Многие считают, что остеопатия — это кости, суставы, связки. Путают с мануальной терапией и массажем. В чем же смысл, особенности и возможности этой практики, а также какие чисто женские проблемы она может решить, рассказывает главный врач клиники «Остеон» Людмила Сергеевна Бутенко

Вокруг остеопатии витает масса слухов, домыслов, а зачастую и недоверия. Ведь мы, врачи-остеопаты, работаем неощутимо, без хруста, дерганий, разминаний. Положим руки под поясницу или плечи, замрем, потом переместим и вновь замрем. И, кажется, ничего не происходит, хотя на деле совсем наоборот. Своими пальцами и ладонями доктор улавливает тончайшие колебания и вибрации от мышц, костей, связок, сосудов, фасций. И зная, какими они должны быть в норме, выявляет патологические отклонения, старается вернуть их в нужное русло, задав правильную частоту. Иными словами, остеопат — это врач с большим клиническим опытом, который восстанавливает процесс саморегуляции организма. Мастерство здесь приходит с практикой. Есть определенная константа колебаний в той или иной кости или сосуде. И начинающий специалист вначале заучивает их. Потом технику исправления той или иной проблемы. А уже после — возможности комбинирования этих манипуляций. Это как в школе, сначала учат буквы, слоги, слова, предложения. И только в четвертом-пятом классе начинают писать сочинения. Так и у нас: после института и ординатуры нужно еще несколько лет учиться и ­ассистировать мастеру, чтобы потом практиковать самостоятельно. Остеопатов часто пытаются сравнить с ­экстрасенсами. Но у нас нет никакой мистики или неизмеримых величин. Все — сплошная физика: колебания, волны, фазы, противофазы. Да наши руки чувствуют больше, чем ваши, но это только вопрос тренировки. Мы ничего не делаем против природы, не перенаправляем, не меняем. А лишь восстанавливаем.

Несмотря на то что возможности остеопатии широки, большинство приходит к нам с проблемами опорно-двигательного аппарата. Хотя часто на деле выясняется, что сбой произошел совсем в другом месте и по иной причине. Так, недавно записалась пациентка с жалобами на боли в спине. Ей никто не верил, исследования показывали отсутствие отклонений. А девушка просто стонет каждое утро. Муж купил ей ортопедический матрац, подушку. Оплатил занятия йогой, массаж. Но боли не утихали. Я кладу ладонь на ее крестец, прислушиваюсь к вибрациям. И спрашиваю: «Давно рожали?» Она говорит: «Семнадцать лет назад». И я понимаю, что все эти годы матка была в неправильном положении, которое я явно чувствую. А также — нарушение системы связок и как следствие — подтянутый крестец, которой из-за этого неестественного положения и болит. Для остеопата вернуть все на свое место в этом случае не проблема: я справилась за один сеанс, чем безмерно удивила женщину, которая тут же направила ко мне всех своих рожавших подруг. И это правильно. Будь моя воля, ввела бы во всех роддомах ставку остеопата и обязательный курс после появления ребенка на свет. Ведь болезненными, в отличие от животных, родами мы расплачиваемся за прямохождение. Производим потомство в муках не только физических, но и анатомических. Наши органы малого таза и так не ахти себя чувствуют из-за того, что мы изменили осанку и перераспределили вес. А тут еще и роды, раскрытие таза и т. д. Поэтому нужно помочь им встать на место, получить нормальное кровоснабжение, снять напряжение. Иначе есть риск расплатиться за, казалось бы, нормальные роды годами болей в спине, дискомфортом и депрессией. А какой переполох внутри вызывает кесарево сечение! Ведь шов накладывают справа налево и послойно: матка, брюшина, мышцы, стенка живота. Образуется многослойный рубец, который смещает органы в левую сторону. Это может привести к запорам, отекам и даже онемению ног, тянущим болям. Вплоть до последующих смещений в пояснично-крестцовом переходе. Так, у одной из пациенток причиной коксартроза — проблем с тазовыми суставами — оказался именно кесарной шов, сместивший органы малого таза так, что изменилось кровообращение и нагрузка на суставы.

А ранняя менопауза? Этот диагноз сегодня ставят сплошь и рядом. Но ведь часто прекращение месячных связано не с выгоранием гормональной системы, а с плохим кровообращением. Так, у женщины 41 года, которой и гинекологи, и эндокринологи ставили преждевременный климакс, опираясь на результаты анализов, я выявила нарушения кровоснабжения турецкого седла. В этом отделе черепа с забавным названием находится гипофиз, а также таламус и гипоталамус — главные регуляторы гормонального баланса в нашем организме. И они были практически лишены кровообращения. Проблема оказалось в аритмии, которой женщина страдала с детства, а также в шейном отделе позвоночника. Сбой пульсовой волны и снижение поступления крови в мозг привели к тому, что турецкое седло стало «сухим», как говорят специалисты. Четыре месяца регулярных сеансов — и мы наладили женщине месячный цикл. Это лишь частный момент, но я уверена, что при ранней менопаузе, прежде чем переходить на гормонозаместительную терапию, нужно пройти остеопатический сеанс. Так вы убедитесь в отсутствии чисто механических проблем с кровообращением где-либо. Ранняя менопауза — это симптом, а не причина.

Я рассказала лишь о мизерной части возможностей, которые имеет остеопатия в решении чисто женских вопросов, не говоря об остальных заболеваниях. И в заключение хочу попросить вас приходить к нам не когда накроет боль, а регулярно, профилактически, как к стоматологу или к гинекологу, чтобы убедиться, что все в порядке, дать новую силу своему кровообращению, зарядиться энергией и даже сохранить молодость. Поверьте, ­остеопаты и это умеют!