В помощь бухгалтеру и юристу

  Все выпуски  

МКПЦН √ в помощь бухгалтеру и юристу


Информационный Канал Subscribe.Ru

МКПЦН ­ в помощь бухгалтеру и юристу

N 107 от 2002-12-27

 
 Уважаемые подписчики! Поздравляем Вас с наступающим Новым годом и светлым праздником Рождества Христова! Желаем Вам крепкого здоровья, благосостояния и успехов во всех Ваших начинаниях!
 

 

В этом выпуске:

… Может ли организация уплатить частному нотариусу 3.000.000 руб. наличными денежными средствами?

…Достаточно ли выданной справки, в тексте которой сказано, что за “нотариальное оформление документов подлежит уплате сумма…..”?

…Возникает ли налог с продаж при наличной оплате юридическим лицом нотариусу?

Новые публикации на нашем сайте

  • Итоги года глазами консультанта На протяжении 2002 г. специалисты ведущих мировых и российских аудиторско-консалтинговых компаний говорили на страницах журнала "Русский Фокус" о различных аспектах российской экономики и бизнеса. В последнем номере 2002 г. было решено обсудить основные тенденции уходящего года и попытаться спрогнозировать их развитие на будущий год. Владимир Раевский, президент МКПЦН

          http://www.mkpcn.ru/analitika/pressa/2002-12-27-12-23-17-pressa.php3 

 

Вопрос-ответ

… Может ли организация уплатить частному нотариусу 3.000.000 руб. наличными денежными средствами?

Согласно Указанию Центрального Банка РФ от 14.11.01 г. № 1050-У “Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке” предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке может быть не более 60 тысяч рублей.

В соответствии со статьей 2 Основ законодательства от 11.02.93г. № 4462-1 “О нотариате” на должность нотариуса в Российской Федерации назначается гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.

Таким образом, так как частный нотариус по закону не может являться юридическим лицом, то требования, установленные Указанием ЦБ РФ № 1050-У по ограничению расчетов наличными денежными средствами, не могут распространяться на сделки между частными нотариусами и юридическими лицами.

…Достаточно ли выданной справки, в тексте которой сказано, что за “нотариальное оформление документов подлежит уплате сумма"  для признания этой суммы  расходом в целях налогообложения ?...

Согласно п. 1 статьи 252 НК РФ расходами для целей обложения налогом на прибыль признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 11 Основ законодательства “О нотариате” нотариус имеет личную печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, указанием фамилии, инициалов, должности нотариуса и места его нахождения, штампы удостоверительных надписей, личные бланки.

При получении денег нотариусом контрольно-кассовый аппарат не используется, так как действие Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" от 18.06.93г. № 5215-1 на расчеты за нотариальные услуги не распространяется. Действие указанного Закона не распространяется на виды деятельности, а также услуги, не связанные с предпринимательством. В соответствии с частью 6 ст. 24 Основ законодательства “О нотариате”, нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

Согласно пп. 16 статьи 264 НК РФ на расходы для целей исчисления налога на прибыль относится плата государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление. При этом такие расходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке. Такие тарифы утверждены п. 4 статьи 4 Закона РФ от 09.12.91г. № 2005-1 “О государственной пошлине”.

В подтверждение оказания услуги и ее оплаты нотариусом, как правило, выдается справка с печатью нотариуса, указанием операции, за которую уплачено, и суммы платежа. Фраза “подлежит уплате” не является подтверждением факта получения нотариусом денежных средств в уплату тарифа. Поэтому рекомендуем от нотариуса получить справку с подробным описанием оказанных услуг (чтобы была видна оправданность расходов) и с подтверждением фактической оплаты услуги.

…Возникает ли налог с продаж при наличной оплате юридическим лицом нотариусу?

Статьей 349 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта Российской Федерации. Операции по реализации товаров (работ, услуг) признаются объектом налогообложения в том случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.

При совершении указанных действий или оказании указанных услуг в отношении юридических лиц, как в Вашем случае, объекта обложения по налогу с продаж, предусмотренных ст. 349 НК РФ, не возникает.

