Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Вопросы налогообложения и бухучёта. Рекомендации специалиста


ПИСЬМА МИНФИНА РФ

Письмо ФНС России от 28 декабря 2011 № ЕД-4-3/22400
Федеральным законом от 04.05.2011 № 99−ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон № 99−ФЗ) установлен перечень видов дея¬тельности, на которые требуется лицензия. Законом № 99−ФЗ установлено, что выданные лицензии действуют бессрочно, а ранее выданные лицензии, предостав¬ленные до дня вступления в силу Закона № 99−ФЗ (03.11.2011), также действуют бессрочно. В связи с этим возник вопрос: как учесть расходы, связанные с получением бессрочных лицензий?
Прежде всего, специалисты ФНС указали, что такие лицензии не признаются нематериальными активами, поскольку не являются результатом интеллектуальной деятельности и иным объектом интеллектуальной собственности (подп. 3 ст. 257, п. 1 ст. 325 НК РФ). В этом случае расходы, связанные с приобретением лицензий, учитываются в общеустановленном порядке. Причем к таким расходам можно отнести не только госпошлину за выдачу лицензии, но и затраты на консультационные, юридические и прочие услуги (например, услуги сторонних организаций, которые оказывают комплекс услуг, начиная от сбора информации и документов до получения лицензии в уполномоченном органе).
Порядок признания расходов при методе начисления установлен статьей 272 НК РФ. Согласно пункту 1 этой статьи расходы признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств.
Что касается госпошлины за выдачу лицензий, то поскольку она является федеральным сбором, ее стоимость учитывается в расходах единовременно в момент начисления (подп. 1 п. 1 ст. 264, подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Консультационные, юридические и иные расходы, связанные с получением лицензии, относятся к прочим расходам, датой признания которых является одна из следующих дат: дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров, дата предъявления документов, служащих основанием для расчетов, или последний день отчетного (налогового) периода (подп. 14, 15 п. 1 ст. 264, подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).
По поводу расходов на переоформление ранее выданных лицензий ФНС разъяснила следующее. Если такие расходы распределялись налогоплательщиком на срок действия лицензии и на момент вступления в силу Закона № 99-ФЗ имеется недосписанная стоимость этих лицензий, то учесть такую стоимость можно единовременно в составе прочих расходов.

Письмо Минфина РФ от 25 января 2012 № 07-02-06/10
Чиновники Минфина России рассмотрели вопрос о том, возникают ли основания для привлечения организации к ответственности за непредставление в налоговый орган регистров бухгалтерского учета в случае, если в соответствии с установленными правилами ведения бухгалтерского учета и учетной политикой организацией не утверждаются и не ведутся указанные регистры, в частности, в форме карточек?
В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. При этом, среди прочего, утверждаются формы регистров бухгалтерского учета.
Статья 126 НК РФ предусматривает ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 31 НК РФ  предусмотрено право налоговых органов истребовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
Однако, в случае, если в соответствии с установленными правилами ведения бухгалтерского учета и учетной политикой организацией не утверждаются и не ведутся регистры бухгалтерского учета, в частности, в форме карточек, отсутствуют основания для привлечения этой организации к ответственности за непредставление в налоговый орган таких карточек.

Письмо Минфина РФ от 14 февраля 2012 № 03-07-11/41
По условиям договора перевозки исполнитель обязан иметь в наличии свободные транспортные средства для перевозки грузов заказчика, и непосредственно осуществлять перевозку. Если в течение отчетного периода исполнителю не поступило ни одной заявки на перевозку, заказчик оплачивает ему штрафные санкции в определенной сумме (в т. ч. НДС). Правомерно ли принятие налогоплательщиком к вычету входящего НДС, предъявленного к уплате по штрафным санкциям, предусмотренным договором, по счету-фактуре, полученному от исполнителя?
Прежде всего, авторы письма, принимая во внимание положения подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса РФ, сделали вывод о том, что  суммы штрафных санкций, полученные исполнителем, оказывающим услуги, за невыполнение заказчиком условий, предусмотренных договором оказания услуг, следует относить к денежным средствам, связанным с оплатой данных услуг. Поэтому указанные суммы подлежат включению в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ вычеты налога на добавленную стоимость производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав.
В соответствии с пунктом 18 Приложения № 5 «Форма книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, и правила ее ведения» к постановлению Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. №1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» получателем вышеуказанных средств в книге продаж регистрируются счета-фактуры, составленные в одном экземпляре.
Учитывая изложенное, у заказчика, перечислившего исполнителю суммы штрафных санкций за невыполнение условий договора, оснований для вычета сумм налога на добавленную стоимость, исчисленных исполнителем при получении этих денежных средств, не имеется.
Одновременно сообщается, что в случае если денежные средства, полученные налогоплательщиком, не связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), то такие денежные средства в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются.


НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Норма о восстановлении амортизационной премии при продаже основного средства будет отменена
С 1 января 2013 года компании получат возможность не восстанавливать амортизационную премию в случае продажи приобретенного менее пяти лет назад имущества. В Госдуму поступил правительственный законопроект с соответствующими поправками в статью 258 Налогового кодекса.
Напомним, налогоплательщикам дано право единовременно относить на затраты по налогу на прибыль расходы на капитальные вложения в размере не более 10 или 30% первоначальной стоимости основных средств, а также такую же долю расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и т.п. Однако сейчас при реализации ранее чем по истечении пяти лет с момента введения в эксплуатацию основных средств списанные суммы должны быть восстановлены в базе по налогу на прибыль.
По мнению разработчиков проекта, эта норма препятствует инновационной и инвестиционной деятельности компаний и потому должна быть скорректирована. В проекте предлагается восстанавливать амортизационную премию по основным средствам, находящимся в собственности налогоплательщика менее пяти лет, в случае продажи их только взаимозависимым компаниям.
Таким образом, сохранен механизм, предотвращающий многократное списание на расходы амортизационной премии по одним и тем же основным средствам при их перепродаже между взаимозависимыми лицами. Остальным налогоплательщикам восстанавливать учтенные расходы не придется, что будет способствовать обновлению имущества, отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
 
Появились новые разъяснения по заполнению счетов-фактур
Минфин разъяснил некоторые вопросы, касающиеся заполнения новой формы счета-фактуры.
Так, графы 10 и 10а необходимо заполнять, если страной происхождения товаров не является Россия. В них проставляется цифровой код (графа 10) и соответствующее ему краткое наименование страны производства из Общероссийского классификатора стран мира (графа 10а). Если же в классификаторе информации нет, то в графе 10 ставится прочерк, а в графе 10а - наименование страны или союза стран, указанное в таможенной декларации или счете-фактуре поставщика.
В графах 2 и 2а указывают код и условное обозначение единицы измерения. Если единицу измерения обозначить невозможно (например, при оказании услуг) в этих графах следует ставить прочерки.
Также чиновники объяснили, как заполнять строки 2б (ИНН/КПП продавца) и 3 (Грузоотправитель и его адрес), если товары реализовывает филиал. Так, в строке 2б указывается ИНН компании и КПП подразделения, а в строке 3 - наименование и почтовый адрес этого подразделения. Такие рекомендации привели специалисты Минфина России в письме от 10.02.2012 г. № 03-07-09/06.
Напомним, что в I квартале 2012 года компании могут выставлять счета-фактуры как по новым, так и по старым формам. Штрафов за это не будет.


ВОПРОС - ОТВЕТ

ВОПРОС:
В 2011 г. начислили дивиденды, часть из них выплачена в 2011 г.,  часть – в 2012 г.  Как отразить выплаченные дивиденды в декларации за текущий налоговый период?

ОТВЕТ:
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 289 НК РФ налоговые агенты обязаны по истечении каждого отчетного (налогового) периода, в котором они производили выплаты налогоплательщику, представлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые расчеты в порядке, определенном настоящей статьей.
Как следует из абз. 2 п. 1.7 Порядка заполнения декларации, утв. Приказом ФНС РФ от 15.12.2010 № ММВ-7-3/730@, российские организации - налогоплательщики налога на прибыль, исполняющие обязанности налоговых агентов, представляют Расчет в составе подраздела 1.3 Раздела 1, а также Листа 03 "Расчет налога на прибыль, удерживаемого налоговым агентом (источником выплаты доходов)".
Соответственно, организация должна предоставить расчет (Лист 03) и подраздел 1.3 Раздела 1 Декларации.

С уважением,
Ведущая рассылки
Карасева Наталья
www.fdp-yaroslavl.ru


 


В избранное