Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Почему отвалилось колесо?

Каждый из нас, немало времени проводящих за рулем, может вспомнить эту картину: автомобиль, неуклюже ткнувшийся новом в асфальт, нелепо вывернутое в сторону колесо. Чаще всего такое приходится видеть в городах, реже – на дорогах. А если вспоминать по автомобилям – то упорно в памяти встают "жигули", да все больше старые, видавшие виды.

Так что же происходит там, на дороге? Почему отвалилось колесо? Как это предотвратить? Чтобы ответить на этот вопрос, редактор отдела эксплуатации и испытаний "За рулем" инженер Б. Демченко побывал на московской станции технической помощи, а потом встретился с владельцем машины, у которой отвалилось колесо.

Мы беседуем с заместителем начальника станции Вячеславом Леонидовичем Резниковым.

"Да, – говорит он, – такая неисправность нам знакома. Если мы ежедневно выполняем работы по 100–110 вызовам, то из них около 15 приходится на поломку передней подвески. При этом чаще всего выходит из строя правая нижняя шаровая опора. За ней, по моим наблюдениям, идет поломка нижнего правого рычага. Вообще правая сторона подвески, как правило, страдает больше".

Отвалившееся переднее колесо автомобиля Жигули

Беседу на станции мы продолжили уже с опытным специалистом Олегом Евгеньевичем Олейниковым, одним из тех, кто непосредственно выезжает на вызовы и принимает дефект, как говорится, тепленьким. Он подтвердил, что детали правой стороны, действительно, ломаются чаще. И мы сообща пришли к выводу, что к этому, очевидно, есть основания. Правое колесо чаще при разъездах сходит с асфальта на обочину и возвращается с ударом о край полотна; именно оно больше страдает от неаккуратной парковки у тротуара. Кроме того, профиль наших дорог таков, что правое колесо всегда нагружено больше, да и водитель, оберегая свой комфорт, предпочитает более гладкую дорогу для левой стороны автомобиля. К тому же более удаленное от него колесо попадает в ямы и из-за глазных ошибок, когда подводит "глазомер". Ну а коль правое колесо чаще оказывается на обочине, в грязи, то и защитные чехлы правых опор имеют больше шансов получить повреждения.

Впрочем, отвлечемся ненадолго от беседы и вспомним, как устроены шаровые опоры. Это важно. На рис. 1, а показана верхняя опора, на рис 1, б – нижняя. Как видите, они разные, хотя посадочные размеры у них одни и те же. Это не ошибка: нижняя опора нагружена больше, потому и сферическая поверхность больше развита.

Шаровые опоры передней подвески автомобиля Жигули
Рис. 1. Шаровые опоры: а – верхняя; б – нижняя; 1 – шаровый палец; 2 – подшипник; 3 – корпус подшипника; 4 – резьбовая пробка; 5 – вкладыш; 6 – обойма вкладыша; 7 – сферическая шайба.

Шаровый палец 1 с подшипником 2 и вкладышем 5 помещен в корпус, состоящий из двух деталей: корпуса 3 подшипника и обоймы 6 вкладыша; они соединены в трех точках сваркой. Внутренний объем шарнира заполнен смазкой ШРБ-4. А от попадания грязи и от вымывания смазки водой он защищен чехлом с фланцем.

Хотим обратить внимание еще на одну деталь на левом рисунке – сферическую шайбу 7 толщиной 1,2 мм. Она стальная, цементированная, надета на палец с очень малым зазором и потому вместе с пальцем поворачивается внутри обоймы 6. Хвостовики шаровых пальцев, которыми опоры закрепляются в поворотной стойке (кулаке), имеют конус 12,5% и резьбу М14×1,5. Шаровые опоры считаются неразборными и не подлежащими ремонту (к этому мы еще вернемся).

В процессе работы происходит истирание подшипника и вкладыша. Оно резко усиливается, когда разрушаются защитные чехлы и грязь попадает в шарниры. И тогда палец, прежде имевший натяг, начинает свободно болтаться в корпусе.

"Можно ли, а если можно, то как определить, что шаровая опора уже достаточно изношена и нуждается в замене?" "Можно ли заменить верхний шарнир нижним и наборот?" "Есть ли способы ремонта этих деталей, именуемых неразборными?" "Как происходит авария и какими могут быть ее последствия при разрушении деталей передней подвески?" Эти и другие вопросы, накопившиеся в редакционной почте, мы выложили перед нашим собеседником на станции техпомощи.

"Начну с последнего, для наглядности, – сказал Олег Евгеньевич. – Часто автомобиль со скрытыми дефектами передней подвески продолжает эксплуатироваться невнимательным владельцем. Ну, на неровностях появляются небольшие стуки внизу – вроде бы не опасно. Немного водит руль, но и тут трудно без должного навыка диагностировать неисправность. Водитель к этому привыкает, перестает обращать внимание. И когда-то приходит расплата: достаточно небольшой ямки или чуть более резкого поворота руля – "отстегивается" шаровая опора. Палец разрывает корпус, подвеска "раскрывается", колесо резко изменяет положение... И тут все зависит от многих факторов: скорости движения, ситуации, места разрушения.

Можно ли как-то контролировать процесс? Можно. Самый простой и доступный всем способ контроля верхней шаровой опоры: взяться руками за верхний край шины и резко, с силой качнуть его на себя и от себя. Если почувстуете люфт, услышите хотя бы легкий стук – шаровую опору надо менять. Похожим образом можно проверить нижнюю опору, но предварительно переднее колесо нужно поддомкратить и под нижний рычаг у самой опоры поместить подставку, так чтобы опущенное колесо не доставало до земли. Качните колесо таким же образом – и вы услышите теперь люфты нижней, разгруженной опоры. Нижнюю опору можно проверить и по-иному, шаблоном – он показан на рис. 2. Выверните резьбовую конусную пробку 4 (см. рис. 1) и вставьте в отверстие шаблон. Если он входит полностью до упора заплечников в корпус – шарнир требует замены".

Шаблон для контроля за нижними шаровыми опорами передней подвески автомобиля Жигули
Шаблон для контроля за нижними шаровыми опорами.

В технической литературе описаны и более строгие методы контроля. Например, зазоры в верхней опоре рекомендуется проверять при помощи динамометрических ключей и индикатора часового типа, закрепленного в специальном приспособлении. На этих способах мы не будем останавливаться по понятной причине: автолюбителям чаще всего они недоступны из-за отсутствия инструментов.

При проверке верхней опоры нужно обратить особое внимание на зазор между сферической шайбой 7 (см. рис. 1, а) и пальцем. Если зазор превышает 0,12 мм, палец начинает перемещаться не только вместе с шайбой, но и относительно шайбы и все больше разбивает отверстие в ней. По краям отверстия появляются трещины, и вскоре шайба раскрывается "цветком".

Что касается замены одной опоры другой, то завод не советует это делать. Ну а практика показывает, что если верхнюю опору использовать вместо нижней действительно нельзя, то нижнюю вместо верхней можно поставить, чтобы хотя бы доехать до места ремонта.

Сейчас в продаже появляются верхние шаровые опоры улучшенной конструкции, с тефлоновым заполнением (их обозначение по каталогу 2101-2904192-01). Внешне они отличаются отсутствием резьбовой пробки. Их долговечность гораздо выше. Однако, увы, и она не безгранична. И потому опытные автолюбители советуют врезать в них пресс-масленки и хотя бы раз в год шпринцевать.

А мы еще и еще раз настоятельно рекомендуем: в интересах собственной безопасности периодически осматривайте детали передней подвески. Используйте для этого любую возможность.

Но осматривать и видеть – не одно и то же. Чтобы увидеть, нужно хорошо протереть рычаги, опоры и их чехлы. Если чехол опоры порван или неплотно облегает палец – опора обречена, ее ничто не спасет. Нередко причиной аварии бывает поломка рычага. Этому предшествует появление трещин, наиболее вероятное вблизи отверстий для крепления опоры или у оси качания. Внимательно осмотрите эти места. И если трещины появились, меняйте рычаг. Сварка поможет только на короткий срок. Трещины – это усталось металла. Ее не вылечишь.



Адрес страницы:
Почему отвалилось колесо?
Тэги:
шаровая опора
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное