Кому достаются сбежавшие из РФ зарубежные компании?

Заводы, рестораны и торговые сети, принадлежащие иностранным компаниям, переходят из рук в руки. Кому они достаются? Сохранится ли качество продукции и ассортимент?

Уходят, чтобы остаться Первыми, в мае, поменяли владельцев «АвтоВАЗ» и московский завод Renault. За символическую плату место французского концерна заняло российское государство. При желании акции «АвтоВАЗа» французы могут выкупить обратно в течение 5–6 лет. Но столичное предприятие, переименованное в «Москвич», они покинули навсегда.

Тогда же, в конце весны, 62-летний Александр Говор, заработавший состояние на добыче угля и нефтепереработке, купил рестораны McDonald’s, часть которых уже снова работает под новой вывеской «Вкусно — и точка». А до этого Говор владел несколькими сибирскими «маками» по франшизе.

Сегодня новости о судьбе иностранцев летят уже одна за другой. Большинство продаёт свой бизнес российским конкурентам или передаёт в управление компаниям, специально созданным для такого уникального случая (см. инфографику). Среди создателей — партнёры и топ-менеджеры офисов зарубежных корпораций в РФ. Исключение — продажа липецкого завода бытовой техники Indesit, который достанется туркам.

«Выбор способа ухода из России — индикатор истинных намерений иностранных компаний, — полагает профессор Школы бизнеса университета МИСиС Владимир Морыженков. — Все вложили в наш рынок огромные деньги, и все сейчас несут огромные убытки. Но одни считают, что, сохраняя связь с Россией, потеряют ещё больше на других зарубежных рынках. Такие компании продают своё российское имущество конкурентам. А другие надеются всё же вернуться и оставляют дверь открытой, передавая бизнес дружественным предпринимателям. Возможные пути возвращения обязательно в этом случае прописываются в договорах, которыми скрепляются сделки. Но истинные условия соглашений — секрет. Только со временем можно будет понять, кто главный приобретатель выгод от них».

Налетай: подешевело! Среди иностранных компаний, передающих бизнес собственному менеджменту, преобладают торговые. В этом есть свой резон. «Можно зарабатывать, продолжая поставки в Россию одежды, косметики и прочих товаров через людей, пользующихся доверием», — поясняет Морыженков. И можно не сомневаться: менеджеры это доверие постараются оправдать. Кто-то станет долларовым мультимиллионером. При этом, если речь идёт о выкупе акций, редко кто это делает на свои деньги: банки охотно занимают под такие проекты. Но, правда, потом жёстко контролируют их до возврата кредитов. Развитие компаний, перешедших по такой схеме в руки российских владельцев, будет сильно зависеть от позиции банкиров, которые за ними стоят.

Золотое время настало и для предпринимателей из стран, сохранивших с Россией добрые отношения. Первоклассные предприятия, принадлежащие западным конкурентам, они сейчас могут купить с огромными скидками. Самые активные — турки. Компания Arcelik, известная бытовой техникой Beko, приобретает Indesit всего за 220 млн долл. с рассрочкой на 10 лет. По оценке Владимира Морыженкова, с учётом годовой денежной выручки и прибыли липецкого завода, это в три раза меньше, чем было бы в спокойное время. Турецкий холдинг FLO Retailing приобрёл больше 100 магазинов Reebok, где намерен и дальше продавать одежду и кроссовки этой марки. Ещё одна турецкая компания, Anadolu Efes, может стать владельцем пивоваренных заводов «Балтика».

Но не всем так везёт, как американской Whirlpool, владевшей до сих пор Indesit. Например, безрезультатно ведёт переговоры с потенциальными покупателями компания Philip Morris. Никто не знает, как справедливо в условиях санкций оценить стоимость двух её табачных фабрик.

Не брендом единым Насколько успешно сложится жизнь с новыми собственниками у компаний, покинутых иностранцами? Что будет с их брендами?

«Нас ждёт увеличение количества товаров и услуг, производимых на основе российских технологий и продаваемых под новыми марками, — уверен 1-й замдекана факультета экономики и бизнеса Финансового университета Иван Петров. — Изменения неизбежны уже хотя бы потому, что иностранцы забирают с собой не только свои бренды, но и всю систему сервисов и логистики. Наилучшие шансы на развитие у предприятий, которые могут легко заменить ушедшие бренды. Это торговля, фастфуд, пищевая, мебельная промышленность. Но товары-аналоги могут оказаться менее востребованными из-за недостаточно привлекательного имиджа и качества. Поэтому необходимо создавать новые линейки престижных брендов, учитывающих российский менталитет. Для этого нашим производителям придётся сотрудничать с дружественными иностранными компаниями и импортировать через третьи страны инновации, которые стали труднодоступны под санкциями. Самые большие проблемы возникают при этом в отраслях, где российские технологии отстают от мировых, например в автопроме».

Сообщения об уже одобренных сделках говорят, что вообще ничего не менять после ухода пока решила финская Valio. Новым владельцем её завода в Подмосковье стала компания «Велком», получившая право продолжить выпуск плавленых сыров под известным ещё с советских времен брендом Viola. А вот турецкая Arcelik, по мнению экспертов «АиФ», по всей вероятности, переналадит сборочные линии завода в Липецке на выпуск холодильников и стиральных машин собственной марки Beko.

Впрочем, соцопросы показывают: массовому покупателю не так важно, кем сделаны и как называются товары. Главное, чтобы они были доступными, удобными и достаточно качественными. По опросу ВЦИОМ, половина россиян вообще не жалеет об ушедших иностранных компаниях. Больше всего тех, кто огорчён уходом IKEA и автопроизводителей. Но даже таких всего 6%.