Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

В помощь бухгалтеру и юристу

  Все выпуски  

МКПЦН √ в помощь бухгалтеру и юристу


Информационный Канал Subscribe.Ru

МКПЦН ­ в помощь бухгалтеру и юристу

N 94 от 2002-10-28

В этом выпуске:

 

Актуальная тема

Транспортный налог

Вадим Егоров, ведущий консультант консалтинговой группы “МКПЦН”

“Финансовые известия”, 10.10.2002, № 668

С 2003 года отменяется налог на пользователей автодорог, который сейчас платят юридические лица вне зависимости от того, владеют они машинами или нет. Вместо него вводится транспортный налог, который будут уплачивать юридические и физические лица. Расчет налога прост, не трудоемок, его размер зависит лишь от мощности двигателя автомобиля, находящегося во владении. Тариф будет устанавливаться в каждом субъекте федерации самостоятельно. Уплата предполагаемого налога будет производиться раз в год. Но граждан (физических лиц) ждут два крупных сюрприза.

Первый коснется тех лиц, которые передали свои машины другим лицам по доверенности. Такая практика довольно распространена в России, так как позволяет минимизировать расходы, связанные с продажей автомобиля. Очень часто даже говорят: "Продал машину по доверенности". Доверенность права собственности не меняет, поэтому транспортный налог будет платить собственник. В соответствии со статьей 357 НК РФ "налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства".
Этого можно избежать, если доверенность выдана до 29 июля 2002 года. В этом случае необходимо уведомить налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности права владения и распоряжения своего автомобиля, и тогда платить транспортный налог будет лицо, указанное в доверенности.
Хочется успокоить тех собственников машин, которые не знают, где живут лица, указанные в доверенности. Срок доверенности не превышает трех лет, поэтому встреча все-таки должна состояться. Если не оформить новую доверенность
, то автомобиль будет задержан сотрудниками ГИБДД при первой же проверке. Но если машина уже разобрана на запчасти, то предстоит хлопотное дело по снятию автомобиля с учета.
Второй сюрприз ждет владельца старой машины, которая в нерабочем состоянии десятилетиями пребывает где-нибудь на улице или в гараже. В прошлые годы такая машина не проходила техосмотр и ее хозяин не платил налог с владельцев транспортных средств. Со следующего года уплату налога контролировать будет налоговая служба. А ее интересует лишь факт учета автомобиля в регистрирующих органах, а не техническое состояние. Поэтому, получив уведомление от налоговой службы о размере и сроке уплаты налога и не выполнив его, гражданин становится нарушителем Налогового кодекса с вытекающими отсюда пенями, штрафами и неустойками.

О конкретных размерах ставок транспортного налога говорить пока рано, так как субъекты Российской Федерации их еще не установили, но порядок цифр уже известен. За автомобиль типа "Жигули" ставка будет колебаться от 1 до 25 рублей за одну лошадиную силу. За мощный внедорожник с двигателем свыше 250 "лошадок" хозяину придется платить уже от 6 до 150 рублей за одну лошадиную силу, а это уже при максимальной ставке больше тысячи долларов.

Поэтому, чтобы избежать напрасных выплат, рекомендуем хозяевам "металлолома" побыстрее избавиться от своего автомобиля и побеспокоиться уже в этом году о снятии его с учета.

Статьи экспертов МКПЦН читайте на нашем сайте http://www.mkpcn.ru/analitika

 

Новости от “Учет. Налоги. Право”, №40

Госкомстат завалил инструкциями

За пять дней сразу три инструкции по заполнению форм статистического наблюдения утвердил Госкомстат России. С октября 2002 года вводится в действие инструкция к форме № 1-т “Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности” (постановление Госкомстата России от 07.10.02 № 195). Этот документ пригодится всем российским предприятиям, кроме предприятий малого бизнеса, которые не отчитываются по форме № 1-т. Поставщиков товаров в Белоруссию заинтересует и другая инструкция - к форме № 1-ТС (вывоз) “Сведения о поставке товаров в Республику Беларусь” (постановление Госкомстата России от 11.10.02 № 200). И наконец, постановлением Госкомстата России от 07.10.02 № 196 утверждена инструкция по заполнению формы № 1-биржа “Сведения о деятельности товарных бирж и товарных отделов (секций) бирж”.

Марка с помаркой к ввозу запрещена

Правительство РФ постановлением от 04.10.02 № 747 запретило ввоз на таможенную территорию России не только подакцизных товаров, не маркированных акцизными марками, но и маркированных с нарушением установленного порядка (исключение сделано для товаров, перечень которых определен в пункте 4 постановления Правительства РФ от 04.09.99 № 1008).

Как заполнять расчет по ЕСН тем, кто на “вмененке”

Налоговики внесли изменения в Порядок заполнения расчета по авансовым платежам по ЕСН (приказ МНС России от 08.10.02 № БГ-3-05/547). Теперь в нем прописано, как заполнять расчет налогоплательщикам, переведенным на “вмененку”, если у них есть и другие виды деятельности. По выплатам работникам, которые в них заняты, платежи по ЕСН в части федерального бюджета начисляются по половинным ставкам. То есть налог рассчитывается не как разница между ЕСН, начисленным в федеральный бюджет по полной ставке, и суммой взносов в ПФР. Половинные ставки указываются в графе 6 расчета для заполнения строк 0300 и 0400. При этом данные по строке итогового ЕСН в федеральный бюджет (0600) определяются не расчетным путем. В нее вписываются данные из листа 07, где ЕСН для федерального бюджета уже рассчитан по половинной ставке. Поэтому указывать в расчете суммы начисленных авансовых платежей в федеральный бюджет по полной ставке (строки 0400-0440) и суммы взносов в ПФР (строки 0500-0540) не нужно.

Налоговикам дали 100 миллионов

На прошлой неделе совет директоров Всемирного банка принял окончательное решение выделить России заем в 100 млн. долларов на реализацию проекта “Модернизация налоговой службы - 2”. Любопытно, что проект, в частности, нацелен на “повышение профессиональной честности, умений и навыков налоговых органов путем принятия ими четкого кодекса этики и поведения”. В рамках проекта предполагается семимильными шагами развивать электронный документооборот и предоставление налогоплательщикам различных услуг в электронном виде. Кроме того, деньги пойдут на “развитие организационной структуры в центральном аппарате МНС России, а также в региональных управлениях и районных инспекциях”. Интересно, что на первый проект “Модернизация налоговой службы”, осуществлявшийся в 1995-2000 годах, налоговики получили от Всемирного банка “всего” 16,8 млн. долларов.

Иностранный работник подорожает в сорок раз

Управление по делам миграции ГУВД Москвы осаждают бухгалтеры и кадровики иностранных фирм, зарегистрированных в России. Одни толпятся у стендов с информацией, другие подсчитывают, во сколько обойдется разрешение на трудоустройство иностранцев. Обсуждают один и тот же вопрос: успеем ли? Все торопятся оформить своих работников из “закордонья” до 1 ноября. И фирмам с иностранным капиталом еще повезло: они пока могут подавать документы на получение разрешений. Прием документов от российских предприятий уже месяц как приостановлен. Объявление на стене гласит, что ситуация, возможно, прояснится после 1 ноября. В чем дело?

А дело в том, что 1 ноября этого года вступает в силу новый Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” (от 25.07.02 № 115-ФЗ). Он не только радикально ужесточит правила пребывания иностранцев в России, но и поменяет условия трудоустройства иноземцев. Во многом эти перемены коснутся работодателей.

Пока не ясно, изменится ли порядок получения работодателями разрешений на привлечение и использование иностранных работников. Закон говорит, что новый регламент установит правительство (пока действует Указ Президента РФ от 16.12.93 № 2146).

Зато новые размеры платы за разрешение для работодателя и работника (на право трудиться в России) прописаны непосредственно в законе. Вместо нынешних 100 рублей за разрешение на прием каждого иноземца организация или предприниматель с 1 ноября будут платить 3000 рублей. Еще 1000 рублей - за разрешение на труд самому иностранцу (до сих пор оно называлось подтверждением и выдавалось бесплатно). Правда, не ясно, кто эту тысячу должен оплачивать.

Например, в миграционной службе Самарской области корреспонденту “УНП” заявили, что с 1 ноября 4000 рублей будут уплачивать работодатели. Кстати, в Самаре продолжают прием документов на выдачу разрешений от всех предприятий. Более того, и после 1 ноября намерены оформлять документы по старому регламенту. А в Саратове, Перми, Череповце и Томске сотрудники региональных миграционных служб не исключают, что в ближайшее время порядок выдачи разрешений изменится. Однако чиновники предупреждают работодателей: стоит поторопиться, чтобы успеть заплатить за иностранцев по 100 рублей, а не по 4000.

Но увеличение платы - лишь малая толика нововведений закона № 115-ФЗ. Так, раньше разрешение на работу иностранцам выдавалось на год, а потом его можно было продлить еще на год. С 1 ноября иностранец может работать в России не более года, причем срок отсчитывается со дня въезда в страну. А если “варяг” хочет остаться дольше, то нужно получить разрешение на временное пребывание в России (срок его - не более трех лет).

Приезжающие на работу иноземцы должны иметь на руках приглашение от работодателя, которое он должен оформить в местных органах внутренних дел (порядок еще не установлен). Причем в течение 10 дней со дня подачи ходатайства о получении приглашения работодатель обязан уведомить свою налоговую инспекцию о привлечении и использовании иностранной рабочей силы. И затем сообщать налоговикам обо всех переменах в трудовых отношениях с заграничным сотрудником (заключение договора, увольнение и т. д.).

Отметим еще парочку новаций, которые, к сожалению, не приведут в восторг работодателей. Например, иностранец не имеет права трудиться вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание. Получается, что зарегистрированные в Подмосковье не смогут работать в Москве, поскольку это уже другой субъект Федерации. Еще пример: работодатель обязан оплатить расходы по депортации иностранца, если тот нарушит российские законы и будет приговорен судом к выдворению из страны.

Не вызывает сомнения, что эти и другие жесткие положения закона призваны убедить работодателя в одном: невыгодно вам брать на работу заграничных “пришельцев”, столько волокиты и расходов, пригласите лучше россиянина. Успокоить тех, кто ценит зарубежный труд, пока может только одно: закон заработает в полную силу далеко не сразу - слишком уж много подзаконных актов требуется создать для того, чтобы описанная в нем система стала реальностью.

Пишите письма по инструкции

Комитет по финансовому мониторингу продолжает “одаривать” подотчетные ему организации “нормативкой”. Последний презент - инструкция о том, как представлять в КФМ России информацию, предусмотренную законом “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем” (Инструкция утверждена приказом КФМ России от 03.09.02 №62). Действовать по этой инструкции должны профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые и лизинговые компании, организации почтовой и телеграфной связи, а также ломбарды. Чтобы идентифицировать отправителя сообщения о “грязной” сделке, комитетчики разработали форму так называемой Карты учета организации, представляющей информацию в КФМ России (она дана в качестве приложения к инструкции). Карту учета должна заполнить сама организация и отправить в комитет вместе с первым сообщением о подозрительных сделках. Само сообщение можно отправлять на бумаге или в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи. Организациям, желающим работать виртуально, КФМ будет всячески способствовать. Даром передаст им в пользование специальную программу - АРМ “Организация”, а на основании данных из карты учета изготовит ключи ЭЦП.

Налоговой полиции кодекс не указ

Руководителям и бухгалтерам, которые еще не знакомы с содержанием закона “Об оперативно-розыскной деятельности” (от 12.08.95 № 144-ФЗ, далее - закон об ОРД), полезно будет с ним все же ознакомиться. Дело в том, что на прошлой неделе Кассационная коллегия Верховного суда РФ фактически признала право налоговой полиции руководствоваться этим законом как приоритетным документом при проверках налогоплательщиков.

Вердикт стал ответом на требование СП “Сахалин - Саппоро” признать незаконной инструкцию ФСНП “О порядке назначения и проведения проверок налогоплательщиков федеральными органами налоговой полиции” (Утверждена приказом ФСНП России от 25.06.01 № 285). В инструкции сказано, что при обнаружении признаков преступления проверять организацию или предпринимателя можно не дольше двух месяцев, а по постановлению начальника федерального органа ФСНП - трех. По мнению истца, эта норма противоречит статье 144 Уголовно-процессуального кодекса РФ, где для органов дознания (в число которых входит и налоговая полиция) установлен совсем другой лимит срока проверки - от 3 до 10 суток.

Однако аргументация налоговых полицейских показалась высокому суду более убедительной. Доводы ФСНП сводятся к тому, что проверка налогоплательщиков - это часть оперативно-розыскной работы, а не уголовного процесса, поэтому должна регламентироваться не УПК РФ, а законом об ОРД. 22 октября Кассационная коллегия ВС РФ отклонила жалобу истца и подтвердила законность инструкции ФСНП.

Для налогоплательщиков эта весть - печальная. Дело ведь даже не в том, что двухмесячный срок проверки признан правомочным. Согласившись с ФСНП, Верховный суд фактически дал полицейским “добро” на использование закона об ОРД при проверках налогоплательщиков. А этот закон дает полицейским куда больше прав, чем Уголовно-процессуальный кодекс. Закон об ОРД открывает полицейским двери практически во все помещения, позволяет требовать от налогоплательщиков любую информацию, необходимую для проведения проверки. Кроме того, налоговый полицейский может установить контроль над почтовыми отправлениями, прослушивание телефонных переговоров и т. п. Бухгалтерам и руководителям стоит поближе ознакомиться с “оперативно-розыскным” законом, чтобы знать, чего опасаться.

Новый “дубликат бесценного груза”

Призрак бродит по Евразии, призрак ИНН... Скоро на свет появится новый, можно сказать, родственник ИНН - документ, единый для налогоплательщиков пяти стран, на который будут “смотреть и завидовать” налоговики и таможенники.

С 1 января 2004 года граждане России, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана - стран, входящих в ЕврАзЭС, - смогут получить единое налоговое удостоверение физического лица. Договоренность об этом была достигнута 20 сентября текущего года на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС.

Что собой будет представлять этот документ и для чего он будет нужен? Сейчас проблема в том, что существующие национальные документы учета (регистрации) налогоплательщиков не имеют юридической силы на территории всех стран сообщества. Проще говоря, свидетельство российского предпринимателя о постановке на налоговый учет, например, для таджикских налоговиков не указ. “Целесообразность удостоверения в том, что на едином экономическом пространстве нужно единообразно идентифицировать лиц, участвующих в налоговых отношениях. Это и предложено сделать с помощью документа, который был бы действительным на территории Евразийского экономического сообщества” - так в беседе с корреспондентом “УНП” определил предназначение удостоверения заместитель руководителя департамента регистрации юридических лиц и учета налогоплательщиков МНС России Евгений Попов.

Удостоверение есть не что иное, как подтверждение законности предпринимательской деятельности на территории ЕврАзЭС. Оно будет предъявляться по требованию налоговых и таможенных органов, а также партнеров по сделкам. “Удостоверение будет выдаваться любому лицу по его заявлению, - говорит Евгений Попов. - Правда, пока процедура выдачи документа не разработана”.

Введение в действие единого удостоверения налогоплательщика - дело достаточно сложное. Странам потребуется вносить изменения в свои налоговые законы и подзаконные акты. Сейчас эта работа только начинается. И поручена она правительствам государств.

Сможет ли в будущем единое удостоверение налогоплательщика заменить некоторые внутренние документы, например то же российское свидетельство о постановке на налоговый учет? “Пока на этот вопрос ответить трудно, - говорит Евгений Попов. - Жизнь покажет, научит, а если надо, то и проучит”.

25-я глава еще изменится

Самая “хлопотная” глава Налогового кодекса “Налог на прибыль организаций” не проработала еще и года. Но в МНС России считают, что уже пора подводить первые итоги и делать выводы о главе 25 НК РФ. Во всяком случае, именно об этом в прошлый четверг на пресс-конференции рассказывал руководитель департамента налогообложения прибыли МНС России Карен Оганян.

Ни для кого не секрет, что задание по сбору налога на прибыль налоговики в этом году не выполняют. И конечно, расстраиваются: “Применение 25-й главы показало, что потери бюджета от ее вступления в силу будут больше, чем мы ожидали”, - сказал Карен Иосифович. Поведал глава “прибыльного” департамента и о причинах снижения поступлений налога на прибыль: открытый перечень затрат, принципиально новая амортизационная политика, снижение ставки налога, “котловой” метод учета затрат. В результате, как сказал Оганян: “Сейчас у нас просто парадоксальная ситуация: в прошлом году организация в бухучете имела убыток - для целей налогообложения получалась прибыль, а в этом году - наоборот: в бухучете - прибыль, а для налогообложения “рисуется” убыток”. Посетовал руководитель “прибыльного” департамента МНС России и на то, что в настоящее время организация может вообще не вести налоговый учет и не нести за это ответственности.

Однако в сложившейся ситуации налоговики, судя по словам Карена Оганяна, не теряют присутствия духа. Есть у МНС России целый ряд рационализаторских идей, например - внести поправки в первую часть НК РФ, чтобы ввести ответственность за неведение налогового учета. Соответствующие предложения уже направлены в другие департаменты налогового ведомства и Минфин России.

Не обойдется и без проекта поправок для самой “любимицы налогоплательщиков” - 25-й главы НК РФ. Пока, к сожалению, на этом подробности заканчиваются. Оганян сообщил, что совершенствовать главу необходимо, поскольку у нее есть “слабые моменты”, к тому же она дает достаточно много лазеек для уменьшения налоговой базы. Но говорить о конкретных изменениях, со слов Карена Иосифовича, нет смысла - документально они пока не оформлены.

Зато руководитель департамента охотно объявил о том, что МНС России уже согласовывает с Минфином и надеется выпустить в ноябре новые методические рекомендации по применению главы 25 НК РФ. Сей сборник наставлений будет существенно отличаться от имеющейся методички - постатейного комментария к главе “Налог на прибыль” (Методические рекомендации утверждены приказом МНС России от 26.02.02 № БГ-3-02/98).

Новые рекомендации написаны по тематическим разделам, исходя из принципов построения 25-й главы. И Карен Иосифович явно доволен результатом: “Этот документ мы сделали более детальным: с подробными разъяснениями и примерами. И если он будет полезен для налогоплательщиков, мы будем только рады”.

А вот с отраслевыми методичками дело обстоит хуже. Их разрабатывают профильные ведомства, а МНС России только проверяет на предмет соответствия НК РФ. Работа движется очень медленно - не все авторы представили свои проекты. Но Оганян пообещал, что при поступлении таких документов они будут рассматриваться в первую очередь и выпускаться.

Ведущая рассылки,

Емельянова Ольга

На сегодняшний день у нашей рассылки 3584 подписчиков.

Порекомендуйте нас своим друзьям и коллегам!

Архив Рассылки


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное