Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психология для отношений

  Все выпуски  

Психология для отношений: Как спасти отношения (способ первый)


     Кризис бывает и в отношениях. Он выражается в том, что людям в паре (или, чаще, одному человеку в паре) становится дискомфортно. Отношения становятся более напряженными. Перестают приносить радость, временами просто тягостны. Партнерам (или партнеру) становится скучно друг с другом. И даже секс не улучшает отношений.  Почему это случилось? Как спасти отношения?

Эти вопросы время от времени мучают и волнуют всех людей: и мужчин, и женщин. Мучительно ищутся ответы на эти вопросы.

Ответ можно найти у Эрика Бёрна.

Эрик Бёрн предложил теорию трех эго-состояний, в которой рассматривал человека с позиций психических состояний. Он заметил, что

- ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ НАХОДИТЬСЯ В ТРЕХ ОСНОВНЫХ СОСТОЯНИЯХ

Эти состояния были названы Родитель, Взрослый и Ребенок. Все эти три состояния отличны друг от друга и характеризуются некоторыми определенными параметрами.

Состояние Родитель. Человек точно знает, как правильно и как нужно. Он является носителем нравственных норм, правил, законов. Опирается на традиции, установки. Он - приверженец морали.

Состояние Взрослый. В этом состоянии человек мыслит логически, ставит цель и добивается ее, выносит на обсуждение, находит аргументы, оценивает, знает, какой результат и каким методом можно получить. В некотором роде в этом состоянии человека можно сравнить с компьютером. Беспристрастно и без всяких эмоций компьютер работает, справляется с задачей, перебирает множество решений до тех пор, пока не остановится на одном. Самом оптимальном. Так и человек в состоянии Взрослый методично и бесчувственно ищет правильное решение. Правильное, со своей точки зрения, конечно.

Состояние Ребенок – это эмоциональное и творческое состояние. В этом состоянии люди действуют импульсивно, под влиянием эмоций и чувств. Это, пожалуй, самое лучшее человеческое состояние, если Ребенок позитивен.

- С РАЗНЫМИ ЛЮДЬМИ МЫ ОБЩАЕМСЯ ИЗ РАЗНЫХ СОСТОЯНИЙ

- ОТНОШЕНИЯ С КОНКРЕТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ СТРОЯТСЯ ИЗ ОДНОГО КОНКРЕТНОГО СОСТОЯНИЯ

Это состояние всегда более выражено для каждого конкретного партнера. Причем с одним человеком отношения большей частью могут строиться из состояния Родитель. Это встречается в отношениях мама (или папа) – ребенок. Или бабушка (дедушка) – внук (внучка).

Отношения с другим человеком могут строиться из состояния Взрослый. Эти состояния очень часто встречаются в отношениях между коллегами.

А отношения из состояния Ребенок встречаются у влюбленных.

Три психических состояния не означают, что в человеке живут три разных существа. Речь идет о состояниях. Эти разные состояния можно узнать по эмоциям, которые мы испытываем, или по их отсутствию, по жестам, по положению тела, по голосу, по используемым словам, по интонациям. Иногда состояния называют субличностями. И тогда говорят о субличности Родитель, субличности Взрослый или субличности Ребенок.

Хорошие устойчивые отношения в паре характеризуются прямыми и перекрёстными взаимодействиями.

Отношения всегда будут отличные, если мы взаимодействуем из одинаковых состояний.

Прямые взаимодействия приводят к отличным отношениям. Каждый участник в паре находится в одном и том же состоянии. Родитель – Родитель, или Взрослый - Взрослый, или Ребенок - Ребенок.

Например, состояния Родитель - Родитель характеризуется тем, что ценности и убеждения у людей одинаковые. Они верят в одно и то же. Взгляды на жизнь очень похожи. Оба считают, например, что о собственных детях от других браков обязательно нужно заботиться. И нужно выделять средства из общего бюджета для обучения детей от других браков. Или, например, ездить отдыхать в Турцию скучно, а не скучно отдыхать, например, в Европе.

Состояния Взрослый – Взрослый наблюдается в отношениях, когда люди заняты общим делом или у них имеются общие интересы. «Пошли компьютер чинить, покажу тебе как Windows переставлять». И двое с большим интересом и увлечением занимаются этим общим делом. Их отношения прекрасные!

В отношения Ребенок – Ребенок двое испытывают похожие эмоции.

Определенные перекрестные взаимодействия также приводят к отличным отношениям. Когда один человек в паре взаимодействует из состояния Родитель, обращаясь к состоянию Ребенка второго, а второй взаимодействует из состояния Ребенок, адресуясь к состоянию Родитель первого.

Также очень важно отметить, что в другой ситуации второй занимает родительскую позицию и заботится о внутреннем ребенке первого.

Речь идет о заботе одного о другом.

Баланс брать и давать должен соблюдаться всегда. Если муж заботится о жене и приносит ей свою зарплату, то жена тоже заботится о муже и это выражается, например, во вкусных и своевременных обедах.

Таким образом, отношения будут очень хорошие, когда один партнер общается из состояния, которое направлено на определенное состояние второго партнера, а второй партнер взаимодействует из того же состояния и взывает к начальному состоянию первого партнера.

А ТЕПЕРЬ О ПЛОХИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ. Они наступают, когда в общей сложности в отношениях участвуют больше, чем два перекрестных состояния. Например, первый партнер из состояния Взрослого обращается к состоянию Взрослого другого партнера. А другой партнер отвечает из состояния Ребенка, адресуясь к состоянию Взрослого первого партнера. Этот тип взаимодействий хорошо иллюстрирует следующий пример:

Первый человек: «Сколько будет пятью пять?» (Состояние Взрослого к состоянию Взрослого).

Второй человек: «Эта математика меня достала!» (Ребенок отвечает Взрослому).

Коммуникация на этом заканчивается. Отношения обречены на провал.

Для сравнения - прямое взаимодействие, лежащее в основе отличных отношений.

Первый человек: «Сколько будет пятью пять?» (Состояние Взрослого к состоянию Взрослого).

Второй человек: «Двадцать пять!» (Состояние Взрослого к состоянию Взрослого).

Коммуникация не прерывается. Отношения сохраняются отличными.

 

Теория Эрика Бёрна также говорит о морфологии развала отношений. Поэтому очень важно при ответе на вопрос, как спасти отношения, учитывать следующее:

- ОТНОШЕНИЯ РАЗРУШАЮТСЯ СНИЗУ ВВЕРХ

Первыми страдают коммуникации Ребенок – Ребенок. Люди перестают эмоционально взаимодействовать. Перестает быть интересно друг с другом.

Далее расстраивается коммуникация Взрослый – Взрослый. Люди перестают вместе что-то делать.

Окончательное уничтожение отношений происходит тогда, когда люди перестают заботиться друг о друге. Исчезает взаимодействие Родитель – Родитель.

Так как спасти отношения, согласно теории Эрика Бёрна?

1. Понять из каких состояний в данной конкретной паре происходит коммуникация.

2. Попробовать использовать другие состояния в отношениях со своим партнером.

продолжение следует...

Источник 

Фото 


В избранное