Японская Nikkei купила британскую газету Financial Times, чтобы стать глобальным брендом. Японцы надеются выйти за пределы собственного рынка и готовы были потратить на это большие деньги.

Financial Times, получив от своего прежнего владельца Pearson добро на присоединение к медиакорпорации Nikkei, опубликовала материал, в котором объяснила, почему японский игрок согласился заплатить за актив 844 млн фунтов стерлингов. Оказывается, для Nikkei эта сделка - плацдарм для развития бизнеса за пределами родного рынка.

Как сообщается, крупнейшая японская медиакомпания долгие годы искала возможность расширить список своих активов. В каком-то смысле покупка Financial Times - это сделка мечты. Руководство Nikkei надеется, что FT поможет бизнесу выжить в эру цифровой журналистики.

Отметим, что Nihon Keizai Shimbun (Nikkei), как и Pearson, полагается в первую очередь на традиционные активы. Газета Nikkei возглавляет список самых популярных изданий в стране, а ее тираж достигает 3,12 млн. Ее читают представители делового сообщества, в частности офисные работники и руководители крупных компаний. Акции Nikkei принадлежат ее сотрудникам. Бывшие и нынешние топ-менеджеры контролируют лишь 5,8% ее капитала. Два объединения сотрудников в общей сложности контролируют более крупный пакет - 8%.

Сделка с Financial Times была заключена через 4 месяца после того, как был назначен новый исполнительный директор Nikkei Наотоси Окада. Он продолжил сформированную ранее стратегию по укреплению цифрового подразделения корпорации. Онлайн-версия газеты Nikkei появилась в 2010 г. Кроме того, Nikkei вкладывала деньги в приложение для создания заметок Evernote, таким образом демонстрируя желание закрепиться в новых рыночных нишах.

Бренд Nikkei хорошо известен в деловых кругах за пределами Японии, но глобальным в прямом смысле этого слова пока не стал. Большинство инвесторов знают лишь индекс Nikkei, но с изданиями, принадлежащими компании, незнакомы.

В последние годы, несмотря на активную экспансию в сети, Nikkei столкнулась со стагнацией родного рынка. Как и другие японские игроки, она потеряла возможность расти из-за постоянного старения населения и перенасыщения рынка печатных СМИ.

За последние 13 лет общий тираж изданий Японии сократился на 15% до 39,7 млн, о чем сообщает Ассоциация издателей и редакторов газет.

У Nikkei дела идут лучше, чем в среднем по рынку. Она потеряла 11%, смягчив удар за счет цифровой версии. В итоге тираж печатной версии составляет 2,73 млн, а цифровой - 430 тыс. копий.

В попытке выйти на англоязычный рынок Nikkei запустила Nikkei Asian Review, однако этот обзор экономических событий Азии пока не собрал аудиторию. Сделку с Financial Times долгое время считали маловероятной, так как Nikkei противопоставляла себя британским и американским изданиям, но теперь все изменилось.

У некоторых акционеров сделка все же вызывает вопросы. Общий объем свободных средств в распоряжении японской компании в конце декабря составлял лишь 103 млрд иен, а FT купили за 160 млрд иен. Хотя выручка Nikkei по итогам прошлого года увеличилась на 4,4% до $2,4 млрд, ее прибыль снизилась на 10% до 10,26 млрд иен. Поглощение Financial Times может привести к ухудшению показателей.

В рамках сделки Nikkei получит The Financial Times и портал FT.com, а также такие издания, как The Banker и Investors Chronicle. В то же время японцы не получат недвижимость The Financial Times в Лондоне и 50%-ю долю в The Economist, отошедшую к The Financial Times, после того как ее купила Pearson.

Команда The Financial Times состоит из 500 журналистов в 50 точках по всему миру. Эта газета издается с 1888 г. и была куплена Pearson в 1957 г. Советниками Pearson по сделке выступили JPMorgan Chase, Evercore Partners, Goldman Sachs и Freshfields. Nikkei пользовалась услугами Ротшильдов и Skadden Arps.