Подготовлено специалистами консультационного отдела "МКПЦН"

Новости от “Учет. Налоги. Право” 

 

Встречайте методички по "упрощенке" и "вмененке"

МНС России успело подготовить и утвердить Методические рекомендации по применению двух новых глав Налогового кодекса до их введения в действие с 1 января 2003 года. Речь идет о методичках к главе 26.2 "Упрощенная система налогообложения" и 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" (Утверждены приказами МНС России от 10.12.02 № БГ-3-22/706 ("упрощенка") и № БГ-3-22/707 ("вмененка").

Методичек с нетерпением ждали все, кому предстоит иметь дело с этими специальными налоговыми режимами, - слишком много в новых главах норм, которые можно толковать неоднозначно.

Но прежде чем приступить к изучению документа, нелишне узнать, что 20 декабря Госдума приняла во втором чтении законопроект, который вносит ряд существенных изменений в указанные главы НК РФ. И некоторые из поправок прямо противоположны свежеиспеченным указаниям налоговиков.

Наглядный пример - главный вопрос по главе 26.2 НК РФ, который мучил налогоплательщиков. Можно или нельзя учесть затраты на приобретение и (или) реализацию товаров в составе расходов при исчислении налоговой базы по единому налогу? Нельзя - однозначно отвечают налоговики в методичке. А вот и можно - гласят положения законопроекта, который позволяет включать в расходы стоимость товаров, приобретаемых для последующей перепродажи.

В проекте нашлось место и другим радикальным новшествам... Так, для плательщиков ЕНВД, которые занимаются розничной торговлей или общепитом, увеличивается ограничение по площади торгового зала - с 70 до 150 кв. метров. А еще отменяется кадастровый коэффициент К1, учитывающий стоимость земли. Но проект - это еще не закон, и "чем сердце успокоится" у законодателей, покажет время. Нам же важнее настоящее, то есть рекомендации налоговиков.

Например, в методичке по "упрощенке" разъяснено, что среднюю численность работников за налоговый период следует определять по состоянию на 1 октября года, в котором подано заявление о переходе на этот специальный налоговый режим.

А в методичке по ЕНВД самым важным разъяснением можно назвать следующее: ограничения по площади торгового зала должны соблюдаться по каждому объекту торговли. Напомним, что, согласно статье 346.26 НК РФ, все магазины и кафе, у которых торговый зал меньше 70 кв. метров, в обязательном порядке переводятся на "вмененку". И как указывают налоговики в рекомендациях, превышение ограничения хотя бы по одному объекту означает, что налогоплательщик не подлежит переводу на ЕНВД.

Долой налоговый учет!

В Правительстве РФ поговаривают об отмене налогового учета. С такого сенсационного заявления начал свое выступление на конференции Александр Бакаев - руководитель департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России.

По мнению Александра Сергеевича, который всегда призывал бухгалтеров активно отстаивать свои права, "волна против 25-й главы поднялась очень поздно, но теперь она дошла до наших руководителей". Как рассказал Бакаев, на недавно состоявшемся заседании Правительства РФ по вопросам налоговой реформы крупные бизнесмены так "прошлись" по налоговому учету, что кабинет министров понял - надо что-то менять. Правда, внести изменения в 25-ю главу Налогового кодекса до 1 января 2003 года уже не успеть, поэтому в следующем году бухгалтерам, несомненно, вести налоговый учет все же придется. По словам руководителя "бухгалтерского" департамента Минфина, избавление может наступить лишь 1 января 2004 года.

Правда, относиться к таким планам правительства следует осторожно, учитывая то, с какой легкостью они меняются. Например, руководитель департамента налогообложения прибыли МНС России Карен Оганян неоднократно в своих выступлениях убеждал бухгалтеров смириться с налоговым учетом - дескать, отменять его не будут, так как это противоречит самой концепции налоговой реформы.

Кстати, Александр Бакаев и сам признает, что решение об отмене налогового учета вызовет "определенные юридические сложности". Еще бы, ведь в таком случае придется вносить серьезные коррективы в НК РФ, практически переписывать главу "Налог на прибыль". По словам Бакаева, Минфину России поручено подготовить соответствующие предложения поправок в 25-ю главу.

Равнение на Запад

Но даже если налоговый учет действительно отменят, бухгалтеров ждет другое не менее увлекательное мероприятие - переход на международные стандарты финансовой отчетности. Как язвительно заметил Александр Сергеевич, "мало нам было одной напасти".

