В помощь бухгалтеру и юристу

  Все выпуски  

МКПЦН √ в помощь бухгалтеру и юристу


Информационный Канал Subscribe.Ru

МКПЦН ­ в помощь бухгалтеру и юристу

N 102 от 2002-11-26

В этом выпуске:

“Единый социальный налог: последние изменения в законодательстве”

“Актуальные вопросы организации таможенного контроля”

 

Приглашаем на семинары

Консалтинговая группа “МКПЦН” и Фонд развития аудиторской деятельности “МОАП” приглашают на семинары

27 ноября

“Единый социальный налог: последние изменения в законодательстве”

Выступает Константинова Л.В., начальник отдела ЕСН Управления МНС РФ по г.Москве

Место проведения - Здание Фонда мира, актовый зал, ул. Пречистенка, 10 (ст.м. “Кропоткинская”)

Телефоны для справок: 928-01-79; 928-94-75

 

28-29 ноября 

“Актуальные вопросы организации таможенного контроля”

Выступает Руководители Главного управления организации таможенного контроля

Место проведения - Гостиница “Ленинградская”, Каланчевская ул., д 21/40, 5 этаж, конференц- зал

Телефоны для справок: 928-01-79; 928-94-75

 

Арбитражный процесс

Уважаемые подписчики! Мы предлагаем Вашему вниманию опыт юристов МКПЦН по защите интересов клиентов нашей компании в арбитражных судах. В разделе сайта “Арбитражная практика” собраны дела, исход которых будет интересен многим налогоплательщикам. Надеемся, что наша практика позволит Вам предотвратить возможные споры с налоговыми органами и будет полезна в случае арбитражного процесса

По мнению налоговых органов, сертификация товаров для нерезидента РФ – услуга вспомогательная, оказывается на территории РФ и облагается НДС, однако, у ФАС МО другое мнение...

Предприятие оказывало нерезиденту из страны дальнего зарубежья услуги по сертификации и инспекционному контролю за сертифицируемой продукцией иностранного производства. Предприятие считало эти услуги относящимися к инжиниринговым, место реализации которых – местонахождение покупателя, т.е. территория иностранного государства. В связи с этим, указанные услуги не облагались НДС.

Однако, в ИМНС считали по другому. В акте проверки налоговые органы указали на то, что рассматриваемые услуги нельзя отнести к инжиниринговым - они носят вспомогательный характер по отношению к реализации товаров, сертификация которых осуществляло предприятие. А значит, эти услуги считаются оказанными там же, где реализован товар, то есть на территории России и должны облагаться НДС.

Предприятие обратилось в арбитражный суд с иском о признании решения ИМНС недействительным. Однако, мнения судебных инстанций, где интересы налогоплательщика защищали юристы МКПЦН, также разошлись.

Суд первой и второй инстанции (арбитражный суд г. Москвы) в иске предприятию отказали, однако Федеральный арбитражный суд Московского округа решения нижестоящих судов отменил и удовлетворил иск предприятия, признав решение ИМНС недействительным. При этом, ФАС МО отметил, что:

- истцом было предоставлено достаточное обоснование того, что оказываемые им услуги действительно можно отнести к инжиниринговым;

- покупателями услуг являлись нерезиденты, следовательно, услуги считаются оказанными не на территории РФ;

- налоговая инспекция не доказала, что оказываемые услуги носили вспомогательный характер и что реализация сертифицируемых товаров производилась на территории РФ.

Опыт юристов МКПЦН по защите налогоплатильщиков в арбитражных судах http://www.mkpcn.ru/arbitration

Вопрос-ответ

Какие риски несет предприятие в случае, если договором не предусмотрен возврат демонтированных материальных ценностей подрядчиком, и в учете данные ценности не отражены?

В соответствии с пунктом 31 ПБУ 6/01 “Учет основных средств”, утвержденного Приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. N 26н, доходы и расходы от списания объектов основных средств с бухгалтерского учета подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов. Кроме того, Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 20 июля 1998 г. N 33н, предусмотрено, что детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также другие материалы приходуются как лом или утиль по рыночной стоимости, а непригодные детали и материалы приходуются как вторичное сырье и отражаются по дебету счета учета материалов в корреспонденции со счетом учета финансовых результатов.

Если в результате ремонта, реконструкции основных средств остаются детали и другие материалы от демонтажа, в организации следует их оприходовать, поскольку, если иное не предусмотрено договором, эти части являются собственностью заказчика и должны быть возвращены подрядчиком.

Если организацией в учете не отражаются демонтированные ТМЦ, то налоговыми органами это может быть расценено, как занижение налога на прибыль, так как статьей 250 НК РФ к внереализационным доходам относится стоимость полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств. Кроме того, такое неотражение ТМЦ приводит к занижению налоговой базы по налогу на имущество, так как в налоговую базу включаются остатки, числящиеся на счете 10 “Материалы”.

Статьи экспертов МКПЦН читайте на нашем сайте http://www.mkpcn.ru/analitika

 

Новости от “Учет. Налоги. Право

Валютные счета привели в порядок

Банк России 16 октября 2002 года положениями № 200-П и № 201-П (зарегистрированы Минюстом России соответственно 18 и 19 ноября) установил порядки открытия и ведения счетов в иностранной валюте организациями-резидентами за пределами РФ, в иностранных банках. Положение № 200-П регулирует порядок открытия счетов для расчетов по договорам международного строительного подряда, а Положение № 201-П - для обслуживания представительств организаций-резидентов. Оба порядка содержат условия открытия таких счетов без согласования с Центробанком и закрытый перечень операций, которые организация может осуществлять также без координации с ЦБ РФ. Прописан в положениях и порядок предоставления организацией информации о своем счете налоговым органам и департаменту валютного контроля Банка России.

Бюджетная переоценка основных средств

Правительство Российской Федерации 11 ноября 2002 года издало распоряжение № 1611-р "О переоценке основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений". В этом документе бюджетным учреждениям дано указание в ближайшее время провести соответствующую переоценку. Она должна быть произведена по состоянию на 1 января 2003 года, а учтена и отражена в бухгалтерской отчетности за первое полугодие следующего года. Переоценке подлежат основные средства и нематериальные активы, включая находящиеся на консервации и в резерве, подготовленные к списанию, но не оформленные в установленном порядке соответствующими актами, а также приобретенное оборудование, предназначенное к установке. Кроме того, бюджетные организации должны провести переоценку и объектов незавершенного строительства, а также приобретенного оборудования, предназначенного к установке.

Штамп заменит приходный ордер

При приемке и оприходовании материалов вместо выдачи поставщику приходного ордера можно просто поставить штамп на его документы (счет, накладную и др.). Но при этом в оттиске штампа должны содержаться те же реквизиты, что и в приходном ордере. Только при соблюдении этого условия штамп может заменить ордер. Кроме того, порядок оформления документов по приемке и оприходованию материалов должен быть закреплен в учетной политике организации. Об этом департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ сообщил в письме от 29.10.02 № 16-00-14/414.

Каждый класс - год трудового стажа?

Депутаты Госдумы во втором чтении приняли поправки к статьям о трудовом стаже закона "О трудовых пенсиях". Изменения уточняют понятие трудового стажа: "это суммарная продолжительность трудовой и иной общественной деятельности, учитываемая в календарном порядке". В стаж предлагается включать периоды службы в Российской армии, временной нетрудоспособности, начавшейся во время трудовой деятельности, время получения пособия по безработице, декретные отпуска и по уходу за ребенком до 3 лет (но не более 9 лет в общей сложности). Сенсационные поправки: согласно проекту, в стаж засчитывается обучение в училищах, школах (!), на курсах подготовки кадров, в средних специальных и высших учебных заведениях, аспирантура и клиническая ординатура.

Почем ставки для народа?

Главное налоговое ведомство страны растолковало запутанный вопрос: как считать налог на доходы физических лиц с материальной выгоды, полученной от экономии на процентах по займам и кредитам (письмо МНС России от 11.11.02 № СА-6-04/1719; далее - письмо).

Поясним ситуацию. В статье 212 НК РФ сказано: если цена за пользование кредитом (или займом), полученным гражданином от организации или индивидуального предпринимателя, меньше, чем три четверти ставки рефинансирования ЦБ РФ, то экономия в процентах признается материальной выгодой. С нее гражданин обязан уплатить налог на доходы физических лиц.

Предположим, сумма займа составляет 30 000 рублей. Процентная ставка по договору - 10 процентов годовых. Годовые процентные платежи по договору займа - 3000 рублей. Ставка рефинансирования с 7 августа 2002 года равна 21 проценту. Три четвертых этой ставки равны 15,75 процента. Годовые процентные платежи с учетом этого показателя составят 4725 рублей. Соответственно сумма материальной выгоды - 1725 рублей (4725 - 3000). С этой суммы и надо уплатить налог.

Ситуация прозрачная, но трудность возникнет, если договор заключен до 1 января 2001 года, то есть до вступления в силу главы 23 НК РФ. И тогда возникают вопросы. Надо ли платить налог на доходы с материальной выгоды, если до вступления в силу 23-й главы такие доходы налогом не облагались? И если да, то какую ставку рефинансирования брать за основу для исчисления экономии - ту, что действовала на момент заключения договора, или нынешнюю?

Рассматривая первую проблему, МНС России ссылается на определение Конституционного суда РФ от 05.07.02 № 203-О. В нем на вопрос о необходимости платить налог на доходы физических лиц КС РФ отвечает уверенным "да". МНС России в письме спешит подтвердить: в случае получения выгоды от экономии по процентам гражданину придется платить налог, даже если договор кредита (займа) был заключен до 2001 года.

Отвечает МНС России и на вопрос о ставке рефинансирования. Рассчитывать сумму выгоды следует исходя из действовавшей на 1 января 2001 года ставки - 25 процентов годовых. Именно она, по мнению налоговиков, должна применяться к суммам заемных (кредитных) средств, оставшихся непогашенными на 1 января 2001 года.

Расчет сделаем по аналогии с первым примером - от той же суммы в 30 000 рублей (предположим, что это и есть непогашенный остаток). Три четвертых ставки рефинансирования составят 18,75 процента. Процентные платежи с их учетом - 5625 рублей. Тогда облагаемая налогом на доходы физических лиц сумма материальной выгоды - 2625 рублей (5625 - 3000).

Неправильным льготам грозят отменой

Министерство РФ по налогам и сборам взялось вершить судьбу региональных законов. В письме МНС России "О ставках по налогу на прибыль" (от 15.10.02 № БГ-6-02/1561) дано... указание: какие законы субъектов РФ не подлежат исполнению.

Речь идет о льготах по налогу на прибыль организаций. Как известно, статья 284 Налогового кодекса позволяет субъектам РФ своими законами снижать для отдельных категорий налогоплательщиков ставку налога в отношении сумм, зачисляемых в региональные бюджеты. Причем эту ставку, которая составляет 14,5 процента, можно снизить только до 10,5 процента.

В письме МНС России сетует на то, что в некоторых регионах местными законами установлены и вовсю применяются иные ставки. В ответ на такое безобразие МНС России категорично заявляет: подобные законы регионов не должны приниматься к исполнению! В порыве гнева налоговики, видимо, запамятовали, что признать налоговый нормативный акт субъекта РФ не соответствующим налоговому кодексу и не подлежащим применению можно только в судебном порядке (ст. 6 НК РФ). Если, конечно, сам регион свой же закон не исправит до суда.

Исходя из этого, риторическое письмо налогового ведомства можно было бы не принимать всерьез. Если бы не одно "но" - в документе дано указание региональным налоговым управлениям. Процитируем: "Организовать работу по представлению налогоплательщиками уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль за отчетные периоды 2002 года с применением ставок налога, установленных ст. 284 НК РФ". Вот это уж дудки! Заставить налогоплательщика уточнять декларацию на основании министерского письма никак нельзя. К тому же если организация исправно платит налог в соответствии с действующим законом, то она вовсе не обязана разбираться в юридических дебрях - соответствует этот закон НК РФ или нет.

Но мы все же должны предупредить о возможных неприятностях. Если МНС России добьется через суд отмены региональных нормативных актов, то организациям, пользовавшимся "неправильной" местной льготой, будет не до веселья. Уточненные расчеты подавать придется... И тогда уж налоговики наверняка возьмутся за любимое дело - взыскание недоимок и начисление пеней.

Ведущая рассылки,

Емельянова Ольга

На сегодняшний день у нашей рассылки 3866 подписчиков.

Порекомендуйте нас своим друзьям и коллегам!

Архив Рассылки



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное