Возможно уже в конце этого года в Тольятти начнется сборка опытной партии отечественного электрокара Zetta (Zero Emission Terra Transport Asset, или Транспортный актив с нулевым выбросом). По информации, озвученной министром промышленности и торговли РФ Денисом Мантуровым, первый этап проектирования и опытных испытаний завершился положительно, и теперь необходимо переходить к отладке производства и к оснащению промышленной площадки оборудованием для конвейера, рассчитанного на выпуск 15 тысяч электрокаров в год. Правда, для этого потребуются дополнительные финансовые вливания. Сейчас проект Zetta требует инвестиций в размере 100 миллионов рублей. Вопрос о выделении средств рассмотрит экспертный совет Фонда развития промышленности в конце августа.

Без центрального двигателя

Разработкой электрокара занимается новая компания ООО «Zetta», которая до сих пор производила в Тольятти автомобильные комплектующие и детали машин. К «АвтоВАЗу» она не имеет отношения, однако при поддержке правительства сумела разработать с нуля модульный автомобиль, отличающийся интересной конструкцией.

В основе Zetta лежит каркасная платформа с внешними пластиковыми панелями. Подвесочные компоненты взяты от ВАЗовских семейств 2108 и 2110.

В длину машина растянулась на 3030 мм, а в ширину — на 1600 мм, что делает ее очень компактной. При этом высота составляет 1760 мм.

Благодаря каркасному кузову можно добиться нескольких вариантов компоновки салона. Помимо пассажирского хэтчбека Zetta может быть даже фургоном для перевозки крупногабаритных грузов.

Интересно то, что электрокар не имеет коробки передач, привычной трансмиссии и даже центрального мотора. Помимо пассажирской капсулы в нем можно увидеть только рулевую рейку без усилителя и электронный блок управления, а под полом спрятана плоская батарея. По сути, кузов представляет собой раму, к которой крепится источник питания, тормозная система и другие необходимые компоненты, включая электронные системы ABS и ESP.

Чудо-катушки

В движение электрокар приводят четыре мотор-колеса с встроенными катушками Дуюнова, оборудованные индивидуальными контроллерами, которые и выполняют роль силовых агрегатов.

Суть технологии мотор-колеса Дуюнова в том, что оно вращается за счет сил электромагнитного взаимодействия двух катушек, выполненных в форме звезды и в виде треугольника. Из-за отсутствия валов и трансмиссии энергии оно потребляет на 30-40% меньше, чем обычный электродвигатель, а КПД силовой установки приближается к 85-90%. Каждый мотор потребляет порядка 40 Вт. ч/км и развивает мощность 7 кВт, то есть порядка 10 л. с. Тем самым суммарная мощность силовой установки составляет около 30 кВт. То есть батареи хватает на 200 километров пробега. Планируется, что блоки аккумуляторов будут закупаться в Китае.

За счет программного управления электроникой можно добиться хорошего поведения машины на дороге. Полный привод и системы стабилизации позволяют эксплуатировать ее на скользких дорогах и в песке.

Тормозная система реализована отдельно и имеет раздельные электрические и гидравлические контуры, при помощи которых происходит рекуперация энергии во время торможения.

Без кондиционера и усилителя

Автомобиль имеет и недостатки. Он не будет оснащаться усилителем рулевого колеса, чтобы увеличить дальность пробега. Не предусмотрен и кондиционер. Охлаждение воздуха производится за счет водяного испарителя, который работает менее эффективно, чем компрессорный кондиционер.

Печку решено сделать автономную. Она будет питаться бензином из отдельного бака.

Планируется, что при начале производства почти половина автомобилей будет экспортироваться за рубеж. Интерес к машине проявили дистрибьюторы из ОАЭ, Иордании, Кувейта и Северной Африки.