Консалтинг в сфере маркетинга может быть разным. Это могут быть услуги по исследованию и прогнозированию рынков, разработке маркетинговых программ, по созданию и совершенствованию организационных структур и многие другие в подобном роде. Фактически такие виды консалтинга есть передача опыта от более опытного человека или компании менее опытному человеку или компании, что позволяет такой вид консалтинга назвать - «догоняющий консалтинг». Если говорить языком ноомаркетинга, цель данного консалтинга – устранить возникшую у консультируемого неоднородность посредством консультанта. Неоднородность тут состоит в том, что одна сторона – консультируемый, имеет меньший объем информации по определенному объекту, чем другая сторона – консультант.

Догоняющий консалтинг весьма полезен и широко применятся. Он позволяет распространять опыт и повышать эффективность компаний. Однако у него есть и один существенный минус – он не позволяет создавать существенное конкурентное преимущество, а фактически такой вид консалтинга даже выравнивает уровень конкурентоспособности на рынке. Одинаковая конкурентоспособность компаний очень плохо сказывается на рынке, потому как способствует снижению нормы прибыли на нем. Снижение нормы прибыли делает рынок малопривлекательным и вынуждает уходить с него многие компании и, следовательно, со временем он перестает развиваться. Таким образом, сколь бы не был хорош догоняющий консалтинг, он имеет свои пределы.

До недавнего времени считалось, что в сфере маркетинга догоняющий консалтинг чуть ли не единственно возможный. Однако с появлением ноомаркетинга стало очевидным, что есть и другой вид консалтинга – развивающий консалтинг. Его отличие от догоняющего консалтинга в том, что он, говоря языком ноомаркетинга, позволяет создавать неоднородность у компаний, которые его практикуют, повышая их конкурентоспособность по сравнению с другими компаниями.

Направленность развивающего консалтинга на создание неоднородности делает его своеобразным катализатором, который дает новые импульсы для развития компаний, который его практикуют. Кроме того, развивающий консалтинг дает пищу для размышлений и выступает стимулятором, который выводит компанию из застоя или другими словами состояния однородности. Боле того, для любой компании развивающий консалтинг - это своего рода генератор энергии, его не стоит бояться, а стоит им пользоваться всякий раз, когда возникнет чувство, что в компании начался застой. Данный тип консалтинга выполняет в компании ту же функцию, которую выполняет солнце в жизни растений. Все это позволяет назвать развивающий консалтинг высшим пилотажем консалтинга.

Развивающий консалтинг полезен всем. Его могут применять как компании имеющий богатый опыт работы на рынке, так и компании, который только вышли на рынок. Причем для старожилов развивающий консалтинг даже больше полезен, чем для новичков. Новички обычно выходят с новыми идеями и большим энтузиазмом, благодаря чему динамика их развития может быть очень высокой. Старожилы в свою очередь со временем теряют присущий новичкам энтузиазм, и динамика их развития уже не всегда является достаточной. Повысить динамику как раз можно, если воспользоваться развивающим консалтингом.

Таким образом, очевидно, что идет ли речь о догоняющем или о развивающем консалтинге, маркетинг в любом случае такой вид деятельности, где без консалтинга не обойтись. Маркетинг не та сфера, где можно «вариться в своем собственном соку», потому как он очень динамичен сам по себе. Каждый день можно наблюдать выход на рынок новых товаров или услуг, каждый день появляется новая реклама. Одному уследить за этим и проанализировать все это не представляется возможным. Но если не уследил – значит отстал. При этом если допустим в спорте, при отставании, еще есть шанс нагнать лидеров и даже победить, то в бизнесе, если ты отстал в маркетинге, значит, ты проиграл.

Бороться с отставанием можно двумя способами. Первый из них – создать собственную службу по развитию бизнеса. Данная служба будет отслеживать ситуацию в мире вообще и на рынках в частности и на основании ее создать инструменты для стимулирования развития компании. Если в такой службе будут работать адекватные люди с современным мировоззрением, то компании бояться нечего – она проживет долго. Есть, конечно, шанс, что в такую службу попадут не совсем те люди и тогда будущее компании будет весьма сомнительным. Однако у такой службы есть один существенный минус – ее содержание обходится для компании очень дорого и ни каждая может себе это позволить. В свою очередь без службы развития тоже плохо, потому что можно остаться за бортом. Значит необходимо искать компромисс. Таковым компромиссом как раз и является передача данного направления на аутсорсинг, т.е. использование развивающего консалтинга.

При этом надо всегда помнить, что развивающий консалтинг - очень деликатное занятие. Реально заниматься им может только человек с прогрессивным мировоззрением и прогрессивными взглядами на жизнь. Только обладатель данных качеств может дать действительно полезную информацию, а не подсунуть под видом ноу-хау какое-нибудь отработанное старье. Кроме того, такой человек должен также обладать системным мышлением, ибо в противном случае он не сможет просчитать все возможные последствия своих советов и учесть их. В результате благие намерения могут выйти боком и принести значительные финансовые потери. Если всегда иметь в виду сказанное выше, можно смотреть в будущее не с опасением, а с надеждой. Однако такая надежда будет иметь место только в том случае, если вы решитесь остановиться на развивающем консалтинге, а не догоняющем. Можно с уверенностью сказать, что в сильно конкурентном мире будущее как раз за развивающим консалтингом. Только он способен дать компаниям то, что им действительно надо – новые возможности и новые перспективы.

Консультант по маркетингу и бизнесу Павел Бернович