Тренд на улучшение потребительских настроений, начавшийся во втором квартале 2018 года, изменился: по итогам третьего квартала соответствующий индекс снизился с 70 до 67 пунктов. На настроении потребителей сказываются ослабление рубля, ускорение инфляции и грядущее повышение НДС до 20%.

По итогам третьего квартала 2018 года индекс потребительского доверия россиян опустился с 70 до 67 пунктов, следует из исследования The Conference Board и Nielsen, с которым ознакомился “Ъ”. Таким образом, показатель вновь начал снижаться после роста с 68 до 70 пунктов в апреле—июне 2018 года. В третьем квартале 2017 года индекс был на уровне 70 пунктов, к январю 2018 года опустился до 69 пунктов, а за первый квартал этого года — до 68 пунктов. Индекс складывается из оценки потребителями перспектив на рынке труда, готовности тратить деньги и уровня финансового благополучия. Так, в июле—сентябре 2018 года доля россиян, позитивно оценивающих перспективу на рынке труда на ближайшие полгода, сократилась с 22% до 19%. Число респондентов, считающих неподходящим время тратить деньги, снизилось с 20% до 19%. Доля потребителей, ожидающих хороших или отличных финансовых перспектив в ближайшие шесть месяцев осталась на уровне 31%.

Индекс потребительского доверия в России приблизился к историческим минимумам — ниже значения были только в 2016 году, констатирует директор по аналитике и консалтингу «Nielsen Россия» Константин Локтев. По его словам, показатель второго квартала 2018 года мог быть вызван внешним позитивным информационным фоном, связанным с ЧМ-2018 и жарким летом. В июле—сентябре на динамику индекса влияли изменение налогового законодательства, снижение реальных доходов и волатильность рубля в августе и сентябре, перечисляет господин Локтев. Начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко связывает ухудшение потребительской уверенности в первую очередь с ростом цен. В третьем квартале 2018 года продовольственная инфляция ускорилась с 0,4% до 1,6% квартал к кварталу, говорится в отчетности X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»).

По данным The Conference Board и Nielsen, в июле—сентябре 2018 года с 31% до 29% снизилась доля потребителей, тратящих свободные деньги на развлечения вне дома. С 29% до 27% сократилось число россиян, расходующих средства на отпуска. При этом на 3 процентных пункта (п. п.), до 43%, выросла доля потребителей одежды, а на 2 п. п., до 23%, увеличилось число покупателей товаров для обустройства дома. В Watcom подсчитали, что Shopping Index (количество посетителей на 1 тыс. кв. м торговой площади) в торгцентрах Москвы в третьем квартале снизился на 7%, до 428,6 пунктов, из-за падения потребительской активности. По данным коммерческого директора московского ТРЦ «Мозаика» Ольги Стариченко, в зависимости от объекта трафик в торгцентрах сократился до 20% на фоне теплой погоды осенью и снижения покупательской активности. Управляющий партнер «Ванчугов и партнеры» (управляют ТЦ «Видное Парк» в Подмосковье) Алексей Ванчугов, впрочем, считает, что снижение индекса потребительского доверия сказывается не на трафике в торгцентрах, а на уровне конверсии посетителей в покупателей. В Sela сообщили о росте трафика в магазинах в третьем квартале, но продажи снизились: причина — в падении спроса на верхнюю одежду из-за аномально теплой осени.

В октябре—ноябре 2018 года динамика потребления уже несколько изменилась, отмечает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Так, напоминает он, эта «черная пятница» стала рекордной с точки зрения объемов продаж (более 87 млрд руб. только за один день). По его прогнозам, угроза дальнейшей девальвации рубля, повышение НДС до 20% с января 2019 года и агрессивные промоакции ритейлеров будут стимулировать спрос на товары длительного пользования в декабре. К концу четвертого квартала, если курс доллара США достигнет психологической отметки 70 руб., большинство людей предпочтут совершить крупные покупки, взять ипотеку и пр., соглашается господин Ващенко.

Анатолий Костырев