В помощь бухгалтеру и юристу

  Все выпуски  

МКПЦН √ в помощь бухгалтеру и юристу


Информационный Канал Subscribe.Ru

МКПЦН ­ в помощь бухгалтеру и юристу

N 122 от 2003-03-19

В этом выпуске:

Порядок отнесения расходов на найм жилого помещения в частном секторе для целей исчисления налога на прибыль

Порядок обложения налогом на доходы физических лиц расходов организации на найм жилого помещения в частном секторе

 

МКПЦН приглашает на семинар

 

7 апреля 2003 года

ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ СЕМИНАР
для руководителей, главных бухгалтеров и специалистов на тему:

“Особенности составления квартальной бухгалтерской отчетности”

  • В программе семинара:
    Общие требования к бухгалтерской отчетности в 2003 году. Порядок и особенности составления бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках в соответствии с:
    - ПБУ 4/99 “Бухгалтерская отчетность организации”
    - приказом Минфина России от 13.01.2000 № 4н “О формах бухгалтерской отчетности организаций”
    - приказом Минфина России от 28.06.2000 № 60н “О Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации” иными нормативными актами, влияющими на составление отчетности
  • Применение действующих положений (стандартов) бухгалтерского учета при подготовке бухгалтерского отчета за I квартал 2003 года
  • Новые положения (стандарты) бухгалтерского учета. Особенности ПБУ 18 “Учет расчетов по налогу на прибыль”
  • Практические вопросы налогообложения.
  • Ошибки, встречающиеся при составлении отчетности: анализ и рекомендации

Лектор: Хабарова Людмила Петровна
Профессор, д.э.н., главный редактор журнала “Бухгалтерский бюллетень”

Регистрация участников – с 9:30, Лекции – с 10:00 до 13:00

Консультации “Вопросы–ответы” – с 13:00 до 14:00

Место проведения:
г. Москва (центр), ул. Пречистенка, д. 10, стр. 1, 2 этаж, актовый зал (станция метро “Кропоткинская”, выход на улицу Пречистенка)

Дополнительная информация:
(095) 928 – 01 – 79, 928 – 94 – 75

Подробнее об образовательных программах МКПЦН читайте на нашем сайте

Публикации на сайте МКПЦН

Эти и другие материалы в разделе Аналитика на нашем сайте

Вопрос-ответ

 

Порядок отнесения расходов на найм жилого помещения в частном секторе для целей исчисления налога на прибыль

Согласно п. 1 статьи 252 и пп. 12 статьи 264 расходы на командировки для целей исчисления налога на прибыль принимаются в размере фактически произведенных расходов, если они экономически обоснованы и документально подтверждены.

Документами, подтверждающими факт проживания командированных работников в жилых помещениях физических лиц, могут быть договор аренды и расписка в получении денежных средств в оплату за проживание (если оплата была произведена за наличный расчет) или документы банка, подтверждающие перечисление денежных средств на счет физлица. Договор аренды должен быть заключен в соответствии с требованиями главы 34 Гражданского кодекса РФ “Аренда” в письменной форме. Если работник заключает договор найма самостоятельно, то у него должна иметься в наличии доверенность от организации.

Таким образом, при командировках затраты на найм жилого помещения в частном секторе относятся на расходы для целей исчисления налога на прибыль, если имеются подтверждающие документы, указанные выше.

Порядок обложения налогом на доходы физических лиц расходов организации на найм жилого помещения в частном секторе

Согласно пп. 3 статьи 217 НК РФ при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются фактически произведенные и документально подтвержденные расходы по найму жилого помещения.

Таким образом, при наличии подтверждающих документов оплата проживания работников в частном секторе во время командировок не включается в базу для исчисления налога на доходы физических лиц при наличии оправдательных документов, поименованных в п. 2.1 настоящего письма.

При непредставлении налогоплательщиком документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в пределах норм, установленных Приказом Минфина РФ от 06.07.01г. № 49н “Об изменении норм возмещения командировочных расходов на территории Российской Федерации”. При оплате найма жилого помещения при отсутствии подтверждающих документов расходы по найму жилого помещения возмещаются в размере 12 рублей в сутки.

 

Подготовлено специалистами консультационного отдела МКПЦН

 Обсудить статью в форуме МКПЦН 

 

Новости от “Учет. Налоги. Право”

 

Письмо-памятка по налогу на прибыль

Управление МНС России по г. Москве уточнило и систематизировало сроки представления налоговых деклараций по налогу на прибыль.

