Subscribe.ru

Как выпивают животные

Шимпанзе не только не упускают возможности побаловаться алкоголем, но и самостоятельно изготавливают спиртные напитки, утверждают ученые. О том, какие еще животные достигают состояния опьянения, а также каким образом они это делают, рассказывает отдел науки «Газеты.Ru».

Международная группа ученых выяснила, что среди обезьян, как и среди людей, встречаются любители выпить: в качестве алкогольного напитка приматы употребляют забродивший пальмовый сок. С текстом исследования, проводившегося в городе Боссу (Гвинея) с 1995 по 2012 год, можно ознакомиться в журнале Royal Society Open Science.

Местные жители Гвинеи используют сок пальмы рафия в качестве основы для производства вина. Живущие неподалеку шимпанзе тоже не упускают возможности полакомиться алкоголем: приматы срывают листья рафии с деревьев и многократно их пережевывают, превращая в вязкую массу. Затем шимпанзе помещают получившуюся массу в сосуды, которые местные жители вешают на пальмах для сбора сока. Когда он пропитывает кашицу из листьев, обезьяны забирают ее и наслаждаются напитком.

Специалисты провели измерения и выяснили, что получающийся у обезьян напиток содержит от 3,1 до 6,9% алкоголя, то есть столько же, сколько темное пиво.

«Мы выяснили, что шимпанзе, живущие в Гвинее, пользуются своими навыками по изготовлению орудий труда, чтобы пить пальмовое вино, — рассказывает ведущий автор исследования Кимберли Джейн Хокингс из Университета Брукса в Оксфорде. — Это в очередной раз говорит об интеллекте наших ближайших родственников».

Ученые утверждают, что самцы шимпанзе балуются алкоголем чаще, чем самки. На приматов, как и на людей, крепкий напиток действует по-разному: одни обезьяны сразу ложатся спать, другие начинают активно скакать по деревьям.

Авторы исследования пока точно не знают, для чего шимпанзе употребляют забродивший пальмовый сок. Скорее всего, обезьяны, как и люди, обладают генами, отвечающими за желание достичь алкогольного опьянения. По мнению ученых, способность усваивать этиловый спирт — основной действующий компонент алкогольных напитков — появилась у общего предка обезьяны и человека еще 10 млн лет назад. Это было важным эволюционным шагом, так как в те времена основным источником питания являлись фрукты, в которых количество этилового спирта увеличивалось по мере созревания. Американский биолог Роберт Дадли даже выдвинул так называемую

«гипотезу пьяной обезьяны»: согласно этой теории, люди испытывают слабость к алкоголю именно потому, что наши предки ассоциировали спелые плоды с приятным состоянием легкого опьянения.

Впрочем, наряду с шимпанзе пристрастием к вредным привычкам отличаются и другие животные. Так, британские исследователи выяснили, что некоторые дельфины могут «ловить кайф» от тетродотоксина — яда рыбы фугу. В 1995 году зоолог Лиза Стайнер впервые описала, как под воздействием тетродотоксина водные млекопитающие достигают состояния легкого опьянения. Впрочем, ученые еще не уверены в том, что дельфины специально подвергают себя воздействию яда рыбы фугу. Вполне возможно, что они становятся жертвами ядовитого вещества в результате случайности. Посмотреть документальный фильм, демонстрирующий дельфинов «под кайфом», можно на сайте BBC.

На YouTube можно найти видео со слонами, пьянеющими после поедания плодов дерева марула, содержащих небольшой процент этилового спирта и использующихся для изготовления алкоголя, например, сливочного ликера с карамельным вкусом под названием «Амарула». Правда, учитывая габариты крупнейшего наземного млекопитающего, для должного эффекта доза фруктов должна быть огромна. В состоянии легкого опьянения слоны становятся намного ленивее и медлительнее, чем в трезвом виде. Подробнее ознакомиться с исследованием можно в журнале Bulletin of the Psychonomic Society.

Согласно наблюдениям ученых, любителями выпить являются даже пчелы: насекомые употребляют забродивший нектар. Во время одного из экспериментов ученые предложили пчелам выбор между сахарным раствором и напиток с 80-процентным содержанием алкоголя. Пчелы, не задумываясь, выбрали второе лакомство. Австралийский энтомолог Эррол Хасан утверждает, что

в состоянии опьянения пчелы иногда забывают дорогу в родной улей и «полностью теряют ответственность за свои поступки». Более того, захмелевшие насекомые могут столкнуться со следующей проблемой: сородичи не пускают их в нетрезвом виде в улей.

Соответствующая статья была опубликована в базе данных медицинских и биологических научных статей PubMed.

Ходят «под мухой» и землеройки: по ночам эти маленькие зверьки, внешне похожие на мышей, залезают на пальмы и пьют из цветков забродивший нектар, причем делают это практически ежедневно. Самое удивительное заключается в том, что при этом землеройки практически не пьянеют: по мнению ученых, за 55 млн лет эволюции организм животных выработал устойчивость к алкоголю. По словам Франка Винса, ведущего автора исследования, опубликованного в журнале PNAS, землеройки употребляют алкоголь в таких пропорциях к массе собственного тела, что в случае с человеком это привело бы к серьезным последствиям для здоровья или даже к летальному исходу.

---------