Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Вопросы налогообложения и бухучёта. Рекомендации специалиста


ПИСЬМА МИНФИНА

Письмо Минфина России от  04 сентября 2013 № 03-05-04-04/36435
Федеральный закон от 23.07.13 № 248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее - Закон № 248-ФЗ) изменил формулировку подпункта 2 пункта 5 статьи 83 Налогового кодекса, в котором установлено правило определения места нахождения транспортных средств.
В прежней редакции данной нормы (действовала до 24 августа 2013 года) было сказано, что местом нахождения транспортных средств (за исключением морских, речных и воздушных транспортных средств) является место их государственной регистрации, а при отсутствии такового — место нахождения (жительства) собственника имущества. С указанной даты местом нахождения транспортных средств (за исключением морских, речных и воздушных транспортных средств) признается место нахождения (жительства) собственника имущества.
Как известно, транспортный налог уплачивается в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Об этом сказано в пункте 1 статьи 363 Налогового кодекса. Учитывая изменения, внесенные в подпункт 2 пункта 5 статьи 83 НК РФ Законом № 248-ФЗ, транспортный налог нужно платить по местонахождению головной организации, даже если автомобиль зарегистрирован в том регионе, где расположено обособленное подразделение.
Минфин отмечает, что новое правило распространяется только на те транспортные средства, которые были поставлены на учет, начиная с даты вступления в силу упомянутых выше изменений, т.е. с 24 августа 2013 года и позже. По транспортным средствам, которые были поставлены на учет до 24 августа этого года, порядок уплаты транспортного налога не меняется. Просто потому, что это не предусмотрено в Законе № 248-ФЗ.
Кстати, финансовое ведомство, по-видимому, признает новый порядок уплаты налога не совсем удачным. В ведомстве уже готовят новые поправки в подпункт 2 пункта 5 статьи 83 НК РФ. Формулировку «место нахождения (жительства) собственника имущества» чиновники хотят изменить на «место нахождения организации (обособленного подразделения), место жительства физического лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства».


НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

ВАС: нельзя обосновать понесенные затраты на ГСМ, если в путевом листе нет подробной информации о маршруте автомобиля.
Определение ВАС от 30 августа 2013 № ВАС-11880/13 об отказе в передаче дела в Президиум этого суда.

Суть конфликта
Самарские инспекторы сняли расходы компании по горюче-смазочным материалам за 2008 и 2009 годы в размере 690 тыс. рублей. Поводом для этого стало отсутствие подробного описания мест следования автомобиля в путевых листах (в организации ограничились общим обозначением маршрута — «по Самаре», «по Самарской области»).
Организация с решением ИФНС не согласилась и обратилась в суд. По мнению налогоплательщика, если компания не является автотранспортной, она не обязана применять типовую форму путевого листа. В этом случае можно включить в путевой лист минимальный набор показателей первичного документа, приведенных в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Аргументы в пользу налогоплательщика
Суд апелляционной инстанции поддержал компанию: адрес в маршруте является обязательным реквизитом только для автотранспортных организаций. Остальные могут разработать свою форму путевого листа или иного документа, которым подтверждается обоснованность произведенных расходов на ГСМ, и где отражены все реквизиты, предусмотренные пунктом 2 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете. Отсутствие в путевых листах конкретного маршрута не может являться основанием для признания расходов непроизводственными.
К тому же подтвердить использование автотранспортного средства в производственной деятельности компании можно и другими документами. В данном случае были представлены авансовые отчеты, кассовые чеки АЗС. На основании этих данных в организации определялся фактический расход ГСМ по конкретному автомобилю. Также имеются распоряжения на отгрузку продукции со склада, в которых указывается ФИО водителя, получающего груз и наименование предприятия, куда этот груз необходимо доставить; должностная инструкция водителей, согласно которой водители имели право эксплуатировать автомобиль исключительно в служебных целях.
Решение ВАС
Однако суды остальных инстанций, включая коллегию ВАС, приняли решение в пользу налоговой инспекции. Как указали арбитры, форма № 3 «Путевой лист легкового автомобиля» (Форма утверждена постановлением Госкомстата от 28.11.97 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте»), распространяется на юридических лиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность по эксплуатации автотранспортных средств. Целью составления путевого листа является, в том числе подтверждение обоснованности расхода ГСМ. В рассматриваемом случае путевые листы оформлены с нарушением статьи 252 НК РФ, поскольку общие формулировки, такие как «по Самарской области», «по Самаре», не раскрывают содержание хозяйственной операции. Отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля сотрудниками организации в служебных целях.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу: путевой лист, не содержащий в составе своих реквизитов информацию о конкретном месте следования автомобиля с указанием наименования организации и адреса, не может подтверждать расходы на приобретение ГСМ


ВОПРОС - ОТВЕТ

ВОПРОС:
Признается ли в расходах для целей налогообложения прибыли стоимость ликвидируемого объекта незавершенного строительства?

ОТВЕТ:
Положениями пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ прямо не предусмотрено включение в состав внереализационных расходов, учитываемых при исчислении прибыли, затрат на строительство ликвидированного объекта незавершенного строительства. В соответствии с указанной нормой налогоплательщик вправе учесть в составе внереализационных расходов только затраты на ликвидацию данного объекта.
По мнению Минфина РФ, организация не вправе учесть стоимость ликвидируемого объекта незавершенного строительства для целей исчисления налога на прибыль (письма от 23.11.2011 № 03-03-06/1/77, от 03.12.2010 № 03-03-06/1/757, от 07.05.2007 № 03-03-06/1/261).
Судебная практика по данному вопросу достаточно противоречива. По мнению одних судей, стоимость ликвидируемого объекта не уменьшает налогооблагаемую прибыль (например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.08.2011 по делу № А56-60650/2010). Другие судьи настаивают на том, что расходы на возведение объекта незавершенного строительства экономически обоснованы (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 07.09.2010 по делу № А38-7141/2009).
По нашему мнению, расходы в виде стоимости подлежащего ликвидации объекта незавершенного строительства могут быть учтены для целей налогообложения прибыли по пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ в том случае, если возведение объектов было экономически обоснованно, а последующее решение о ликвидации вызвано объективными причинами.
Между тем, принимая во внимание сформированное мнение Минфина РФ и наличие «отрицательной» судебной практики, признание в составе внереализационных расходов стоимости ликвидируемых объектов незавершенного строительства влечет существенные налоговые риски.


С уважением,
Карасева Наталья
4852-73-94-78
www.fdp-yaroslavl.ru

 


В избранное