Подписные индексы журнала «Юрисконсульт в торговле» в каталогах:
«Роспечать» - 82794 и «Почта России» - 16636.
Подписка также принимается непосредственно редакцией. Справки по тел.: (495)625-9611 или по e-mail: vrubiss@yandex.ru
Претензионный порядок урегулирования споров (продолжение)
3. Обязательный претензионный порядок в отношении споров по перевозкам грузов
До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.
Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.
Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами (ст. 797 ГК РФ).
В соответствии с этим обязательный досудебный (претензионный) порядок урегулирования споровпредусмотрен в большинстве транспортных уставов и кодексов:
- в Транспортном уставе железных дорог РФ
Согласно статьям 136,137 Транспортного устава железных дорог РФ до предъявления к железной дороге иска, возникшеговсвязис осуществлениемперевозкипассажировилибагажа,к железной дороге может быть предъявлена претензия в случае:
- недостачиилиповреждения(порчи)багажа- предъявителем выданногожелезнойдорогойкоммерческогоактао недостаче или повреждении (порче) багажа;
- просрочкидоставкибагажа - предъявителем выданного железной дорогой акта общей формы о просрочке доставки багажа;
- задержкиотправленияилиопозданияпоезда - пассажиром при предъявлении проездного документа (билета).
Претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов в прямом смешанном сообщении, предъявляются:
-к железной дороге назначения,если конечным пунктом перевозки грузов является железнодорожная станция;
- к соответствующей организации транспорта другого вида, которая обслуживаетконечный пункт перевозки грузов или в ведении которой находится данный пункт.
Претензиигрузоотправителей,грузополучателейв отношении штрафови пенейпредъявляютсяк железной дороге отправления или железной дороге назначения.
Претензиив отношении повреждений железной дорогой подвижного состава,контейнеров,принадлежащихгрузоотправителям, грузополучателям,другиморганизациямлибоарендованныхими, рассматриваютсяжелезнойдорогойпоместунахождениятаких грузоотправителей,грузополучателей,другихорганизацийили арендаторов подвижного состава, контейнеров.
Претензии,возникшиевсвязис осуществлениемперевозки пассажиров,багажа,могутбытьпредъявленык железнойдороге отправления
или железной дороге назначения по усмотрению заявителя претензии;
-в Кодексе торгового мореплавания РФ
Согласно статьям 403, 404 Кодекса торгового мореплавания РФ до предъявления перевозчику иска в связи с перевозкой груза в каботаже обязательным является предъявление перевозчику претензии.
Претензии предъявляются к перевозчику, который осуществлял перевозку груза, и, если перевозка груза не была осуществлена, к перевозчику, который в соответствии с договором морской перевозки груза был обязан осуществить ее.
Претензии, вытекающие из перевозки груза в смешанном сообщении, предъявляются к перевозчику, доставившему груз в конечный пункт перевозки. Передача права на предъявление претензий и исков другим организациям или гражданам не допускается, за исключением случаев передачи такого права отправителем получателю или наоборот, а также отправителем
или получателем экспедитору либо страховщику. Передача права на предъявление претензии и иска удостоверяется переуступочной надписью на коносаменте или ином перевозочном документе;
- в Кодексе внутреннего водного транспорта РФ
В соответствии со статьей 161 Кодекса внутреннего водного транспорта РФдо предъявления иска в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза к перевозчику или
в связи с буксировкой буксируемого объекта к буксировщику обязательным является предъявление претензии к перевозчику или буксировщику.
Претензии, возникающие в связи с перевозками пассажиров, багажа, грузов или буксировкой буксируемых объектов, предъявляются перевозчикам или буксировщикам по месту их нахождения.
- в Воздушном кодексе РФ
Согласно статье 124 Воздушного кодекса РФ до предъявления к перевозчику иска в случае нарушения договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты перевозчику предъявляется претензия.
В случае нарушения договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты перевозчику предъявляется заявление или претензия в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя.
4. Обязательный досудебный порядок урегулирования споров предусмотрен Федеральным законом "О связи"
Согласно статье 55 Федерального закона «О связи» в случаенеисполненияилиненадлежащегоисполнения обязательств, вытекающих издоговораобоказанииуслугсвязи, пользовательуслугамисвязидообращениявсудпредъявляет оператору связи претензию.
Претензии предъявляются в следующие сроки:
а) в течение шестимесяцевсодняоказанияуслугисвязи, отказа в ее оказании или дня выставления счета за оказанную услугу связи - по вопросам, связанным с отказом в оказании услугисвязи, несвоевременнымилиненадлежащимисполнениемобязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, либо невыполнением или ненадлежащим выполнениемработвобластиэлектросвязи(за исключением жалоб, связанных с телеграфными сообщениями);
б) в течениешестимесяцевсодняотправкипочтового отправления, осуществления почтового перевода денежныхсредств- по вопросам, связанным с недоставкой,несвоевременнойдоставкой, повреждением или утратойпочтовогоотправления,невыплатойили несвоевременной выплатой переведенных денежных средств;
в) в течение месяца со дня подачи телеграммы-повопросам, связанным с недоставкой, несвоевременной доставкой телеграммыили искажением текста телеграммы, изменяющим ее смысл.
К претензии прилагаются копия договораобоказанииуслуг связи или иного удостоверяющего факт заключения договора документа (квитанция, опись вложения итомуподобные)ииныедокументы, которые
необходимы для рассмотренияпретензиипосуществуив которыхдолжныбытьуказанысведенияонеисполненииили ненадлежащем исполнении обязательств по договору об оказании услуг связи, а в случае предъявления претензии о возмещении ущерба-о факте и размере причиненного ущерба.
Претензия должна бытьрассмотренанепозднеечемчерез шестьдесят дней со дня ее регистрации. О результатахрассмотрения претензии лицу, предъявившему претензию, должнобытьсообщенов письменной форме.
Дляпретензийотдельныхвидовпредусматриваютсяособые сроки их рассмотрения:
а) претензии, связанные с почтовыми отправлениями ипочтовыми переводами денежных средств, пересылаемых (переводимых) в пределах одного поселения, рассматриваютсявтечениепятиднейсодня регистрации претензий;
б) претензии,связанныесовсемидругимипочтовыми отправлениямиипочтовымипереводамиденежныхсредств, рассматриваются в установленный срок.
Приотклонениипретензииполностьюиличастичнолибо неполучении ответавустановленныедляеерассмотрениясроки
пользователь услугами связи имеет право предъявить иск в суд.
Претензиипредъявляютсяоператорусвязи,заключившему договор об оказанииуслугсвязиилиотказавшемувзаключении такого договора.
Претензии, связанные сприемомиливручениемпочтовыхили телеграфных отправлений, могут предъявляться как операторусвязи, принявшему отправление, так и оператору связи по местуназначения отправления.
По материалам журнала "Юрисконсульт в торговле",2005,№ 4
Содержание номеров журнала «Юрисконсульт в торговле»