В помощь бухгалтеру и юристу

  Все выпуски  

МКПЦН √ в помощь бухгалтеру и юристу


Информационный Канал Subscribe.Ru

МКПЦН ­ в помощь бухгалтеру и юристу

N 109 от 2003-01-15

 

 

В этом выпуске:

Новые публикации на нашем сайте

Актуальная тема налог на прибыль:

Горячая линия

Новости от “Учет. Налоги. Право”

Новые публикации на нашем сайте

Главой 25 Налогового кодекса РФ впервые законодательно установлена обязанность организаций по ведению нового вида учета — налогового. Согласно ст. 313 НК РФ налоговый учет — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основании первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом. Итак, какой же порядок предусматривает Налоговый кодекс? Елена Салмина, начальник отдела методологии налогового аудита и консультирования МКПЦН, специально для журнала “Аудит и налогообложение”  

 

Внимание! На нашем сайте снова заработал форум по темам “Арбитражная практика”, “Бухгалтерский учет”, “Вопросы налогообложения”. Мы будем рады видеть Вас в числе наших гостей и надеемся, что эта форма общения поможет Вам в работе. Самые интересные Ваши вопросы могут стать темой для наших будущих рассылок 

Актуальная тема

О некоторых вопросах исчисления налога на прибыль

Уважаемые читатели! Предлагаемый Вам материал - информационное письмо, подготовленное специально для клиентов консалтинговой группы МКПЦН, в котором  рассмотрены ряд спорных позиций налоговых органов, высказываемых ими на различных семинарах по вопросам исчисления налога на прибыль. Надеемся, что этот материал будет полезен Вам в вашей текущей работе

О признании в налоговом учете доходов (расходов) в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств налогоплательщиком, исчисляющим налог на прибыль по методу начисления

В соответствии с пп.3 ст.250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба. При этом при исчислении налога по методу начисления датой признания вышеназванных доходов согласно пп.4 п.4 ст.271 НК РФ является дата признания должником санкций или убытков либо дата вступления в законную силу решения суда.

Аналогичная норма действует относительно признания расходов. Так, согласно пп.13 п.1 ст.265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба. Датой признания расходов при методе начисления является дата признания должником санкций или убытков либо дата вступления в законную силу решения суда.

По мнению налоговых органов, которое несмотря на внесенные изменения в 25 главу НК РФ, продолжает высказываться, для включения в налоговом учете в доходы (расходы) суммы признанных штрафов не требуется дополнительного документального оформления, свидетельствующего о признании должником санкций, так как само подписание договора обеими сторонами является таким признанием. Поэтому доход (расход) должен признаваться в налоговом учете в соответствии с условиями договора. Это означает автоматическое включение в доходы (расходы) сумм штрафов, пеней (если исходя из условий договора возможно определить их сумму) при наступлении обстоятельств, которые согласно условиям договора влекут возникновение санкций. При этом санкции не включаются в доход (расход), если должник письменно высказал несогласие с суммой санкций или обратился в суд.

По мнению МКПЦН, подписание договора не может рассматриваться как признание санкций, оно означает лишь возможность предъявления этих санкций. Следует иметь в виду, что в договоре оговаривается размер санкций по тому или иному нарушению. Признание должно означать не только согласие с предъявленной суммой санкций, но и признание самого факта допущенного нарушения. Подтверждение факта нарушения не может быть осуществлено договором.

Согласно приведенным выше положениям НК РФ датой дохода (расхода) является дата признания. Если следовать логике налоговых органов, согласно которой признанием является подписание договора, в момент подписания договора в налоговом учете необходимо признать доход (расход), то есть до возникновения обстоятельств, влекущих взыскание санкций.

По нашему мнению, вывод о признании санкций можно сделать на основании письма должника, свидетельствующего о согласии с суммой санкций, или при оплате санкций.

Признание расходов обоснованными

В соответствии с п.1 ст.252 НК РФ в налоговом учете расходами могут быть признаны только обоснованные затраты. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты.

По нашему мнению, экономически оправданными необходимо признавать те затраты, которые потенциально направлены на получение дохода. Окончательный подход к правильному пониманию сущности экономической оправданности затрат будет сформулирован в ходе формирования судебной практики.

Не могут быть признаны обоснованными расходы, не учитываемые в целях налогообложения, перечень которых приведен в ст.270 НК РФ. Обращаем Ваше внимание на то, что указанный перечень является закрытым.

По мнению налоговых органов, расходы, намного превышающие по своей сумме аналогичные затраты, не могут быть признаны обоснованными.

На наш взгляд, главой 25 не предусмотрено ограничение расходов по сумме, позволяющее признать их необоснованными. В ситуации, когда сумма расхода значительно превышает по сумме аналогичные расходы, может быть применена ст.40 НК РФ (и при том, только в случаях, перечисленных в п.2 ст.40 НК РФ), и только в случае, если будет изменена рыночная цена приобретаемых товаров (работ, услуг), возникнут налоговые последствия, в том числе и по налогу на прибыль.

О списании расходов в пределах норм естественной убыли

До 1 января 2002 года организации руководствовались отраслевыми указаниями при списании недостач и потерь в пределах норм естественной убыли. При этом организации торговли списание осуществляли по нормам естественной убыли, утвержденным Приказом МВЭС России от 19.12.1997 N 631 "О нормах естественной убыли".

Введенная Федеральным законом N 110-ФЗ от 06.08.2001г. глава 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) установила следующий порядок в части списания недостач и потерь для целей налогообложения прибыли. В соответствии с пп.2 п.7 ст.254 НК РФ к материальным расходам для целей налогообложения приравниваются потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно - материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством РФ.

Таким образом, нормы естественной убыли товарно - материальных ценностей при их реализации, хранении и транспортировке, утвержденные нормативными актами соответствующих министерств и ведомств и действовавшие до 1 января 2002 г., в связи с введением в действие гл.25 Налогового кодекса Российской Федерации признаны утратившими силу.

Впредь до утверждения Правительством Российской Федерации порядка согласования, утверждения, пересмотра и применения норм естественной убыли в части потерь от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно - материальных ценностей по отраслям экономики расходы, связанные с потерями от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно - материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, не могут быть приравнены к материальным затратам для целей налогообложения и должны списываться за счет расходов, не учитываемых при налогообложении прибыли.

В настоящее время заинтересованными министерствами и ведомствами во главе с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации проводится работа по подготовке проекта постановления Правительства Российской Федерации, утверждающего порядок согласования, утверждения, пересмотра и применения норм естественной убыли в части потерь от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно - материальных ценностей по отраслям экономики.

Информируем Вас, что в настоящее время в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.11.2002 №814 “О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей” различными министерствами РФ осуществляется разработка и утверждение норм естественной убыли. Согласно указанному постановлению нормы естественной убыли должны быть утверждены до 1 января 2003 года.

О списании технологических потерь

В соответствии с пп.3 п.7. ст.254 НК РФ к материальным расходам для целей налогообложения приравниваются технологические потери при производстве и (или) транспортировке.

Нормативно ограничений размеров технологических потерь в настоящее время не установлено. Во избежание разногласий с налоговыми органами и в целях подтверждения обоснованности расходов организации рекомендуем самостоятельно разработать и утвердить внутренними документами нормы потерь(например, технологическими картами).Поскольку нормы технологических потерь обусловлены особенностями производства, они разрабатываются технологами и экономистами предприятия. Унифицированные формы первичных документов, которыми утверждаются нормы технологических потерь, законодательством не установлены.

О порядке признания в налоговом учете расхода в виде сумм начисленной амортизации

В соответствии с пп.3 п.2 ст.253 НК РФ расходом, связанным с производством и (или) реализацией, являются суммы начисленной амортизации.

Согласно п.2 ст.259 НК РФ начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.

По мнению налоговых органов, в случае, если в соответствии с первичными документами (акт (накладная) приемки-передачи основных средств – унифицированная форма №ОС-1) основное средство введено в эксплуатацию, но фактически не используется в хозяйственной деятельности предприятия, амортизация начисляться не должна.

Позиция МКПЦН по данному вопросу следующая. 25 главой НК РФ не предусмотрено порядка ввода в эксплуатацию, отличного от порядка, применяемого в целях бухгалтерского учета.

Пунктом 3 ст.256 НК РФ предусмотрены случаи исключения основных средств из состава амортизируемого имущества, среди которых не перечислена рассматриваемая ситуация.

Поэтому, по нашему мнению, при наличии факта ввода в эксплуатацию отсутствуют основания для неначисления в налоговом учете амортизации.

Подготовлено специалистами консультационного отдела МКПЦН

 

Уважаемые подписчики! Мы предлагаем Вашему вниманию опыт юристов МКПЦН по защите интересов клиентов нашей компании в арбитражных судах. В разделе сайта “Арбитражная практика” собраны дела, исход которых будет интересен многим налогоплательщикам. Надеемся, что наша практика позволит Вам предотвратить возможные споры с налоговыми органами и будет полезна в случае арбитражного процесса. 

