Журнал "Юрисконсульт в торговле" распространяется только по подписке.
Подписные индексы журнала «Юрисконсульт в торговле» в каталогах:
«Роспечать» - 82794 и «Почта России» - 16636.
Подписка также принимается непосредственно редакцией. Справки по тел.: (495)925-9611 или по e-mail: vrubiss@yandex.ru
Претензионный порядок урегулирования споров
Действовавший до 1995 года претензионный порядок урегулирования споров, в настоящее время не применяется. Действующее законодательство Российской Федерации в большинстве случаев не предусматривает при возникновении спора между хозяйствующими субъектами обязательного соблюдения досудебного порядка его урегулирования.Однако
некоторыми нормативными актами претензионный порядок все-таки сохранен. Поэтому в том случае, если для определенной категории споров федеральным законом установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка (п. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Следует обратить внимание на то, что понятие "досудебного порядка урегулирования споров" не отождествляется
с понятием "претензионный порядок разрешения споров". Под "досудебным" порядком АПК РФ понимает не только претензионный, но и иной порядок урегулирования споров, например, урегулирование спора путем переговоров, обмена письмами, телеграммами и другими документами, а также путем осуществления прочих согласительных процедур.
Итак,досудебныйпорядок урегулирования спора необходимо соблюдать в тех случаях, когда такое обязательное условие:
- содержится в том или ином федеральном законе,
- прямо предусмотрено положениями договора, заключенного между сторонами.
Обязательный досудебный порядок урегулирования споров
1) Обязательный досудебный порядок разрешения споров Гражданским кодексом РФ предусмотрен при расторжении договора аренды.
2) Обязательный претензионный порядок урегулирования споров предусмотрен также Федеральным законом "О транспортно-экспедиционной деятельности".
3) Обязательный претензионный порядок предусмотрен Гражданским кодексом РФ в отношении споров по перевозкам грузов.
4) Обязательный досудебный порядок урегулирования споров предусмотрен Федеральным законом "О связи".
5) Обязательный претензионный порядок урегулирования споров установлен также Федеральным законом «О почтовой связи».
6) Досудебный порядок урегулирования споров установлен Законом РФ «О защите прав потребителей».
Теперь рассмотрим вопросы урегулирования споров в этих сферах более подробно.
1. Обязательный досудебный порядок разрешения споров при расторжении договора аренды
Арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок (ст. 619 ГК РФ).
Требование об изменении или о расторжении договора аренды может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок (ст.
452 ГК РФ).
Таким образом, если основанием расторжения договора аренды служит неисполнение арендатором возложенных на него обязательств, арендодатель, перед тем как обратиться в суд, должен направить арендатору предложение расторгнуть договор, а также письменное предупреждение о необходимости исполнения обязанности в разумный срок.
2. Обязательный претензионный порядок урегулирования споров при осуществлении транспортно-экспедиционной деятельности.
Согласно статьям 12 и 13 названного Закона до предъявления экспедиторуиска, вытекающего издоговора транспортнойэкспедиции,обязательнопредъявлениеэкспедитору
претензии,заисключениемпредъявленияискаприоказании экспедиционных услуг для личных,семейных, домашних и иныхнужд, несвязанныхсосуществлениемклиентомпредпринимательской деятельности.
Право напредъявление экспедитору претензиии искаимеет клиент илиуполномоченное имнапредъявление претензииииска лицо,получательгруза,указанныйвдоговоретранспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший право суброгации.
Претензия предъявляется в письменной форме. К претензииоб утрате, онедостаче илиповреждении(порче) грузадолжныбыть приложеныдокументы,подтверждающиеправонапредъявление претензии, идокументы,подтверждающиеколичествоистоимость отправленного груза,вподлинникеилизасвидетельствованныев установленном порядке их копии.
Претензиик экспедиторумогут быть предъявлены в течение шестимесяцевсоднявозникновенияправанапредъявление претензии. Указанный срок
исчисляется в отношении:
- возмещенияубытковзаутрату,недостачуилиповреждение (порчу) груза со дня, следующегоза днем, когда груз долженбыть выдан;
- возмещенияубытков,причиненныхклиентунарушениемсрока выполнения обязательствпо договорутранспортной экспедиции,со дня, следующего за последним днем действия договора,
если иноене определено сторонами;
- нарушенияиныхобязательств,вытекающихиздоговора транспортной экспедиции, со дня, когда указанные лица узналиилидолжныбылиузнатьотаких нарушениях.
Экспедиторобязанрассмотреть претензиюивписьменной формеуведомитьзаявителяобудовлетворенииилиотклонении
претензии в течение тридцати дней со дня ее получения.
Причастичномудовлетворенииилиотклоненииэкспедитором претензии кнемувуведомлении заявителюдолжныбытьуказаны
основания принятого решения. В этом случае представленные вместе с претензией документы возвращаются заявителю.
Длятребований,вытекающихиздоговоратранспортной экспедиции, срок исковой давностисоставляет один год.Указанный срок исчисляется со дня возникновения права на
предъявление иска.
(Продолжение в следующем выпуске рассылки)
По материалам журнала «Юрисконсульт в торговле», 2005, № 4
Содержание номеров журнала «Юрисконсульт в торговле»