Правда, малый и средний бизнес может пока спать, то бишь работать, спокойно. Бакаев заверил собравшихся на форуме, что все тяготы перехода на МСФО лягут на плечи предприятий, составляющих сводную отчетность. Под эту категорию подпадают акционерные общества, объединенные в концерны или холдинги, а также те АО, которые имеют дочерние или зависимые предприятия. Эти две категории предприятий должны будут представлять сводную отчетность только в формате МСФО, а не по российским стандартам. Обнародовал чиновник из Минфина и конкретные предполагаемые даты этапов большого пути.

Так, с 1 января 2004 года планируется перевести на МСФО открытые акционерные общества, акции которых котируются на рынке ценных бумаг. Остальные АО, составляющие сводную отчетность, перейдут на мировые стандарты в 2007 году. А те организации, которые сейчас составляют отчетность по системе GAAP, приобщатся к МСФО с 1 января 2008 года.

Правда, кабинет министров понимает, что обязанность составлять такую отчетность до сих пор законодательно не закреплена. Поэтому, как сообщил Бакаев, у правительства есть намерение оформить эту норму в специальном федеральном законе. Кроме того, закон обяжет проводить обязательный аудит сводной отчетности, что, по мнению Александра Сергеевича, влетит организациям в копеечку: когда составляется отчетность по МСФО, аудит меньше двухсот тысяч долларов не стоит".

Возможно также, сообщил Бакаев, что для главных бухгалтеров, работающих со сводной отчетностью, будет введена обязательная аттестация на знание международных стандартов.

Что год грядущий нам готовит?

Следующий год, судя по докладу Бакаева, станет урожайным на новые правила и стандарты. Основная работа будет вестись, конечно же, в рамках подготовки вступления России в "эру мировой отчетности". Поэтому первое, что намерен выпустить Минфин, - это методические указания по формированию сводной отчетности в соответствии с МСФО. Сами мировые стандарты - это громадный документ. Минфин решил несколько облегчить участь учетных работников страны и подготовить для них "краткое содержание" МСФО. Правда, Бакаев подчеркнул, что "переписывать МСФО мы не будем, мы лишь собираемся изложить их в организационном плане: на что обратить внимание при составлении отчетности в соответствии с требованиями этих стандартов".

Но не одними мировыми стандартами живет Россия, поэтому Минфин в наступающем году будет вести работу и по другим направлениям. Например, планируется подготовить методические рекомендации по реорганизации предприятий. В них будет подробно описан процесс формирования отчетности по случаям реорганизации, которые установлены в Гражданском кодексе РФ.

Кроме того, главное финансовое ведомство собирается выпустить методические указания по учету инфляции. Как сказал Александр Бакаев, "мы не планируем вносить корректировки в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. Мы будем вводить специальное приложение, в котором выделим отдельные показатели с учетом инфляции".

На ввоз алкоголя нужна лицензия

Импортировать алкогольную и спиртсодержащую продукцию, чтобы использовать ее в качестве сырья для собственного производства, российские организации могут только на основании лицензии на импорт, хранение и поставку такой продукции. Такие требования обоснованы нормами закона о лицензировании. На основании приказа ГТК России от 15.12.2000 № 1170 ввоз такой продукции разрешается только при наличии заверенной копии лицензии, выдаваемой МНС России. Об этом сообщило МНС России в письме от 06.12.02 № БК-6-07/1889 "О лицензировании".

Соцстрах обновляет свой бюджет

На прошлой неделе Госдума окончательно приняла и передала на утверждение в Совет Федерации проект закона о бюджете ФСС России на 2003 год. В частности, законопроект устанавливает минимальный размер пособия по временной нетрудоспособности за полный календарный месяц - не ниже 1 МРОТ. Еще пример новшества: в проекте оговаривается, что единовременная страховая выплата в случае смерти застрахованного будет составлять 27 тыс. рублей.

Огромный штраф на страже товарных знаков

В России значительно ужесточены меры по борьбе с нелицензионными товарами. Так, генеральный директор Роспатента Александр Корчагин охарактеризовал суть Федерального закона от 11.12.02 № 166-ФЗ, который внес поправки в Закон РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров". Корчагин подчеркнул, что внесенные "изменения и дополнения" предусматривают, что недобросовестное использование товарного знака будет наказываться штрафом от 1 до 50 тыс. МРОТ. К тому же за счет нарушителя пиратская продукция должна быть уничтожена.

