Subscribe.ru

Не поделили

Не поделили

Вся емкость прямой перевозки, возобновленной между Россией и Грузией после многолетнего перерыва, — 64 тыс. кресел на сезон. Это катастрофически мало, развивать туристическое направление с таким потоком будет очень сложно, считает вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР), гендиректор туркомпании Space Travel Артур Мурадян.

Без мест

«Сейчас еще несколько авиакомпаний подали заявки и претендуют на свои квоты, речь идет как о рейсах из Москвы, так и из регионов в Тбилиси и Кутаиси, эти перелеты могут стартовать через месяц, — говорит Мурадян. — После их запуска число мест вырастет в четыре-шесть раз, но и этого будет недостаточно: общий турпоток из России в Грузию в этом году может вырасти до 1 млн человек. Большинство будет добираться на стыковочных рейсах, например через Ереван, или приезжать по дороге из Северной Осетии».

Расширить перевозку можно было бы еще больше, но этому мешает дефицит самолетов российских авиакомпаний, допущенных к международным перелетам. Из-за санкций многие лайнеры, взятые в лизинг у иностранных компаний, могут быть арестованы в аэропорту другой страны, а подрядчики аэропорта, которые возьмутся их обслуживать, рискуют попасть под вторичные санкции.

По общему правилу на каждом международном направлении должно быть одинаковое число рейсов авиакомпаний обеих стран. И Россия, и Грузия ограничены числом воздушных судов: мы можем использовать без риска ареста почти исключительно отечественные самолеты, а грузинские борта плотно заняты на других направлениях, добавить к ним в расписание рейсы в нашу страну довольно трудно.

«Из-за дефицита мест держится высокая цена билета — порядка 35 тысяч рублей туда-обратно, хотя для нормальной цены отдыха в Грузии перелет должен стоить 10-15 тысяч рублей, — продолжает Мурадян. — Кроме того, при таких ценах авиакомпании не позволяют туроператорам выкупить блоки мест, чтобы отправлять своих клиентов, как это обычно делается на других направлениях. Мы вынуждены брать для туристов билеты в той же системе бронирования, где и обычные пассажиры. Так что своих мест ни у кого из нас нет. Ситуацию спасает то, что из-за высоких цен на эти рейсы очень маленькая глубина продаж. И достать билеты на нужные даты, как правило, пока удается».

Помимо туристов, на тех же рейсах летают и простые авиапассажиры: кто-то к родственникам, кто-то в командировку... Это еще больше ограничивает турпоток. Снижения цен на билеты в Грузию до окончания летнего сезона никто не ждет. Даже если рейсов станет больше, мест все равно будет недостаточно.

Теперь можно

Один из обходных маневров для такой ситуации — перелет со стыковкой через Ереван. Он дешевле, пересадка удлиняет время в пути буквально на один час.

«После возобновления прямого авиасообщения с нас сняли запрет формирования туристических путевок для отдыха в Грузии, — объясняет Мурадян. — Мы тоже сажаем наших туристов на стыковочные рейсы. Это вполне разумная альтернатива. А многие едут на своих машинах через КПП “Верхний Ларс”».

Добраться до Грузии — это важно, но чтобы отдохнуть в стране, туристу нужен отель. Сейчас туроператоры оперативно выкупают блоки мест в гостиницах, чтобы предлагать их своим клиентам. За счет этого цена путевки уже сейчас получается несколько ниже, чем стоимость самостоятельно забронированного тура, считает эксперт. Если же удастся продавить авиакомпании на продажу блоков мест на рейсах в Грузию, путевки станут еще более выгодными, уверен эксперт.

Цена вопроса

Путевка на неделю с прямым перелетом в Грузию и проживанием в отеле 3* у моря (включены только завтраки), правда, не на первой линии, для двух человек обойдется примерно в 100 тыс. рублей, сказал Мурадян. Пять звезд у линии прибоя — до 200 тыс. рублей для пары туристов. Выбор есть, цены за последний год заметно выросли, но остаются вполне разумными.

«В Грузии очень дешевая еда, экскурсии и все прочее, на что туристы обычно тратят деньги, — отметил вице-президент АТОР. — Это тоже позволяет сэкономить часть отпускного бюджета».

Воспринимать Грузию как страну для пляжного отдыха Мурадян не рекомендует. В этом качестве она будет заметно проигрывать той же Турции. А вот съездить в гастротур, отведать национальную кухню, посмотреть города и достопримечательности, заодно искупаться в море — самое то.

«Грузия — это и не Европа, здесь нет ощущения дальней заграницы, как нет и языкового барьера, и не Турция с ее пляжным сервисом, и не Сочи, и не Крым, это очень самобытное и самодостаточное направление, наверное, Грузию можно отчасти сравнить разве что с Болгарией, — заключил Мурадян. — Это страна, которая идеально подходит для туров выходного дня. При нынешних ценах на перелеты такие поездки получаются слишком дорогими. Но основная перспектива для нее именно в таком отдыхе россиян. Тем более страна готова принимать гостей круглый год. И в любой сезон там будет что посмотреть и чему порадоваться».

Продажи у операторов выездного туризма сейчас приостановились: путешественники ждут развязки выборов президента Турции, наблюдают за динамикой курса доллара и ждут снижения цен на грузинские рейсы. Как только по этим факторам наступит какая-то ясность, возможен резкий рост спроса на туры. В том числе и в Грузию.

---------