Основной долгосрочной угрозой пандемии COVID-19, вероятно, станет системное усиление образовательного, трудового и медицинского неравенства в развивающихся странах, а не короткий всплеск крайней бедности, предупреждают аналитики Всемирного банка (ВБ). Исследователи ВБ прогнозируют, что закрытие школ и резкое изменение образовательных форматов во время пандемии в значительной степени осложнит жизнь молодому поколению — последствия этого проявятся в десятилетней перспективе, когда оно выйдет на рынок труда. Адекватно же противодействовать этому беднейшим странам помешает взлет показателей госдолга для финансирования текущих проблем, вызванных пандемией.

Работа аналитиков Всемирного банка «COVID-19 и экономическое неравенство: краткосрочные и долгосрочные последствия» посвящена анализу комплексного воздействия пандемии на население 34 развивающихся стран. О том, что из-за ковида сокращение крайней бедности сменилось ее приростом (на 97 млн человек) впервые за четверть века, в ВБ писали еще в 2020 году в работе «Нищета и общее процветание», однако теперь в ВБ концентрируют больше внимания на системных последствиях пандемии. Ее воздействие не ограничится кратковременным всплеском бедности, но будет носить кумулятивный и долгосрочный социально-экономический характер из-за влияния на население антиковидных ограничений и крайне неравномерного восстановления в 2021 году. К примеру, у значительной доли детей нет доступа к обучению вне школы, и в большинстве беднейших стран менее чем в 66% домохозяйств дети продолжили обучение после локдауна, что скажется на качестве рабочей силы и усугубит проблемы бедных семей и стран на горизонте десяти лет.

Эффект будет кумулятивным — вызванное этим сокращение доходов окажется наследуемым, усугубляя расслоение и снижая межпоколенную мобильность и шансы на выход из нищеты. Сокращение потребления в домохозяйствах в ущерб питанию для детей и матерей на фоне перебоев в оказании медуслуг и низкого уровня вакцинации может нанести большой урон для здоровья населения в долгосрочной перспективе, сведя на нет достигнутые за десятилетия успехи в сфере здравоохранения во многих странах с низким и средним уровнями дохода.

Рекомендации аналитиков Всемирного банка при этом банальны — речь идет о проведении бюджетной политики с упором на финансирование проектов в социальной сфере и здравоохранении и фокусировке их на низкоквалифицированных и/или неформально занятых работниках и женщинах, которые тяжелее всех переживают кризис, но реализовать их будет крайне сложно.

Причина — в усилении бремени антикризисных долгов беднейших стран, что как минимум замедлит их восстановление. Осенью 2021 года в ВБ отмечали, что накопление долгов идет максимально быстро в сравнении с пятью кризисами за последние полвека. Однако тогда аналитики ВБ не считали «COVID-долговой бум» большой угрозой, ожидая позитивного эффекта от роста инфраструктурных госрасходов. Предполагалось, что альтернативные долговым стратегии финансирования восстановления экономик понадобятся немногим заемщикам. (см. “Ъ” от 11 октября 2021 года).

Однако 18 января 2022 года ВБ выразил беспокойство по поводу угрозы дефолтов на фоне увеличения затрат на обслуживание госдолга: выяснилось, что 60% беднейших стран уже требуется реструктуризация задолженности или есть риск, что она потребуется в ближайшее время. По данным ВБ, 74 страны с наименьшими доходами в 2022 году должны будут выплатить $35 млрд в качестве платежей по госдолгу, что на 45%, или на $11 млрд, больше, чем в 2021 году.

Напомним, что ректор РАНХиГС Владимир Мау еще в марте 2021 года предупреждал, что долговая нагрузка существенно ограничит возможности решения задач модернизации в секторах, которые требуют активной роли государства, включая развитие человеческого капитала (см. “Ъ” от 15 марта 2021 года), и тем самым запустит процесс перекладывания долгов на будущие поколения. Де-факто этот сценарий уже реализуется.

Георгий Смирнов