ККМ останутся беззащитными. И это отличная новость!

Cпешим сообщить: принудительного внедрения контрольно-кассовых машин с криптографической защитой в ближайшее время, а тем более с 1 января 2003 года не будет! В этом корреспондента "УНП" заверили в Министерстве РФ по налогам и сборам.

Напомним вкратце историю, которая грозила обернуться проблемами для всех, кто имеет дело с ККМ. В июне этого года Государственная межведомственная комиссия по контрольно-кассовым машинам (ГМЭК) приняла судьбоносное решение: с 1 января 2003 года начать внедрение так называемых электронных контрольных лент защищенных (ЭКЛЗ) (Протокол Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 25.06.02 № 4/69-2002)

Не вдаваясь в технические подробности, поясним, что ЭКЛЗ - это не бумажный рулончик, а электронная плата, которая заменит фискальную память. Подправить данные на такой "ленточке" можно лишь с помощью специального криптографического кода-ключа, а он будет известен не пользователям машины, а только сотрудникам контролирующих органов. Но главная новость, касающаяся ЭКЛЗ, не в том, что она такая технически совершенная, а в том, что вышеупомянутая госкомиссия в своем протоколе выразила просьбу к МНС России: "рекомендовать налоговым органам с 1 января 2003 года не принимать к регистрации" ККМ, в которых нет злополучных электронных лент.

В декабре этот судьбоносный план еще раз озвучил Александр Алферов, заместитель генерального директора ФАПСИ (специалисты этого ведомства участвовали в разработке электронных лент). Он во всеуслышание заявлял, что контрольно-кассовые машины без криптографической защиты (каковой является код на ЭКЛЗ) с 1 января 2003 года не будут приниматься к регистрации.

Но, как оказалось, главное налоговое ведомство страны не спешит выполнять июньскую просьбу ГМЭК. Заместитель руководителя департамента организации контрольной работы МНС России Владимир Коротяев сообщил корреспонденту "УНП": "Внедрение с 1 января 2003 года ККМ с криптографической защитой окончательно не определено. В настоящее время нет нормативных актов, устанавливающих требования ГМЭКа. А протокол этой комиссии не является нормативным актом, который может устанавливать обязанность регистрировать ККМ только с криптографической защитой. Мы не можем обязать налоговые органы проводить регистрацию таких кассовых машин, а тем более налогоплательщиков - применять только такие аппараты. Этот вопрос должен регулировать либо закон, либо постановление Правительства РФ".

О нелегкой доле. Как рассчитать стоимость доли участника ООО

Если участник общества с ограниченной ответственностью решил покинуть ООО и забрать свою долю в его имуществе, то организация должна выплатить ему причитающуюся сумму. А как именно определить, сколько на данный момент стоит доля участника, разъяснило Министерство финансов РФ в письме от 11.11.02 № 16-00-14/430.

Во-первых, Минфин напоминает, что порядок выплаты доли должен быть прописан в уставе общества. Это предусмотрено пунктом 2 статьи 12 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" (от 08.02.98 № 14-ФЗ).

Этот же закон гласит, что общество обязано в течение шести месяцев после окончания финансового года выплатить выходящему из него участнику действительную стоимость его доли или выдать ему в натуре имущество той же стоимости (п. 3 ст. 20). А выплачивается действительная стоимость за счет разницы между стоимостью чистых активов общества и размерами уставного капитала. Порядок расчета чистых активов тоже должен быть оговорен в уставе общества.

Однако со стоимостью "чистюль"-активов имеет место давняя нормативная загвоздка. Потому как порядок их оценки должен быть установлен отдельным нормативным актом, а таковой на свет еще не родился. Минфин дает совет - определяйте стоимость чистых активов на основании Порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ (утвержден совместным приказом Минфина России от 05.08.96 № 71 и ФКЦБ России № 149). То есть, по мнению финансового ведомства, "акционерный" порядок может применяться при расчете чистых активов ООО. При этом оценка статей баланса производится в рублях по состоянию на 31 декабря отчетного года.

Попутно с указанием об общем порядке расчетов Минфин в письме № 16-00-14/430 "завязал" еще один важный узелок на память по вопросу "что не включать в расчет чистых активов". Ответ министерства такой: не включать суммы списанной дебиторской задолженности, учтенные на забалансовом счете 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов".

Кто регистрирует слияние?

Налоговики наконец разобрались с тем, как регистрировать организации, образованные путем слияния фирм из разных субъектов РФ. Разъяснения по этому поводу даны в письме МНС России от 05.12.02 № ФС-6-09/1882.

Поясним, в чем сложность. Согласно постановлению Правительства РФ от 19.06.02 № 440, организация, которая создается путем слияния, подает документы на госрегистрацию по местонахождению новой фирмы. А налоговый орган, принявший заявление, должен сообщить об этом в "вышестоящий регистрирующий орган". Но куда именно? И кто все-таки примет решение о госрегистрации?

МНС России внесло ясность. Если сливаются фирмы из разных регионов, то принимать решение о регистрации будет именно та инспекция, в которую поступило заявление.

При этом регистрирующий орган обязан незамедлительно сообщать о приеме документов в МНС России и в налоговые органы, где состояли на учете "слившиеся" фирмы.

Раз платежка, два платежка - будет денежка

На прошлой неделе МНС России впервые провело пресс-конференцию по такой теме, как заполнение платежных документов. Заместитель руководителя министерского департамента учета и отчетности Нина Козлова рассказала о том, какую, оказывается, громадную работу ведет главное налоговое ведомство страны, чтобы облегчить согражданам труд по заполнению налоговых платежек.

Порой даже у самого законопослушного налогоплательщика может возникнуть переплата или недоимка из-за того, что неправильно заполнены платежные документы. Ошибся в одной цифре реквизита платежки, например КБК, и налог уже автоматически пошел не туда... Судя по тому, что говорилось на пресс-конференции, налоговики душой болеют за наши ошибки и разрабатывают целую систему, которая минимизирует их количество.

В прошлом году налоговое ведомство ввело единый порядок заполнения платежных документов юридическими лицами. Для этого утверждены Правила указания информации в полях "Плательщик", "Получатель" и "Назначения платежа" (далее - Правила) (Правила утверждены совместным приказом МНС, ГТК и Минфина России от 01.10.01 № БГ-3-10/373/691/80н). "Все кодовые значения, которые применяются в Правилах, максимально приближены к видам и назначениям платежа", - пояснила их преимущества Нина Алексеевна. Например, текущий платеж обозначается "ТП", авансовый - "АВ", налоги - "01", пени - "02".

По заверению Козловой, одновременно с выходом Правил каждому юридическому лицу были направлены специальные памятки, в которых указаны все необходимые кодовые значения реквизитов, необходимые для правильного зачисления платежа.

Будучи истинными приверженцами автоматизации, налоговики разработали программу для автоматизированного заполнения платежных документов. Программка, по мнению Нины Алексеевны, достаточно удобная: в ней огромное количество подсказок, и она понятна даже новичкам. Программу можно бесплатно получить непосредственно в налоговых инспекциях либо на сайтах региональных налоговых управлений.

Но на этом достижения министерства не заканчиваются: есть серьезные планы на следующий год. МНС России совместно с Банком России и Минфином подготовили проект новой формы платежного документа для организаций на перечисление налогов, сборов и других обязательных платежей. Для заполнения наиболее важных кодов по видам и назначениям платежа будут введены специальные зоны, которые налоговики называют формализованными полями. Суть их проста: вписать в таком поле можно будет только строго ограниченное количество знаков - не ошибешься хотя бы с этим.

Заботясь о платежках для организаций, не забыли налоговики и о физических лицах, потому что по статистике, которую озвучила Нина Козлова, до 50 процентов платежек граждан содержат ошибки. Сейчас налоговые инспекторы сами рассчитывают сумму налога для физических лиц и составляют платежный документ, который высылают налогоплательщику вместе с уведомлением на уплату налога. Для пущей надежности МНС России собирается применять для каждого вида платежного документа свой штрих-код, знакомый нам по упаковкам товаров. Внедрение такой технологии уже идет в Москве и Подмосковье - в этом году москвичам уже присылали уведомления с проставленным штрих-кодом.

Ведущая рассылки,

Емельянова Ольга

На сегодняшний день у нашей рассылки 5175 подписчиков.

Порекомендуйте нас своим друзьям и коллегам!

Архив Рассылки



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное