Subscribe.ru

Плановая коррупция

Плановая коррупция

Не секрет, что российская экономика находится в сложном положении. В такой ситуации власти обычно вынуждены выбирать между долгосрочной и краткосрочной стратегиями.

В первом случае речь может идти о повышении лимита государственного долга, финансировании бюджетного дефицита за счет заимствований, но сохранении или даже снижении долговой нагрузки на бизнес и (по возможности) смягчении условий кредитования. На первый взгляд «безответственный», такой курс затем окупается через экономический рост.

Во втором случае правительство повышает налоги, ужесточает контроль над экономикой, изымает в бюджет через акцизы и пошлины дополнительные доходы. Кажущийся единственно правильным, данный курс вскоре оборачивается бегством капиталов и углублением спада. Пока все говорит о том, что в России пошли по второму пути: грядет рост акцизов, новые налоги на «нефтянку», вероятно повышение пенсионного возраста и так далее. Однако у нас возникают и совершенно невиданные новации.

В условиях, когда гражданам приходится приспосабливаться к инфляции и снижению реальных доходов, государство, казалось бы, должно воздерживаться от того, чтобы накладывать на население новые формальные (а тем более неформальные) обязательства. Между тем сейчас в Думе идет подготовка к принятию закона о поправках в КоАП (на прошлой неделе довольно тихо прошло очередное обсуждение проекта), которые не только сделают граждан более беззащитными, но и расширят возможности для коррупции работников правоохранительных и контрольных органов «всех мастей».

Примером могут служить предложения, касающиеся автомобилистов. В их числе — возвращение к системе лишения прав за несколько нарушений (так называемая «балльная» система, существовавшая в советское время); упрощение составления протокола о вождении в состоянии алкогольного опьянения (с использованием приборов, не являющихся привычными алкометрами); узаконивание лишения граждан автотранспорта за нетрезвое вождение и так далее.

Начнем с проверки на алкоголь. Долгое время водители в России добивались отмены так называемой «нулевой промилле», когда прибор считал человека пьяным после употребления бутылки кефира или одного впрыска антипростудного ингалятора (замечу, что по непонятной причине данная норма была установлена практически исключительно в постсоветских странах, от Белоруссии и Украины до Казахстана, что указывает на главный источник дохода работников патрульно-постовых служб в этих государствах). В 2013 году уровень был повышен до 0,16 промилле (в большинстве стран ЕС — 0,50) — и вот теперь мы видим «реванш» дорожных полицейских: депутаты (прежде всего представители фракции «Единая Россия» и их главный «защитник прав автомобилистов» В. Лысаков) предлагают, с одной стороны, направлять любого человека на основании простого подозрения инспектора (без всякого «подуйте в трубочку») на медицинское освидетельствование и, с другой стороны, отказаться (для «упрощения» процедуры) от составления протокола об отстранении водителя от управления машиной и фиксации косвенных признаков опьянения. Это означает, что у водителя появляется перспектива потерять массу времени и при этом не иметь никаких возможностей отстоять свои права в суде: протокола нет, значит, и проблемы не было. «Коррупционноемкость» меры очевидна, ее непопулярность тоже; но, видимо, это есть та компенсация своей основной «группе поддержки», которой «Единая Россия» намерена возместить отказ от повышения индексаций зарплат госслужащих. Уверен, «возмещение» окажется достойным.

Еще более интересно предложение о балльной системе, ведущей к лишению прав. Она, напомню, существовала в СССР, на опыт которого сейчас принято ссылаться, но была отменена как антиконституционная после принятия в 1993 году действующей и поныне Конституции России, так как сочетала несколько наказаний (штраф, начисление баллов и лишение прав по совокупности деяний), что противозаконно. При этом в Советском Союзе баллы — знаменитые «проколы» в талоне нарушений — делались лишь за несколько нарушений, крайне опасных для участников дорожного движения, в первую очередь, за значительное превышение скорости и проезд перекрестков на запрещающий сигнал светофора. Сейчас в список предлагают добавить, например, заезд за стоп-линию; выезд на перекресток, на котором образовался затор; непристегнутый ремень, поворот не из своей полосы или невключение поворотника, движение по обочине, выезд на выделенную полосу, остановку или стоянку в не отведенных для этого местах — и это еще не полный список. В какой мере возможно считать неправильную парковку (за которую сейчас предусмотрены серьезные штрафы) столь важным нарушением правил, что оно может повлечь лишение прав, — большой вопрос, но нет никакого сомнения в том, что «тариф» за неначисление инспектором баллов окажется способен поправить пошатнувшееся из-за кризиса материальное положение работников нашей доблестной дорожной полиции.

Особенно впечатляет тот факт, что продвижение столь непопулярного у населения документа происходит в условиях, когда впервые за многие годы в России заметно улучшилась статистика дорожно-транспортных происшествий: число погибших в авариях в 2015 году снизилось на 14,7%, а общее количество ДТП, случившихся по вине пьяных водителей, — более чем на 17,3%. Пошли вниз и другие показатели аварийности. В такой ситуации самым очевидным решением было бы приостановить всякие ужесточения правил, отрапортовав об успехах и переключившись, например, на повышение дисциплины в рядах работников ГИБДД или борьбу с коррупцией в рядах правоохранителей. Однако, похоже, наша «партия власти» и ее отдельные представители умеют только изобретать новые запреты, в чем и видят цель своей деятельности.

Отмечу еще раз: правила должны быть, и порой они должны быть достаточно жесткими. Не менее очевидно, что принятые законы должны исполняться. Проблема, на мой взгляд, заключается сегодня только в том, что в России все больше и больше законов принимаются не для того, чтобы наилучшим образом организовать жизнь граждан, а для того, чтобы дать части из них особые возможности для использования своего привилегированного положения. Фактически на наших глазах формируется система, в основе которой лежит злоупотребление властью, и современное законотворчество в значительной мере направлено на то, чтобы создавать все новые и новые инструменты давления этой власти на общество. Поражает при этом, сколь быстро отдельные «защитники прав» граждан оказываются частью данной бюрократической машины, как только им удается в нее внедриться.

Мне кажется, что власть сегодня не вполне осознает, какие проблемы она создает сама себе, обеспечивая интересы коррумпированных групп. В России экономические трудности почти никогда не порождали протестов, в отличие от откровенной несправедливости, проявленной в отношении отдельных людей или групп. И вполне может оказаться, что желание перевести дорожных полицейских на «подножный корм» как раз и спровоцирует подобные возмущения. Которые будут совершенно невыгодны власти, но которые окажутся порождены всей логикой ее повседневной работы.

Владислав Иноземцев

---------