Эти даты обозначены в письме УМНС России по г. Москве от 3.02.03 № 26-08/6789 и прилагаемых к нему таблицах (документ публикуется на стр. 6 вкладки). По сути, новый документ является хорошей памяткой бухгалтеру: прилагаемые таблицы содержат тщательно прописанные сроки сдачи для всех видов отчетности.

Кроме мелких подробностей, размещенных в таблицах, письмо напоминает и о более глобальных, но уже известных моментах. Например, о том, что годовая декларация по налогу на прибыль подается не позднее 28 марта. Напоминание, как вы понимаете, связано с тем, что до 1 июня 2002 года в статье 289 НК РФ значился другой срок подачи годовых деклараций - 31 марта. Однако Федеральный закон от 29.05.02 № 57-ФЗ внес соответствующие изменения в Налоговый кодекс.

Письмо уделяет внимание не только порядку представления деклараций, но и срокам уплаты налога на прибыль. В памятке подробно расписано - когда вносить авансовые платежи по итогам отчетного периода, ежемесячные авансовые платежи и ежемесячные авансовые платежи, исчисленные по фактически полученной прибыли.

 

Филиалы: авансы без ошибок

У фирм, имеющих филиалы, появился шанс безошибочно рассчитать авансовые платежи по налогу на прибыль для всех своих подразделений.

Напомним, что с четвертого квартала 2002 года для организаций, имеющих обособленные подразделения, действует новый порядок исчисления авансовых платежей по налогу на прибыль. УМНС России по г. Москве разъяснило порядок расчета в письме от 13.01.03 № 26-08/3088. На первый взгляд актуальность письма вызывает сомнения: авансовые платежи за первый квартал уже посчитаны и внесены. Однако до подачи деклараций по налогу на прибыль время еще есть. А это значит, что при помощи письма налогоплательщики могут еще раз пересчитать сумму платежа и, если обнаружат ошибки, доплатить налог и избежать штрафных санкций.

Исчисление происходит следующим образом. Допустим, фирма расположена в Москве и при этом имеет филиалы в Санкт-Петербурге и Владимире. И по итогам 9 месяцев 2002 года доли прибыли между этими подразделениями распределились так: московская организация - 10 процентов, петербургская - 20, владимирская - 70 процентов.

Согласно статье 286 НК РФ, в первом квартале 2003 года сумма ежемесячного авансового платежа равна аналогичной сумме, уплаченной в четвертом квартале 2002 года. Поэтому при расчете используются ставки налога, действовавшие до 1 января 2003 года. Так что ставка налога на прибыль составляет: для московской организации - 16,5 процента, уплачиваемых в бюджет Москвы, для петербургской - 16,5 процента в бюджет Санкт-Петербурга, для владимирской - 14,5 процента в бюджет Владимирской области и 2 процента в бюджет города Владимира. Здесь надо обратить внимание на то, что Москва и Санкт-Петербург являются субъектами РФ и разделения на бюджет субъекта и местный бюджет в этих городах не существует.

При этом за 6 месяцев 2002 года организация внесла авансовые платежи по налогу на прибыль в размере 1000 руб., а за 9 месяцев 2002 года - 3000 руб.

Сначала определяется общая (за весь квартал) сумма ежемесячных авансовых платежей по организации в целом: 3000 руб. - 1000 руб. = = 2000 руб. Затем рассчитываем сумму, которую надлежит уплатить в федеральный бюджет всей организации: 2000 руб. : 24% (общая ставка налога) 5 7,5% (доля федерального бюджета) = 625 руб. Соответственно в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты остается уплатить 1375 руб. (2000 - 625).

Следующий шаг - определение сумм ежемесячных авансовых платежей в бюджеты субъектов и местные бюджеты головной организации и каждого филиала. Эти суммы рассчитываются с учетом доли прибыли. То есть для головной московской фирмы платежи в региональный и местный бюджеты составят 137,5 руб. (1375 руб. 5 10%), для петербургской - 275 руб. (1375 руб. 5 5 20%), для владимирской - 962,5 руб. (1375 руб. 5 70%).

А для владимирского филиала полученную сумму необходимо разбить на две: для бюджета Владимирской области и бюджета города Владимира. В результате получим 845,8 руб., подлежащих уплате в региональный бюджет (962,5 руб. : 16,5% 5 5 14,5%), где 14,5% - доля бюджета области; и 116,7 руб. - в городской бюджет (962,5 руб. : 16,5% 5 2%), где 2% - доля муниципального бюджета.

Свод правил для оптовой торговли

Департамент продовольственных ресурсов правительства Москвы издал приказ от 13.02.03 № 01-П-45/3, в котором изложены основные требования городских властей к оптовому продовольственному предприятию, оптовому рынку, распределительному центру, а также требования к готовности предприятия к вводу.

Новые санкции для строителей

Московское правительство вводит дополнительные ограничения для нерадивых строителей. В конкурсной документации по подрядам на объекты городского заказа будут оговорены экономические санкции к подрядным организациям, допускающим нарушения технологической дисциплины, которые приводят к низкому качеству работ. Кроме того, организации, неоднократно нарушавшие сроки и брезговавшие качеством строительства, вообще не будут допускаться к участию в тендерах по горзаказам. Такие требования закреплены в постановлении правительства Москвы от 04.02.03 № 69-ПП.

Паленую водку погонят с рынков

В Подмосковье хотят запретить продажу алкоголя на рынках. Об этом сообщили в Главном управлении по производству и обороту алкогольной продукции области. Запрет планируется распространить только на напитки, содержащие более 13 процентов спирта. Новая попытка областных властей ограничить продажу "левого" спирта основывается на том, что федеральный закон о регулировании оборота алкогольной продукции запрещает торговлю крепким алкоголем "в местах массового скопления граждан и на прилегающих к ним территориях".

Налоговая полиция: скоропостижная кончина

В России упраздняется налоговая полиция. Это заявление Президента РФ стало главной темой прошедшей недели. Однако указы, о которых говорил Путин, на момент подписания этого номера "УНП" в печать все еще не были обнародованы. Пока единственным документом, подтверждающим кончину налоговой полиции, является стенограмма речи президента.

Принимая солидное пополнение органов внутренних дел, глава МВД России Борис Грызлов заявил 12 марта о том, что в системе министерства будет создана Федеральная служба по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями.

Грызлов сообщил, что "наиболее приемлемую форму создания такой структуры" он уже обсудил с президентом и "бывшим начальником налоговой полиции" Михаилом Фрадковым.

"У нас гораздо шире аппарат, который может быть задействован для выявления налоговых преступлений, - сказал глава МВД России. - Думаю, что эффективность работы в этом направлении будет существенно повышена".

"Думаю, что те сотрудники налоговой полиции, которые пожелают работать в органах внутренних дел, не пожалеют, - заверил Борис Грызлов. - Также мы будем, естественно, использовать действующих сотрудников МВД, которые работают сегодня по линии борьбы с экономическими преступлениями".

Внезапная кадровая революция и двусмысленная ситуация - президентский указ вроде бы есть, но его еще никто не видел - породили уныние и сумятицу среди тружеников налоговых органов. Некоторые из высокопоставленных чиновников, которые до сих пор охотно общались с корреспондентами "УНП", отказывались комментировать упразднение налоговой полиции.

Чиновник МНС России, пожелавший остаться неназванным:

- Если функция ФСНП передана МВД, то будем проводить совместные проверки с ними. В принципе взаимодействие останется таким же, как и прежде, но нужно будет менять всю нормативную базу. Например, в Налоговом кодексе записано, что мы проводим совместные проверки с органами налоговой полиции, значит, нужно вносить изменения, что мы будем проводить их теперь с органами МВД. Но в любом случае делать какие-то выводы рано - надо дождаться указа, поскольку без этого документа непонятно, как в правовом отношении будет урегулирована проблема взаимодействия налоговиков и органов внутренних дел.

Чиновник ФСНП России, пожелавший остаться неназванным:

- А что здесь комментировать? Мы пока продолжаем работать, как работали. Хотя некоторые налогоплательщики уже сейчас заявляют: раз Путин сказал, что налоговой полиции нет, то мы не будем предоставлять вам информацию. Да, конечно, для нас выступление президента - как гром среди ясного неба. Но пока указа мы не получили. В любом случае переход налоговой полиции под "крыло" МВД не помешает нам довести до конца возбужденные дела. Скорее всего мы передадим материалы в органы внутренних дел, и собранные нами данные не останутся без внимания.

***

Ясно пока только одно: изменятся многие нормативные документы. Даже если сравнить законы о милиции и налоговой полиции, то видно, что по части ревизий у МВД и ФСНП несколько разные функции и полномочия. И чтобы органы МВД, каковыми станут органы налоговой полиции, смогли эффективно работать по налоговым преступлениям, надо будет серьезно перелопатить правовую базу.

Каким получится МСФО у разных нянек

Федеральные министерства ведут бурную дискуссию о том, как перевести российских бухгалтеров на международные стандарты финансовой отчетности. Дошло уже до язвительных публичных высказываний. "В правительство к 1 апреля будут представлены две концепции перехода на МСФО: здравая и минфиновская" - это амбициозное заявление сделал на прошлой неделе Каха Бендукидзе, руководитель комитета по налоговой и бюджетной политике Российского союза промышленников и предпринимателей.

Разумеется, "здравой" Бендукидзе назвал концепцию, разработанную Минэкономразвития России совместно с РСПП. Ее основные положения и сценарий внедрения обсуждались 12 марта в Министерстве экономического развития и торговли на открытом совещании по вопросам модернизации системы финансовой отчетности и внедрения МСФО.

Основная идея концепции заключается в том, что при внедрении МСФО не должна увеличиваться нагрузка на предприятия. Особенно учитывая, что некоторые организации должны в обязательном порядке перейти на международные стандарты. По плану Минэкономразвития и РСПП перевод будет осуществляться поэтапно. Начиная с отчетности за 2004 год по новым стандартам должны будут отчитываться предприятия банковского сектора, профессиональные участники рынка ценных бумаг и организации, чьи акции котируются на фондовом рынке. Второй этап начнется с 2006 года и затронет государственные унитарные предприятия и организации, чьи ценные бумаги обращаются на рынке ценных бумаг. И в последнюю очередь переведут на МСФО в 2010 году оставшиеся открытые акционерные общества. Все эти предприятия должны будут проводить независимый аудит и публиковать отчетность по МСФО в обязательном порядке. А вот малому бизнесу международная отчетность не грозит. Но если "малыши" сами пожелают внедрить у себя МСФО? Для таких Минэкономразвития предлагает разработать упрощенную систему международных стандартов.

Но стоп! А в чем оригинальность излагаемой концепции? Минфин России - ведомство, курирующее бухучет, тоже ратует и за поэтапность перехода на МСФО, и за освобождение малого бизнеса от такой отчетности (подробнее о концепции Минфина см. "УНП" № 3, 2003, стр. 1). Правда, темпы освоения международных стандартов Минфин предполагает более динамичные - не к 2010, а к 2007 году.

Однако по плану Минэкономразвития финансовая отчетность должна составляться только по одному из стандартов. Либо по международному, либо по национальному. То есть организации налоговую и статистическую отчетность должны будут составлять для государства, финансовую - только для контрагентов. Не переведенным в обязательном порядке на МСФО организациям будет предоставлено право выбора отчетности по международным или по национальным стандартам (ПБУ).

В финансовом ведомстве на это смотрят иначе: рекомендательный характер ПБУ организациям не грозит. Такой очевидный вывод напрашивается из слов представителя Минфина, которому все-таки дали слово на совещании в Минэкономразвития. "МСФО внедрять надо, но путем совершенствования наших национальных стандартов, нужно адаптировать их", - убеждал оппонентов заместитель руководителя департамента бухучета Минфина России Игорь Ложников. Дескать, именно поэтому организации, которые перейдут на международные стандарты, должны будут составлять финансовую отчетность по международным и национальным нормам, то есть по ПБУ.

В концепции Минэкономразвития предлагается еще одно радикальное новшество: до 1 января 2004 года передать функции методологического обеспечения бухучета от Минфина некоему Национальному совету по МСФО. Предполагается, что это будет специальный негосударственный независимый общественный орган. В его состав должны входить представители российских компаний, госорганов, а также профессионального аудиторского и бухгалтерского сообщества. По словам Бендукидзе, в ближайшие две недели будет определена организационно-правовая форма совета, а потом начнется его непосредственное создание: "Совет должен быть создан в течение нескольких месяцев до соответствующего решения Правительства Российской Федерации и даже независимо от него".

Тем временем нельзя не принимать в расчет, что в январе 2003 года Правительство РФ в целом одобрило план перехода на МСФО, подготовленный в Минфине. Подождем первоапрельского представления концепций двух ведомств. Какая из них "разумная", окончательно определит правительство.

Фиксируй пенсионные платежи

Правительство РФ установило порядок уплаты индивидуальными предпринимателями и адвокатами фиксированных платежей в Пенсионный фонд. Регламент содержится в постановлении от 11.03.03 № 148.

Напомним, что правительство должно ежегодно устанавливать так называемую стоимость страхового года для этих категорий плательщиков. А в соответствии со статьей 28 закона об обязательном пенсионном страховании такой платеж не может быть меньше 150 рублей в месяц.

Чтобы определить месячный размер фиксированного платежа, нужно стоимость страхового года разделить на 12. Если получившаяся сумма будет меньше или равна минимальному размеру, то платить в фонд нужно из расчета по 150 рублей в месяц. Если же предприниматель или адвокат прекратили свою деятельность до окончания года, то уплате подлежит сумма за реально проработанный период. Перечислить фиксированный платеж нужно на счета территориального отделения ПФР до 31 декабря текущего года. При этом нужно учитывать, что на финансирование страховой части пенсии нужно перечислить две трети платежа, а оставшуюся треть - на накопительную часть.

Любому агенту - право на вычет

Депутаты Госдумы голосуют за то, чтобы налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц гражданину мог предоставлять любой налоговый агент (например, благотворительный фонд), а не только работодатель. Законопроект о внесении соответствующих изменений в статью 218 Налогового кодекса 12 марта этого года успешно прошел первое чтение в Госдуме. Напомним, что в настоящее время стандартные налоговые вычеты налогоплательщику может дать только работодатель.

Хороша лишь часть налоговой реформы

Михаил Касьянов недоволен ходом налоговой реформы. На состоявшемся 13 марта заседании Правительства РФ премьер-министр отказался заслушать минфиновский доклад об основных направлениях налоговых преобразований на 2003-2005 годы и заявил, что материалы финансового ведомства нельзя назвать целостной концепцией. Дескать, это лишь набор мер, "часть из которых хорошие". Министр финансов Алексей Кудрин заявил, что в апреле в правительство будут внесены доработанные материалы. Более того, Кудрин заявил о готовности Минфина пойти на снижении НДС и ЕСН уже с 2004 года. В результате заседания правительство решило в апреле вновь вернуться к рассмотрению плана налоговой перестройки.

ФСС накажет банки

Центральный банк РФ письмом от 06.03.03 № 35-Т напомнил кредитным организациям, что в 2003 году они по-прежнему обязаны в пятидневный срок сообщать органам ФСС об открытии (закрытии) счетов страхователей и вовремя исполнять их поручения на перечисление взносов в фонд. Дело в том, напоминает ЦБ РФ, что на 2003 год продлено действие статьи 7 Федерального закона о бюджете ФСС. Стало быть, за несообщение органам соцстраха информации об открытии счетов страхователя банкам по-прежнему грозит штраф 20 тыс. рублей.

Сколько платят за беременность?

Фонд социального страхования РФ еще раз напомнил страхователям о том, как исчисляется минимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам (письмо ФСС от 13.03.03 № 02-18/05-982). В частности, ежемесячное пособие по беременности не может быть ниже одного минимального размера оплаты труда (сейчас 450 рублей). Если женщина работала по свободному графику, пособие по беременности для нее "исчисляется пропорционально количеству рабочих дней (часов)". О том, как бухгалтеру рассчитать выплаты по временной нетрудоспособности и беременности, читайте на стр. 11.

Почти все земли оценили

Похоже, что осталось недолго ждать полного завершения кадастровой оценки российских земель. По данным на 1 марта этого года, Федеральная служба земельного кадастра провела оценку 83 процентов земель сельскохозяйственного назначения, 85 процентов земель поселений, 12 процентов - промышленности, 21 процента - особо охраняемых территорий и объектов. Земли лесного фонда оценены полностью. Напомним, что по кадастровой стоимости будет рассчитываться налоговая база по земельному налогу. Сам налог будет вводиться после завершения кадастровой оценки.

Налоговиков в основном подвел единый социальный

Министерство РФ по налогам и сборам недовыполнило февральское задание на 0,91 млрд рублей. Самые серьезные проблемы возникли у налоговиков со сбором ЕСН - недобор по этому налогу составил 0,9 млрд рублей. Всего же в январе-феврале МНС России мобилизовало в федеральный бюджет 243,2 млрд рублей, или 64,7% от плана на первый квартал 2003 года.

Новые правила для грузов

Пресс-служба ГТК России на прошлой неделе распространила напоминание таможенного комитета о том, что 11 марта 2003 года вступили в силу новые правила приема грузовых таможенных деклараций. Правила утверждены приказом ГТК России от 29.11.02 № 1284. Определены документы, необходимые для принятия таможней декларации: платежные документы, копии лицензий, электронная копия ГТД и опись. Кроме того, новые правила упрощают порядок представления некоторых документов. Например, документы, которые будут использоваться и при дальнейшем декларирования товаров, можно представлять в таможню только один раз.

Ведущая рассылки,

Емельянова Ольга

На сегодняшний день у нашей рассылки 5518 подписчиков.

Порекомендуйте нас своим друзьям и коллегам!

Архив Рассылки



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное