Почему гибнут бегуны во время марафонов, насколько высоки риски и можно ли избежать смерти

Согласно легенде, греческий воин по имени Фидиппид в 490 году до н. э. после битвы при Марафоне пробежал, не останавливаясь, от Марафона до Афин, чтобы возвестить о победе греков. Добежав до Афин, он успел крикнуть: «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» и упал замертво. В 1896 году в Марафоне стартовал первый марафонский забег, вошедший в программу I Олимпийских игр.

Неизвестно, действительно ли первый «марафонец» Фидиппид действительно преодолел такую большую дистанцию без передышки и скончался после нее, но о смертях современных бегунов на дальние дистанции становится известно регулярно.

Полумарафон, прошедший 19 мая в центре Москвы, завершился очередной трагедией. После финиша стало плохо одному из участников, в результате чего мужчина скончался. Причиной смерти, по предварительным данным, стала острая сердечная недостаточность.

Смерть марафонцев — не редкость. Предыдущий подобный случай произошел совсем недавно — 5 мая в Казани мужчина почувствовал себя плохо во время полумарафона, он скончался в машине скорой помощи.

О громких смертях известно и в других странах. В 2015 году в Китае, Фучжоу, 40-летний бегун умер, преодолев 10 км, а за месяц до этого в Шэньчжэне еще один скончался, осилив полумарафон. В 2013 году в Мексике во время Международного марафона, в котором приняли участие более 20 тысяч человек, один из участников из-за остановки дыхания скончался по дороге в больницу, еще четверо оказались на больничной койке из-за плохого самочувствия.

Хотя бег и считается полезным для сердца, марафоны и полумарафоны становятся серьезным испытанием для организма.

Остановка сердца во время марафона становится причиной смерти даже опытных бегунов. Британские специалисты подсчитали, что на 80 тыс. марафонцев приходится одна смерть. Чаще всего она наступает из-за коронарной недостаточности — снижения или прекращения коронарного кровотока и неадекватного снабжения миокарда кислородом и питательными веществами. Коронарная недостаточность нередко становится причиной схода марафонца с дистанции.

Также бегунов губила гипертрофическая кардиомиопатия — утолщение стенки желудочка. При этом бегуны крайне редко сообщают семьям и врачам о болях в сердце и других опасных симптомах.

«Когда кто-то внезапно умирает, занимаясь спортом, особенно если это подросток или молодой человек 20-30 лет, причиной этому чаще всего становится гипертрофическая обструктивная кардиомиопатия, — подтверждает кардиолог из Бэйлорского университета Питер Маккалоу. — Это генетическая аномалия белков, используемых клетками сердечной мышцы. Стенка желудочка сильно утолщается, в 2-3 раза, и у сердца возникают проблемы с выбросом крови».

На финише смерть наступает менее чем в трети случаев. Основное количество смертей приходится на промежуток между 9 и 41 км.

Смерть на финише может быть связана с тем, что адреналин все еще заставляет сердце активно сокращаться, но в него поступает слишком мало крови. Во время бега ее помогают «качать» мышцы ног, но после остановки вся нагрузка ложится на сердце и оно не выдерживает.

По данным канадских исследователей, средний возраст бегунов, пострадавших от остановки сердца — 42 года, в подавляющем большинстве это мужчины. Смерти и сердечные приступы чаще происходят на марафонах, чем на полумарафонах. При остановке сердца умирают 7 из 10 бегунов, причем у более старших вероятность выжить выше — возможно, это связано с тем, что они более осведомлены о возможных рисках и более внимательно относятся к тревожным симптомам.

Кроме того, бегунов более старшего возраста чаще подкашивала ишемическая болезнь сердца, более чувствительная к реанимационным мероприятиям.

Дополнительным фактором высокой смертности среди более молодых бегунов была желудочковая тахикардия, частота сердечных сокращений 220-240 ударов в минуту — нормализовать состояние можно лишь в первые пару минут после ее начала, потом нехватка кислорода становится критической, а сердце практически не перекачивает кровь.

Также во многих исследованиях было показано, что марафоны вредят сердцу в краткосрочной перспективе, но более продолжительные последствия — вопрос дискуссионный. Регулярный бег на умеренные дистанции, наоборот, позволяет укрепить сердечно-сосудистую систему.

«Быть в форме — это защита для организма», — говорит кардиолог Джеймс Фриман из Стэнфорда.

Профессор Санджай Шарма, медицинский директор Лондонского марафона, подчеркивает, что у большинства людей, которые умерли во время марафона, ранее были болезни сердца.

Впрочем, несмотря на то, что смерти бегунов происходят регулярно, при учете их количества риск остается довольно низким.

«Я не думаю, что большинству людей, которые собираются участвовать в марафонах, есть о чем беспокоиться», — считает кардиолог Давиндер Джассал.

Тем не менее, тем, кто собирается пробежать марафонскую дистанцию, следует проконсультироваться с врачом и узнать, нет ли у них противопоказаний, особенно связанных со здоровьем сердца. При этом тестирование должно включать физическую нагрузку — ряд проблем с сердцем нельзя выявить в состоянии покоя.

Шумы в сердце можно обнаружить в 75% случаев, основной инструмент диагностики — эхокардиограмма. По мнению Маккалоу, ее следует делать всем, кто собирается заниматься серьезными физическими нагрузками.

Но даже если сердце потенциального спортсмена здорово, есть риск повредить его во время бега или других сильных нагрузок. Из-за частого и чрезмерного растяжения желудочков во время изнурительных тренировок и соревнований в сердце образуется рубцовая ткань, которая мешает его нормальной работе. Но на ЭКГ ее не увидеть — для этого необходима более продолжительная и дорогостоящая магнитно-резонансная томография.

Смерти марафонцев не должны отпугивать остальных людей от занятий спортом, считает доктор Дональд Редельмейер, марафонец и профессор медицины Университета Торонто.

«Такие случаи сразу попадают в прессу и привлекают всеобщее внимание… Они становятся лишним плюсом для тех, кто не хочет заниматься спортом», — сетует он.

Редельмайер стал автором исследования, охватившего 26 северо-американских марафонов за период в 30 лет. В них приняли участие 3 млн бегунов, которые пробежали 23 млн километров. Исследование показало, что шанс умереть на марафоне составляет менее 1 из 100,000. Из умерших 5% покинули этот мир до отметки 21,1 км, а 50% -– на последних двух километрах.

«Есть эффект эйфории, когда толпа и фотографы заставляют нас на последних километрах пускаться в финишный рывок, — объясняет ученый. — Эти последние 2 км в 10 раз опаснее, чем вся дистанция».

Он советует бегунам не напрягаться и не превращать финиш в свой последний спринт.

«Если вы хотите остаться в живых гарантировано на ближайшие пять минут –- не вставайте с дивана, но если вы хотите прожить лишних лет 15 как минимум, тогда вам надо заняться спортом», — подводит итог Редельмайер.