 

Горячая линия

20 января 2003 года с 15 до 17 часов (по московскому времени) Вы можете позвонить на “Горячую линию” газеты “Учет, налоги, право”. Тема: “Налог на добавленную стоимость”. На Ваши вопросы ответит Консультант отдела косвенных налогов Минфина России Лобачева Елена Сергеевна

телефон (095) 207-76-50

 

Новости от “Учет. Налоги. Право”

 

Пара ПБУ от Минфина

Под занавес прошлого года Минфин России успел выпустить в свет еще два положения по бухучету. Это ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" и ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений". Они должны применяться уже с 2003 года.

ПБУ 18/02 можно по праву назвать эксклюзивом от Минфина. Согласно этому документу, бухгалтерам придется показывать разницу между налогом на прибыль, начисленным на налоговую базу, и налогом на прибыль, начисленным на бухгалтерскую прибыль.

Что это значит? А то, что в бухучете нужно будет делать не одну проводку по начислению налога на прибыль, а несколько. Сначала делается проводка по начислению налога на бухгалтерскую прибыль. А потом идут дополнительные проводки, чтобы скорректировать налог на прибыль, рассчитанный исходя из бухгалтерской прибыли, до той суммы налога, который организация обязана уплатить в бюджет. Согласитесь, чем-то напоминает недавно ушедшую в историю справку по корректировке бухгалтерской прибыли для целей налогообложения. Тем более что Минфин в ПБУ приводит некий аналог этой справки, дабы проверить правильность сделанных проводок по начислению и последующей корректировке налога.

И только малые предприятия освобождены от этой головной боли. Поэтому большинству бухгалтеров не уйти от тщательного изучения этого документа. В следующем номере "УНП" мы дадим подробный комментарий к новому ПБУ с числовыми примерами.

Теперь пару слов о ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений". До его появления организации в части правил учета финансовых вложений руководствовались в основном Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности и приказом Минфина России от 15.01.97 № 2 "О порядке отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами". В целом новый документ построен на основе их требований и принципов. В то же время в нем есть и новшества.

Например, Минфин России вводит такое понятие, как первоначальная стоимость финансовых вложений. Она формируется как сумма фактических затрат организации на их приобретение (за исключением НДС и иных возмещаемых налогов).

Новое ПБУ разрешает при покупке ценных бумаг самостоятельно определять существенность суммы дополнительных затрат на их приобретение. Если предприятие посчитает данную сумму несущественной по сравнению с суммой, уплачиваемой продавцу, оно может учесть такие затраты в составе операционных расходов. Причем уже в том отчетном периоде, в котором были оприходованы ценные бумаги.

Более подробно о ПБУ 19/02 и его применении мы расскажем также в следующем номере "УНП".

Если бизнес некоммерческий

Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций - это непростая задачка для бухгалтера, которому придется учесть целый ряд особенностей "некоммерческого бизнеса". Одну из таких особенностей разъяснил в письме от 25.11.02 № 16-00-14/ 453 Минфин России. Речь идет об учете и о переоценке основных средств некоммерческой организации, которая занимается коммерческой деятельностью.

Главный тезис письма таков: даже если общественная организация ведет какой-то бизнес и соответственно руководствуется при учете основных средств ПБУ 6/01 (Утверждено приказом Минфина России от 30.03.01 № 26н), она все равно не имеет права переоценивать свои основные средства.

Аргументацию этого тезиса Минфин ведет аж от Федерального закона "О некоммерческих организациях" (от 12.01.96 № 7-ФЗ), который гласит, что такие организации могут вести предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит целям "достижения общественных благ". Стало быть, подчеркивает Минфин, все имущество, в том числе и доходы от предпринимательской деятельности, являются лишь источником формирования имущества некоммерческой организации в соответствии со сметой.

Теперь вернемся к ПБУ 6/01 "Учет основных средств". В пункте 15, в котором идет речь о переоценке ОС, говорится, что организация имеет право не чаще раза в год переоценивать основные средства по рыночной стоимости. Но в этом пункте говорится не об организациях вообще, а только о коммерческих. А коль скоро вся предпринимательская деятельность в нашем случае сводится лишь к формированию имущества некоммерческой организации, то "общественному" бизнесу переоценивать свои "пожитки" никак нельзя. Такой вывод делает Минфин.

Кстати, в том же письме Минфин обратил внимание бухгалтеров еще на один момент - приобретение активов некоммерческой организации. Независимо от того, для каких целей приобретаются активы - для бизнеса или непосредственно для уставной деятельности, - делать это нужно исключительно за счет сметы организации, и никак иначе.

Появилась методичка об электронной отчетности

Переход на систему безбумажной электронной бухгалтерской и налоговой отчетности - одна из любимых тем высших чинов МНС России. Однако многим бухгалтерам электронная отчетность представляется заумной теорией. И вот наконец МНС России выпустило методичку о безбумажной отчетности - пожалуй, первый вразумительный документ, который объясняет, как вся эта модель будет работать на практике. Рекомендации были утверждены приказом МНС России от 10.12.02 № БГ-3-32/705.

Это документ о том, как в реальности должна функционировать система представления бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде. В методичке дан подробнейший регламент безбумажного документооборота: как подключиться к системе электронной отчетности, как отправлять файлы деклараций и других документов, какие ответы необходимо получить от налоговиков...

С чего начать, если хочется сдавать отчетность по электронке (условимся, что компьютер уже куплен и к Интернету подключен)? Нужно заключить договор со специализированным оператором связи: организацией, которую налоговые органы уполномочили оказывать налогоплательщикам услуги по передаче данных налоговой и бухгалтерской отчетности (все требования налоговиков к организациям-операторам связи описаны в методичке). В Москве, например, таковым оператором является пока единственная компания - "Такском". Оператор устанавливает налогоплательщику все необходимое программное обеспечение, и только с помощью этих программ можно работать в системе налоговой отчетности. В комплект входит и специальный "ящик" электронной почты, с которого вы будете посылать отчетность, и электронно-цифровая подпись (ЭЦП). К тому же налогоплательщик должен блюсти так называемый формат представления отчетности. Это утвержденные налоговиками состав и структура показателей электронной "посылки" в инспекцию. Все необходимые плательщикам сведения о форматах должны размещаться в периодике и на интернет-сайтах налоговых органов. К тому же они обязаны давать бесплатные консультации о применении форматов.

Сам процесс сдачи, например, налоговой декларации выглядит, согласно методичке, так: надо сформировать файлы в соответствии с утвержденным форматом, подписать их ЭЦП и отправить по электронной почте в налоговую инспекцию по месту учета. В течение суток с момента отправки в ответ должны прийти три электронных документа: квитанция о приеме, протокол входного контроля декларации и подтверждение оператора связи. Получив протокол, налогоплательщик в течение суток заверяет его своей ЭЦП и отправляет один экземпляр обратно в налоговую.

После обмена протоколами налоговики зарегистрируют факт представления отчетности. Датой представления будет считаться дата отправки, и операцию можно считать проведенной успешно после получения подтверждения оператора связи.

Надо различать "представленную" и "принятую" налоговиками электронную отчетность. Принятой она будет считаться, если налогоплательщик получил от инспекции протокол о том, что файлы не содержат ошибок и прошли входной контроль.

Конечно, чтобы описанный механизм не казался "темным лесом", придется всерьез осваивать высокие технологии, к тому же надо потратиться на компьютер, подключение к Интернету и договор с оператором связи. Еще один минус: нельзя отклоняться от утвержденного налоговиками формата и нельзя использовать полученную от оператора ЭЦП вне системы налоговой отчетности. Но очевидны и плюсы: не надо стоять в очередях, для электронной отчетности инспекция открыта круглые сутки. К тому же налогоплательщику не надо придумывать свои программы и шифры - все делается по единому стандарту, который нужно только научиться применять.

Обязательным ГОСТам осталось жить полгода

Президент России подписал 27 декабря 2002 года закон № 184-ФЗ "О техническом регулировании". Этот закон отменяет систему обязательного соответствия продукции, а также процессов (методов) ее производства государственным стандартам. Производители должны будут только обеспечивать безопасность продукции и способа ее изготовления. ГОСТы же станут делом добровольным. Действовать новая система начнет с 28 июня 2003 года.

Новые нашлепки для импортных сигарет

С 1 февраля 2003 года на ввозимые в Россию сигареты иностранного производства будут клеиться новые акцизные марки. Совместный приказ ГТК России и Минфина России от 18.11.02 № 1205 и № 112н с образцами этих марок зарегистрировал 26 декабря 2002 года под № 4083 Минюст России. В отличие от ныне действующих новые марки будут содержать информацию о самой продукции (сигары, сигариллы, табак трубочный и т. д.), а также данные о весе и количестве маркируемых табачных изделий.

Налоговиков обвинили в недостатке квалификации

За 11 месяцев 2002 года Министерство РФ по налогам и сборам собрало (без учета ЕСН) 95,9 процента от запланированной на этот период суммы налоговых поступлений. Недобор составил 45,2 млрд рублей. В отчете Главного контрольного управления Президента РФ, выпущенном по результатам проверки работы МНС и его подразделений, среди причин невыполнения бюджетного задания названа "недостаточная квалификация работников налоговых органов, которые нередко допускают нарушения процедуры документального оформления налоговых правонарушений".

 

 

Ведущая рассылки,

Емельянова Ольга

На сегодняшний день у нашей рассылки 5272 подписчиков.

Порекомендуйте нас своим друзьям и коллегам!

Архив Рассылки



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное