Компания «Яндекс» совместно с двумя крупными бюро кредитных историй организовали новый проект, в рамках которого осуществляется оценка заёмщиков банковских организаций. Согласно имеющимся данным, в процессе анализа учитываются более 1000 показателей. Об этом сообщили два неназванных источника, знакомых с вопросом, а представитель Объединённого кредитного бюро (ОКБ) подтвердил информацию. Аналогичный проект «Яндекс» реализует совместно с БКИ «Эквифакс».

Проект, который «Яндекс» реализует вместе с ОКБ получил название «Интернет-скоринг бюро». В процессе оценки платёжеспособности заёмщиков компании «смешивают» скоринг, но при этом не имеют доступа к данным друг друга. В распоряжении бюро кредитных историй имеется информация о кредитах, запросах на получение кредитов, платежах заёмщика и его кредитной нагрузке. Что касается «Яндекса», то компания имеет статистические данные о пользователях, которые хранятся в обезличенном виде. Скоринг осуществляется на основе «аналитических признаков» «Яндекса», а затем эта оценка добавляется скоринговой оценке БКИ. Такой подход позволяет вывести общий балл, который и будет предоставляться банку. В ОКБ говорят о том, что такая методика может использоваться для оценки более 95 % заёмщиков.

Стоит отметить, что «Яндекс» не раскрывает, какие именно данные о пользователях лежат в основе скоринговой модели. «Обезличенные данные обрабатываются алгоритмами автоматически и находятся исключительно в закрытом контуре «Яндекса». В аналитических моделях используется более 1000 разных факторов. По итогам оценки партнёру передаётся только одно число, являющееся результатом оценки», — прокомментировал данный вопрос представитель «Яндекса». Он также отметил, что полученный по результатам анализа данных ИТ-компании результат не является каким-то руководством к действию и не оказывает влияния на то, какую оценку даёт БКИ.

Осведомлённый источник рассказал о том, что кредитное бюро передаёт пользовательские идентификаторы (адрес почтового ящика и номер мобильного телефона) «Яндексу» в зашифрованном виде. Эти данные ложатся в основу модели, использование которой позволяет дать оценку платёжеспособности того или иного клиента. В процессе работы «Яндекс» не может определять, по какому именно клиенту поступил запрос. Кроме того, компания не передаёт пользовательские данные третьим лицам.

По мнению генерального директора Национального рейтингового агентства Алексея Богомолова, скоринговая оценка, даже если она выведена на основе обезличенных и агрегированных данных, позволяет банкам точнее оценивать платёжеспособность клиентов. Он также отметил, что в настоящее время организованный «Яндексом» сервис в тестовом режиме используется несколькими банками.