Классическая схема абьюза изначально предполагает неравенство. Неравенство в грубой, материальной форме - например, он богатый, со связями и с пропиской, а она понаехавшая и без гроша. Сперва он ей строго по учебнику предлагает покровительство, заменяет отца и обволакивает заботой. Потом потихоньку начинает шпынять. Потом уже конкретно гнобит. Она его с самого начала держит за небожителя, благоговеет перед его авторитетом плюс у нее ни жилья, ни доходов. Сначала она ему угождает по любви, потом из раболепия, а потом уже и рада бы не угождать, но боится, что прибьет. Идти ей некуда, кроме шелтера, голову ей пока вроде не проломили, то есть жизни не угрожает и вообще она уже привыкла.
Тут, конечно, напрашивается вывод, что выходить лучше все-таки за ровню, но и это, к сожалению, ничего не гарантирует, потому что неравенство бывает не только в цифрах.
Неравенство на ээ... тонком плане - например, оба богатые и со связями (или оба бедные и без связей), но он садист и психопат, а она нежная ромашка. Опять у него больше ресурса и ей с ним не сладить, она чуть что - уже оробела и вся в рефлексиях, а он свеж как молодой редис и пьет ее кровушку радостно и бодро. Пока она там мучается вопросами - "а как же наша любовь", "а вдруг мне показалось", "а может, я действительно неправа" и прочими такими же важными темами, он ее успевает убедить, что она истеричка и только он один в целом мире готов ее терпеть. Ментально слабосильная подруга благодаря своей привычке зачем-то слушать собеседника эту информацию усиленно впитывает и спустя небольшое время уже трепещет перед своим повелителем. Идти ей некуда, потому что ей же ясно сказано, что она без него пропадет.
Кстати, с нарциссом и абьюзером невозможно выйти за ровню, потому что он себя никому ровней не считает. Он всегда стоит выше, даже если у него нет даже на пиво.
Тут может быть длинный припев о природе нарциссов и абьюзеров, который все уже сто раз читали и сколько ж можно. Да, для абьюзера его жертва - не человек, а корм, живая консерва. Да, он питается ее эмоциями и эти эмоции непрерывно из нее добывает. Да, эмоциональный абьюз - это тоже насилие: если человека унижать, портить ему настроение, дергать за нервные окончания и доводить до депрессии - это ничем не лучше прямого мордобоя.
Приемы у этих ребят у всех одни и те же, словно у них на всех одна методичка. Ты ни на что не годна (толстая, страшная, плохая хозяйка, плохая мать, дура набитая, нужное подчеркнуть). Ты испортила мне всю жизнь (навязалась на мою голову, заставила жениться, не даешь ээ... любви и ласки). Ты все делаешь не так (не там стоишь, не то надела, просишь без уважения). Я за тебя отвечаю, поэтому иди сюда, пороть буду.
Сюда же относятся техники, известные руководителю даже самой захудалой секты: сутками молчать и дуться, чтоб подергалась; сутками выяснять отношения, чтоб обессилела; ябедничать всем знакомым, чтоб никому не жаловалась, осталась в одиночестве и пришла к единственному, кому до нее есть дело, то есть к нему.
Но все эти трюки работают при одном условии - что этот чувак для этой женщины что-то значит. Без этого условия он не пройдет первую часть квеста - он не сможет убедить ее, что она перед ним виновата. Если ту же самую женщину, к примеру, ее парикмахер начнет убеждать, что она неправильно себя ведет и страшно его этим огорчает, - это сильно ее впечатлит? А вот если с таким спичем выступит, к примеру, ее мама - тут бедная девка места себе не найдет несколько недель. Потому что все-таки целая мама, не баран начхал. Мама иерархически стоит выше ее, кем бы она ни была, это врожденная привилегия.
Каким образом бойфренду, сожителю или мужу с такими коварными свойствами удается вскарабкаться на пьедестал иерархической мамы, это тоже не бином Ньютона. На заре отношений он мамину фигуру тупо косплеит - постоянно присутствует и подтыкает символическое одеялко. Простодушная жертва рада этому привету из детства, особенно если реальная мама до идеала не дотягивала, и не в силах распознать эту подмену. Потом, когда эта other mother от колыбельных переходит к мягкой критике, это по-прежнему вписывается в образ и не вызывает тревоги. В действие вступает главная детская забота не огорчать маму, а то прилетит. Потом критика из мягкой становится жесткой, но коготок к тому времени уже увяз.
Когда мужчина сильнее социально и финансово - он родительская фигура с самого начала. Когда мужчина финансово вровень, но сильнее ментально - он может ею стать, если приложит некоторые усилия.
Как этот номер проворачивают мужчины, стоящие ниже жены по всем показателям - вот это для меня вечная загадка.
Допустим, она звезда, за автографом очередь стоит, а он третий справа на подтанцовке. Как-то ему удалось протыриться в бойфренды или бери выше - в мужья, всякое бывает. Может, она пьяная была(зачеркнуто) разглядела в нем золотое сердце. Ну так ты, коли женился на звезде, так ты как-то помни, что ты простой татарин, а она жена действительного статского советника (С) Если у тебя, кроме золотого сердца, ни хрена нет, так играй тем, что сдали, не? Золотое сердце тоже капитал, если с умом подойти к делу.
Но не таков наш герой. Он эту свою примадонну подвергает внешнему пищеварению, как паук. Впрыснул фермент и отбежал. Она типа чего-то там бегает как живая, а сама в это время переваривается, чтоб ее вкусней было кушать. И жизнь она ему испортила, и мать никакая, и все ее достижения гроша не стоят. Кстати, о грошах - живет он, как правило, на ее деньги. Это ничтожная компенсация за его страдания.
Подтанцовщика понять несложно. Он с любой женой проделывал бы то же самое, но уложить крупную добычу намного почетнее. У вас там у всех домашние курицы боятся слово сказать, а у него аж целая прима пляшет на ниточках, вон дерганая уже вся, приятно смотреть. Вроде и сам он уже не пустое место, раз такую державу покорил.
Сложнее понять приму. Допустим, ее околдовало золотое сердце. Но не до слабоумия же. Она же не может не знать, что вышла замуж сильно ээ... сверху вниз. Пока сердце золотое, этим можно пренебречь. Но когда золотое сердце открывает рот и говорит человеческим голосом, что она ему чем-то не угодила - это примерно как если бы с такой речью выступил канделябр. Единственная возможная реакция - это брезгливое изумление.
Между тем истории известно немало, например, творческих пар, где все держится на жене, муж при этом ведет себя как царь горы с фанабериями вплоть до мордобоя, а эта жена, вместо того чтобы одним движением снять этого ассистента с довольствия - ходит к терапевтам и работает над отношениями. Был, например, в 60-е дуэт Сонни и Шер - Шер сейчас знает вся планета, а кто там помнит того Сонни? А он над ней изгалялся в свое время как большой, и она, что самое поразительное, страдала как из-за большого.
Для меня это совершенно необъяснимо. Наверное, я сама в душе нарцисс и абьюзер.