Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Правовая работа в торговле

  Все выпуски  

Правовая работа в торговле


Рассылка подготовлена редакцией журнала "Юрисконсульт в торговле" и предназначена для руководителей и специалистов, работающих в торговле

Подписка на бесплатную рассылку журнала "Юрисконсульт в торговле"

http://subscribe.ru/catalog/law.zakontorg

Журнал распространяется только по подписке.

Подписные индексы журнала «Юрисконсульт в торговле» в каталогах:

«Роспечать» - 82794 и «Почта России» - 16636.

Подписка также принимается непосредственно редакцией. Справки по тел.: (495)625-9611 или по e-mail: vrubiss@yandex.ru


 

Ответственность перевозчика-автотранспортного предприятия

   Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

    Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:

    в случае утраты или недостачи груза или багажа - в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;

    в случае повреждения (порчи) груза или багажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере его стоимости;

    в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза или багажа.

    Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

    Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.

    Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа (ст. 796 ГК РФ).

     Примерный перечень обстоятельств, доказанность которых перевозчиком может свидетельствовать об отсутствии его вины в причинении ущерба отправителю или получателю груза, содержится в статье 132 УАТ. Так, перевозчик несет ответственность за сохранность груза, если не докажет, что утрата, недостача, порча или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависела, в частности вследствие:

    а) вины грузоотправителя (грузополучателя);

    б) особых естественных свойств перевозимого груза;

    в) недостатков тары или упаковки, которые не могли быть замечены по наружному виду при приеме груза к перевозке, или применения тары, не соответствующей свойствам груза или установленным стандартам, при отсутствии следов повреждения тары в пути;

    г) сдачи груза к перевозке без указания в товарно-транспортных документах его особых свойств, требующих особых условий или мер предосторожности для сохранения груза при перевозке или хранении;

    д) сдачи к перевозке груза, влажность которого превышает установленную норму.

    Заявитель требования не должен доказывать вину перевозчика в любых случаях несохранности груза. Однако есть правила, допускающие при определенных условиях предположение об отсутствии вины перевозчика, пока она не будет доказана заявителем претензии. Такое правило есть и в ст. 133 УАТ, согласно которой перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза в случаях, когда:

    а) груз прибыл в исправном автомобиле (контейнере) за исправными пломбами грузоотправителя, а штучный груз - с исправными защитной маркировкой, бандеролями, пломбами грузоотправителя или изготовителя;

    б) недостача, порча или повреждение произошли вследствие естественных причин, связанных с перевозкой груза на открытом подвижном составе;

    в) груз перевозился в сопровождении экспедитора грузоотправителя (грузополучателя);

    г) недостача груза не превышает норм естественной убыли.

    В указанных случаях перевозчик несет ответственность за несохранность груза, если предъявитель претензии докажет, что утрата, недостача, порча или повреждение груза произошли по вине автотранспортного предприятия или организации.

     В ряде международных конвенций и соглашений о перевозках грузов предусмотрен перечень особых рисков, освобождающих перевозчика от ответственности за потерю или повреждение груза. Так, в п. 4 ст. 17 Конвенции о договоре международной перевозки грузов по дорогам (КДПГ), участником которой является Россия, установлено, что перевозчик освобождается от лежащей на нем ответственности, когда потеря или повреждение груза явились следствием особого риска, неразрывно связанного с одним или несколькими из перечисленных в данном пункте обстоятельств. В их числе: отсутствие или повреждение упаковки груза; погрузка, размещение, выгрузка груза отправителем или получателем груза или лицами, действующими от их имени; недостаточность или неудовлетворительность маркировки груза и др.

Соблюдение претензионного порядка обязательно

    До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном УАТ.

    Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.

    Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами (ст. 797 ГК РФ).

    Порядок обращения с претензией к перевозчику  статьями  158 - 165 и 168 УАТ. Момент, с которого возникает право на обращение с претензией к перевозчику также установлен УАТ. Так, претензии к перевозчику о недостаче, повреждении (порче) груза, а также о просрочке в его доставке могут быть предъявлены со дня выдачи груза; об утрате груза - по истечении 30 суток  со дня окончания срока доставки; претензия об утрате груза, перевозившегося в прямом смешанном сообщении, может быть предъявлена по истечении 4 месяцев со дня приема груза к перевозке. Во всех остальных случаях - со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.

    Срок, в течение которого отправитель или получатель могут обратиться к перевозчику с претензией об утрате, недостаче, повреждении (порче) груза установлен УАТ для внутренних перевозок  в шесть месяцев.

    К претензионному заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие претензию (накладная, а в случае недостачи или повреждения (порчи) груза - коммерческий акт). При этом в случае недостачи, повреждения (порчи) груза наличие коммерческого акта для предъявления претензии необходимо, если у грузополучателя отсутствует грузовая накладная.

     К претензии в отношении утраты, недостачи, порчи или повреждения груза, кроме документов, подтверждающих право на предъявление претензии, должен быть приложен документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза. Отсутствие последнего не лишает права на обращение с претензией, но может затруднить принятие перевозчиком решения об удовлетворении претензии.

    Право на предъявление претензии принадлежит получателю или отправителю при условии представления соответствующего транспортного документа (ст. 158 УАТ), получателю - в случае просрочки в доставке груза. УАТ допускает передачу права на предъявление претензии и иска транспортно-экспедиторской организации. Страховщик, выплативший страховое вознаграждение, также имеет право на предъявление претензии к перевозчику в пределах выплаченной суммы.

    Претензия к перевозчику предъявляется по месту нахождения транспортной организации, перевозившей груз (ст. 159 УАТ).

    Перевозчик обязан ответить на претензию в тридцатидневный срок. В течение этого срока перевозчик обязан рассмотреть претензию и либо удовлетворить ее, либо дать мотивированный ответ об отказе в удовлетворении претензии полностью или в части. В случае полного или частичного отказа в удовлетворении претензии, а также неполучения по окончании месячного срока ответа на претензию грузоотправитель и грузополучатель могут предъявить иск к перевозчику.

    Исковая давность по требованиям, вытекающим из перевозки груза, установлена в один год. Согласно УАТ иски к перевозчику, возникшие в связи с осуществлением перевозки груза, могут быть предъявлены в случаях полного или частичного отказа удовлетворить претензию либо неполучения от ответа в течение установленного для ответа срока...


Содержание номеров журнала «Юрисконсульт в торговле»

2006 г.

Содержание майского (№ 5) номера журнала

http://subscribe.ru/archive/law.zakontorg/200604/20122355.html

Содержание апрельского (№ 4) номера журнала

http://subscribe.ru/archive/law.zakontorg/200603/23124800.html

Содержание мартовского (№ 3) номера журнала

http://subscribe.ru/archive/law.zakontorg/200602/02095202.html

Содержание февральского (№ 2) номера журнала

http://subscribe.ru/archive/law.zakontorg/200601/12162831.html

Содержание январского (№ 1) номера журнала

http://subscribe.ru/archive/law.zakontorg/200512/01085910.html


Всегда рассмотрим Ваши пожелания, предложения и замечания


В избранное