Правовая работа в торговле

  Все выпуски  

Правовая работа в торговле


Рассылка подготовлена редакцией журнала "Юрисконсульт в торговле" и предназначена для руководителей и специалистов, работающих в торговле.

Подписка на бесплатную рассылку журнала "Юрисконсульт в торговле"

http://subscribe.ru/catalog/law.zakontorg


Журнал "Юрисконсульт в торговле" распространяется только по подписке.

Подписные индексы журнала «Юрисконсульт в торговле» в каталогах:

«Роспечать» - 82794 и «Почта России» - 16636.

Подписка также принимается непосредственно редакцией. Справки по тел.: (495)925-9611 или по e-mail: vrubiss@yandex.ru


Претензионный порядок урегулирования споров

   Действовавший до 1995 года претензионный порядок урегулирования споров, в настоящее время не применяется. Действующее законодательство Российской Федерации в большинстве случаев не предусматривает при возникновении спора между хозяйствующими субъектами обязательного соблюдения досудебного порядка его урегулирования.     Однако некоторыми нормативными актами претензионный порядок все-таки сохранен. Поэтому в том случае, если для определенной категории споров федеральным законом установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка (п. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ).  Следует обратить внимание на то, что понятие "досудебного порядка урегулирования споров" не отождествляется с понятием "претензионный порядок разрешения споров". Под "досудебным" порядком АПК РФ понимает не только претензионный, но и иной порядок урегулирования споров, например, урегулирование спора путем переговоров, обмена письмами, телеграммами и другими документами, а также путем осуществления прочих согласительных процедур.

  Итак,  досудебный  порядок урегулирования спора необходимо соблюдать в тех случаях, когда такое обязательное условие:

- содержится в том или ином федеральном законе,

- прямо предусмотрено положениями договора, заключенного между сторонами.

Обязательный досудебный порядок урегулирования споров

 1) Обязательный досудебный порядок разрешения споров Гражданским кодексом РФ предусмотрен при расторжении договора аренды.

2) Обязательный претензионный порядок урегулирования споров предусмотрен также Федеральным законом "О транспортно-экспедиционной деятельности".

 3) Обязательный претензионный порядок предусмотрен Гражданским кодексом РФ в отношении споров по перевозкам грузов.

 4) Обязательный досудебный порядок урегулирования споров предусмотрен Федеральным законом "О связи".

 5) Обязательный претензионный порядок урегулирования споров установлен также Федеральным законом «О почтовой связи».

 6) Досудебный порядок урегулирования споров установлен Законом РФ «О защите прав потребителей».   

   Теперь рассмотрим вопросы урегулирования споров в этих сферах более подробно. 

1. Обязательный досудебный порядок разрешения споров при расторжении договора аренды

    Арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок (ст. 619 ГК РФ).

    Требование об изменении или о расторжении договора аренды может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок (ст. 452 ГК РФ).

    Таким образом, если основанием расторжения договора аренды служит неисполнение арендатором возложенных на него обязательств, арендодатель, перед тем как обратиться в суд, должен направить арендатору предложение расторгнуть договор, а также письменное предупреждение о необходимости исполнения обязанности в разумный срок.

 2. Обязательный претензионный порядок урегулирования споров при осуществлении транспортно-экспедиционной деятельности.

    Согласно статьям 12 и 13 названного Закона до предъявления экспедитору  иска, вытекающего из  договора транспортной  экспедиции,  обязательно  предъявление   экспедитору претензии,  за   исключением   предъявления  иска   при   оказании экспедиционных услуг для личных,  семейных, домашних и иных  нужд, не  связанных   с  осуществлением   клиентом   предпринимательской деятельности.

    Право на  предъявление экспедитору претензии  и иска  имеет клиент или  уполномоченное им  на  предъявление претензии  и  иска лицо,  получатель   груза,  указанный   в  договоре   транспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший право суброгации.

    Претензия предъявляется в письменной форме. К претензии  об утрате, о  недостаче или  повреждении  (порче) груза  должны  быть приложены  документы,   подтверждающие   право   на   предъявление претензии, и  документы,  подтверждающие  количество  и  стоимость отправленного груза,  в  подлиннике  или  засвидетельствованные  в установленном порядке их копии.

     Претензии  к экспедитору  могут быть предъявлены в течение шести   месяцев   со   дня  возникновения  права  на  предъявление претензии. Указанный срок исчисляется в отношении:

    - возмещения  убытков  за  утрату,  недостачу  или   повреждение (порчу) груза со дня, следующего  за днем, когда груз должен  быть выдан;

    - возмещения  убытков,  причиненных  клиенту  нарушением   срока выполнения обязательств  по договору  транспортной экспедиции,  со дня, следующего за последним днем действия договора, если иное  не определено сторонами;

     - нарушения   иных   обязательств,   вытекающих   из    договора транспортной экспедиции, со дня, когда указанные лица узнали   или  должны  были   узнать  о   таких нарушениях.

    Экспедитор  обязан  рассмотреть претензию  и  в  письменной форме  уведомить  заявителя   об  удовлетворении  или   отклонении претензии в течение тридцати дней со дня ее получения.

    При  частичном  удовлетворении  или  отклонении   экспедитором претензии к  нему  в  уведомлении заявителю  должны  быть  указаны основания принятого решения. В этом случае представленные вместе с претензией документы возвращаются заявителю.

    Экспедитор  вправе принять  для рассмотрения  претензию  по истечении установленного  настоящей  статьей срока,  если  причина пропуска  срока   предъявления   претензии   будет   признана   им уважительной.

    Для   требований,   вытекающих   из   договора    транспортной экспедиции, срок исковой давности  составляет один год.  Указанный срок исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска.

(Продолжение в следующем выпуске рассылки)

По материалам журнала «Юрисконсульт в торговле», 2005, № 4


Содержание номеров журнала «Юрисконсульт в торговле»

2006 г.

Содержание апрельского (№ 4) номера журнала

http://subscribe.ru/archive/law.zakontorg/200603/23124800.html

Содержание мартовского (№ 3) номера журнала

http://subscribe.ru/archive/law.zakontorg/200602/02095202.html

Содержание февральского (№ 2) номера журнала

http://subscribe.ru/archive/law.zakontorg/200601/12162831.html

Содержание январского (№ 1) номера журнала

http://subscribe.ru/archive/law.zakontorg/200512/01085910.html


Всегда рассмотрим Ваши пожелания, предложения и замечания


В избранное