Subscribe.ru

Брексит в копеечку

Брексит в копеечку

Выход Великобритании из ЕС спровоцировал экономическую неопределенность

После того как граждане Великобритании проголосовали за Leave, весь мир проснулся в новой реальности. Одна из ключевых стран ЕС добровольно покидает его, несмотря на все возможные издержки для себя. А издержки не заставили себя долго ждать.

В день объявления результатов референдума стоимость фунта стерлингов по отношению к доллару просела на 10% — до уровня 1985 года (с 1,5 доллара за фунт до 1,35), а все мировые биржи закончили день в красной зоне.

Тяжесть британского выбора ощутил на себе российский бизнес. Российская нефть торгуется на лондонской бирже под маркой североморской Brent, и проблемы там непосредственно отражаются на стоимости отечественного сырья. Нефтяные котировки упали сразу на 6% — до $47,74 за баррель, потеря же одного доллара в стоимости нефти обходится в миллиарды для российского бюджета. Крупнейшие российские компании и банки торгуют своими акциями в Лондоне, так что для них тоже наступают непростые времена.

Впрочем, аналитики отмечают, что это влияние может ограничиться временным падением стоимости нефти и акций компаний, при том что, начиная с 2014 года, российский бизнес постепенно снижал свое участие в лондонском Сити. Брексит не может повлиять и на отмену европейских санкций против России — до момента окончательного разрыва с ЕС Лондон сможет иметь полноценное право голоса при принятии внешнеполитических решений Союза.

Основные последствия выхода будут связаны с экономиками ЕС и Британии. После Брексит изменится мировая табель о рангах: ЕС потеряет второе место ВВП по ППС (паритету покупательной способности) с $19,2 трлн и без Британии займет третье место ($16,5 трлн), уступив Китаю ($19,39 трлн) и США ($17,95 трлн).

Как пишет аналитик Bloomberg Intelligence Дэн Хэнсон, из-за выхода Объединенное королевство к 2020 году может совокупно недосчитаться около 7% ВВП, что для развитой европейской страны очень много при среднегодовом росте ВВП в 3%.

Тема экономических последствий Брексит для самой Великобритании сейчас является вопросом горячих дискуссий. Одни утверждают, что без диктата ЕС Лондон сможет проводить независимую финансовую и торговую политику, что непременно приведет к положительному эффекту. Другие же справедливо отмечают, что уход из Союза влечет за собой и выход из единого рынка ЕС, на торговлю в рамках которого приходится 49,7% всего торгового оборота страны ($575 млрд в год).

С потерей возможностей единого рынка Лондон, финансовая столица мирового уровня, перестанет быть настолько привлекательным для транснациональных корпораций, которые ранее стремились открывать в нем свои штаб-квартиры, чтобы стать резидентом ЕС и тем самым получить возможность вести свою деятельность на всей территории Союза. Теперь же этот аргумент отпадет, что может привести к сокращению числа рабочих мест в филиалах транснациональных корпораций, оттоку высокопрофессиональных кадров в другие страны ЕС.

Уже известно, что банк JPMorgan может переместить в другие страны около 4 тысяч рабочих, а также провести сокращения. О схожих планах также заявили в HSBC и в Deutsche Bank. На этом фоне финансовые операции и статус финансовой столицы Европы может переместиться из Лондона во Франфурт-на-Майне, что окончательно замкнет все рычаги управления Евросоюзом на Германии.

Главным следствием Брексит является неопределенность, и именно она выступает основным вызовом. Международное рейтинговое агентство S&P уже заявило о необходимости пересмотра с понижением кредитного рейтинга Британии (сейчас он самый высокий. — Ред.). Это прямо отразится на привлекательности страны для инвесторов и вполне возможно, что в итоге российские олигархи обратят свои взоры на недвижимость в других странах.

Неопределенностью объясняются и экономические потрясения первых дней после неожиданного решения британцев, она же является главным препятствием при прогнозировании на долгосрочную перспективу. Именно с ней хотят бороться высшие лица ЕС, призывая Британию как можно скорее запустить процесс выхода и начать поиск новых схем взаимодействия. Как показывают первые выступления одного из лидеров Брексита Бориса Джонсона, сторонники выхода, как это ни парадоксально, не ставят задачей быстро расстаться с ненавистными им евробюрократами, а скорее желают затягивать этот процесс, попробовав такой стратегией выторговать для себя максимально благоприятные условия развода.

Британцы вновь добились для себя особого отношения. Никто никогда не выходил из ЕС, и британский опыт будет первым. Но придется ли он во благо для граждан страны, еще предстоит узнать. Очевидно одно — 52% населения страны сознательно выбрали этот путь, понимая, что это может отразиться на их уровне жизни. Как показывает практика, в том числе российская, политический выбор редко связан с тщательным анализом экономических последствий, ведь национальную гордость в цифрах измерить сложно.

Антон Тамарович

---------