Это должно было произойти. Тем не менее для многих резкое замедление темпов экономического роста, прежде всего в промышленности, стало сюрпризом. Вот и правительственные чиновники в день выхода столь печальных официальных статистических данных предпочли комментировать не их, а отмечаемый рост рождаемости.Рождаемость, ее рост — это, конечно, хорошо, хотя и объясняется рост демографическим циклом, а не соответствующим нацпроектом. Но сейчас речь не об этом. Экономика стала тормозить.

Прирост объемов промышленного производства в июне составил всего лишь 0,9% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года (в 2007 г. — 9,6%). Налицо замедление темпов роста по ключевым видам экономической деятельности. Добыча полезных ископаемых в июне выросла на 0,6%, в то время как год назад этот показатель равнялся 2%. Добыча нефти и вовсе сократилась на 0,8%. Даже розничная торговля — двигатель экономического роста последних лет — стала замедляться. Нет, пока она по-прежнему растет — на 13,8% в июне, но это и не 16,2%, как было год назад.Не увидеть все это было невозможно.

Мнения в интерпретации данных разошлись. В чем абсолютно нет согласия, так это в том, чего нам ждать в ближайшем будущем. Моя точка зрения: будет хуже. И не только потому, что в июне промышленность провалилась. Чтобы так категорично давать пессимистичный прогноз, этого явно недостаточно.

Обращает на себя внимание, что цены производителей выросли в июне 2008 г. по отношению к июню 2007 г. на 28,1% (!). В значительной мере это следствие того, как росли цены производителей в последние три месяца: в марте они выросли на 4,5%, в мае — на 3,5%, в июне — на 4,9%. Такого колоссального роста цен в нынешнем веке еще не было. Причем в июле тенденция продолжится (достаточно посмотреть, как растут цены на топливо: за 20 дней июля цены на автомобильный бензин выросли на 3%).

Рост цен производителей — очень важный показатель, если мы хотим попытаться оценить, что будет с инвестициями в основной капитал. А динамика инвестиций в основной капитал — это ключевой фактор, по изменению которого можно судить о перспективах экономического роста в стране. Если издержки вследствие роста цен резко возрастают, то инвестиции падают. Это, если хотите, закон. По-другому не может быть.

Вот и у нас динамика инвестиций в основной капитал начала замедляться именно весной. Первое заметное снижение в мае: прирост на 15,3% по сравнению с 23,9% годом ранее. Июнь подтвердил наихудшие опасения: 10,8% по сравнению с 25,9% в 2007 г.

Кто-то по-прежнему считает, что во всем виноват футбол? Смотрим дальше. Есть такой полезный индикатор — грузооборот железнодорожного транспорта. Страна у нас огромная, в советские времена производительные силы размещали так, что о рациональности не думали. В результате получается следующее: если экономика растет, производим много, то много приходится и возить. Мало производим, экономика замедляется — железнодорожники возят меньше. Год назад (в июне 2007 г.) прирост грузооборота железнодорожного транспорта составил 8,5%. В 2008 г. этот же июньский показатель — всего лишь 1,7%.

Можно еще много показателей сравнивать. К примеру, замедлились темпы роста объема платных услуг населению: в июне 2007 г. было 6%, в этом году — 3,2%.

Но главный вывод: инфляция резко затормозила экономический рост. При годовом росте цен производителей на 18-20%, по оценке ФБК, происходит перелом в динамике инвестиций в основной капитал, а следовательно, и в развитии экономики в целом. Июньский провал — это не случайность.

У нас неконкурентная, а потому потенциально инфляционная экономика. Это экономика такого типа, когда рано или поздно использование преимущественно монетарных методов борьбы с инфляцией уже не приносит успеха и ситуация начинает выходить из-под контроля. Это мы, собственно говоря, сегодня и наблюдаем.Проблема в том, что конкурентная экономика в одночасье не появится. Для этого потребуются годы. А это значит, что мы умудрились-таки через инфляцию погасить экономический рост. Какое там удвоение ВВП к 2010 г.? В июле следует ожидать спада промышленного производства. Много лет такого не было. Но такова тенденция. А тенденции в современной экономике значат гораздо больше, чем абсолютные показатели. Получаем спад в экономике — добавляется дополнительный фактор раскручивания инфляции. Все просто: уменьшается предложение товаров и услуг, снижается конкуренция.В экономике так часто бывает: причина переходит в следствие — и наоборот. Важно не допускать перехода на эту траекторию причинно-следственного замкнутого круга. Мы допустили. Ну и получили.

Любое исправление ситуации начинается с объективного анализа ситуации. И для этого придется признать, что непростительной недоработкой является упущение инфляции. При такой-то внешнеэкономической конъюнктуре на основные сырьевые товары российского экспорта и так затормозить — это надо было очень постараться.

Сегодня не нужно «планов громадье». Нужно решать текущие проблемы, тогда и в 20-30-х гг. все будет нормально. Элементарная логика подсказывает, что если рост резко замедлился из-за инфляции и нарастающих инфраструктурных ограничений, то соответствующие проблемы и надо решать.