Mail.ru, Aviasales, HeadHunter и другие крупные компании объявили об окончательном переводе своих сотрудников на дистанционный формат работы. Но выгоду от этого получили не все

Минувший год ознаменовался переворотом на рынке труда, изменив отношение россиян к рабочему процессу. По данным исследования рекрутингового сервиса HeadHunter, проведенного среди более чем 100 российских компаний в декабре 2020 года, 38% работодателей в разгар пандемии полностью перевели сотрудников на дистанционный режим работы, 54% — перевели только часть работников и лишь 7% оставили сотрудников в офисах. В период, когда удаленная работа стала нормой, несколько крупных российских компаний объявили об окончательном переходе на новый формат. Выгодно ли работодателю распускать сотрудников по домам?

Сомнительная экономия

Летом 2020 года медиахолдинг РБК стал одним из первых работодателей, объявивших о полном переходе на дистанционную работу. Одна из ключевых целей — сэкономить деньги. Издание уже арендовало офис втрое меньше, чем занимало ранее. В декабре издательский дом «Комсомольская правда» сменил штаб-квартиру, сократив площади в два раза, — экономия на арендных платежах может составить до 20% в год. «Отказ от офисов дает возможность существенно сэкономить крупным корпорациям, — рассуждает Наталья Дубинникова, владелица кадрового агентства Favourite Partners. — Существенная часть затрат приходится на аренду. Даже при средней стоимости 30 000 рублей за кв. м в Москве экономия может достигать 150 млн рублей в год».

Другой пример — сервис бронирований авиабилетов Aviasales, одним из первых в России объявивший о своем новом статусе remote first company (компания, которая по умолчанию ориентирована на удаленную работу наряду с международными DropBox, Twitter, Slack). ««Запрос на удаленку был и до пандемии. Такова особенность нового поколения сотрудников», — объясняет HR-директор Aviasales Полина Гавра. Штат компании (более 300 человек) преимущественно состоит из молодых сотрудников, и возможность дистанционной работы так или иначе уже присутствовала и до пандемии, сотрудники могли работать удаленно до двух месяцев в году. «Во-первых, мы говорим, что у нас есть офис на райском острове [один из офисов расположен в Таиланде. — Forbes], есть в Москве и в Петербурге, но можно работать даже из дома, — рассказывает Гавра. — Это удерживает сотрудников и привлекает новых, делая наем более дешевым и легким, ведь за лучшие кадры мы конкурируем с Google, Amazon и другими».

После десяти месяцев новой реальности переход на дистанционной формат работы для работодателей открыл и новые возможности, утверждает партнер агентства по поиску персонала M-Choice Наталья Павлова. «Использование офиса как коворкинга без стационарных рабочих мест дает возможность сократить затраты на аренду помещений, коммунальные платежи, уборку, расходные материалы, — перечисляет она. — Кроме этого, компании планируют сократить расходы на корпоративный автопарк, командировки и компенсацию питания. Также удаленка позволяет закрывать вакансии специалистам из регионов с меньшими ожиданиями по зарплате, чем в Москве и городах-миллионниках».

Тем не менее в Aviasales не видят существенной экономической выгоды от перехода на удаленку. Напротив, в 2020 году компания увеличила штат на 20% и осуществила давно запланированный переезд в более просторный офис в Санкт-Петербурге ближе к центру. «Cложно сказать, что получилась великая экономия, — рассуждает представитель компании. — Например, вместо еды, которую мы обычно заказываем для сотрудников в офис, пришлось организовать баланс в приложении «Обед.ру» с лимитом 10 000 рублей в месяц на каждого сотрудника — примерно то на то и вышло. Экономия на уборке и электричестве мизерная, такие суммы компания даже не заметит». С другой стороны, сократились траты на офлайн-мероприятия. Например, в честь своего дня рождения компания обычно устраивала выезды (в Таиланд, Грузию), а в 2020 году празднование перенесли в Zoom.

