Государственная «кубышка» осталась без долларов. Глава Минфина Антон Силуанов, пригрозивший в начале июня очистить Фонд национального благосостояния от «зеленых», выполнил свое обещание и переложил накопленные почти $40 млрд из американской валюты в юани, золото и евро. Прибыль от подобных операций оказалась отрицательной: в июне конвертация резервов, в которые чиновники откладывают сверхдоходы от экспорта нефти на черный день, принесла убытки более чем в $2 млрд. Как полагают эксперты, дальнейший курс на дедолларизацию, объявленный государством, вряд ли позволит увеличить размер государственных резервов.

Российские финансовые власти полностью обнулили долю доллара в средствах Фонда национального благосостояния (ФНБ). На выполнение этой задачи Минфину потребовалось меньше месяца. Если на начало лета структура государственной «кубышки», по оценке главы ведомства Антона Силуанова, примерно на 35% (более $38 млрд) состояла из американской валюты, то к началу июля в фонде не осталось ни цента. Также была сокращена доля британского фунта: с 8,5 до 4,25 млрд. Полученные от продажи долларов средства Минфин потратил на покупку 115 млрд китайских юаней, которые теперь составляют треть сбережений ФНБ. Еще около 60% фондовых накоплений Минфин предпочел переложить в евро и золото (40% и 20% соответственно). Конвертация оказалась неудачной. Котировки юаня упали к доллару почти на 2%, стоимость евро снизилась примерно на 4%, а цены на золотые слитки вообще рухнули на 7%. В итоге доля от потраченных на их покупку долларов в резервах ФНБ сократилась до нулевой отметки, а ликвидная часть фонда — сумма, которую можно потратить в любой момент без особого финансового урона — стала практически отрицательной.

Как полагает доктор экономических наук Игорь Николаев, причиной, по которой Россия в своих накоплениях отказывается от доллара, остается угроза новых антироссийских санкций со стороны Запада, из-за которых возникают возможные риски «заморозки» денежных средств российских компаний и бизнесменов, ведущих свою финансовую деятельность в долларах. «До недавнего времени отказ от доллара рассматривался исключительно в теории, но после угроз Вашингтона наложить арест на казначейские облигации России и заморозить финансовые операции российских госбанков наш категорический ответ перешел в практическую плоскость. План, который предусматривает постепенный отказ от долларовых расчетов, давно находится на рассмотрении правительства. Видимо, отдельные пункты этого документа постепенно реализуются на практике», — полагает эксперт.

Более того, с точки зрения дедолларизации отечественной экономики, как утверждает руководитель отдела аналитических исследований Высшей школы управления финансами Михаил Коган, такое решение может быть оправданно, поскольку «власть всегда будет точно знать, какие дальнейшие санкции ударят еще больнее, а какие ограничения можно будет обойти еще на стадии обсуждения».

Реализация объявленной государством политики дедолларизации подтверждается фактами. «Если до санкций доля доллара во внешнеторговой деятельности нашей страны составляла 80%, то в настоящий момент едва дотягивает до 36%, — отмечает Сергей Суверов. — В то же время львиная доля всех международных транзакций делается именно в американской валюте. Доллар — валюта, которая представляет одну из двух самых крупных экономик мира и самую эффективную. У главной международной резервной валюты существует очень прочный фундамент, который никогда не исчезнет».

Если страна резко отказывается от главной мировой резервной валюты, то инвестиционная привлекательность государства начинает снижаться. В результате это скажется на стоимости заимствований. Экономика от такого решения правительства точно не выиграет, а скорее пострадает. В то же время для рядовых потребителей такая правительственная рокировка не станет откровением — ставки по депозитам и иные инструменты накопления останутся без изменений. Однако многим отечественным миллиардерам, которые формируют свои доходы в американской валюте, судя по всему, придется частично переориентироваться на альтернативные денежные эквиваленты. «Когда правительство бежит на биржу, чтобы поменять одну валюту на другую, можно говорить, что иных вариантов по инвестированию государственных средств у чиновников не существует. Государство обещает сберечь вложенные населением деньги, но о приумножении народных сбережений пока речи не идет», — отмечает Николаев.

Авторы: НИКОЛАЙ МАКЕЕВ