Волна эмиграции популярных марок сектора «масс-маркет» вызывает логичный вопрос: кто теперь будет одевать россиян? Пока скептики отправляют любителей шопинга в прошлое — переодеваться на картонке уличного базара, — АиФ.ru поговорил с экспертами отрасли, чтобы узнать, как обстоят дела на модном рынке.

Челноки-2022

С момента ухода популярных иностранных марок в соцсетях стали плодиться «байеры» — люди, перепродающие масс-маркет. Кто-то отправляет одежду по почте — и здесь велик риск нарваться на мошенников. А некоторые привозят одежду очно, в свои шоурумы. Порой закупщики даже не просят предоплату: если вещь не подошла одному, ее быстро выкупит другой поклонник бренда.

Схема фарцовки не новая, но раньше «модные курьеры» в основном охотились за вещами сектора люкс. Сейчас же даже модницы, не имеющие толстого кошелька, готовы переплачивать за джемпер любимой марки, а «челноки» начали возить более бюджетные и массовые бренды.

Добро пожаловать в Казахстан

Есть и другой вариант покупки одежды в любимых магазинах. Так, в интернете можно встретить объявления о шопинг-турах в Казахстан. Участников тура отвезут на автобусе в крупные моллы Астаны и Алматы.

Национальный шопинг онлайн

В отличие от известных брендов, предприниматели средней руки изначально были вынуждены уходить в онлайн. Что в ситуации закрытия популярных магазинов вполне может сыграть на руку. Ведь культура электронного шопинга продолжает захватывать россиян, и даже в небольшой деревне легко встретить примерочную маркетплейса.

Самый крупный маркетплейс страны — компания Wildberries — рассказал, что в апреле 2022 года ассортимент одежды и обуви российского производства значительно вырос. Так, на 73% увеличилось количество предлагаемой одежды, спортивная обувь также заполняет склады — ее стало больше на 78%, рекордным стало поступление товаров категории «аксессуары для детей», прирост составил 96%.

В свою очередь, площадки поддерживают отечественные марки, которые пытаются заменить популярный импорт. Так, в поддержку российских предпринимателей маркетплейс запустил проект «Сделано в России» — специальный раздел на сайте и в мобильных приложениях, в котором представлены только отечественные товары. Попасть в эту нишу могут все бренды, созданные или придуманные в нашей стране.

Ориентир на страны СНГ

По словам маркетплейса, помимо внутреннего рынка, есть перспективы наращивания торговли со странами ближнего зарубежья. Тот же Wildberries сообщил, что на него активно выходят представители Беларуси, Казахстана, Армении, Киргизии и Узбекистана: в 1 квартале 2022 г. число предпринимателей из стран ближнего зарубежья выросло в 13 раз по сравнению с аналогичным периодом 2021 г., а их продажи через онлайн-платформу выросли на 357% год к году до 1,9 млрд руб.

На манеже все те же

Однако едва ли российские товары могут полностью удовлетворить спрос населения. Поэтому вопрос «национальности» будущих платьев и костюмов остается открытым. По словам экспертов, работающих с маркетплейсами, место на рынке будут держать Китай и Турция.

«По данным на февраль 2022 года, 80% текстильного рынка страны составлял импорт. Множество брендов приостановило свою деятельность в стране, однако пока ситуация терпима, запасы на складах есть», — говорит эксперт по работе с маркетплейсами Павел Овчаренко.

Бум электронной коммерции

По словам Овчаренко, в ближайшее время можно прогнозировать бум электронной торговли, поскольку быстро построить розничные продажи — очень трудно, для этого нужно как минимум 4-5 лет.

«В то время как раскрутка на маркетплейсах займет пару лет, учитывая скорость развития логистической и складской инфраструктуры электронной коммерции. За это время новые бренды сумеют укорениться в голове потребителя, а организация новых поставок — дело нескольких месяцев», — говорит Овчаренко.

Смена имени

Один из возможных сценариев возвращения импортных брендов в Россию — смена названия. И некоторые эксперты такой сценарий не исключают. Ведь в эпоху глобального производства, когда на одном заводе отшиваются одновременно несколько марок, легко выдать себя за другого, чтобы «дружить с покупателем» на легальных основаниях.