В России хотят разрешить вести бизнес по законам шариата. Почему инвесторы ждали этого годами?

После введения санкций в России задумали узаконить исламский банкинг — в надежде, что инвестиции из стран Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии смогут заменить западные. Принципы шариата запрещают процентные доходы со вкладов и не позволяют давать деньги на производство алкоголя и свинины. В теории исламские финансы должны помочь в привлечении «правильных» инвестиций от миллионов мусульман и способствовать развитию бизнеса. Однако для этого придется перестроить всю банковскую систему. Халяльные инвестиции — в материале «Ленты.ру».

Разворот на Восток

На фоне введения западных санкций и массового исхода иностранных компаний в России задумали внедрить исламский банкинг. Он основан на принципах шариата и предполагает отсутствие процентных доходов со вкладов. Многолетние попытки вписать мусульманские нормы в российскую действительность вылились в законопроект «О деятельности по партнерскому финансированию». Предполагается, что банковские услуги по исламским законам будут оказывать специальные некредитные финансовые фирмы — организации партнерского финансирования (ОПФ). Они смогут привлекать средства от граждан и юрлиц и вкладывать их в соответствующие нормам исламского права проекты на партнерских началах, что в целом напоминает доверительное управление.

Кроме того, ОПФ смогут предоставлять денежные займы без последующего вознаграждения, финансировать торговую и производственную деятельность компании, участвуя в ее уставном капитале, а также давать поручительства. Экономическая модель ОПФ основана на привлечении средств клиентов по договорам партнерского инвестирования и покупке на них товаров, которые впоследствии продают с наценкой. «В новой ситуации, характеризующейся разрывом связей с западными финансовыми рынками, возрастает потребность российских граждан, компаний реального сектора экономики, а также финансовых институтов в инструментах партнерского (исламского) финансирования», — объяснили авторы законопроекта.

В перспективе такие изменения могли бы помогать в привлечении инвестиций. «С Ближнего Востока по этим схемам мы надеемся привлекать инвестиции, потому что Запад — все. В мире 1,5 миллиарда мусульман — соответственно, много богатых людей. Могу только приветствовать, это и есть реальный поворот на Восток, который укрепит наши отношения со странами исламского мира», — подтвердил член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев.

Если закон об исламском банкинге примут, сначала систему опробуют в нескольких регионах — это могут быть Чечня, Дагестан, Татарстан и Башкортостан. Эксперимент будет проводиться с 2023 по 2025 год и предполагает освобождение ряда операций ОПФ от налога на добавленную стоимость и на прибыль. Если после двух пилотных лет идею признают удачной, проект можно будет распространить на всю страну.

Чтобы пользоваться услугами исламского банкинга, не нужно будет специально менять веру. «Любой гражданин России или официально зарегистрированное в стране юрлицо сможет воспользоваться этим инструментом вне зависимости от религиозных предпочтений, — пообещал председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. — Откровенно говоря, мы не указываем в законе понятие "исламский банкинг", а называем эту систему партнерскими финансовыми инструментами».

Банковский шариат

Исламский банкинг отличается от традиционного и опирается на религию. Коран запрещает рибу (ростовщичество), это считается тяжким грехом, ведь ислам осуждает полученную без труда прибыль. Так что кредит в его привычном понимании правоверные мусульмане взять не могут.

Альтернативой процентному кредиту считают основанное на доверии партнерство (шарика ал-вуджух).

Главные принципы исламского банкинга: партнерство банка и клиента (распределение прибыли и убытков);

деньги — не предмет продажи, а средство обмена и мерило стоимости;

запрет на неопределенность в отношении предмета договора и его условий (гарар);

запрет на получение прибыли в результате случайного стечения обстоятельств (майсир): азартные игры, ставки и операции с производными финансовыми инструментами (деривативами);

запрет на финансирование определенных видов деятельности в соответствии с принципами шариата: табачное, алкогольное, оружейное производства, наркотики и деятельность, связанная с распространением порнографии и игорным бизнесом (харам);

запрет на присвоение чужого имущества;

запрет на продажу долга.​

Среди прочего запрещается оперировать средствами, полученными от индустрии «низменных удовольствий», — к примеру, от производства и потребления алкоголя, табака и порнографии. Запрет распространяется и на сферы, связанные с производством свинины и финансированием игорной деятельности. «Правильность» инвестиций контролирует отдельное подразделение в банке — шариатский совет, который может заблокировать неправедную сделку. Еще клиенты исламских банков не могут проводить операции со свопами или фьючерсами, поскольку по правилам прибыль должна извлекаться только из реального бизнеса.

Одно из главных отличий исламского банкинга — партнерское финансирование за определенную долю от прибыли (мушарака). Банк, вкладываясь в бизнес, получает долю в предприятии — становится партнером заемщика и разделяет с ним риски. «Услуги исламского банка больше схожи с лизингом или перепродажей, нежели с традиционными банковскими продуктами. Он может выдать в долг беспроцентный заем, выступить соинвестором проекта. Главная его особенность — ориентация на реальный сектор экономики», — уточнил управляющий партнер адвокатского бюро города Москвы «Матюнины и партнеры» Олег Матюнин.

Кардинально отличается и исламская ипотека. Если в традиционном банке выплачивается процент, то в исламском клиент буквально покупает каждый метр своего жилья. «Допустим, по 50 тысяч, где 40 тысяч — часть общей суммы, а 10 тысяч — наценка. Но вдруг что-то произошло, вы потеряли работу. Но вы уже выкупили по сути одну комнату. Что делает банк? Он проводит перерасчет, забирает у вас трехкомнатную и отдает однокомнатную», — объяснил президент фонда развития исламского бизнеса и финансов Линар Якупов. Кроме того, заемщики исламских банков не платят пени и штрафы за просрочку, а чтобы стать клиентом такой организации совершенно не обязательно верить в Аллаха.

В целом исламский банкинг — относительное молодое явление в экономике, официальной датой его рождения считается 25 июля 1963 года. Тогда в Египте появился сберегательный банк «Мит-Гамр», его первыми клиентами стали сельские жители, которые следовали ценностям ислама. Банк предлагал им особые сберегательные и инвестиционные счета, а также беспроцентные займы на открытие своего дела. «Мит-Гамр» проработал всего четыре года, но концепция исламского банкинга продолжила жить. Вскоре подобные банки появились на Филиппинах, Дубае и Судане, а к 2015 году исламский банкинг распространился на 75 стран.

Сейчас подобные организации есть не только в арабских странах, но и в Великобритании, Франции и Германии. В настоящее время объем исламского финансирования в мире составляет более трех триллионов долларов и может достигнуть четырех триллионов в ближайшие два-три года.

Вынужденные меры

У России есть опыт исламского банкинга: в 1991 году в стране открылся «Бадр-Форте Банк», который в период своей деятельности установил деловые контакты с финансовыми институтами стран Ближнего Востока, Африки и Азии и располагал широкой сетью представительств в 60 государствах. Однако в 2006-м у кредитной организации отозвали лицензию из-за нарушения закона и сомнительных сделок, тогда его активы составляли 703, 4 миллиона рублей.

В Дагестане существовал «Экспресс банк», он первым выпустил исламские дебетовые и кредитные карты, но был искусственно обанкрочен. Продукты исламского финансирования внедряли также «АкБарс Банк» и Сбер, причем последний преуспел больше: клиенты могут инвестировать в одобренные акции российских компаний, а сам банк открыл представительство в Абу-Даби (ОАЭ).

Попытки переписать законы под исламский банкинг в России предпринимались в 2015 и 2017 году. Рабочая группа по исламскому банкингу в ЦБ действует с 2015 года. Отдельные элементы исламских механизмов финансирования есть в Татарстане (Финансовый дом «Амаль», ТНВ «НурФинанс», ООО «Мирас»), Дагестане (ТНВ «ЛяРиба Финанс», Финансовый дом «Масраф» и другие). В Чеченской Республике довольно успешно функционирует Фонд имени Зейда, а в Карачаево-Черкесии недавно открылся Финансовый дом «Аманат».

В то же время развитию исламского банкинга в масштабе страны пока препятствует отсутствие профильного законодательства. При этом перспективы у подобного механизма в России велики, ведь в стране, по средней оценке, проживает около 20 миллионов мусульман, а услугами обычных банков многие не могут пользоваться по религиозным соображениям.

«Распространив эту идеологию на банковскую систему, необходимо сделать следующий шаг: запретить финансовые институты и инструменты, не связанные с реальным производством — микрофинансирование, потребительское и ипотечное кредитование. Нужно трансформировать их в подвиды купли-продажи в рассрочку. Но в подобный сценарий не особо верится», — признал Матюнин. По его словам, если в России и появится исламский банкинг, то только в качестве самостоятельного института под контролем Центробанка. «Большинство инструментов, провоцирующих финансовые кризисы, запрещены шариатом. Поэтому развитие исламского банкинга внесет вклад в повышение стабильности и укрепление финансовой системы России, поможет сгладить экономические колебания», — добавил доцент Института мировой экономики и бизнеса РУДН Равиль Асмятуллин.

В условиях международных санкций и ограничения доступа к западным финансовым рынкам исламская модель может стать для России спасительной соломинкой, которая не позволит ей оказаться в изоляции от мира. Теоретически исламский банкинг может открыть доступ к альтернативным источникам инвестиций: рынкам арабских стран (особенно Персидского залива) и стран Юго-Восточной Азии. К тому же опыт европейских стран уже показал, что исламские финансы могут хорошо вписаться в светскую финансовую систему даже в странах, не считающихся мусульманскими.

Однако для того, чтобы реализовать эту идею в России, придется кардинально перестроить банковское законодательство, а это может занять не один год. С другой стороны, новые финансовые институты помогают привлечь больше денег от населения. Те, кто по религиозным соображениям держит деньги под матрасом, начнут выводить средства на рынок, и их можно будет мобилизовать для инвестиций в развитие экономики. Но какие-то выводы предстоит сделать только по результатам эксперимента в регионах.