Mail.ru Group, участник рейтинга 50 лучших работодателей России по версии Forbes, навсегда переведет сотрудников на гибридную форму работы. По словам главы холдинга Бориса Добродеева, всего 5% сотрудников компании хотят вернуться в офис на постоянную работу, 30% — голосуют за удаленку, а все остальные — за гибридную форму. Компании еще предстоит найти подходящий вариант (например, коворкинг или фиксированные дни посещения офиса). При этом речь идет не об экономии — наоборот, о дополнительных затратах. «Какая тут экономия: где то убыло, где-то прибыло, — рассуждает в разговоре с Forbes один из сотрудников Mail.ru. — Да, свежевыжатые соки теперь не нужны [у сотрудников московского офиса безлимитный доступ к напиткам. — Forbes], зато надо дезинфицировать офис, оплачивать курьеров для техники и документов, привозить людям стулья домой, чтобы спина у них не болела, делать за счет компании тесты на ковид». Официально комментировать дальнейшую стратегию компании в пресс-службе Mail.ru пока не готовы.

Еще один пример — HeadHunter: с марта 2020 года компания перевела сотрудников на удаленку, 95% из них по-прежнему продолжают трудиться из дома. «Продление такого формата минимум до лета 2021 года было воспринято спокойно, — делится директор по организационному развитию HeadHunter Марина Львова. — Далее мы переходим на гибридную модель работы «офис — удаленка» по желанию сотрудников». Экономию от гибридной модели собеседница Forbes описывает как существенную — для работодателя она выражается в оптимизации офисных пространств, снижении амортизационных и коммунальных расходов и сокращении экологического следа.

Проще всего переход на удаленку дается высокотехнологичным компаниям — IT-сектор, банки нового поколения, рассуждает Дубинникова из Favourite Partners. «У таких компаний четко выстроенные системы управления командой, где еще до пандемии был опыт работы из разных городов и стран, — говорит эксперт. — А вот госсектору, неповоротливым консервативным корпорациям приходится сложнее. Оказалось, что методы взаимодействия и управления устарели и тяжело вписываются в мобильную скоростную модель менеджмента».

Эффективность растет

По подсчетам HeadHunter, для каждой третьей компании переход сотрудников на удаленку негативно сказался на ее эффективности, особенно характерно это для малых компаний с численностью до 100 сотрудников. Улучшения KPI своих сотрудников отметили только 19% компаний, участвовавших в исследовании HeadHunter.

Добродеев из Mail.ru Group называет минувший год удаленки одним из лучших для компании за последние пять-шесть лет благодаря тому, что сотрудники стали более эффективными. По словам Львовой из HeadHunter, сотрудники компании «успели прокачать навыки самоорганизации и самоконтроля». Согласно внутренним опросам, сотрудникам стало комфортнее работать, увеличилась доля тех, кто отметил рост своей продуктивности, у большей части команд получилось полностью перейти на онлайн-формат работы.

«На удаленке у людей повысилась работоспособность, что, очевидно, связано с отсутствием отвлекающих моментов типа «чашка кофе с коллегой», — подчеркивает Наталья Павлова из M-Choice. — Увеличилась скорость принятия решений — например, быстрые ответы в мессенджерах заменили долгие обсуждения на очных встречах. У многих сбылась мечта о балансе между работой и личной жизнью, что позволяет не только параллельно решать домашние вопросы, но и экономить время и деньги. Некоторые меняют домашнюю локацию на ОАЭ, Турцию или Красную Поляну, совмещая отдых и работу, что раньше себе могли позволить только фрилансеры».

Удаленная работа не отразилась негативным образом и на эффективности работы команды крупнейшего российского ретейлера X5 Retail Group F 3. «В 2020 году Х5, несмотря на турбулентность, связанную с COVID-19 и вводимыми ограничениями, хорошо поработала, наша команда еще раз доказала свой профессионализм и умение работать при любых обстоятельствах, — говорит директор по персоналу и организационному развитию Х5 Татьяна Красноперова. — Хотя часть сотрудников была бы рада вернуться к работе в зачастую более комфортном, чем дом, офисном пространстве». По ее словам, изменилось отношение к офисам: они в меньшей степени должны быть местом контроля работы сотрудников и в гораздо большей — местом для общения, командного поиска решений, тимбилдинга. Сейчас в Х5 также пересматривают процессы документооборота (который усложнила удаленная работа), рассчитывая перевести большую часть в электронный формат. Несмотря на пандемию, ретейлер продолжал нанимать сотрудников в привычном режиме — за год набрал около 170 000 человек, но «инструменты подбора, адаптации и коммуникации пришлось гибко подстраивать под новые условия».

У HR-служб также прибавилось работы, подтверждает эксперт «Актион Кадры и HR» Оксана Вилинская: «Нужно научить сотрудников и руководителей взаимодействовать в таком формате работы. И все равно — кажется, что за удаленкой для большинства офисных сотрудников будущее».