Заработать своим лицом в интернете можно до 251 млн рублей за год. Такие цифры показало исследование, проведенное Ассоциацией блогеров и агентств (АБА). В целом за прошлый год прибыль наиболее популярных блогеров сократилась, но осталась на вполне достаточном для очень недурной жизни уровне.

За что платят?

Основной доход блогеры и стримеры получают от рекламных интеграций — ненавязчивой рекламы, когда те или иные изделия становятся частью выложенного ролика, объясняет член АБА Тимур Ахмедов. Рассказывает кто-то о том, как здорово кататься по городу на велосипеде, при этом все время подчеркивает, что на двухколесном аппарате вот этой марки делать это особенно здорово, например.

«Блогер с небольшой аудиторией может заработать на интеграциях по 5-10 тыс. рублей в месяц, — говорит Ахмедов. — У крупных блогеров доходы могут составлять по несколько миллионов рублей в месяц. Там не только рекламные деньги, но и продажа сувенирной продукции, оказание услуг и многое другое».

Сколько платят?

За прошлый год заработки в виртуальной среде в среднем сократились на 12,5%, считают в АБА. Преуспеванию помешал в первую очередь период неопределенности, — компании не могли планировать деятельность дальше, чем на пару дней, поэтому маркетинговые бюджеты сильно сократились. Кроме того, многие рекламодатели просто ушли из России, забрав с собой свои ресурсы, кормившие многих популярных в виртуальном пространстве персонажей.

Это падение оказалось вдвое более глубоким, чем в целом по рынку рекламы, он сократился в прошлом году на 6%, подсчитали в Ассоциации коммуникативных агентств России (АКАР). В то же время продолжительность рекламы в телеэфире федеральных каналов сократилась почти на 25%, сообщает Mediascope. Оценки ведущих рекламных холдингов дают сокращение затрат на рекламу в прошлом году в диапазоне от 10% до 15%. На фоне всего объема рынка рекламы в России — 197,3 млрд рублей за прошлый год по данным АКАР — доходы отдельных блогеров не слишком поражают. Но все равно остаются вполне заметными величинами.

«В 2023 году мы прогнозируем увеличение доходов с рекламы, так как игрокам рынка стали понятны новые правила игры, — добавляет эксперт. — Многие рекламодатели увидели эффективность в рекламе у блогеров и начали перераспределять рекламные бюджеты».

Пока что ТОП-10 по заработкам в сети среди блогеров, вещающих на YouTube, выглядит так:

Блогер Доход в 2021 году (млн руб.)Доход в 2022 году (млн руб.) Ксения Собчак 302,9 251,5

Алексей Пивоваров* 286,5 213

Wylsacom 260 237,5

Влад А4 126,7 122,8

Юрий Дудь* 69,2 98,9

Ирина Шихман* 72 56,8

varlamov* 68 46,5

Настя Ивлеева 20,4 38,4

Данила Поперечный 25,5 21

Ида Галич 21 10

Весь рынок рекламы, доступный для освоения блогерами, эксперты оценивают в миллиарды рублей. Они популярны у публики, поэтому к ним с охотой идут рекламодатели. Даже признание иностранным агентом не сильно портит этот бизнес, свидетельствует еще одно исследование АБА. Совокупный доход десятки самых успешных блогеров, признанных в России иноагентами, использующих разные площадки, за прошлый год вырос до 576,4 млн рублей. В 2021 году, когда у большинства из них еще не было этого статуса, та же самая десятка заработала 546 млн рублей.

Кто платит?

Рекламодатели, работающие с блогерами, — публика не слишком респектабельная. Больше всего заказов в прошлом году виртуальные люди получили от онлайн-казино: 23 рекламодателя и 327 упоминаний, подсчитали в АБА. На втором месте — компьютерные игры (19 и 280 соответственно), букмекеры (8 и 986), производители и продавцы компьютерной техники (8 и 81), а также торговцы лутбоксами — виртуальными предметами, которые используют в компьютерных играх (8 и 167). Например, банки оказались в этом рейтинге на десятом месте, а производители и продавцы косметики — только на 16-м. Видимо, подобное притягивает подобное и основные источники доходов блогеров — тоже обитатели компьютерного мира или поставщики железа, без которого вся эта онлайн-вселенная просто не будет существовать.

«Успешным блогером может стать любой человек, для этого достаточно иметь смартфон и несколько лицензионных программ для монтажа видео и работы с графикой, — считает Ахмедов. — Рецепта, как стать с нуля успешным блогером, нет, но порог входа очень низкий. Самое главное — не нарушать закон, грамотно вести документооборот и бухгалтерскую отчетность, не заниматься “дроблением бизнеса” и другими незаконными схемами».

Зона сумеречной бухгалтерии

Самостоятельный заработок в интернете подразумевает, что блогер каждый год до 1 апреля подает налоговую декларацию, отчитывается о своих доходах, добавляет юрист, специалист по медиации Юрий Капштык.

«Бухгалтерия — сумеречная зона для простого гражданина, есть самые разные налоговые режимы, у каждого свои ставки и ограничения, — считает Капштык. — Успешные блогеры зарабатывают на марафонах, рекламных акциях и различных мероприятиях десятки, а то и сотни миллионов рублей в год. Суммы серьезные, без толкового бухгалтера и, возможно, налогового консультанта справиться с отчетностью непосвященному человеку очень сложно».

Если же все сделать по уму, то суммы отчислений в бюджет не окажутся чрезмерно большими. Эксперт Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ Владимир Саськов по просьбе «АиФ» рассмотрел различные варианты для условного подающего надежды блогера с доходом в 2 млн рублей в год.

«Если блогер имеет статус самозанятого или индивидуального предпринимателя, то его налоговые платежи составят 6% от собранной суммы, — объясняет он. — Правда, для самозанятого установлен предельный доход — 2,4 млн рублей в год. А индивидуальному предпринимателю еще надо заплатить страховые взносы, это несколько увеличит обязательные платежи».

Для блогера, собравшего 2 млн рублей, налоговая нагрузка составит 120 тысяч рублей если он самозанятый, и 150 тысяч рублей — если индивидуальный предприниматель, не так много. А вот если он не оформил никакого налогового статуса, заплатить придется существенно больше. При этом речь может идти даже не о доходе по договорам, а и о простом призыве подписчикам: «Пришлите денег, есть хочу!».

«Если налоговый статус не оформлен, а инспекторы расценят полученные блогером доходы не как материальную помощь, а как элемент предпринимательской деятельности, то захотят получить с него налог на доходы физических лиц в размере 13% и еще НДС в размере 20%», — продолжает эксперт.

Для дохода в 2 млн рублей платежи в бюджет в таком случае составят 660 тыс. рублей.

Кара же за неуплату налогов гражданином или индивидуальным предпринимателем по Уголовному кодексу весьма ощутима. Если недоимка превысит 2,7 млн рублей за три года, наказание составит до одного года лишения свободы (при этом гасить долги перед бюджетом все равно придется), а если 35 млн рублей — до трех лет.

* — Признан Минюстом иностранным агентом.