Предпринимателей проверяют многие контролирующие организации, в числе которых налоговая инспекция, торговая инспекция, трудовая инспекция, пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования, Фонд занятости, торговые отделы районных администраций, антимонопольный комитет, комитет по защите прав потребителей, государственный пожарный надзор, санитарно-эпидемиологический
надзор, экологический, энергетический, радиационный и иные надзоры, органы местного самоуправления, милиция и множество других. Штрафы, накладываемые этими органами и организациями, иногда могут достигать катастрофических размеров. В то же время избежать всех нарушений, предусмотренных множеством инструкций и правил, в реальной жизни практически невозможно. В соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001 в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя плановое мероприятие по контролю (проверка) может быть проведено с периодичностью не более 1 раза в два года. Однако Закон предусматривает и проведение внеплановых проверок, цель которых - проконтролировать, как исполняются предписания о выявленных нарушениях, установленных в ходе проведения планового мероприятия. Внеплановые проверки
проводятся в строго определенных законом случаях:
если получена информация об обстоятельствах (авария, выход из строя сооружения, оборудования и т.д.), которые могут причинить вред жизни, здоровью, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
если возникает угроза жизни, здоровью, загрязнению окружающей среды, повреждению имущества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
обращений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. При этом необходимо учитывать, что обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля, не могут служить основанием для внеплановой проверки.
Однако вышеуказанный Федеральный закон распространяет свое действие не на все сферы контроля. Он не применяется к отношениям, связанным с проведением: