Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Ваши заморочки

  Все выпуски  

Ваши заморочки


                                             
ВАШИ ЗАМОРОЧКИ
 
          
 
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся -,
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать ...(Ф.Тютчев)

Подобное привлекает подобное…; наши мысли становятся предметом…; то, о чём вы думаете – всегда становится реальностью…

Присылайте свои вопросы! rovesniki@list.ru

Вы получите ответы на Ваши вопросы, поддержку в Ваших о жизненных проблемах.


Письмо из Серпухова:

Добрый день! У моей мамы, после смерти мужа, подавленное состояние. Ей очень плохо, особенно утром, не хочет кушать, боязнь одиночества, часто слезы. Днем состояние улучшается, но не надолго. Как помочь ей выйти из этого состояния?
С уважением, Мария.


Комментарий врача Хорошева Владимира Степановича:

Здравствуйте, Мария! Внимательно прочел Ваше небольшое письмо, мой ответ обращён к Вам и Вашей маме.
Знаю, что такое смерть близких и родных людей. И что такое смерть близких друзей, тоже. Уже приходилось терять по-настоящему близких друзей на афганской войне и в мирной жизни. Недавно потерял близкого друга, а немного позднее потерял своего отца, которого почитал не только как отца, но и как умного, преданного друга. Это … Я даже не знаю, как назвать такую потерю. Горе? Да. Это горе.
В момент узнавания о постигшем горе, в момент получения этого страшного известия все внутри противится этому и первая реакция – «Нет! Нет! Нет! Этого не может быть!!!». Мы так устроены, что наше сознание не хочет и не может признать скорбного факта. И потому первой реакцией на происшедшее чаще всего бывает не плач, не рыдания, а скованность, этакая «стылость». В этот момент и в ближайшее время после получения скорбной вести возникает ощущение «ненастоящности». Так наш мозг защищает себя, «подчиненный» ему организм от горя. Нередко в это время (в первые часы, дни, реже – недели) нас преследует ощущение присутствия погибшего (умершего) друга, родного человека. Невольно ловишь себя на мысли: «Вот сейчас приду, а он (она) у себя в комнате». В окружающих на улице людях вдруг «узнаешь» своего погибшего (умершего) друга; невольно ускоряешь шаг, начинает колотиться сердце. Ан нет, показалось. И опять показалось. В этом нет «сумасшедшинки». Это нормальная реакция на горе. Но этот период – период мятущейся души (он, как правило, длится от 5-7 до 12-15 дней) - не самый тяжелый. Впереди более трудный этап переживания горя. Гораздо более трудный. И длительность его гораздо большая – около 1,5 - 2-х месяцев. В этот период в переживание горя включается тело и наши страдания становятся не только душевными, но и физическими – исчезает желание (или потребность) что-либо делать, появляется апатия, общая слабость (ни рукой, ни ногой двигать не хочется), аппетит снижается, нередко нарушается сон – лежишь и слышишь как тикают часы на стене и будильник, а сна – как не бывало. Перед глазами, как рекламный ролик (только горестного характера), сменяя друг друга, пролетают чувства и мысли – тут и отчаяние, и ощущение беспомощности, и возникающие мысли о своей вине (или винах - реальных и надуманных). А иногда и полная бессмысленность. Почти всегда в этот период возникает фетишизм – когда начинаешь ходить и буквально гладить, трогать руками то, к чему прикасался ушедший близкий человек. Мы помимо своей воли начинаем идеализировать умершего родственника.
Но… всё в этой жизни конечно (помните, что было написано на перстне царя Соломона: "И это пройдёт”). Все проходит… И горе тоже. Так уж устроен человек. Так его устроила Природа. Будут еще наступать такие периоды наплыва горестных мыслей, этакие приступы (когда снова будут самообвинения, самобичевание – и то-то мною не было сделано и на то-то не обратила внимания… Но они, эти приступы будут все реже и реже, все менее и менее выражены.
А вот теперь я и отвечу на Ваш вопрос – как пережить смерть очень близкого и родного человека. Важно, очень важно не устраняться от рутинных дел, не перестараться с приемом седативных средств. Хорошо бы, если бы в этот период рядом оказался умный небезразличный человек. Который не произносил бы к месту и не к месту утешения. В них-то и нужды особой нет, в этих утешениях. Просто, чтобы этот человек был рядом. Ведь что важно – чтобы в этот горестный период была благоприятная душевная атмосфера, чтобы можно было вновь и вновь вспоминать умершего, рассказывать (пусть даже неоднократно повторяясь) разные эпизоды, связанные с ним. Поначалу эти воспоминания могут даже обострить восприятие несчастья, но это лишь поначалу. Рассказывайте, повторяйтесь, говорите, выговоритесь. И… станет легче, вот увидите. Это так.
Будет и такой период, когда может появиться желание как можно дольше ощущать горе. Это бессознательное желание, искушение, как бы укрыться в нем, в этом горе, как в коконе. Это искушение объясняется целым рядом причин – и, как бы, доказывая силу своей привязанности к ушедшему человеку, преданности ему, и страхом перед жизнью … без него. Но траур все равно надо заканчивать. Надо оставить память.
Надо помнить, что долгие слезы побуждают Душу ушедшего метаться, пытаясь вернуться к горюющему человеку. А это не удаётся. И Душа мечется. Нельзя побуждать Душу дорогого человека к страданиям. Не надо. Пусть останется светлая память. И она останется. Я это знаю. Я это пережил.




Архив рассылки

Вы обязательно получите ответ и содействие по самым разным вопросам, во всём, что заботит Вас или Ваших близких – будь то проблемы детей, подростков, молодых, пожилых и старых людей.  

      

 
              

В избранное