Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Настоящая женщина для настоящего мужчины


 Соединяя, разделяй! (продолжение)

 

Фромм говорил также о важности любви к себе и трактовал идею, выраженную в библейском «возлюби ближнего как самого себя» как уважение к собственной целостности и уникальности. Любовь к самому себе и понимание себя не могут быть отделены от уважения, понимания и любви к другому индивиду.

Важными условиями практики любви (овладения искусством любви) Фромм считал самодисциплину, терпение, заинтересованность, сосредоточенность. Дисциплина должна быть не навязанной, а принятой самим человеком. Сосредоточенность – это способность быть в состоянии оставаться наедине с собой и быть в состоянии слушать себя и других. Быть сосредоточенным это значит жить в настоящем, в здесь и сейчас. Сосредоточенности нельзя научиться, не умея чувствовать себя. Одним из главных условий, по Фромму, является также преодоление собственного нарциссизма. Полюс, противоположный нарциссизму — это объективность, она представляет собой способность видеть людей и вещи объективно, способность отделять объективную картину от картины, сформированной своими желаниями или страхами. Также необходима вера в себя и в любимого человека. Если человек не имеет веры в постоянство своего «я», его чувство аутентичности оказывается под угрозой и он становится зависим от других людей. Только человек, который имеет веру в себя, в свои силы, в свою любовь, способен верить в других. Фромм определяет любовь как «единство с кем-то или чем-то вне себя самого при условии сохранения отдаленности и целостности собственного Я», как творческую связанность человека со своим ближним, с самим собой и природой.


Высоко? Может быть? Неприемлемо и недоступно? Не думаю. Если мы движемся и развиваемся, мы учимся любви. Наши ценности тоже со временем меняются и мы стремимся соответствовать своим ценностям. И партнеров подбираем в соответствии со своими ценностями, а значит, более осознанно. И видим уже, что это вот –морковь, а это – помидоры, которые уже давно завяли…И время сажать свеклу, или огурцы, или…главное – знать, чего хочешь. Каждый – сам себе садовник). И если уж вырастил клубнику, захотел «клубнички» – нечего стесняться ее есть, говорить, что тебе хочется «высоких отношений». Иногда хочется просто клубнички. И это не хорошо и не плохо, это – то, что есть. Осознанное поедание клубники – гораздо более полезная практика, чем размышления о «высокой любви» на почве сексуальной неудовлетворенности. Когда мы наедаемся, приходят другие желания. Не более высокие, но более зрелые. Это не значит, что секс уходит, уходит важность секса, он приобретает другое качество, другую наполненность. И клубнику можно есть по-разному: можно проглотить разом толком не насытившись, а можно насладиться всем вкусом и ароматом.

Приходит время видеть свои желания и отношения, в которых мы находимся такими, какие они есть. Время разделять (это- секс, это — романтика, это – семья), время соединять. Время любви.

Словами сложно говорить о любви. Но я закончу удивительными словами Халиля Джибрана: 


«Когда любовь поманит – следуйте ей, хотя ее пути тяжелы и круты. И когда ее крылья обнимут вас – не сопротивляйтесь ей, хотя меч, спрятанный в крыльях может поранить вас. И когда она говорит с вами – верьте ей, хотя ее голос может разрушить ваши мечты, как северный ветер превращает в пустыню сады. Потому что, хоть любовь и надевает корону на вашу голову, но она и распинает вас на кресте. Ведь она не только для вашего роста, но и для подрезания веток, чтобы придать форму вашему дереву. Ведь она не только поднимается до самого высокого в вас и ласкает нежные ветви, что дрожат на солнце, но и опускается до самых ваших корней, сотрясая их в объятьях с землей.»

«Не думайте, что вы можете направить любовь в ее течении, потому что если она найдет вас достойным, сама направит вас. У любви есть только одно желание – осуществить себя. Поэтому, если вы любите, пусть у вашей любви будут такие желания:

Растаять и стать как бегущий ручей, что поет свою мелодию ночи.

Познать боль чрезмерной нежности.

Быть раненым собственным пониманием любви и кровоточить охотно и с радостью.

Просыпаться на рассвете с окрыленным сердцем и благодарить за еще один день любви.

Отдыхать в полуденный час, размышляя о любовном восторге.

Возвращаться домой вечером с радостью.


И засыпать с молитвой за свою возлюбленную в сердце и с песней благодарности на губах.» 


В избранное