РИД без согласия ино/правообладателя

Соответствующие положения предусмотрены Федеральным законом от 28.06.2022 № 213-ФЗ «О внесении изменения в ст. 18 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Также не будет считаться нарушением использование средств индивидуализации, которыми такие товары маркированы.

Более подробно см. здесь

 

 

НОВЫЕ НАЛОГОВЫЕ ЗАКОНЫ

 

Подписан ряд законов, касающихся вопросов налогообложения

28 июня Президент РФ В.В. Путин подписал несколько федеральных законов, которые касаются вопросов налогообложения

 

1) Федеральный закон № 196-ФЗ «О внесении изменения в ст.  251 ч. II НК РФ»

Закон разработан в целях исключения дополнительной налоговой нагрузки на организации, которые в соответствии с законодательством РФ, обязаны безвозмездно принимать в собственность имущество от третьих лиц.

Законом в целях исключения дополнительного налогообложения налогом на прибыль организаций при безвозмездном получении имущества в случае, если обязанность такого получения установлена законодательством РФ, предусматривается исключение из налоговой базы по налогу на прибыль организаций доходов в виде указанного имущества (законопроект № 130854-8).

 

2) Федеральный закон № 225-ФЗ «О внесении изменений в ч. I и II НК РФ».

Законом предусматривается введение механизма налогового вычета в отношении налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, транспортного налога, земельного налога, подлежащих уплате участником соглашения о защите и поощрении капиталовложений (далее - СЗПК), в целях возмещения затрат, понесенных участником СЗПК в рамках реализации инвестиционного проекта.

В целях применения налогового вычета уполномоченный федеральный орган, который подписывает соглашение, представляет налоговым органам уведомление о налоговом вычете для СЗПК.

В отношении такого участника СЗПК проводится налоговый мониторинг, в рамках которого налоговым органам должны представляться документы (информация) (или доступ к документам (информации)), относящиеся к осуществлению таких затрат.

Для целей применения налогового вычета налогоплательщику необходимо будет обеспечить ведение раздельного учета (законопроект № 1184603-7).

 

3) Федеральный закон № 206-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3 и 5 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

Законом устанавливается дополнительная возможность направления гражданами РФ и гражданами государств-членов ЕАЭС, а также ЛНР и ДНР заявления о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход (далее - НПД) с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Дополнительная возможность взаимодействия с оператором ГосУслуг позволит налогоплательщикам "расширить" оперативность подачи заявления в налоговый орган о постановке на учет и (или) снятии с учета в качестве плательщика НПД.

Реализация дополнительного механизма постановки на учет в налоговом органе граждан Российской Федерации и граждан государств-членов Евразийского экономического союза в качестве плательщиков НПД позволит увеличить число физических лиц, ведущих деятельность в правовом поле, а соответственно и поступления от них доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации (законопроект № 43000-8).

 

4) Федеральный закон № 223-ФЗ «О внесении изменений в ст. 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

Закон устанавливает право применения пониженного тарифа страхового взноса на ОПС для организаций, зарегистрированных на территории Курильских островов после 1 января 2022 года.

Кроме того, принятым законом отменен предельный срок (по 31 декабря 2022 года) включения организаций в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области для целей применения пониженного тарифа страховых взносов на ОПС (законопроект № 67717-8).

Более подробно см. здесь

 

5) Федеральный закон № 211-ФЗ «О внесении изменений в ч. II НК РФ».

В настоящее время пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов РФ, установленные законами субъектов РФ для категорий налогоплательщиков, не поименованных в гл. 25 НК РФ, подлежат применению налогоплательщиками до даты окончания срока их действия, но не позднее 1 января 2023 г.

В целях обеспечения стабильных условий осуществления деятельности налогоплательщиков законом предусматривается продление периода действия пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов РФ, установленные законами субъектов РФ для вышеуказанных категорий налогоплательщиков, до 1 января 2024 г. (законопроект № 116386-8).

 

 

ГОСДУМА И НАЛОГИ

 

Календарь рассмотрения ГосДумой налоговых проектов с 28 июня по 6 июля  2022

22 июня на пленарном заседании ГосДумы утвержден проект постановления № 145344-8 «О календаре рассмотрения вопросов Государственной Думой в июне-июле 2022 года», согласно которому с 28 июня по 6 июля будут рассмотрены следующие законопроекты по внесению изменений в законодательные акты в сфере налогообложения и финансового права:

  • О проекте федерального закона № 61739-8 "О внесении изменений в части I и II НК РФ" (в связи с переименованием территории опережающего социально-экономического развития в территории опережающего развития) (принят в 1 чтении 05.04.22)

  • О проекте федерального закона № 106872-8 "О внесении изменений в часть II НК РФ" (о налогообложении цифровых прав) (принят в 1 чтении 17.05.22)

  • О проекте федерального закона № 136059-8 "О внесении изменений в часть II НК РФ" (об отдельных мерах налоговой поддержки) (принят в 1 чтении 09.06.22)

  • О проекте федерального закона № 46702-8 "О внесении изменений в части I и II НК РФ" (в части совершенствования порядка уплаты налогов) (принят в 1 чтении 16.02.22)

  • О проекте федерального закона № 77694-8 "О внесении изменений в ст. 2593 части II НК РФ" (в части установления специального коэффициента к норме амортизации для отдельной категории основных средств) (принят в 1 чтении 19.05.22)

  • О проекте федерального закона № 127004-8 "О внесении изменений в части I и II НК РФ и ст.ст. 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (об установлении единого тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды) (принят в 1 чтении 08.06.22)

 

В ГосДуму внесен проект о введении ставки НДС 0 % при экспорте товаров ин/физ/лицам

2 июня Правительство РФ внесло в ГосДуму законопроект № 135666-8 «О внесении изменений в ст. 147 и 165 ч. II НК РФ».

Целью проекта федерального закона является создание условий для увеличения объема экспорта товаров в сегменте розничной торговли. Для этого проектом федерального закона устанавливается возможность применения ставки НДС в размере 0 процентов при реализации российскими организациями или индивидуальными предпринимателями иностранным физическим лицам товаров, вывезенных с территории РФ на территории иностранных государств в таможенной процедуре экспорта.

Для подтверждения обоснованности применения ставки НДС в размере 0 процентов при вышеуказанной реализации товаров законопроектом предусмотрено представление реестра сведений из декларации на товары, а также сведений из документов на оплату товаров, из договора аренды склада на территории иностранного государства, с которого реализуются вышеуказанные товары.

 

В ГосДуму внесен проект о заявит/порядке применения пониж/тарифов страх/взносов для ТОР

2 июня Правительство РФ внесло в ГосДуму законопроект № 135875-8 «О внесении изменений в ст. 427 ч. II НК РФ».

Законопроектом предлагается установить заявительный порядок применения пониженных тарифов страховых взносов для резидентов ТОР и СПВ, предусматривающий применение пониженных тарифов страховых взносов в течение 10 лет с момента направления резидентом ТОР и СПВ в налоговый орган уведомления об использовании права на применение пониженных тарифов страховых взносов.

В целях создания условий, стимулирующих ускоренный ввод в эксплуатацию объектов основных средств, создаваемых резидентами ТОР и СПВ, законопроектом предлагается установить, что уведомление об использовании права на применение пониженных тарифов страховых взносов не может быть направлено в налоговый орган позднее 3 лет с даты получения инвестором статуса резидента ТОР или СПВ.

 

В ГосДуму внесены законопроекты о налогах

… о предоставлении АСВ информации в налог/органы

3 июня депутат от фракции «Единая Россия» В. М. Резник внес в ГосДуму законопроект № 136923-8 «О внесении изменений в ст. 214.2 и 223 ч. II НК РФ».

В целях справедливого исчисления НДФЛ, а также для установления возможности Агентства по страхованию вкладов исполнить обязанность по уведомлению налогового органа о суммах выплаченных вкладчикам процентов по вкладам (остаткам на счетах) банками, у которых отозвана лицензия на осуществление банковских операций, законопроектом предлагается установить, что указанная информация в случае отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций представляется Агентством в налоговый орган не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным налоговым периодом, а дата фактического получения дохода в виде процентов, перечисленных в связи с наступлением страхового случая на счет физического лица, в том числе являющегося индивидуальным предпринимателем, определяется как дата фактического получения таким физическим лицом страхового возмещения, предусмотренного Федеральным законом № 177-ФЗ, либо в части требований, превышающих максимальный размер такого страхового возмещения, - дата  осуществления расчетов в денежной форме с этим физическим лицом в ходе конкурсного производства.

… о налог/льготах для участников СПИК

9 июня Правительство РФ внесло в ГосДуму законопроект № 140596-8 «О внесении изменений в ст. 284 ч. II НК РФ и ст. 3 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ».

С целью возможности получения налоговой льготы по налогу на прибыль организаций на весь срок действия СПИК законопроектом предусматривается предоставление права субъектам РФ устанавливать пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, для налогоплательщиков, заключивших СПИК в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», до вступления в силу Федерального закона от 02.08.2019 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» в части регулирования специальных инвестиционных контрактов».

Также законопроектом предусмотрены положения о распространении возможности применения участниками СПИК 1.0, заключившими такие контракты до 2017 года, пониженных ставок по налогу на прибыль организаций к налоговой базе от деятельности, осуществляемой в рамках реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен СПИК, при условии ведения участниками СПИК 1.0 раздельного учета доходов (расходов).

Кроме того, законопроектом предусматривается сохранение возможности применения участниками СПИК пониженных ставок по налогу на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, заключивших СПИК без участия РФ, в период с 1 января 2019 г. до даты вступления в силу Федерального закона № 269-ФЗ, до окончания СПИК либо до расторжения СПИК.

… о совершенствовании прогрессивной шкалы НДФЛ

9 июня группа депутатов внесла в ГосДуму законопроект № 140668-8 «О внесении изменений в  ч. II НК РФ в части совершенствования прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц».

Законопроектом предлагается установление еще одной ступени шкалы налогообложения НДФЛ путем утверждения ставки налога в 18 % в отношении доходов, превышающих 50 млн. руб. за налоговый период (ежегодно).

Таким образом, предлагаемая законопроектом шкала налогообложения будет выглядеть следующим образом:

- 13 % от суммы налоговой базы доходов до 5 млн. руб. включительно - в отношении лиц, получающих доходы до 5 млн. руб. включительно;

- 650 тыс. руб. и 15 % от суммы налоговой базы доходов от 5 млн. руб. до 50 млн. руб. включительно - в отношении лиц, получающих доходы от 5 млн. руб. до 50 млн. руб. включительно;

- 6 млн. 500 тыс. рублей и 18 % от суммы налоговой базы доходов от 50 млн. руб. - в отношении лиц, получающих доходы от 50 млн. руб.

… о  запрете ино/агентов применять УСНО

10 июня группа депутатов внесла в ГосДуму законопроект № 140965-8 «О внесении изменения в ст. 346-12 ч. II НК РФ».

Законопроектом также предусмотрено, что организации/ИП, признанные иноагентами, не вправе применять упрощенную систему налогообложения с 1 января 2023 года.

… о распространении режима САР на «Сириус»

30 мая группа депутатов внесла в ГосДуму законопроект № 132804-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края».

Законопроектом предлагается распространить режим САР на центр «Сириус» - федеральную территорию, расположенную в Сочи.

 

ГосДума  отклонила  законопроект об увеличении ставки земельного налога для с/х земель

22 июня  ГосДума отклонила законопроект № 1183515-7 «О внесении изменений в п. 1 ст. 394 ч. II НК РФ», внесенный Курской областной Думой еще в мае 2021 года.

Законопроект предусматривал увеличение максимальной ставки земельного налога, установленной п. 1 ст. 394 ч. II НК РФ, в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства, с 0,3 процента до 0,33 процентов.

 

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД И НАЛОГИ

 

Президиум Верховного Суда РФ представил первый Обзор суд/практики в 2022 году

1 июня Президиум Верховного суда РФ утвердил Обзор судебной практики Верховного Суда РФ № 1 (2022).

Обзор включает в себя правовые позиции по применению законодательства о несостоятельности (банкротстве), гражданского законодательства, законодательства об интеллектуальной собственности, земельного законодательства, законодательства о налогах и сборах и др.

В частности, по вопросам налогообложения в Обзоре содержатся следующие правовые позиции:

1) Акты законодательства о налогах и сборах, повлекшие изменение условий предоставления льготы по налогу, не могут применяться с обратной силой к налогоплательщикам, которые приступили к осуществлению инвестиций и реализовали инвестиционные проекты в надлежащие сроки, если это приводит к ухудшению их положения (Определение № 310-ЭС21-11695);

2) Российские хозяйствующие субъекты вправе применять ставку НДС ноль процентов в отношении услуг (работ) по перевозке и транспортировке товаров в порядке международного транзита при соблюдении условий, предусмотренных законодательством (Определение № 301-ЭС21-16598);

3) Налогоплательщик-покупатель вправе учесть расходы на приобретение товаров (работ, услуг) и налоговые вычеты по НДС только в той части, в какой налоги были уплачены лицом, осуществившим фактическое исполнение по сделке (Определение № 305-ЭС21-18005).

 

В 2021 г. арбитражные суды рассмотрели в три раза меньше налоговых споров

Судебный департамент при Верховном Суде РФ опубликовал сводные статистические сведения о деятельности федеральных арбитражных судов за 2021 г., согласно которым количество поступивших исков и заявлений выросло примерно на 6,5 %.

При этом, хотя количество рассмотренных арбитражными судами первой инстанции дел выросло более чем на 8 %, число неоконченных дел выросло сразу на 15,5 %.

При этом практикующие юристы обратили внимание на резкое снижение споров, связанных с применением налогового законодательства, – более чем в три раза в сравнении с 2020 г. Если же сравнивать с 2014 годом, когда произошло упразднение ВАС РФ, то этот показатель снизился в шесть раз.

Более подробно см. здесь

 

16.06.2022 СКЭС вынесла «мотивировку» по делу о применении ПСН в отношении услуг юр/лицам

16 июня СКЭС ВС РФ вынесла мотивировочную часть Определения по делу о правомерности применения ПСН в отношении услуг, заказчиками которых выступают юридические лица (дело № А41-6753/2021). Дело рассмотрено в пользу налогоплательщика.

Фабула дела: в проверяемом периоде индивидуальный предприниматель применял УСНО с объектом налогообложения «доходы» и ПСН.

Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка предпринимателя в отношении полноты и правильности уплаты единого налога на УСНО, взимаемого с объекта налогообложения «доходы».

По результатам налоговой проверки предпринимателю доначислен УСН. Основанием для начисления налога послужил вывод налогового органа о занижении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, на сумму дохода, полученного предпринимателем от юридического лица за ремонтные работы.

Не согласившись с выводами налогового органа предприниматель обратился сначала в вышестоящий налоговый орган, а затем в суд.

Рассматривая спор, суды согласились с выводами налогового органа, указав, что предметом бытового подряда для целей налогообложения является объект, предназначенный исключительно для удовлетворения личных бытовых потребностей гражданина.

Не согласившись с выводами судов, предприниматель обратился с жалобой в Верховный суд РФ.

Налогоплательщик полагает, что судами при определении понятия бытовой услуги не учтено, что нормы НК РФ не ставят право на применение ПСН в отношении бытовых услуг в зависимость от субъектного состава участников данных правоотношений.

По мнению предпринимателя, ни гл. 25 НК РФ, ни Законом Московской области от 06.11.2012 № 164/2012-03 не установлено ограничений по применению патентной системы налогообложения при оказании услуг по производству прочих строительно-монтажных работ по договорам с юридическими лицами.

СКЭС ВС РФ отменила решения нижестоящих судов и приняла новый судебный акт, удовлетворив требования налогоплательщика. 

В обоснование своей позиции Судебная коллегия указала, что в силу конституционного требования о необходимости уплаты только законно установленных налогов и сборов, размер налогового бремени для каждого индивидуального предпринимателя должен определяться исходя из принципов равенства и экономического основания налога.

Вопреки вышеизложенному, состоявшееся в данном деле толкование понятия «бытовая услуга» привело к нарушению указанных принципов, поскольку, выполняя одинаковые виды работ и имея при этом сопоставимый экономический результат, налогоплательщики поставлены в зависимость от субъектного состава заказчиков (потребителей) данных работ и услуг, что привело к произвольному начислению предпринимателю недоимки, пени и штрафа и лишению права на применение льготного специального налогового режима.

Вместе с тем, признание за налогоплательщиками права на применение патентной системы налогообложения должно основываться на нормах действующего налогового законодательства и учитывать цели, которые преследовал законодатель, вводя специальное налоговое регулирование для субъектов предпринимательской деятельности.

При таких обстоятельствах СКЭС ВС РФ пришла к выводу, что судебные акты нижестоящих судов приняты с существенными нарушениями норм материального права, отменила их и приняла новый судебный акт, удовлетворив требования предпринимателя.

 

24.06.2022 СКЭС вынесла мотивировку по делу о пониж/ставке зем/налога

24 июня СКЭС ВС РФ вынесла мотивировочную часть Определения по делу по вопросу правомерности применения пониженной ставки при исчислении земельного налога в отношении участков «для индивидуального жилищного строительства», если участки не осваиваются в соответствии с назначением. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции (дело № А14-3191/2021).

Фабула дела: инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2019 год.

В ходе налоговой проверки инспекцией было установлено, что у общества в проверяемом периоде в собственности находились земельные участки с видами разрешенного использования: «для индивидуальной жилой застройки», «индивидуальное жилищное строительство, отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну, две семьи, коттеджи», «блокированные жилые дома с блок-квартирами на одну семью», «для сельскохозяйственного использования».

В представленной налоговой декларации за 2019 год налогоплательщиком применена налоговая ставка земельного налога 0,3 % с повышающим коэффициентом 2 по земельным участкам с видом разрешенного использования «для индивидуальной жилой застройки».

По результатам проверки инспекцией доначислен земельный налог исходя из ставки 1,5 %. Доначисление указанных сумм связано с выводом налогового органа о неправомерном применении обществом пониженной ставки по налогу.

Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованием.

Суды трех инстанций отказали Обществу в удовлетворении требований. Суды исходили из того, что право на применение пониженной ставки земельного налога связано с фактом использования налогоплательщиком земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования. Поскольку доказательств фактического использования либо намерений использовать земельные участки в соответствии с видом размешенного использования – для строительства жилых домов, налогоплательщиком в материалы дела не представлено, суды пришли к выводу об отсутствии права на применение ставки налога 0,3%.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось с жалобой в Верховный суд РФ.

СКЭС ВС РФ отменила решения нижестоящих судов и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В обоснование своих выводов Судебная коллегия указала, что определяющим для применения налоговой ставки земельного налога 0,3 % является вид разрешенного использования земельного участка и назначение возводимых на нем объектов.

Для ситуаций, когда на земельном участке, предоставленном для жилищного строительства, не возведен объект недвижимости, п. 15 ст. 396 НК РФ установлены правовые последствия в виде применения повышающих коэффициентов к названной ставке налога. Иных ограничений в праве на применение пониженной ставки земельного налога в отношении земельных участков с видом разрешенного использования «для жилищного строительства», а именно, запрета применять ставку 0,3% от кадастровой стоимости коммерческим организациям в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства и используемых в предпринимательской деятельности, проданных иным лицам с целью получения прибыли, Налоговый кодекс в рассматриваемый налоговый период не содержал.

Данный вывод следует также из Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.07.2009 № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога», Определений СКЭС ВС РФ от 04.02.2020 № 308-ЭС19-18258, от 11.04.2022 № 306-ЭС21-25432. При таких обстоятельствах факт продажи обществом в 2019 году части принадлежащих ему земельных участков не исключал его права на применение налоговой ставки 0,3 % за весь период владения данными объектами.

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции надлежит учесть правовую позицию, изложенную в данном определении Судебной коллегии ВС РФ, принять законное и обоснованное решение.

 

Срок владения акциями реорганизованного ОАО по НДФЛ определяется с даты реорганизации

К такому выводу пришла Судебная коллегия по административным делам ВС РФ в Кассационном определении от 01.06.2022 № 44-КАД21-10-К7.

Фабула дела: Фирсов В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к налоговому органу о признании незаконным решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, взыскании суммы излишне уплаченного НДФЛ и процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога.

В обоснование требований указал, что по результатам камеральной налоговой проверки декларации по налогу на доходы физических лиц налоговым органом вынесено решение, в соответствии с которым ему начислен НДФЛ в связи с получением дохода от продажи акций ОАО «Уралкалий».

По мнению административного истца, налоговый орган необоснованно полагает датой приобретения им акций ОАО «Уралкалий» дату приобретения конвертированных в них акций открытого акционерного общества «Сильвинит» (далее - ОАО «Сильвинит») - 14 февраля 1994 г., в связи с чем не признает за ним предусмотренного п. 17.2 ст. 217 НК РФ права на освобождение от налогообложения полученного в результате их продажи дохода.

Суды трех инстанций отказали административному истцу в удовлетворении требований.

Верховный суд не поддержал выводы нижестоящих судов.

В соответствии с введенным Федеральным законом от 28.12.2010 № 395-ФЗ «О внесении изменений в ч. II НК РФ и отдельные законодательные акты РФ» (далее - Федеральный закон № 395-ФЗ) пунктом 17 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению доходы физических лиц, получаемые от реализации (погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций, а также акций, указанных в п. 2 ст. 284.2 НК РФ, при условии, что на дату реализации (погашения) таких акций (долей участия) они непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве более пяти лет.

Согласно п. 17.2 ст. 217 НК РФ при реализации акций (долей, паев), полученных налогоплательщиком в результате реорганизации организаций, срок нахождения таких акций в собственности налогоплательщика исчисляется с даты приобретения им в собственность акций (долей, паев) реорганизуемых организаций.

Частью 7 ст. 5 Федерального закона № 395-ФЗ предусматривалось, что положения п. 17.2 ст. 217 НК РФ применяются в отношении ценных бумаг (долей в уставном капитале), приобретенных налогоплательщиками начиная с 1 января 2011 г.

Значение закрепленного понятия «приобретение» не ограничено какой-либо формой или способами приобретения акций налогоплательщиком. Этой нормой закона определен как условие освобождения от налогообложения дохода, полученного при отчуждении акций, лишь временной период приобретения налогоплательщиком акций - после 1 января 2011 г.

Акции как эмиссионные ценные бумаги, выпущенные разными эмитентами, не являются одним и тем же имуществом, следовательно, прекращение права собственности на акции одного эмитента в результате конвертации  этих акций в акции другого эмитента является, по сути, возникновением права собственности на другой объект.

Налоговым органом в результате камеральной проверки установлено, что Фирсовым В. А. 14 февраля 1994 г. получено свидетельство о владении акциями ОАО «Сильвинит» в количестве  привилегированных и  обыкновенных акций.

ОАО «Уралкалий» 9 февраля 2011 г. заключило договор с ОАО «Сильвинит» о присоединении, в котором определялись порядок и условия реорганизации в форме присоединения ОАО «Сильвинит» к ОАО «Уралкалий». В результате конвертации акций ОАО «Сильвинит» Фирсов В.А. получил  обыкновенные акции ОАО «Уралкалий».

Приобретение Фирсовым В.А. акций ОАО «Уралкалий» в результате реорганизации акционерных обществ, являясь законным способом приобретения ценных бумаг, подпадает под определенное ч. 7 ст. 5 Федерального закона № 395-ФЗ условие о приобретении акций после 1 января 2011 г. как основание для освобождения дохода от налогообложения.

Предусмотренные п. 17.2 ст. 217 НК РФ условия, необходимые для освобождения физических лиц от уплаты налогов от продажи акций российских компаний, применительно к рассматриваемому делу были соблюдены: на дату отчуждения (26 февраля 2018 г.) акции ОАО «Уралкалий» принадлежали Фирсову В.А. на праве собственности более 5 лет, поскольку были приобретены 17 мая 2011 г. (то есть после 1 января 2011 г.) в результате реорганизации ОАО «Уралкалий» (эмитента) путем присоединения к нему ОАО «Сильвинит».

Выводы судов о фактическом приобретении административным истцом акций до 1 января 2011 г. и невозможности применения к полученному от их последующей продажи доходу положений п. 17.2 ст. 217 НК РФ не основаны на нормах закона. Толкование налоговым органом права налогоплательщика на освобождение от налогообложения дохода от продажи акций, приобретенных налогоплательщиком при реорганизации акционерного общества, поставленное в зависимость от факта предшествующего владения конвертированными в них акциями другого акционерного общества, не является допустимым.

В связи с допущенными нижестоящими судами существенными нарушениями норм материального права судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

 

Кап/ремонт не препятствует освобождению зданий от налога на имущество ФЛ

К такому выводу пришла Судебная коллегия по административным делам ВС РФ в Кассационном определении от 01.06.2022 № 67-КАД22-3-К8.

Фабула дела: налоговый орган обратился с административным исковым заявлением к Воронцову К.М. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени, указав, что Воронцов К.М. владел на праве собственности квартирой и зданием цеха, является плательщиком налога на имущество физических лиц, в установленный срок налог не уплатил.

Решением суда первой инстанции с Воронцова К.М. взысканы задолженность по налогу на имущество физических лиц - квартиру. В удовлетворении административных исковых требований о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц в отношении здания цеха  отказано. Суд первой инстанции исходил из того, что здание цеха использовалось в целях осуществления экономической (предпринимательской) деятельности, в связи с чем налогоплательщик подлежал освобождению от уплаты имущественного налога в отношении здания цеха.

Суды апелляционной и кассационной инстанций решение суда первой инстанции отменили в части отказа в удовлетворении заявленных требований о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц в отношении здания цеха. В указанной части принято новое решение, которым с Воронцова К.М. взыскан доначисленный налог. В остальной части решение суда оставлено без изменения.

Отменяя решение суда, вышестоящие судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения Воронцова К.М. от взыскания налога на имущество, поскольку объект недвижимости не был введен в эксплуатацию, следовательно, не использовался в предпринимательской деятельности для производства сельскохозяйственной продукции.

Воронцов К. М. с решениями судов апелляционной и кассационной инстанций не согласился и обратился с жалобой в Верховный суд.

Изучив доводы жалобы, Верховный суд РФ отменил решения нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

ВС РФ указал, что из п. 3 ст. 346 НК РФ во взаимосвязи с подп. 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ следует, что индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц при условии, что имущество используется при производстве сельскохозяйственной продукции.

Воронцову К.М. принадлежит с 20 марта 2018 г. на праве собственности здание (цех № ) расположенное по адресу: 1, кадастровый номер . Воронцов К.М. зарегистрирован в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства и в период с 14 февраля 2018 г. по 31 декабря 2018 г. являлся плательщиком единого сельскохозяйственного налога.

То обстоятельство, что имущество непосредственно не использовалось в сельскохозяйственных целях в связи с тем, что на данном объекте недвижимости в указанный налоговый период осуществлялись мероприятия, связанные с капитальным ремонтом приобретенного нежилого здания с целью его последующего использования для выращивания грибов, само по себе не может являться безусловным препятствием для освобождения от уплаты налога на имущество физических лиц с учетом обстоятельств конкретного дела.

Заявитель кассационной жалобы указывает, что им осуществлялась последовательная деятельность по приведению указанного здания в состояние, надлежащее для его использования в целях производства сельскохозяйственной продукции. Однако указанные обстоятельства, в том числе и возможность использования такого объекта в личных, семейных и иных, не связанных с предпринимательством целях, судами не исследовались, в связи с чем дело было направлено на новое рассмотрение.

 

 

ПЛАНЫ, ПРОЕКТЫ, СЛУХИ, МНЕНИЯ

 

Возрастание бюджетных расходов в апреле 2022

Как сообщает портал «The bell», исходя из данных Минфина об исполнении федерального бюджета (данные опубликованы за апрель 2022 года 17 мая) доля ненефтегазовых доходов бюджетной системы РФ  (т.е. НДС, НДФЛ, налог на прибыль и др.) в апреле сократились на 18% в годовом выражении (1,058 трлн рублей против 1,29 трлн рублей в апреле 2021 года) (материал располагается здесь, но не является общедоступным).

Нефтегазовые доходы составили в апреле 1.8 трлн. руб, против 1.2. трлн. руб. в марте. По сравнению с апрелем 2021 года нефтегазовые доходы бюджета удвоились. Их доля в совокупных доходах бюджета по итогам месяца составила 63%, четырех месяцев 2022 года — 48% (по итогам 2021 года эта цифра составляла 36%, 2020-го — 28%, напоминает «Коммерсант»).

За апрель 2022 года сформировался первый в этом году помесячный дефицит федерального бюджета в размере 262,3 млрд рублей. По итогам четырех месяцев года пока еще фиксируется профицит на сумму 1,04 трлн рублей. Министр финансов Антон Силуанов в конце апреля оценил возможный дефицит федерального бюджета по итогам 2022 года минимум в 1,6 трлн рублей, и это с учетом того, что антикризисный пакет мер поддержки экономики обойдется бюджету в 4 трлн. руб.

Как пишет по этому поводу газета «Коммерсант», согласно тем же материалам Минфина, впервые с начала СВО в бюджете стал заметен рост расходов по разделу «Национальная оборона» — в апреле они выросли почти вдвое к среднему показателю первого квартала.

Вообще же, самый затратный раздел бюджета — «Социальная политика» — в апреле финансировался опережающими темпами. В итоге годовой план за первую треть года выполнен на 42% (2,563 трлн руб.).

Второй по размеру раздел бюджета «Национальная оборона» за 4 месяца профинансирован на 44% от годовых назначений (выделено 1,681 трлн руб.).  При этом опережающий рост трат по указанному разделу начался именно в апреле — месячные военные траты составили 627 млрд руб. (в среднем около 21 млрд рублей в день — прим. ред.) против среднемесячных 351 млрд руб. в первом квартале (увеличение — в 1,8 раза). Отметим, что военные расходы в апреле 2021 года составляли 275 млрд рублей, то есть из военных расходов апреля 2022 года 9,1 млрд в день, против 21 млрд. в день в настоящее время.

 

С 1 июня 2022 года МРОТ и прожиточный минимум в РФ увеличены на 10 %

Постановлением Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 проиндексирован минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум в РФ.

С 1 июня минимальная зарплата в России составляет 15 279 рублей.

 

Минюст разработал законопроект о декриминализации налог/преступлений

Минюст разработал законопроект о либерализации уголовной ответственности за преступления, связанные с уклонением от уплаты налогов и других платежей. Он предполагает снижение максимального срока лишения свободы и сроков давности привлечения к уголовной ответственности. Законопроектом также запрещается возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям при уплате недоимки, пеней и штрафов.

«Такие изменения позволят минимизировать негативные для экономики последствия уголовного преследования плательщиков налогов и иных обязательных платежей, допустивших нарушения российского налогового законодательства и (или) законодательства об обязательном социальном страховании»,— говорится в сообщении Минюста.

Изменения коснутся только статей 199-199.2 и 199.4 УК РФ, а именно:

- уклонение от уплаты налогов, сборов, взносов на ОПС, ОСС, ОМС, подлежащих уплате организацией;

- неисполнение обязанностей налогового агента;

- сокрытие денежных средств либо имущества организации или ИП, за счет которых должно производиться взыскание;

уклонение от уплаты взносов на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в ФСС с организации.

Каждый из указанных в этих статьях максимальных сроков лишения свободы предлагается снизить так: 6 лет – до 5, 7 лет – до 5, 4 года – до трех. Во всех случаях речь идет о наказании за особо крупный размер.

Соответственно:

- уклонение от уплаты недоимок организации, неисполнение обязанностей налогового агента, сокрытие средств от взыскания (все – в особо крупном) становятся преступлениями средней тяжести, по которым срок давности составляет 6 лет, а не 10, как за тяжкие;

- уклонение от уплаты взносов по несчастным случаям будет относиться к небольшой тяжести (срок давности 2 года).

Более подробно см. здесь и здесь

 

Минцифры согласовало законопроект о новых штрафах для бизнеса за утечку персональных данных

Минцифры согласовало законопроект, ужесточающий ответственность компаний за утечку персональных данных клиентов. Он предполагает не только введение оборотного штрафа в 1%, но и его увеличение  до 3%, если компания попытается скрыть инцидент.

Разработка инициативы ускорилась из-за раскрытия в сети данных пользователей «Яндекс.Еды», Delivery Club и клиентов лаборатории «Гемотест».

Оперативное установление факта утечки потребует от компаний дополнительных инвестиций в софт, отмечают эксперты. Но исполнению законопроекта может помешать пробел в регулировании, считают юристы: в России до сих пор нет нормативного определения утечки персональных данных.

Более подробно см. здесь

 

Правительство планирует постепенно переводить надзорные проверки бизнеса в он-лайн

Контрольно-надзорные проверки бизнеса могут перевести в дистанционный формат по аналогии с налоговым мониторингом, который действует для крупных компаний. Об этом заявил журналистам вице-премьер Дмитрий Григоренко после совещания с регионами по теме соблюдения моратория на проверки.

«При достаточно высоком уровне цифровизации в отдельных отраслях выходить на проверки физически в режиме оффлайн слишком трудозатратно и обременительно, причем для обеих сторон. Поэтому через интеграцию, обмен данными многие вопросы могут проверяться или мониториться через использование информационных систем», – отметил Григоренко.

В пример можно привести ФНС, которая с бизнесом заключает соглашение, и компании раскрывают перед налоговыми органами свои бухгалтерские информационные системы, где отражаются сведения о налогах, добавил вице-премьер: инспекция, видя, как компанией считаются налоги, не приходит к бизнесу и «проверки становятся элементом внутреннего аудита и самоконтроля для обеих сторон».

При этом для запуска системы «должна быть готовность двух сторон, это поступательный процесс, поэтому здесь невозможно принять решение и с 1 января или с понедельника жестко перейти на этот режим», добавил Григоренко.

Более подробно см. здесь

 

 


В избранное