ФНС России узаконила критерий высокого налогового риска: связь с «однодневками»

Федеральная налоговая служба взяла на вооружение новую концепцию системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденную приказом ФНС России от 14 октября 2008 года № ММ-3-26/467@. Сразу отметим: принципиально ранее действующая концепция не изменилась, однако усовершенствованный ее вариант представляет собой новый этап давно ведущейся борьбы налоговых органов с «однодневками».

Это проявляется в том, что к 11 ранее установленным общедоступным критериям самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, добавился еще один. Двенадцатым критерием является ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. Причем интересная информация о способах ведения такой деятельности содержится не только в тексте самого упомянутого выше приказа, но и в дополнительной информации, размещенной непосредственно на сайте Федеральной налоговой службы (а также – на сайте КГ «Экон-Профи»)[1].

Итак, высокий налоговый риск ФНС России связывает, в первую очередь, с наличием взаимоотношений с «нехорошими» контрагентами, т.е. «однодневками», и разъясняет в чем тут корень зла. Почему «однодневки» – корень зла

По мнению ФНС России, использование в хозяйственной деятельности «однодневок», т.е. включение в цепочку хозяйственных связей лиц, не исполняющих свои налоговые обязательства, является одним из самых распространенных способов уклонения от уплаты налогов и получения необоснованной налоговой выгоды. При этом налоговики выделяют два основных направления получения необоснованной налоговой выгоды с использованием фирм – «однодневок».

Первое: «однодневки» позволяют создавать фиктивные расходы и получать вычеты по косвенным налогам (НДС)без соответствующего движения товара (работ, услуг). В данном случае организация (желающая получить необоснованную налоговую выгоду) заключает хозяйственные договоры с лицом, не исполняющим свои налоговые обязательства, причем деятельность «фирмы-однодневки», как правило, прямо или косвенно подконтрольна получателю необоснованной налоговой выгоды, перечисляет ему определенную договором сумму (в том числе сумму НДС). Со стороны контрагента условия договора фактически не исполняются, представляются только необходимые первичные документы, подтверждающие совершение операций. Таким образом, соблюдаются формальные требования к документальному подтверждению произведенных расходов и принятию к вычету сумм НДС.

Второе: «однодневки» позволяют перенести налоговую нагрузку налогоплательщика на лица, не исполняющие налоговые обязательства. Обычно это происходит путем включения посредника (перепродавца) между производителем и конечным продавцом.Эта схема характерна при реализации товаров, имеющих низкую себестоимость, когда производитель (или импортер) реализует продукцию «фирме-однодневке» с минимальной наценкой (исходя из которой и платит налоги). Далее «однодневка» реализует тот же товар лицу, осуществляющему сбыт конечным потребителям, но уже с существенной наценкой (что позволяет последнему значительно увеличить расходы и размер налоговых вычетов по НДС). Получается, что производитель и конечный продавец платят налоги по минимуму, а основная налоговая нагрузка приходится на «однодневку», налоги не уплачивающую.

Для наглядности ФНС России привела схемы типовых способов уклонения от налогообложения с использованием «однодневок»:

В обоих случаях бюджет недополучает налоговые поступления, а налогоплательщик, затеявший игру с государством, вроде как остается не причем. Для того чтобы пресечь подобные схемы, налоговики выявили признаки, свидетельствующие о связях с «однодневками».

Скажи мне, кто твой контрагент, и я скажу кто ты…

Итак, именно недобросовестные контрагенты наводят тень на самого налогоплательщика. Поэтому налоговая служба определила ряд основных и дополнительных признаков, наличие которых предполагает взаимодействие налогоплательщиков с «однодневками» и свидетельствует об осуществлении ими деятельности с высоком налоговом риском.

Как видим, Федеральная налоговая служба попыталась обобщить все свои претензии, относящиеся к взаимодействию налогоплательщиков с «однодневками». Тем не менее, вряд ли стоит относиться к ним всерьез и пытаться свести на нет высокий налоговый риск ведения деятельности (как его понимают налоговики).

Подробнее о правомерности применения каждого признака однодневки, а также сложившейся арбитражной практике по этому вопросу, мы расскажем на семинаре «Фирмы-однодневки» как угроза для бизнеса», который состоится 13 ноября 2008 года в г. Москве. Участники семинара получат методичку с подробным описанием каждого упомянутого признака и результатов попыток налоговиков применить их на практике. Также правовой анализ признаков будет постепенно рассматриваться в следующих выпусках рассылок в новой рубрике: «Признаки «однодневок» глазами ФНС».

Посмотрим, к чему могут привести попытки откреститься от «однодневки»? Как откреститься от «однодневки»

Для того чтобы полностью обелить себя при осуществлении сделок с контрагентом, скажем, сделки по приобретению товаров, налогоплательщику надо исключить все возможные признаки высокого налогового риска.

Так, начинать надо с того, чтобы зафиксировать источник информации о поставщике товаров, что, видимо, предполагает подборку ксерокопий объявлений из газет, распечатки из Интернет-сайта, фотографию рекламного щита и т.п. Ни в коем случае не покупать товары через посредников или в Интернет-магазинах.

Найдя покупателя, следует установить с ним личный контакт, что, по сути, означает запрет на согласование условий договора без такого контакта (письменно или по телефону). Заметьте: договоры должны быть стандартными, ведь особые их условия могут трактоваться как «нехарактерные для обычной деловой практики».

При заключении договора необходимо проверить личность и полномочия лица, подписавшего договор, запросив, в частности копию его паспорта, а также собрать информацию о месторасположении поставщика и его складов, где хранятся предполагаемые к покупке товары. Одновременно неплохо проверить факт регистрации контрагента в ЕГРЮЛ через сайт ФНС России и приложить распечатку к договору, а также удостовериться о возможности реального исполнения договора (наличии у него работников, транспортных средств и т.п.).

Расчеты следует осуществлять исключительно денежными средствами (забудьте о векселях и о расчетах с привлечением третьих лиц), причем откладывать платежи не стоит, поскольку это наведет налоговую инспекцию на мысль о том, что задолженность накапливается специально.

Несмотря на несколько утрированный алгоритм взаимодействия с контрагентами, из сказанного можно сделать вывод: для того чтобы снять все подозрения в связях с «однодневками» придется немало потрудиться, собирая никому (кроме налоговых органов) не нужную информацию. И все ради того, чтобы на случай возможной проверки убедить проверяющих в собственной добросовестности!

Конечно, государство может и должно бороться с применяемыми налогоплательщиками налоговыми схемами, в том числе построенным с привлечением «однодневок», но не таким же способом!

Похоже, налоговые органы хотят вовсе задушить бизнес, заставив вместо осуществления оперативной предпринимательской деятельности, собирать абсолютно ему не нужные документы и отказываясь от сделок, когда это сделать не удастся. Или все же осуществлять их, но отдавать всю прибыль в качестве налогов, поскольку учесть в целях налогообложения результаты таких сделок, по мнению ФНС России, нельзя.

А тем налогоплательщикам, кто не удосужился собрать требуемую информацию о своих контрагентах, ФНС России предложила интересный выход, о котором стоит поговорить отдельно. Покайся, и тебе все простят!

Определив основные критерии для самостоятельной оценки ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, ФНС России рискнула предложить налогоплательщикам самостоятельно устранить их, предложив в обмен некоторую налоговую амнистию: раскаявшиеся налогоплательщики не будут подвергаться налоговой проверке в ближайший год, или, по крайней мере, в значительной степени снизят этот риск.

Для этого организации или индивидуальному предпринимателю надо совершить ряд действий.

Первое действие.

Налогоплательщику следует самостоятельно провести работу по отбору тех контрагентов, которые не соответствуют признакам добросовестности, указанным налоговыми органами, и признаются ими (заметьте, не законом, а именно налоговиками) «фирмами-однодневками».

Очень хороший шаг со стороны налоговых органов: зачем тратить силы в поисках нехороших контрагентов, собирая доказательства виновности налогоплательщика в налоговых схемах с участием «однодневок», когда проще заставить его самого сделать это! И никаких тебе судов, которые довольно часто не поддерживают выводы, сделанные проверяющими (в основном, это зависит от количества собранных инспекторами доказательств и квалификации представителей спорящих сторон);

Второе действие.

