Правительство собирается повысить нормативы потребления воды для тех, у кого нет счётчиков, из-за чего вырастет и плата за жидкость из-под крана. Это коснётся почти половины населения страны.

Зачем менять счётчик каждые четыре года?

По действующему законодательству с 1 января 2016 г. нормативы увеличатся на 20%, с 1 июля — ещё на 10%. Однако правительство намерено усилить меры, повысив нормативы в 2016 г. сразу в 5 раз. Таким образом оно хочет заставить всех россиян обзавестись счётчиками на воду. Пока приборы есть только у половины населения страны.

«Одни россияне не поставили счётчики, потому что у них просто нет на это средств, другим это пока было невыгодно, — говорит Светлана Разворотнева, исполнительный директор «ЖКХ Контроль». — Если в квартире прописан один человек, а живут 5, выгоднее платить по нормативу. К тому же есть регионы с низкими нормативами, и люди пока материально не заинтересованы ставить счётчики».

«В Нальчике норматив на холодную воду 3,85 м³ на человека, в Магадане — 6,28 м³, а в Мурманске — 8,52 м³. Такое ощущение, что мурманчане больше всех любят мыться и полоскаться. Иногда нормативы разнятся даже в пределах одного региона: в Заринске Алтайского края он был 3,5 м³, а в Яровом — 7 м³ (в 2 раза больше), — рассказывает Александр Козлов, исполнительный директор «Школы грамотного потребителя». — Такой разнобой произошёл, потому что на протяжении многих лет цифры на своё усмотрение устанавливали муниципалитеты. Сейчас Минстрой пытается привести их к единообразию. В этом году правительство подсчитало, сколько в среднем каждый россиянин пользуется ванной, душем, туалетом и др. (см. инфографику). На основе этих данных будут рассчитаны нормативы для разных видов домов, и уже в 2016 г. они должны стать едиными для всех жителей страны. Когда низкие нормативы вырастут, а потом ещё и заработают повышающие коэффициенты, люди сами поймут, что без приборов учёта им не обойтись».



Платить за соседа?

Зачем государство принуждает людей покупать счётчики?

«Правительство хочет добиться, чтобы каждый россиянин платил ровно за то количество воды, которое использовал, — объясняет Алексей Макрушин, исполнительный директор НП «ЖКХ Развитие». — Если в квартире живёт большая компания, а прописан один человек, почему соседи должны за них платить? Этот небаланс (разницу между показаниями общедомового счётчика и расходами жильцов) управляющие компании выставляли в виде ОДН (общедомовых нужд), что вызывало очень много недовольства. Когда счётчики будут стоять в каждой квартире, таких проблем больше не будет».

Как говорят эксперты «АиФ», прежде чем заставлять население страны массово покупать счётчики, правитель­ство должно навести порядок на мутном рынке их производства и обслуживания.

«В продаже дикое количество китайских подделок, которые выдают за отечественные приборы. Некоторые продают с магнитами в к­омплекте и инструкцией, что надо сделать, чтобы обмануть... Техника быстро выходит из строя, — на условиях анонимности рассказал «АиФ» технический директор одной из компаний по производству счётчиков. — Государство отказалось от лицензирования этой сферы и совершило большую ошибку».

Развод на деньги

Установка и обслуживание счётчиков — ещё одна проблема, с которой сталкивается каждый, кто решает поставить прибор учёта. И тут государство тоже оставило людей наедине с мошенниками от ЖКХ.

«Согласно пп. «д» п. 34 постановления Правительства РФ № 354 «О предоставлении коммунальных услуг...» именно потребитель воды и владелец прибора должен следить за тем, чтобы поверка приборов учёта проводилась вовремя, — говорит адвокат Илья Рейзер. — К чему это приводит? Потребитель за свой счёт устанавливает счётчик, срок эксплуатации которого составляет 10-12 лет, пользуется им всего 4 года, и под видом проверки (поверки) его вынуждают менять вполне исправный прибор. Прибыльный бизнес, надо отметить!»

Сначала заплати за установку счётчиков 3-5 тыс. руб. (вместе с прибором). Окупятся они примерно через полгода при условии, что норматив в регионе высокий. Если низкий, отбивать технику придётся больше года. Через 4 года для большинства счётчиков на горячую воду наступит время поверки, за которую надо опять отдать 1-2 тыс. руб. Если ушлый водопроводчик скажет, что прибор неисправен (по данным экспертов «АиФ», это происходит в 60% случаев), человека будут вынуждать покупать новый счётчик. О какой экономии может идти речь?

Хотя этот вопрос напрямую зависит от местных властей. В Москве, например, ещё в 2010 г. мэр С. Собянин отменил обязательные траты (они были «зашиты» внутри жилищной платёжки) за мифическое техобслуживание этой техники. А компании, которые осуществляют поверку приборов учёта воды, в обязательном порядке аккредитуются. Сведения о них жители столицы могут узнать в специальном реестре на сайте fsa.gov.ru. Так что москвичи могут выяснить, не мошенники ли пришли под видом водопроводчиков.

«Я считаю, поверки вообще не нужны, это навязанная услуга! — убеждён Д. Викторов, пенсионер, председатель домового комитета из Екатеринбурга. — Не понимаю, почему я должен платить свои деньги за проверку работающего счётчика? В конце концов, это не какой-то эталонный сложный прибор! Конечно, если он сломается, его придётся менять.

Кстати, энергетики тоже осматривают электросчётчики на наличие и целостность пломб, делают контрольное снятие показаний. Но плату за это не берут! Мошенники-водопроводчики убеждают нас, что вода в трубах грязная, поэтому счётчики быстро ломаются. Ну так наладьте производство качественных приборов и добейтесь хорошей очистки воды! Почему за это должны расплачиваться простые люди? Поверки — элементарный отъём денег у населения, который проводится с разрешения государства. Пенсионеры отдают последние деньги на установку счётчиков, каждую каплю воды экономят, в мисочках посуду моют, лишний раз душ не примут. А их продолжают обкрадывать. Сколько можно?!»