Налогоплательщику надо исключить сомнительные операции при расчете налоговых обязательств за соответствующий период.

Исходя из того, что «однодневки» в основном используются для завышения расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль, а также -для завышения налоговых вычетов по НДС, пожелавшим воспользоваться предложением ФНС России придется уточнить налоговые базы по налогу на прибыль и НДС (в сторону их увеличения), что потребует перерасчета и дополнительной уплаты этих налогов.

Третье действие.

Налогоплательщику предстоит подать в налоговый орган уточненные декларации с перерасчетом налоговых обязательств и уплатить в бюджетную систему России возникшую недоимку и пеней.

Обратите внимание: увеличение налоговых платежей за прошедшие налоговые (отчетные) периоды приведет не только к необходимости уплаты непосредственно сумм налога на прибыль и НДС, но и к уплате пеней, сумма которых будет зависеть от того, как давно налогоплательщик имел дело с «однодневкой». Правда штрафов в этом случае удастся избежать, если организация (индивидуальный предприниматель) уплатит недоимку, возникшую вследствие работы с недобросовестным контрагентом, и соответствующую сумму пеней до того момента, как подаст уточненную декларацию;

Четвертое действие.

К декларациям налогоплательщику следует приложить «покаянное письмо» или, как его называет налоговая служба – пояснительную записку.

В ней указывается, что организация (индивидуальный предприниматель) подает уточненные декларации в связи с недостаточностью документальных свидетельств должной осмотрительности при выборе некоторых контрагентов с целью понижения налогового риска. Одновременно в ней сообщается, что взаимоотношения с недобросовестными контрагентами не носят системного характера и не носят умысла получить необоснованную налоговую выгоду, а также содержится просьба учесть добровольно предпринятые меры при отборе объектов для проведения выездной налоговой проверки.

Получив уточненные декларации с письмом, налоговый орган проведет камеральную проверку представленных деклараций, не требуя от налогоплательщиков каких-либо дополнительных документов.

Позиция налоговой службы понятна: она заинтересована в том, чтобы налогоплательщики наказали себя сами, и готова принять во внимание этот жест доброй воли при назначении выездной налоговой проверки. Но встает вопрос: а поверят ли налогоплательщики таким обещаниям. Стоит ли верить обещаниям?

Если внимательно почитать Концепцию, получается, что даже при выполнении всех требований налоговой службы налогоплательщик не может быть уверен, в том, что к нему не нагрянет проверка.

Так, ФНС России прямо не заявляет, что в отношении к лиц, самостоятельно исключивших сомнительные операции при расчете налоговых обязательств, налоговые проверки не будут проводиться в течение определенного срока. Ею лишь указывается, что подобные действия будут учтены при отборе объектов для проведения выездных налоговых проверок. Причем в совокупности с другими критериями, такими как: небольшая налоговая нагрузка, наличие убытков, опережающий темп роста расходов над доходами, выплата низкой заработной платы (ниже среднего уровня по виду деятельности и субъекту РФ), приближение к критическим показателям при применении спецрежимов, «миграция» между налоговым органами и т.п.

Так что пожелавшим воспользоваться амнистией налогоплательщикам придется проверить все остальные показатели деятельности, вызывающие подозрения налоговых органов, прежде чем признаваться в собственной неосмотрительности в выборе контрагентов. На практике таких налогоплательщиков немного, поэтому массовых признаний вряд ли стоит ожидать.

Справедливости ради отметим: налоговая инспекция, получившая от налогоплательщика информацию о ведении деятельности с сомнительными контрагентами, уплатившего к тому же возникшую в результате этого недоимку и пени, не сможет провести выездную налоговую проверку раскаявшегося лица без ведома ФНС России. Как сказано в Концепции, решение о назначении выездной налоговой проверки в отношении налогоплательщика, заявившего о мерах по снижению налоговых рисков в приведенном вше порядке, принимается только после предварительного согласования с Федеральной налоговой службой.